Урок по литературному чтению "Основная мысль рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Каргалова Надежда Николаевна

Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский». Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tajnoe_stanovitsya_yavnim.docx758.77 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №4

Технологическая карта учебного занятия

Учитель: Каргалова Надежда Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Сокурская СОШ № 19.

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 2 класс.

Тема: Основная мысль рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Основные технологические приёмы и формы работы: обращение к личному опыту, работа со словарем, составление кластера, чтение с остановками, чтение-разведка, прием синестезии (соощущение, совосприятие, вживание в образ), анализ текста, «Задай вопрос», «Верные и неверные утверждения», работа в парах.

Планируемые результаты

Предметные результаты: развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития (чтение вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста), использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. Уметь работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).  

Личностные результаты:
Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.

Метапредметные результаты:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Уметьслушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Формирование УУД:  

УУД

Базовый уровень

Повышенный уровень

Предметные

Использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое), ориентироваться в содержании прочитанного, участвовать в обсуждении прочитанного или прослушанного текста, определять основную мысль текста, объяснять значение слова с опорой на контекст с использованием словарей, устанавливать взаимосвязь между событиями, мыслями, чувствами

Создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, самостоятельное умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно - следственные связи.

Содержание урока

№ п/п

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (личностные, метапредметные УУД)

Организационный этап

Цель: Определение готовности обучающихся к уроку.

 - Здравствуйте, ребята!

Ученики занимают свои места, приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку.

Личностные: формирование мотивации к обучению.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя

2.

Мотивация учебной деятельности

Цель:учить самостоятельно определять тему и цель урока.

- На каждом уроке вы узнаёте все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу, что вы готовы к новым знаниям, и у нас обязательно  всё получится. А начнём наш урок с пословицы. Прочитайте её: «Шило в мешке не утаишь».

-Предположите, что могут означать эти слова? (О правде всегда узнают).

- В конце урока мы с вами еще вернемся к этой пословице и решим – верно ли было наше предположение. Как вы думаете, почему  именно с этой пословицы мы начали наш урок? (будем читать новое произведение, в котором главное-говорить правду).

Учащиеся слушают учителя.

Высказывания учеников.Приём «Верные и неверные утверждения».

Самоопределение к деятельности

-Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня будем знакомиться.

- А кто автор?

-Ребята, любите ли вы тайны?

-Что такое тайна?

-Подберите слова, близкие по значению к слову «тайна».

- Иметь тайны хорошо или плохо?

- А для чего тайны нужны человеку?

- Назовите синонимы к слову «тайное».

-А что означает слово «явное»?

- Назовите синонимы к слову «явное».

- Тайное – явное. Как мы можем назвать эти слова?

Работа со словарями русского языка

Составляют кластер. Тайное:неразгаданное, неизвестное, секретное, скрытое, никому не сказанное

Работа  со словарями русского языка

Составляют кластер. Явное:очевидное понятное, открытое, настоящее, известное.

Ответы учеников.

3.

Актуализация опорных знаний.

Цель:Мотивация к учебной деятельности

Задача:-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- организовать планирование учебной деятельности на уроке.

Физминутка

Первичное чтение. Чтение с остановками.

Просмотр фрагмента фильма до слов  «Ложись–ка ты спать!».

-Вам главный герой кого-нибудь напоминает из рассказов В.Ю.Драгунского?

- Что вы можете сказать о Дениске, какой он?

- Почему мальчик заинтересовался маминой фразой «Тайное всегда становится явным»

- Вы смогли бы ему объяснить эту фразу?

 

2.Чтение до слов «…я ею давлюсь), (слушают аудиозапись)

- Из-за чего произошел конфликт между мамой и сыном?

ДЕВОЧКИ – объяснят позицию мамы.

МАЛЬЧИКИ – позицию сына.

- Кто прав?

-Как вообще можно разрешить конфликт?        

3.Чтение до слов «…съесть все до дна!» (слушают аудиозапись)

-Как разрешили конфликт мама и Дениска?

4.Чтение – разведка.

- А сейчас вы пойдёте в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. Вы прочитаете ту часть рассказа, которая выделена. И после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал мальчик, чтобы каша была вкуснее. Можно пользоваться карандашом, чтобы делать пометки в тексте. Кто первым возвращается из разведки, молча, встаёт и ищет глазами иллюстрации к рассказу.

- Что мальчик сделал с кашей, чтобы она была вкуснее?

- Что означает слово «Хрен»?

- Объясните образное выражение «Глаза на лоб полезли и остановилось дыхание».

-От чего у Дениски глаза на лоб полезли?

