Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Характеристика героев произведения.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока литературногочтения в 3 классе. УМК "Начальная школа ХХI века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_3_kl.docx | 502.59 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_chteniya_v_3_klasse.pptx | 992.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Характеристика героев произведения.
Педагогическая цель | Создать условия для развития умения работать с текстом, составлять сравнительные характеристики героев с опорой на текст |
Задачи | 1. Обеспечение целостного восприятия и осмысления сказки 2. Развитие навыка выразительного чтения стихотворного текста, обогащения словарного запаса. 3. Воспитание интереса к сказкам А. С. Пушкина , любви и уважения к членам своей семьи. |
Планируемые результаты (предметные) | Проявляют способность осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвуют в их обсуждении, дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Выразительно читают сказку; выбирают нужный тон, темп чтения, указывают паузы и выделяют при чтении логические ударения в стихотворной строке. |
Личностные результаты | Осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: общеучебные – владеют приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения; осуществляют сравнение, обобщение, делают выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи. |
Тип урока | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) |
Основное содержание темы, понятия и термины | Образы героев сказки (царь Салтан, князь Гвидон, царевна Лебедь, царица-мать). Эпизодические герои и их роль в сказке. Инсценирование сказки. |
Методы и приемы | Словесный: слово учителя; ответы на вопросы, обобщение, самоанализ. Практический: работа с учебником, выполнение двигательных упражнений. Иллюстративный: работа с иллюстрацией на слайде, иллюстрациями на бумаге. Демонстрационный: просмотр видеофрагмента. |
Оборудование | Компьютер, проектор, иллюстрации к сказке Оборудование доски к концу урока выглядит следующим образом: ГЕРОИ ДОБРЫЕ ЗЛЫЕ
СЕМЬЯ
|
Ход урока
Этапы урока | Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятель ность обучающихся | Планируе мые результаты |
I.Организационный момент | Мотиви рование к учебной деятельности | Приветствую учащихся. Мы начать урок готовы, Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. | Приветствуют учителя. | Личностные: проявляют эмоциональ ную отзывчивость на слова учителя |
II. Постановка учебной задачи, целей урока | Постановка учебной задачи, целей урока | Называю тему урока. Предлагаю сформулировать учебную задачу Ребята, с какой сказкой мы знакомились, последние несколько уроков? («Сказке о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди ») -Сегодня у нас заключительный урок по данной сказке. - Какие цели мы перед собой поставим? (Будем:
| Называют сказку. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему и цели урока | Регулятивныепринимают и сохраняют учебную задачу |
III.Актуализация знаний учащихся. | Понимание текста на уровне | Организую игру. - Давайте проверим, как хорошо вы её знаете, и сыграем в игру «Правильно - неправильно». Я буду читать строчки из сказки, а вы будите говорить, правильно я прочитала или допустила ошибки. 1) «Здравствуй, красная девица,- Говорит он, - будь царица И роди богатыря Мне к исходу ноября (-) (сентября) 2) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Боян (-) (Буян) 3) Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку, прочитали закон. (-) (указ) 4) Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+) 5) Гвидон превращался в муху, комара, стрекозу (-) (комар, муха, шмель) 6) Смотрит- видит дело лихо: Бьётся лебедь средь зыбей, Орёл носится над ней...(-) (коршун) 7) Ребёнок родился 71 см.(+) (аршин - старинная русская мера длины 71 см) 8) Гвидон сам построил город на острове. (-) ( лебедь ему сделала подарок) 9) Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем (+) 10) Белка песенку поёт «Во поле берёза стояла» (-) (Во саду ли в огороде) 11) Гвидон пять раз летал к Салтану. (-) (3) 12) Лебедь стала женой князя Гвидона. (+) 13) Царевна-лебедь встречала Гвидона у моря словами: « Здравствуй, принц, ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный.. (-) (князь) 14) О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи (-) ( От корабельщиков) 15) Каждая из героинь - ткачиха, повариха, Бабариха осталась без одного глаза. (-) (Гвидон пожалел свою бабушку) | Слушают учителя. Принимать участие в игре. Строят речевые высказывания. | Предметные: владеют содержанием сказок. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы |
IV. Включение в систему знаний и умений. Инсценирова ние отрывков сказки. Анализ сказки | Развитие творчес ких способностей. Выразительное чтение наизусть. Осуществление анализа произведения. | Организую инсценирование отрывка сказки. Выбор царем Салтаном третьей сестры .Провожу беседу. – Как царь выбирал себе жену? – На каком выборе он остановился? Почему? Организую инсценирование отрывка сказки. Князь Гвидон превращается в комара. Провожу беседу. Что заставило Гвидона превратиться в комара? Организую инсценирование отрывка сказки. Корабельщики у царя Салтана. Провожу беседу У кого корабельщики увидели чудо-белочку? Где он ее взял? Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку? (Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе на остров.) | Участвуют в инсценировании сказки. Отвечают на вопросы | Личностные: определяют свои эмоции и выражают их в устной форме. |
V.Этап самостоятель ной работы с взаимопроверкой Работа с текстом и иллюстрациями | Развитие навыков поискового чтения | Организую работу с иллюстрациями на слайде. А теперь предлагаю поработать с иллюстрациями к сказке. Найдите в тексте описание рисунка
| Работают с текстом, ищут описание рисунка в учебнике. Выразительно читают отрывок из сказки. | Познаватель ные - воспринимают речь учителя; высказывают предположе ния; выделяют существенную информацию из текста |
VI.Физкультминутка | Развитие навыков здорово го образа жизни | Организую выполнение двигательных упражнений - Ребята, в кого превращался князь Гвидон? (Комара, муху, шмеля) Давайте изобразим данные превращение князя. Поиграем в игру превращений. Когда я говорю « Гвидон» вы встаете, говорю «комар, муха или шмель» - вы приседаете. | Выполняют двигательные упражнения | Личностные - установка на здоровый образ жизни. |
VII. Включение в систему знаний и умений. Составление сравнитель ных характерис тик главных героев | Осуществление анализа произведения, составление сравнительной характеристики героев. | Организую характеристику основных героев сказки с использованием иллюстрации. На какие две группы можно разделить главных героев сказки. (Положительные и отрицательные, добрые и злые) Кого можно отнести к положительным героям. Какие черты характера ему (ей) присущи? Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка.
Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. ( Князь Гвидон очень добрый, он защищает слабых, не жалеет своей единственной стрелы для спасения Царевны Лебеди. Гвидон уважает и очень любит свою мать, просит у нее благословения на княжение и на свадьбу. Ему важно одобрение матери, ее поддержка.)
Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (В благодарность за спасение своей жизни царевна Лебедь исполняет все желания князя.) Она его жалеет и сочувствует, пытается во всем помочь
Кому противопоставлены положительные персонажи сказки? Какие черты характера им присущи? Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые.
- Давайте подумаем, кем приходились повариха и ткачиха Гвидону? (тетки), а сватья баба Бабариха?(родной бабушкой). - Почему родные люди поступили с Гвидоном и его матерью так жестоко? (их съедала зависть и злость) -Что приобрели завистницы, стала ли их жизнь счастливее? - Какой вывод можно сделать в этой ситуации? (Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Родители должны любить своих детей, защищать от бед, а дети обязаны почитать и уважать родителей, тогда род будет процветать и крепнуть) | Дети слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают. | Коммуника тивные - четко, при помощи выразитель ных средств формулируют свои мысли; слушают и слышат. Познаватель ные - высказывают предположе ния, обсуждают проблемные вопросы; строят речевое высказывание в устной форме. |
Просмотр видеофрагмента мультфильма «Сказке о царе Салтане …» (конец сказки) | Определение степени овладе ния содержа нием произве дения. Осуществление анализа компози ции. | Организую просмотр отрывка мультфильма. Провожу беседу. Кто и как был наказан в этой сказке? А вы бы простили? Вам хочется изменить конец сказки? | Смотрят отрывок мультфильма. Отвечают на вопросы учителя. | Познаватель ные - обсуждают проблемные вопросы; строят речевое высказывание в устной форме; выделяют существенную информацию из отрывка мультфильма |
VIII. Домашнее задание | Развитие творчес ких способностей | Написать аннотацию к сказке по алгоритму: Название сказки: Автор: Жанр: Главные герои: Краткое описание содержания: (Название сказки: «Сказке о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Автор:А.С.Пушкин Жанр: сказка в стихотворной форме Главные герои: Царь Салтан, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь, ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха Краткое описание содержания: Гвидон спасает лебедь. Лебедь за спасение оплатила службой, советом, любовью.) | Записывают в дневник домашнее задание | Регулятивные принимают и сохраняют учебную задачу |
X.Итог урока | Ориентация учащих ся в своей системе знаний | Организую подведение итогов урока обучающимися. - Давайте подведём итоги урока. - «Сказка о царе Салтане…» народная или авторская? - Что делает «Сказку о царе Салтане» волшебной? Чему нас, читателей, учит А.С.Пушкин посредством сказки о царе Салтане?… (А.С.Пушкин посредством сказки учит нас любить и уважать свою семью. Родители должны любить своих детей, защищать от бед, а дети обязаны почитать и уважать родителей…) - Какие мы ставили цели урока? - Мы добились целей? | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют проделанную работу. Делают выводы. | Регулятивные - анализируют проделанную работу; осознают то, что усвоено на уроке |
XI.Рефлексия | Ориентация учащих ся в своей системе знаний | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Чем был интересен урок, что нового открыли для себя? - Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу с помощью смайликов | Высказывают свои успехи и затруднения. Делятся впечатления ми друг с другом | Познавательные: ориентируют ся в своей системе знаний |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди
Цель урока: Учиться анализировать поступки героев. Развивать навыки выразительного чтения. Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте.
Соотнеси текст с этим рисунком
Замысел сказки А.С.Пушкина Чему нас, читателей, учит А.С.Пушкин посредством сказки о царе Салтане ?…
Цель урока: Учиться анализировать поступки героев. Развивать навыки выразительного чтения. Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте.
Чем был интересен урок, что нового открыли для себя?
Молодцы! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
6 июня 179 6 июня 1799 год. Этот день подарил миру гения. Короткой была жизнь поэта, но им столько написано. Талант Пушкина неисчерпаем, творчество его неоценимо. 6 июн...
Конспект коррекционного занятия в 3 классе по закреплению изученной темы А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Этот материял предназначен для учащихся 3 класса с задержкой психического развития. Поможет детям лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло, красоту слова, видеть в ней литературных героев, их...
«… Что за прелесть эта сказка!» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Сказка А.С. Пушкина о царе Салтане имеет большое воспитательное значение для детей. Сказка живет больше 180 лет не только влитературе, но и во многих видах искусства: живописи, музыке, кино, анимацион...
Конспект урока по чтению в 3 классе Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди».
Название урока: урок чтения (урок изучения новой темы)Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Ца...
«Образы героев сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Технологическая карта пробного урока литературное чтение «Образы героев сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о пре...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме \'\'А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди\'\' (УМК "Перспектива", 3 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе изучения сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...