Технологическая карта урока+ презентация литературного чтения А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Гребнева Алина Васильевна

ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 123.docx37.9 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

УМК

Школа 2100

Класс

4

Тема

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Тип урока

«Открытие» нового знания

Цели урока.

Организовать работу по знакомству с биографией А.С. Пушкина; Создать условия для усвоения содержания и идеи отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; Развивать полноценные навыки чтения: правильность, беглость, осознанность.

Планируемый результат (для выпускника)

Ориентируется в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делает выводы, соотносит поступки героев с нравственными нормами.

Планируемый результат урока

Называет факты из жизни А.С. Пушкина; читает осознанно и правильно произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; Отвечает на вопросы по содержанию отрывка из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; Осознает главную мысль произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

Предметно-развивающая среда

ТСО (презентация), учебник по литературному чтению, рабочая тетрадь по литературному чтению

Основные термины, понятия

Сказка

Ход  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты

Мотивационный этап

Приветствует учащихся, настраивает на учебную деятельность.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Васильевна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

- Прочитайте пословицу, изображенную на слайд,  и подумайте над ее смыслом.

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Русская народная пословица

- Верно. А как вы считаете, зачем нужны уроки литературного чтения?

- Правильно. Ребята, я желаю вам продуктивной работы на уроке, будьте внимательными и активными.

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность.

Читают пословицу. Высказывают собственное мнение.

- В том, что когда мы читаем книги, мы узнаем что-то новое, развиваемся.

- На них мы знакомимся с новыми авторами, писателями.

- Мы знакомимся с различными художественными текстами, стихотворениями.

Л.  Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

К. Высказывает собственное мнение.  

Актуализация знаний.  Постановка учебной проблемы.

Организует деятельность по определению темы и целей урока.

- Ребята, посмотрите на слайд, что вы здесь видите?

- Какие из этих сказок вы читали?

- Как вы думаете, с произведением какого автора мы сегодня будем знакомиться?

Организует групповую работу с целью определения темы урока.

- Верно. Но, чтобы узнать с каким произведением мы познакомимся вам нужно объединиться в четверки и собрать название произведения. Готовность покажите, взявшись за руки.

- Итак, ребята, что у вас получилось?

- Все правильно собрали название?

- И какая же сегодня тема урока?

- Какие цели поставим на сегодняшний урок?

- По какому плану будем работать?

- По этому плану мы сегодня и будем работать.

Вступают в диалог с учителем, с целью определения темы и целей урока.

- Это книги одного автора А. С. Пушкина

Называют сказки, которые читали.

- А. С. Пушкин

Объединяются в четверки и собирают из слов название произведения.

- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

- Да

- А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

- Продолжить знакомство с биографией А. С. Пушкина, прочитать произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Составляют план работы.

  1. Познакомиться с биографией А. С. Пушкина
  2. Выразительно прочитать отрывок из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
  3. Обсудить его содержание и главную мысль

К.  Строит сообщение в устной форме

 

Р. Определяет тему и цель урока совместно с учителем.

П. Строит сообщение в устной форме.

Р. Составляет план и последовательность действий.

Решение учебной проблемы.

Организует деятельность по знакомству с биографией А. С. Пушкина.

- Ребята, дома у вас было задание подготовить биографию А. С. Пушкина. Кто выйдет и расскажет нам о нем? Кто может добавить?

Организует работу  с текстом до чтения.

- Откройте с.118 прочитайте заголовок произведения. На какой жанр произведения указывает нам автор?

- Вы уже можете определить из заголовка произведения, а также по иллюстрации, какие герои будут в сказке?

- Ребята, чем отличается сказка от других жанров произведения?

- Да, ребята, сейчас мы с вами начнем читать сказку по смысловым частям. Первую строфу для вас прочитает мастер художественного слова. Обратите внимание, как он читает с выражением, выбирает интонацию.

Выходит к доске, рассказывает биографию А. С. Пущкина. Остальные слушают, дополняют

Отвечают на вопросы учителя

Открывают с. 118, читают заголовок, отвечают на вопросы учителя.

- Это сказка

 

- Да, Царь Салтан, князь Гвидон Салтанович, Царевна Лебедь

- Три девицы

- Придуманные герои, придуманные истории

 Пр. Называет факты из биографии А. С. Пушкина

П. Строит сообщение в устной форме

Р. Осуществляет прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик.

