Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством А.С.Пушкина;
показать яркость языка произведений и многоплановость творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок чтения 4 класс Пушкин "Сказка о царе Салтане" | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе по теме:
А.С.Пушкин
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»
Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством А.С.Пушкина;
показать яркость языка произведений и многоплановость творчества поэта.
Задачи:
- учить видеть прекрасное ;
- отличать доброе от злого, развивать мышление, речь;
- прививать любовь к родному языку, своей Родине;
- развивать навыки выразительного чтения;
- формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы;
- учить анализировать поступки героев;
- прививать любовь к чтению.
Оборудование: презентация о биографии А.С.Пушкина, рисунки детей, детские издания сказок А.С.Пушкина, портрет Н.А.Римского - Корсакова, портрет Врубеля, репродукция картины «Царевна Лебедь», аудиозапись «Полёт шмеля»
мультимедиа, проектор, выставка книг.
Сценарий урока:
(Обучающиеся на уроке работают в группах, три группы).
Организационный момент. (слайд – урок чтения в 4 классе)
Дети хором - Заливистый школьный звонок
Позвал нас опять на урок.
Будем мы внимательны,
А ещё старательны!
- Доброе утро, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдёт удачно. Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.
- Начать урок я хочу словами французкого писателя и философа Ж.Ж.Руссо:
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
Введение в тему - Сегодня на уроке мы с вами будем работать в группах, капитанов вы уже выбрали. Капитан будет решать, кто будет отвечать или выступать. За правильные ответы вы будете получать очки – орешки.
Давайте вспомним правила работы в группе.
+ Существует три не: (слайд)
- Не перебивай!
- Не критикуй!
- Не спеши!
Разминка.
- Сейчас ребята представят фрагменты из литературных произведений. Фрагмента будет три. Вы должны определить название произведения и автора. На столе у вас лежит листочек. Догадались, кто автор произведения и название, запишите на листочек.
Дети исполняют фрагменты:
- «Унылая пора! Очей очарованье!» (слайд осень)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
«У лукоморья дуб зеленый…» (слайд у лукоморья)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
- «Три девицы под окном …» (слайд Три девицы…)
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, - Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, - Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя Родила богатыря».
- Похлопали ребятам за выступление.
Определение фрагментов. – (Слайд )
- Стихотворение «Унылая пора! »
- Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
- «Сказка о царе Салтане»
- Что объединяет все эти произведения?
+ Их написал один автор – А.С.Пушкин .
Раздать орешки за правильный ответ
Сообщение темы и цели урока. - Назовите тему сегодняшнего урока?
+ А.С.Пушкин и его сказка «Сказка о царе Салтане…»
- Всё верно. Мы с вами всю неделю на уроках чтения знакомились со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане …», и сегодня у нас заключительный урок - слайд № – Тема урока.
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
- А какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке?
- Верно. Наши цели сегодня на уроке – (слайд) – Цели урока.
1.Ближе познакомиться с творчеством Пушкина
2.Проанализировать сказку
3.Дать характеристику героям
- Итак, начнем с картинной галереи. Перед вами портреты писателей и поэтов, нужно найти среди них А.С.Пушкина.(И.А. Крылов, А.С.Пушкин, В.Жуковский)
сопоставление портрета с табличкой фамилии автора
- Молодцы! Быстро справились с заданием!
- Мы с вами уже знакомились с биографией А.С.Пушкина.
Но каждой команде было дано задание – найти и подготовить небольшие сообщения об интересных моментах в творчестве и биографии поэта. Давайте их внимательно послушаем.
( Выступают подготовленные ученики, их рассказ сопровождаю презентацией о Пушкине )
1. Великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина ещё при жизни называли "солнцем русской поэзии". Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного военного. Он рос упрямым, неповоротливым и не похожим на других ребёнком. В семье воспитанием мальчика занимались две женщины: его бабушка - Мария Ганнибал и няня - крестьянка Арина Родионовна.
Это они рассказывали ему сказки, песенки, стишки русского народа, истории о своих предках. Обучением мальчика занимались французские гувернанты. Они обучали Сашу танцам, французскому языку , арифметике. Но главным источником знаний мальчика была книга. Он часто забирался в кабинет отца и читал.
2. Когда Александру исполнилось 12 лет, родители определили сына в Царскосельский лицей. Там он проучился 6 лет. Это был порывистый, вспыльчивый, дерзкий и веселый подросток . В 15 лет было опубликовано первое его стихотворение "К другу стихотворцу".
