Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Характеристика героев произведения.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Акемеева Дарья Адаевна

Технологическая карта урока литературногочтения в 3 классе. УМК "Начальная школа ХХI века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_3_kl.docx502.59 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_chteniya_v_3_klasse.pptx992.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Характеристика героев произведения.

Педагогическая цель

Создать условия для развития умения работать с текстом, составлять сравнительные характеристики героев с опорой на текст

Задачи

1. Обеспечение целостного восприятия и осмысления сказки

2. Развитие навыка выразительного чтения стихотворного текста, обогащения словарного запаса.

3. Воспитание интереса к сказкам А. С. Пушкина , любви и уважения к членам своей семьи.

Планируемые

результаты

(предметные)

Проявляют способность осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвуют в их обсуждении, дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Выразительно читают сказку; выбирают нужный тон, темп чтения, указывают паузы и выделяют при чтении логические ударения в стихотворной строке.

Личностные

результаты

Осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: общеучебные – владеют приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения; осуществляют сравнение, обобщение, делают выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи.

Тип урока

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Основное содержание темы, понятия и термины

Образы героев сказки (царь Салтан, князь Гвидон, царевна Лебедь, царица-мать). Эпизодические герои и их роль в сказке. Инсценирование сказки.

Методы и приемы

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы, обобщение, самоанализ.

Практический:  работа с учебником, выполнение двигательных упражнений.

Иллюстративный: работа с иллюстрацией на слайде, иллюстрациями на бумаге.

Демонстрационный: просмотр видеофрагмента.

Оборудование

Компьютер, проектор, иллюстрации к сказке

Оборудование доски к концу урока выглядит следующим образом:

ГЕРОИ

ДОБРЫЕ                                                  ЗЛЫЕ

   C:\Users\пк\Pictures\768743d4a06e.jpg                                          суют грамоту другую

    величаваorig                                            коршун2   

     

               прощаются   

                                                                                  СЕМЬЯ

                                       

Ход урока

Этапы урока

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятель

ность обучающихся

Планируе

мые результаты

I.Организационный момент

Мотиви

рование к учебной деятельности

Приветствую учащихся.

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Приветствуют учителя.

Личностные: проявляют эмоциональ

ную отзывчивость на слова учителя

II. Постановка учебной задачи, целей урока

Постановка учебной задачи, целей урока

Называю тему урока. Предлагаю сформулировать учебную задачу

Ребята, с какой сказкой мы знакомились, последние несколько уроков? («Сказке о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди »)

-Сегодня у нас заключительный урок по данной сказке.

- Какие цели мы перед собой поставим? (Будем:

  • Учиться анализировать поступки героев.
  • Развивать навыки выразительного чтения.
  • Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте.)

Называют сказку. Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют  тему и цели урока

Регулятивныепринимают и сохраняют учебную задачу

III.Актуализация  знаний учащихся.

Понимание текста на уровне
содержания
и смысла

Организую игру.

- Давайте проверим, как хорошо вы её знаете, и сыграем в игру «Правильно - неправильно». Я буду читать строчки из сказки, а вы будите говорить, правильно я прочитала или допустила ошибки. 

1) «Здравствуй, красная девица,-

      Говорит он, - будь царица

      И роди богатыря

      Мне к исходу ноября (-) (сентября)

2)   Остров, на котором жил Гвидон, назывался Боян (-) (Буян)

3)   Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку, прочитали закон(-) (указ)

4)   Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)

5)   Гвидон превращался в муху, комара, стрекозу (-) (комар, муха, шмель)

6)   Смотрит- видит дело лихо:

      Бьётся лебедь средь зыбей,

      Орёл носится над ней...(-) (коршун)

7)   Ребёнок родился 71 см.(+)  (аршин - старинная русская мера длины 71 см)

8)   Гвидон сам построил город на острове. (-) ( лебедь ему сделала подарок)

9)   Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем (+)

10) Белка песенку поёт «Во поле берёза стояла» (-) (Во саду ли в огороде)

11)  Гвидон пять раз летал к Салтану. (-) (3)

12)  Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)

13)  Царевна-лебедь встречала Гвидона у моря словами:

       « Здравствуй, принц, ты мой прекрасный!