-Зачитайте отрывок с использованием слова «хрен».

-Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу?

5.Чтение учителем.        Подумайте, какие вопросы можно задать к этой части.

-Какие вопросы у вас возникли в ходе чтения?

- У меня есть вопросы. В какой момент вам было смешно?

-А что чувствовал дяденька в этот момент?

-Прочитайте, как выглядел дяденька?

-А что Дениска при этом чувствовал?

-А кому вы сочувствовали? Почему?

-Хорошо ли Дениска знал свою маму? Какие слова это доказывают? Найдите и прочитайте. .(“...глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а это верная примета, что мама рассердилась”)

-Почему мама «смотрела долго-долго на сына? (хотела понять, что чувствует Денис) 

-Давайте проследим, как менялось настроение мамы?  

-Как менялось настроение Дениски?  

- Будет ли продолжение разговора у Дениски с мамой? Почему?

-Какая проблема волнует автора?

-Как, по-вашему, что такое «взаимопонимание между родителями и детьми»?

-Подведём итог: Почему мама не стала наказывать Дениску?

- Понял ли он мамины слова?

- Почему вы так считаете?

- Ребята, давайте еще раз вернемся к пословице, с которой мы начали наш урок. Правильным ли оказалось наше первоначальное предположение или теперь вы понимаете эту пословицу по-другому?

Работа с текстом.

Ответы учеников.

Это Дениска.

Имел хорошие привычки, задумывался над непонятным.

Ответы детей.

Приём синестезии.

Мама:полезно, надо утром есть кашу, заботится о сыне.

Сын:не любит, невкусно.

Уступить, договориться.

Работа с текстом.

Договорились.

Работа с текстом. Чтение с пометками.

Выполняют физминутку. Ищут газами иллюстрации к рассказу  (упражнения для глаз).

Зачитывают ответы.

-пошлёпал ложкой; 
-посолил; 
-посыпал сахару; 
-долил кипятку; 
-вылил в кашу всю баночку хрена.

Работа с крылатым выражением.

 Составляют вопросы. Приём «Задай  вопрос» (толстые и тонкие вопросы)

Ответы на вопросы.

Зачитывают ответы.

Ответы на вопросы.

Хотела понять, что чувствует Дениска.

Выстраивают цепочку, отражающую внутреннее состояние героев. Работа в парах.

Мама: радость, веселье, гнев, печаль, огорчение. Денис: довольный, страх, стыд.

Каждый пережил сильные чувства от радости до страха и печали.

Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.

4.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: Установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внесение корректив, анализ учебной деятельности

-Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в жизни. Какой урок сегодня вы получили?

-Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский». Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины. И я хочу поблагодарить вас за активную творческую работу на нашем уроке.

- А теперь я попрошу вас показать, насколько  интересно вам было на уроке. У вас на партах лежат лучик и  облако. Если вам было на уроке комфортно. Всё понятно, то подойдите прикрепите на солнышко лучик, если урок вызвал затруднение, то прикрепите облако.

Оценивают своё эмоциональное состояние.

Личностные: владеют знаниями основных моральных норм поведения.

Познавательные: анализируют, обобщают и перерабатывают полученную информацию; делают выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами; осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности

5.

Информация о домашнем задании.

Цель: Сообщение объема и содержания домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

- Вспомните, была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок?  Рассказать о ней вы можете на следующем уроке. Это и будет вашим домашним заданием.

Записывают домашнее задание.

Личностные: знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения; устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

K:\для аттестации\Каргалова Н.аттестация 2019\Всё моё к аттестации 2018-2019\мои награды\моё\sert_2664.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения на основе технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Урок литературного чтения по программе Марии Павловны Воюшиной, разработан на основе  технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное стано...

Урок по литературному чтению по теме: В. Ю. Драгунский. "Тайное становится явным" 2 класс

Цель: познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным», его идейно-смысловым и художественным содержанием, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, ...

Урок по литературному чтению по теме: В. Ю. Драгунский. "Тайное становится явным"

Цель урока: познакомить учащихся с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».Задачи урока:  I.   Образовательные:    1.  Познаком...

Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс. В.Ю. Драгунский. Тайное становится явным

Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс. В.Ю. Драгунский. Тайное становится явным...

Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным». УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексииЦель урока: закрепление знаний о рассказе В. Драгунского  «Тайное становится явным»; совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать прочитанн...

Технологическая карта урока по теме: Выделение главной мысли (идеи) рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: создать условия для формирования умения выделять главную мысль (идею) художественного произведения.Задачи: - познакомить обучающихся с краткой биографией В...