По окончании Лицея Пушкин приехал в город Петербург на службу. Здесь он написал поэму "Руслан и Людмила", а также стихи, высмеивающие власть. За это его выслали на юг России, а затем в имение Михайловское.
3. Именно в селе Михайловском он вплотную столкнулся с жизнью простого народа. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, записывал меткие слова и выражения, запоминал народные песни. В Михайловском его не покидала няня. Она, как в детстве, рассказывала поэту сказки. А он их запоминал и записывал. Александр Сергеевич Пушкин написал 7 сказок. "Сказка о царе Салтане" была создана в споре с Жуковским. А "Сказка о Медведихе" так и не была закончена, потому что 27 января 1837 года Пушкин был смертельно ранен на дуэли.
Задание «Предмет из сказки»
- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина.
( Работа в группах. Показываю предмет, определить название сказки и вспомнить строчки.
Зеркальце
Свет мой, зеркальце, скажи!
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Рыбка
Приплыла к нему рыбка, спросила:
Чего тебе надобно старче?
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Петушок
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы. («Сказка о золотом петушке»)
Белка
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая! («Сказка о царе Салтане»)
Раздать орешки за правильный ответ.
- А сейчас давайте вспомним, что мы узнали о сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Сходство с русскими народными сказками:
- положительные и отрицательные герои;
- чудесные превращения;
3. 3- кратные повторы событий, как в русских сказках (3 раза летал Князь Гвидон в царство своего отца, три раза Салтан обещался приехать на славный остров, 3 девицы);
4. в конце - добро побеждает зло.
5. Сказочная концовка: я там был, мёд, пиво пил…
Отличие то русских народных сказок:
1. она авторская, есть автор
2. в отличие от русской народной – стихотворный текст;
3. нет зачина – начала: жили-были;
4. у героев есть имена – Салтан, Гвидон, Черномор
5. здесь есть необычные герои – Лебедь, дядька Черномор, 33 богатыря;
6. в конце – злых героев прощают;
А сейчас проверим, насколько выразительно вы умеете читать.
Задание:
- Дома вы должны были подготовиться к выразительному чтению.
Давайте устроим конкурс чтецов.
- У вас на столах иллюстрация. Нужно найти из сказки фрагмент, который подходит этой иллюстрации и прочитать его.
Рисунки для
1-ой группы – Видно на море не тихо (Гвидон убивает коршуна)… слайд №
2-ой группы – 33 богатыря в чешуе, как жар, горя…слайд №
3-ей группы – Царь глядит и узнаёт… ( концовка) слайд №
- Чьё чтение вам больше понравилось и почему? (После прочтения дети сами оценивают выступающих с комментированием).
Раздать орешки
Задание «Путаница».
- При чтении сказки мы с вами составляли цитатный план, и сейчас вы должны будете восстановить события сказки.
1. Три девицы под окном. 2. Царь недолго собирался, в тот же вечер обвенчался. |
3. Не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку. |
4. Бочка по морю плывет. |
5. Мать и сын теперь на воле. |
6. Чародея погубил. |
7. Град на острове стоит. |
8. Комаром оборотился. |
9. Белка там живёт ручная, да затейница какая. 10. В муху князь оборотился. |
11. В чешуе, как жар горя, 33 богатыря. 12. Шмелем князь оборотился. |
13.Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта – я! 14. Обнимает он царицу, и сынка, и молодицу. И садятся все за стол, и весёлый пир пошёл! |
Раздать орешки за правильный ответ.
- Сейчас мы немного отдохнем, выполним физминутку. А поможет нам вот кто. Узнали? Это белочка из «Сказки о царе Салтане…» А кто помнит, какую русскую народную песню пела белочка? («Во саду ли, во огороде»)
“Ветер весело шумит (махи руками над головой вправо-влево)
Судно весело бежит (руки вытянуты вперёд лодочкой, слегка покачиваясь)
Мимо острова Буяна (показывают рукой вправо)
В царство славного Салтана (разводят руки перед грудью, кланяясь)
И желанная страна (разводят руки над головой в разные стороны)
Вот уж издали видна (руки сложены в “подзорную трубу”)
- Мы знаем, что в каждой сказке есть какие герои? (Положительные и отрицательные). При чтении сказки мы выяснили, что в сказке
отрицательные герои – это:
- повариха
- ткачиха
- сватья баба Бабариха
- Коршун
- А положительные герои – это:
- Царь Салтан
- его сын Гвидон
- девица под окном - будущая Царица
- Царевна-лебедь
Следующее задание - дать характеристику героям, описать , какие поступки они совершают. Давайте потренируемся, например, опишем царевну-Лебедь
Её спас князь Гвидон от злого колдуна - Коршуна. Она величава, благодарная -отплатила князю за спасение от злого колдуна, мудрая - помогла князю помириться с отцом, рассудительная – рассуждала: ведь жена не рукавица, с белой ручки не стряхнёшь, добрая, смелая.