       Что ты тих, как день ненастный.. (-) (князь)

14)  О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи  (-) ( От корабельщиков)

15)  Каждая из героинь - ткачиха, повариха, Бабариха осталась без одного глаза. (-) (Гвидон пожалел свою бабушку)

Слушают учителя.

Принимать участие в игре. Строят речевые высказывания.

Предметные: владеют содержанием сказок.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы 

IV. Включение в систему знаний и умений.

Инсценирова ние отрывков сказки. Анализ сказки

Развитие творчес

ких способностей.  Выразительное чтение наизусть. Осуществление анализа произведения.

Организую инсценирование отрывка сказки. Выбор царем Салтаном третьей сестры .Провожу беседу.

– Как царь выбирал себе жену?

– На каком выборе он остановился? Почему?

 Организую инсценирование отрывка сказки. Князь Гвидон превращается в комара. Провожу беседу.

Что заставило Гвидона превратиться в комара?

Организую инсценирование отрывка сказки. Корабельщики у царя Салтана. Провожу беседу

У кого корабельщики увидели чудо-белочку? Где он ее взял? Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку? (Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе на остров.)

Участвуют в инсценировании сказки. Отвечают на вопросы

Личностные: определяют свои эмоции и выражают их в устной форме.

V.Этап самостоятель

ной работы с взаимопроверкой

Работа с текстом и иллюстрациями

Развитие навыков поискового чтения

Организую работу с иллюстрациями на слайде.

А теперь предлагаю поработать с  иллюстрациями к сказке. Найдите в тексте описание рисунка

из бочкиjpgC:\Users\пк\Pictures\images_88918.jpg

C:\Users\пк\Pictures\3418.jpgвстречаrig

     

Работают с текстом, ищут описание рисунка  в учебнике.

Выразительно читают отрывок из сказки.

Познаватель

ные - воспринимают речь учителя; высказывают предположе

ния; выделяют существенную информацию из текста

VI.Физкультминутка

Развитие навыков здорово

го образа жизни

Организую выполнение двигательных упражнений

- Ребята, в кого превращался князь Гвидон? (Комара, муху, шмеля) Давайте изобразим данные превращение князя. Поиграем в игру превращений. Когда я говорю « Гвидон» вы встаете, говорю «комар, муха или шмель» - вы приседаете.

Выполняют двигательные упражнения

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

VII. Включение в систему знаний и умений.

Составление сравнитель

ных характерис

тик  главных героев

Осуществление анализа произведения, составление сравнительной характеристики героев.

Организую характеристику основных героев сказки с использованием иллюстрации.

На какие две группы можно разделить главных героев сказки. (Положительные и отрицательные, добрые и злые) Кого можно отнести к положительным героям. Какие черты характера ему (ей) присущи?

Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка.

                            прощаются

Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. ( Князь Гвидон очень добрый, он защищает слабых, не жалеет своей единственной стрелы для спасения Царевны Лебеди. Гвидон уважает и очень любит свою мать, просит у нее благословения на княжение и на свадьбу. Ему важно одобрение матери, ее поддержка.)

                            C:\Users\пк\Pictures\768743d4a06e.jpg

Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (В благодарность за спасение своей жизни царевна Лебедь исполняет все желания князя.) Она его жалеет и сочувствует, пытается во всем помочь

                             величаваorig

 Кому противопоставлены положительные персонажи сказки?  Какие черты характера им присущи?

Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые.

                            суют грамоту другую

- Давайте подумаем, кем приходились повариха  и ткачиха Гвидону? (тетки), а сватья баба Бабариха?(родной бабушкой). 

- Почему родные люди поступили с Гвидоном и его матерью так жестоко? (их съедала зависть и злость)

-Что приобрели  завистницы, стала ли их жизнь счастливее?

- Какой вывод можно сделать в этой ситуации? (Семья - это самое дорогое,  что есть у человека.  Родители должны любить своих детей, защищать от бед, а дети обязаны почитать и уважать родителей,  тогда род будет процветать и крепнуть)

Дети слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают.