Организует работу с текстом во время чтения.

- Приготовьтесь слушать чтение мастера художественного слова.

- Итак, ребята. Вы заметили, как мастер художественного слова читал 1- ю строфу?

- Вам было интересно слушать его чтение?

- Вот так правильно читать эту сказку. А теперь скажите о чем говорилось в 1-й строфе?

- Верно. Есть здесь слова, незнакомые для вас?

- У вас на столах лежат словарики, в них вы можете найти значение незнакомых вам слов. Прочитайте вслух значение этих слов.

- Читаем дальше. 2-ю строфу нам прочитает ваша одноклассница.

- О чем говорится в этой строфе?

- Да, ребята, скажите, а почему царь именно третьей девице предложил выйти за него?

- Посмотрите на слайд. Какой момент запечатлен на картине?

- Что вы можете сказать об образе царя? Какой он?

- Верно, ребята, посмотрите, как царь обращается к царевне?

- Как вы это понимаете?

- А как к другим девицам?

- Верно. Какие слова вам непонятны?  Куда нам нужно обратиться, чтобы узнать значение этих слов? Прочитайте слова.

 - Давайте узнаем , что же произошло дальше.

- Итак, о чем же здесь говорится?

- Да, значит, царь с царицей обвенчались. А как вели себя ткачиха с поварихой?

- Есть незнакомые слова?

Куда обращаемся?

- Читаем дальше.

- Что же было после свадьбы царя и царицы?

- Так, царь уезжает на войну. Переворачивайте страницу и посмотрите на иллюстрации. Можем ли мы предположить, что будет дальше?

- Так, давайте прочитаем, и узнаем, так это было или нет.

- Оправдались наши предположения?

- Какие новые слова? Где посмотрим?

- Дальше читаем.

- Что произошло дальше?

- Да, царь велел ждать его возвращенья, но так ли это будет? Сейчас узнаем. Читаем дальше.

- Какие новые слова? Посмотрите в словарик. Прочитайте.

- Что же произошло с царицей и ее сыном.

- Какие новые слова?

- Прочитайте определение слова .

Один читает, остальные следят.

Слушают чтение1- й строфы мастера художественного слова.

- Да, он делал паузы, читал с выражением.

Отвечают на вопросы учителя.

- Да, очень

- Здесь говорится о трех царицах, которые мечтали выйти замуж за царя.

- Пряли, кабы, наткала, крещеный мир

Находят в словарике значение слов, озвучивают его.

Один читает, остальные следят.

- О том, что царь Салтан предложил третьей девице родить ему богатыря, а остальным быть ткачихой и поварихой.

- Потому что первая девица, хотела приготовить пир, она хотела гулять и веселиться

- Вторая хотела наткать полотна

- А третья хотела родить богатыря, то сеть она хотела семью.

Читают строки

- Величественный, взрослый, любопытный

- Красная девица

- Красивая

- Голубушки-сестрицы, ласково

- Светлица, вымолвить

Читают слова из словарика.

Один читает, остальные следят

- Здесь говорится  о свадьбе царя и царицы.

- Они плакали, злились и завидовали царице.

- Сени

- В словарик.

Один читает, остальные следят

- Царь собирается на войну, и наказал царице беречь его любя.

Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы.

- Ткачиха с поварихой будут мстить царице. Они кого-то усыпят и подменят письмо.

Один читает, остальные следят

- Царевна родила, а ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой хотят ее извести. И они послали другого гонца, с известием, что царица родила неведому зверюшку.

- Родин (родины), аршин

Один читает, остальные следят

- Царь получил письмо и сказал ждать его возвращенья, для законного решенья.

Один читает, остальные следят.

- Когда гонец приехал, то ткачиха с поварихой со сватьей бабой Бабарихой напоили его и сунули другое письмо. Гонец в тот же день доставил письмо с приказом бросить приплод в воду. Царицу посадили в бочку с сыном и пустили в океан.

- Бездна

Один читает, остальные следят

- Царица и сын в бочке плавают в океане.  Царица плачет, а ребенок растет не по дням а по часам. Сын поговорил с волной и попросил выплеснуть их на берег. Волна послушалась, и сын поднатужился и сломал бочку.