- Посмотрите, как изобразил её великий художник М.А. Врубель. Одна из самых его известных картин «Царевна Лебедь» (слайд ) Царевна – лебедь изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.
- А теперь каждая команда опишет своего героя – нужно найти карточки с качествами, присущими только ему и доказать, почему вы их выбрали.
1 команда - Князь Гвидон сын царя Салтана.
Добрый, милосердный (пожалел и спас Лебедь, пожалел бабушку - сватью бабу Бабариху)
Вспыльчивый (наказал виновниц, будучи комаром, мухой и шмелем, укусил и
Практичный (заводит чудеса в своем уделе, причем белочка пополняет княжью казну, морские витязи несут дозор)
Любящий (любит мать, отца, жену, свой народ)
Сильный (вышиб дно у бочки, согнул дубовый сук для лука)
Гостеприимный (купцов угощает, расспрашивает о торговле)
Смелый ( убил коршуна – чародея)
Справедливый (справедливо правит в городе на острове Буяне)
2 команда - царь Салтан –
Простоватый – (женился на простой девушке, любит слушать про чудеса, держит около себя ткачиху и повариху)
Добрый и милосердный (пощадил злодеек, не наказал гонца)
Вспыльчивый (хотел повесить гонца; разозлился, когда его не пускали в путешествие)
Любящий (любит жену и сына, тоскует по ним)
Доверчивый (верит во все чудеса, и в то, что ему скажут)
Пассивный (не нашел виновников трагедии)
Гостеприимный (угощает купцов, вернувшихся из плавания)
Храбрый (сражается на войне)
3 команда – повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха
Завистливые – завидуют своей сестре, что она стала царицей
Хитрые – придумывают хитрости, чтобы не пускать царя на чудесный остров
Самолюбивые – хотят прославиться, говоря , что на весь бы мир одна наткала бы полотна
Злые - в кухне злится повариха
Мстительные – мстят своей сестре за то, что её быбрал царь в жены
Коварные - они совершили преступление. В письме к царю Салтану — оклеветали Царевну и младенца, добились, чтобы их посадили в бочку и бросили в море.
Раздать орешки за правильный ответ.
Теперь сделаем вывод, что же в первую очередь объединяет отца и сына?
Милосердие и доброта, любовь, вспыльчивость и гостеприимство, смелость.
А каковы основные отличительные особенности характеров героев?
Царь пассивный и доверчивый, а сын его справедливый и практичный.
Какой герой вам нравится больше? А автору? Конечно молодой князь Гвидон, А.С.Пушкин прославляет его уже в названии сказки!
- К какому виду сказок мы отнесем «Сказку о царе Салтане…»?
+ К волшебным – там происходят чудеса.
- Для чего нужны чудеса?
+ Чтобы исполнилась мечта, желание.
- Какие чудеса описаны Пушкиным в сказке?
+ Превращения Гвидона.
- В кого он превращался, чтобы навестить отца?
+ Комара, муху, шмеля.
ФИЗМИНУТКА (для глаз):
- А теперь музыкальный вопрос.
Н.А.Римский-Корсаков (слайд) к 100-летию А.С.Пушкина написал оперу-сказку. Закройте глаза, с закрытыми глазами послушайте фрагмент и определите, кого или что изобразила музыка?
- Откройте глазки. Кого изобразила музыка?
+ Шмеля
- В сказке происходят ещё чудеса? Да
Поиграем в Игру «Волшебный сундук князя Гвидона».
- Я буду доставать предметы, которые принадлежат каким-то героям, а вы должны будете вспомнить их.
1. МЕЧ - 33 богатыря и дядька Черномор – Вспомните строчки.