Коммуника

тивные - четко, при помощи выразитель

ных средств формулируют свои мысли; слушают и слышат.

Познаватель

ные - высказывают предположе

ния, обсуждают проблемные вопросы;

строят речевое высказывание в устной форме.

Просмотр видеофрагмента мультфильма «Сказке о царе Салтане …» (конец сказки)

Определение степени овладе

ния содержа

нием произве

дения. Осуществление анализа компози

ции.

Организую просмотр отрывка мультфильма. Провожу беседу.

Кто и как был наказан в этой сказке?

А вы бы простили? Вам хочется изменить конец сказки?

Смотрят отрывок мультфильма. Отвечают  на вопросы учителя.

Познаватель

ные - обсуждают проблемные вопросы;

строят речевое высказывание в устной форме; выделяют существенную информацию из отрывка мультфильма

VIII. Домашнее задание

Развитие творчес

ких способностей

Написать аннотацию к сказке по алгоритму:

Название сказки:

Автор:

Жанр:

Главные герои:

Краткое описание содержания:

(Название сказки: «Сказке о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» 

Автор:А.С.Пушкин

Жанр: сказка в стихотворной форме

Главные герои: Царь Салтан, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь, ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха

Краткое описание содержания: Гвидон спасает лебедь. Лебедь за спасение оплатила службой, советом, любовью.)

Записывают в дневник домашнее задание

Регулятивные принимают и сохраняют учебную задачу

X.Итог урока

Ориентация учащих

ся в своей системе знаний

Организую подведение итогов урока обучающимися.

- Давайте подведём итоги урока.

- «Сказка о царе Салтане…» народная или авторская?

- Что делает «Сказку о царе Салтане» волшебной?

Чему нас, читателей, учит А.С.Пушкин посредством сказки о царе Салтане?… (А.С.Пушкин посредством сказки учит нас любить и уважать свою семью. Родители должны любить своих детей, защищать от бед, а дети обязаны почитать и уважать родителей…)

- Какие мы ставили цели урока?

- Мы добились целей?        

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют проделанную работу.

Делают выводы.

Регулятивные - анализируют проделанную  работу; осознают то, что усвоено на уроке

XI.Рефлексия

Ориентация учащих

ся в своей системе знаний

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Чем был интересен урок, что нового открыли для себя?

 - Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу с помощью смайликов

Высказывают свои успехи и затруднения. Делятся впечатления

ми друг с другом

Познавательные: ориентируют

ся в своей системе знаний


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди

Слайд 3

Цель урока: Учиться анализировать поступки героев. Развивать навыки выразительного чтения. Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте.

Слайд 5

Соотнеси текст с этим рисунком

Слайд 10

Замысел сказки А.С.Пушкина Чему нас, читателей, учит А.С.Пушкин посредством сказки о царе Салтане ?…

Слайд 11

Цель урока: Учиться анализировать поступки героев. Развивать навыки выразительного чтения. Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте.

Слайд 12

Чем был интересен урок, что нового открыли для себя?

Слайд 13

Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

6 июня 179       6 июня 1799 год. Этот день подарил миру гения. Короткой была жизнь поэта, но им столько написано. Талант Пушкина неисчерпаем, творчество его неоценимо. 6 июн...

Конспект коррекционного занятия в 3 классе по закреплению изученной темы А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Этот материял предназначен для учащихся 3 класса с задержкой психического развития. Поможет детям лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, видеть в ней литературных героев, их...

«… Что за прелесть эта сказка!» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Сказка А.С. Пушкина о царе Салтане имеет большое воспитательное значение для детей. Сказка живет больше 180 лет не только влитературе, но и во многих видах искусства: живописи, музыке, кино, анимацион...

Конспект урока по чтению в 3 классе Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди».

Название урока: урок чтения (урок  изучения новой темы)Тема урока:  А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Ца...

«Образы героев сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Технологическая карта пробного урока литературное чтение «Образы героев сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о пре...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме \'\'А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди\'\' (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе изучения сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...