Главные вкладки

    Урок литературного чтения в 3 классе "Устное творчество русского народа."
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Самохина Татьяна Борисовна

    Разработка урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_lit.cht_._v_3_kl.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературного чтения в 3-м классе

    "Устное творчество русского народа. Проверь себя — обобщение по разделу"

    Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

    Форма урока: урок-игра с элементами соревнования.

    Цели урока:

    1. Образовательная:

    закрепить понятия об устном народном творчестве;

    поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;

    2. Развивающая:

    развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;

    развитие грамотной устной речи;

    формирование навыков выразительного чтения

    3. Воспитательная:

    воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;

    воспитание нравственных качеств.

    Оборудование: выставка детских рисунков, цветок, магниты, иллюстрации к сказкам, репродукция картины В. Васнецова “Богатыри”, рисунки детей о семье, учебник Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой “Литературное чтение” 3 класс, 1 часть, рабочая тетрадь № 1, толковый словарь Ожегова.

    Пособия: тексты потешки, небылицы.

    План урока:

    1. Вводное слово учителя.

    2. Выполнение учащимися различных заданий и упражнений (в форме игры).

    3. Итог урока.

    4. Домашнее задание.

    Ход урока:

    1. Организационный момент. Вводное слово учителя. Сообщение учащимся цели предстоящей работы и формы проведения урока.

    Учитель.

    Сегодня у нас необычный урок

    На нём подведём мы работы итог.

    О жанрах устного народного

    Творчества поговорим,

    То, что читали, повторим.

    Во саду ли, в огороде

    Девица гуляла,

    Во саду ли, в огороде

    Цветочки поливала.

    Один цветочек сорвала

    И нам в класс передала.

    2. Тема урока.

    Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.

    Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?

    (Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте. (стр. 4)

    Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

    Учитель. Замечательно! Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Давайте разделимся на команды: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. В конце урока подведём итог: кто самый эрудированный по этой теме? (1 мин. )

    Итак, 1 задание.

    Кто сможет сказать, что такое пословица? А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике (стр. 25)

    Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях. Дома вы должны были нарисовать свою семью и подобрать пословицы о семье. Дети зачитывают приготовленные пословицы и объясняют их значение.

    “Детки – радость, детки же и горе”. Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.

    “Сердце матери греет лучше солнышка”. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.

    “Вся семья вместе – так и душа на месте”.

    “Не тот отец – мать, кто родил, а тот, кто вспоил да добру научил”.

    Каждая команда называет свои пословицы и объясняет их.

    Прочитайте теперь пословицу, записанную на доске, и объясните её.

    “Кто грамоте горазд, тому и не пропасть”.

    Вы выполнили задание и открывается один лепесток. (1 мин. )

    (Комментарий. Выявление читательского опыта учащихся, индивидуальный опрос и оценка ответов учащихся, умение работать с учебной книгой и библиотечными книгами. Дети приносят в класс книги из городской библиотеки, школьной или домашней. Стараюсь отмечать таких детей, стимулировать их познавательную активность).

    2 задание.

    Давайте прохлопаем и проговорим нашу любимую скороговорку “ Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа”. А теперь попробуем проговорить её быстрее. А для чего нам нужны скороговорки? Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.

    Задание каждому ряду: приведите свой пример скороговорки.

    Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается.

    3 задание.

    Один, два, три, четыре, пять –

    Кто умеет здесь считать?

    Рассчитайте-ка ребят,

    Что в кружочке здесь стоят.

    Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.

    Каждая команда должна привести пример своей считалки.

    Молодцы, ребята! Вот открывается и следующий лепесток.

    4 задание.

    У вас на листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить жанр.

    Три-та-та, три-та-та!

    Вышла кошка за кота.

    Ходит кот по лавочке.

    А кошечка – по подлавочке,

    Ловит кота за лапочки:

    - Ох ты, котик, коток,

    Крутолобенький!

    Поиграй ты, кот, со мной,

    С Машкой, кошкой молодой!