- Вопит

Читает из словарика.

Пр. Читает осознанно и правильно отрывок из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной  Царевне Лебеди»

Пр. Отвечает на вопросы по содержанию отрывка из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной  Царевне Лебеди»

К. Строит понятные для партнера высказывания

Пр. Отвечает на вопросы по содержанию отрывка из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной  Царевне Лебеди»

Пр. Отвечает на вопросы по содержанию отрывка из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной  Царевне Лебеди»

Пр. Читает осознанно и правильно отрывок из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной  Царевне Лебеди»

Пр. Читает осознанно и правильно отрывок из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной  Царевне Лебеди»

Пр. Отвечает на вопросы по содержанию отрывка из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной  Царевне Лебеди»

Первичное закрепление

Организует работу с текстом после чтения.

- Ребята, какие признаки волшебной сказки вы увидели в отрывке, который мы прочитали?

- Какие персонажи вам показались добрыми, а какие злыми? Почему?

- Сейчас каждый из вас на листочках напишет мини - сочинение, в  котором вам нужно отразить отношение к любому герою

Организует проверку выполненного задания.

- Сейчас несколько человек прочитают свои мини-сочинения, а мы их послушаем.

Называют признаки волшебной сказки.

- То, что царица и сын в бочке плавали в океане, и что сын рос не по дням , а по часам.

Высказывают собственное мнение.

Пишут мини – сочинение.

Читают мини – сочинение, остальные слушают.

 Пр. Отвечает на вопросы по содержанию отрывка из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной  Царевне Лебеди»

П. Строит сообщение в устной и письменной форме.

Рефлексивно-оценочный этап.

 Организует деятельность по подведению итогов урока.

- Ребята, над какой целью мы сегодня работали?

- Сейчас проверим, как вы усвоили новый материал. От кого А. С. Пушкин получил начальное домашнее воспитание?

- В какой семье родился А. С. Пушкин?

- Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились?

- Какую из девиц выбрал в жены царь? Почему?

- Что случилось с царицей и ее сыном?

- Ребята, озвучьте главную мысль этого отрывка?

- Обратитесь к вашим оценочным листам и посмотрите, достигли вы цели или нет.

- Оцените себя по трем умениям.

- Какие умения вы оцените ниже? Почему? Что не получалось на уроке?

Поставьте себе отметку за урок.

3 – отметка «5»

2- отметка «4»

1-отметка «3»

- Ребята, вы сегодня работали хорошо. Урок окончен.

 

Озвучивают цель урока.

Отвечают на вопросы учителя

- От гувернантов – французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал и любимой няни Арины Родионовны.

- В семье дворянина, потомка знатного боярского рода.

- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной  Царевне Лебеди»

- Третью, потому что она хотела семью, и царь тоже хотел семью.

- Их бросили в океан и они плавали в бочке. Но потом они вышли из нее.

- Зависть губительна, она может толкнуть человека на подлые поступки, но никогда не приводит ни к чему хорошему.

Оценивают свою работу на уроке в рефлексивной карточке.

Называют возникшие затруднения на уроке.

Пр. Отвечает на вопросы по содержанию отрывка из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной  Царевне Лебеди»

Пр. Осознает главную мысль произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

Л. Оценивает усвоение содержания учебного материала

Подпись методиста:_________________________

Подпись учителя:_____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению в 3 классе Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди».

Название урока: урок чтения (урок  изучения новой темы)Тема урока:  А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Ца...

Работа с текстом 3 класс по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Найди в 20 части такой отрывок и заполни пропуски:Днем свет Божий затмевает,Ночью землю ____________-__________под косой блестит,А во лбу _____горит.А сама-то величава,Выступает, будто _______,Сладку ...

Конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" УМК "Перспектива"

Цель: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А.С.Пушкина «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной ца...

Технологическая карта урока по литературному чтению .А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Урок литературного чтения в 3 классе, УМК "Школа России". На уроке представлены разнообразные формы работы (групповая, парная, фронтальная), которые способствуют умению работать с произведен...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме \'\'А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди\'\' (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе изучения сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...