В свете есть такое диво- море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой, Хлынет на берег пустой
Разольётся в шумном беге, И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар, горя ,33 богатыря.
2. Орешек - Белочка грызет орешки золотые и напевает песенку. - Вспомните строчки.
Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт.
А орешки непростые, в них скорлупки золотые.
3. Перо коршуна – злой чародей волшебник. - Вспомните строчки.
Смотрит: коршун в море тонет, и не птичьим криком стонет.
Лебедь около плывёт, злого коршуна клюёт.
4. Кораблик – на нём плыли гости. Вспомните строчки.
Ветер на море гуляет, да кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах.
5.Комар – превращался князь Гвидон. Вспомните строчки.
Тут он в точку уменьшился. Комаром оборотился,
Полетел и запищал, судно на море догнал.
6. Звезда - Прекрасная царевна Лебедь. - Вспомните строчки.
Месяц под косой блестит. А во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступает словно пава.
Раздать орешки за правильный ответ.
- А.С. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и не переставал изучать его всю жизнь.
- Ребята, что вы можете сказать о языке написания этой сказки?
- Поэт часто использует эпитеты, устаревшие слова.
- При чтении сказки нам встречались устаревшие слова - архаизмы, и мы узнавали в словаре, что они обозначают. Давайте проверим, как вы их запомнили.
- Я буду доставать слова на грамотках из волшебного сундука князя Гвидона, а вы должны сказать, что обозначает каждое слово.
Капитаны считают количество правильных ответов.
1.Извести – погубить, уничтожить.
2.Зыби – волны
3.Венец – корона.
4.Аршин – старинная мера длины, равная 70 см
5.Грёзы ночи – сны.
6.Дело лихо – дело плохо
7.Нарёкся - назвался
8.Спуд – тайник, хранилище.
9.Тужить – горевать, переживать.
Раздать орешки.
Обобщение.
- На примере этой сказки в чём мы еще раз убедились? (что добро побеждает зло.)
Сам А.С. Пушкин о своих сказках говорил так: (Слайд)
«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» (А.С. Пушкин)
- Какой урок мы вынесли, чему хотел научить нас А.С.Пушкин?
(доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим чёрной завистью, а учиться радоваться за других людей)
- Вот и подошел к концу наш урок.
Цели, которые мы поставили сегодня на уроке, мы достигли? 1.проанализировать данное произведение,
2.дать характеристику героям,
3.побольше узнать о творчестве Пушкина.
Рефлексия.
Закончите предложения:
- На уроке мне понравилось …
- Я узнал …
- Мне было интересно …
Оценивание:
- Оценивание проводят капитаны групп (с комментированием), посчитайте орешки, которые вы заработали на уроке.
- Давайте оживим наш волшебный дуб у Лукоморья. Кому урок понравился, кому было интересно и кто хорошо работал – прикрепите на дуб зелёный листок, кому что-то было непонятно – жёлтый, ну а остальные – красный.
Домашнее задание:
- Понравившийся отрывок из «Сказки о царе Салтане…» выучить наизусть, нарисовать рисунок к сказке, и на следующем уроке мы составим из ваших рисунков диафильм.
- Белочка для вас оставила подарок – на память о сегодняшнем уроке возьмите орешки. Угостите наших гостей.
- Спасибо за урок! До новых встреч!
( Если есть время, провести игру «Верю, не верю» )
Отвечая на мои вопросы, вы должны поставить, + если вы мне верите, а - если не верите.
Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (-)(указ)
Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна.(+)
Над лебедью носился в море орёл.(-) (коршун)
Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем.(+)
Остров, на котором жил Гвидон назывался Баян. (-) (Буян)
Гвидон сам построил город на острове (-) (лебедь ему сделала подарок)
О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (-) (от корабельщиков)
Гвидон трижды летал к Салтану. (+)
Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.
Урок литературного чтения 4 класс. Система Планета знаний....
Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"
Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"...
Конспект коррекционного занятия в 3 классе по закреплению изученной темы А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Этот материял предназначен для учащихся 3 класса с задержкой психического развития. Поможет детям лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, видеть в ней литературных героев, их...
Урок литературного чтения для 3 класса по теме "А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди». Язык народной и литературной сказки. Характеристика героев"
Урок литературного чтения для 3 класса по УМК "Перспектива"...
А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди»
Конспект урока...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме \'\'А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди\'\' (УМК "Перспектива", 3 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе изучения сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...