    Это потешки. Как вы думаете, а для чего нужны потешки? Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.

    Каждый ряд должен привести пример своей потешки.

    Пока открывается следующий лепесток, мы с вами проведём физкультминутку при помощи потешки.

    Лётал, лётал воробей.

    Лётал, лётал молодой.

    По-за синю морю.

    Видал, видал воробей.

    Видал, видал молодой Как девицы ходят.

    А девицы ходят так,

    И вот эдак и вот так,

    Так девицы ходят.

    Лётал, лётал воробей.

    Лётал, лётал молодой

    По-за синю морю.

    Видал, видал, воробей,

    Видал, видал, молодой,

    Как парнячи ходят.

    А парнячи ходят так,

    И вот эдак, и вот так,

    Так парнячи ходят.

    (Комментарий. Выявление читательского опыта учащихся, индивидуальный опрос и оценка ответов учащихся, умение работать с дополнительной литературой и учебной книгой. Данная форма работы позволяет каждому ребёнку показать свой уровень начитанности и литературного развития, проверить себя, что- то осмыслить и понять).

    5 задание.

    Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?

    Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.

    Прочитайте вполголоса небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом мы прочитаем её хором.

    Шла торговка мимо рынка,

    Спотыкнулась о корзинку

    И упала в яму – бух!

    Раздавила сорок мух.

    Попробуйте придумать свою небылицу. Я вам даю рифму: галка – палка.

    Ответы детей.

    Молодцы, ребята, у вас неплохо получается. Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток.

    (Комментарий. На уроке была продолжена творческая работа учащихся, которую начали на уроках изучения русского народного творчества. Небылицы сочиняли в классе, в группах и индивидуально, а книжки-самоделки оформляли на уроках изобразительного искусства. Данная форма работы позволяет каждому ребёнку показать свой уровень начитанности и литературного развития).

    6 задание.

    Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.

    Это загадка.

    Тогда для вас, ребятки,

    По одной загадке.

    1 команде.

    Не ездок, а со шпорами,

    Не сторож, а всех будит. (петух)

    - А как вы догадались?

    У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам.

    2 команде.

    Не портной, а всю жизнь

    С иголками ходит. (ёж)

    А как вы догадались?

    У него много иголок.

    3 команде.

    Два брюшка, четыре ушка (подушка)

    - Объясните, как вы определили, что это подушка.

    Загадка, пословица, скороговорка, потешка, небылицы, считалка, песенка – это формы фольклора.

    Вот и следующий лепесток открылся.

    7 задание.

    - Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.

    А вот какое определение былины даёт толковый словарь Ожегова. (зачитать)

    Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые,жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

    - Каких былинных героев-богатырей вы знаете? Прочитайте отрывок на стр. 20 и назовите былину.

    У вас на листочках напечатаны имена различных героев. Вы прочитайте внимательно и выберите имена только сказочных богатырей и подчеркните их.

    Илья Муромец, Мороз Иванович, Кристофер Робин, Алёша Попович, Карабас Барабас, Добрыня Никитич.

    Ответы детей

    Демонстрация репродукции картины В. М. Васнецова “Богатыри”.

    Очень любил сказания о богатырях и великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, которые слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. Два десятилетия посвятил художник картине “Богатыри”. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В центре картины мы видим Илью Муромца. Слева от него – Добрыня Никитич, справа самый младший из богатырей – Алёша Попович. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее в васнецовском зале.

    Вот открылся ёщё один лепесток.

    (Комментарий. Учились работать с образами героев, текстом произведения, отработка умения читать “вслух” и “молча”. Постановка учебной задачи является целью работы в учебнике, умение ориентироваться в учебнике и в тетради, самостоятельно выбирать операцию работы с учебником, отработка поискового чтения, выразительного чтения. Работа на листочках – фронтальная проверка полученных знаний. )

    8 задание.

    - Что такое сказка? Ответы детей.

    - Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте. Стр. 28.

    Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ. Но есть сказки, которые созданы писателями. Такие сказки называются литературными или авторскими. Это сказки А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и других писателей. (стр. 28)

    - Вы нарисовали рисунки к сказкам, с которыми мы с вами уже познакомились. Скажите, пожалуйста, к каким сказкам вы нарисовали иллюстрации?

    - А сможете ли вы назвать сказки, главные герои которых изображены на вот этих иллюстрациях.

    Продемонстрировать иллюстрации, ответы детей.

    Молодцы, ребята! А кто из вас может сказать, что такое присказка? Присказка –это шутливое вступление или концовка сказки.

    Найдите и прочитайте присказки к сказке “Царевич Нехитёр – Немудёр”. Ответы детей.

    Найдите диалог старика и старухи из сказки “Самое дорогое” и прочитайте, что предлагал старик, как ему возражала старуха.

    В рабочей тетради на стр. 23 отгадайте кроссворд “По страницам сказок”. Проверить выполненную работу.

    (Комментарий. Учились работать с образами героев, текстом произведения, отработка умения читать “вслух” и “молча”. Постановка учебной задачи является целью работы в тетради и учебнике, умение ориентироваться в учебнике и в тетради, самостоятельно выбирать операцию работы с учебником, отработка поискового чтения, выразительного чтения. Все ответы детей подтверждаются тестом. Здесь выявляется умение работать с текстом произведения. Дети учатся самопроверке и самооценке. Ведётся одновременно работа над языком произведения и над речью детей. Ребёнок может показать свой уровень начитанности и проверить себя. )

    Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного творчества русского народа.

    Давайте повторим? О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня. Ответы детей. По ходу урока выставляются оценки.

    Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)

    А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным?

    Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды.

    Я вам предлагаю дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них, а на следующем уроке вы перескажите сказку, которая вам понравилась или выразительно прочитаете отрывок этой сказки.

    (Комментарий. Домашнее задание даётся в нескольких вариантах, чтобы каждый ребёнок мог выбрать работу по силам. )

    Дополнительный материал.

    К какому жанру устного народного творчества относится произведение, которое начинается словами:

    1. “Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба”.

    2. Хохлатые хохотушки

        Хохотом хохотали:

      - Ха-ха-ха!

    3. Катилось яблоко мимо сада,

        Мимо сада, мимо града.

        Кто поднимет, тот и выйдет!

    4. В тетради выполнить задание № 2 на стр. 20.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Начальная школа XXI века", урок литературного чтения 3 класс,"Творчество С. Есенина"

    Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века», по теме «Творчество С. А. Есенина».Это урок обобщения  и проверки усвоения изученного материала  по пройде...

    Мультимедийная презентация к урокам литературного чтения "Жизнь и творчество Л. Н. Толстого"

    Презентация способствует усвоению тем по творчеству Л. Н. Толстого...

    Урок литературного чтения по теме "Творчество Н.Н.Носов "Федина задача" 4 класс ОС "Школа 2100"

    Конспект урока с презентацией. На уроке используется групповая работа, представлен лист самооценки....

    Внеклассное мероприятие по литературному чтению «Осень в творчестве русских поэтов»

    Внеклассное мероприятие по литературному чтению« Осень в творчестве русских поэтов» для учащихся 1 класса...

    Конспект урока по литературному чтению.Тема: "Устное творчество русского народа" 2 класс.УМК "Школа России"

    На данном уроке  проводится обобщение знаний о жанрах русского народного творчества: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”...

    презентация для урока литературного чтение по теме "Творчество А.Блока"

    презентация для урока литературного чтение по теме "Творчество А.Блока"...

    Презентация к уроку литературного чтения.Устное народное творчество

    Данная презентация позволяет обобщить знания учащихся о устном народном творчестве. Здесь учащиеся вспомнят виды устного народного творчества: пословицы, скороговорки, загадки, былины. С пом...