Методическая разработка: Конспект урока Литературного чтения 1 класс "Соколов-Микитов "Русский лес" и Русская народная песня "Березонька"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Куценко Ярославна Олеговна

Предлагаю подробный конспект урока и презентацию к нему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока Литературного чтения 1 класс

И.С. Соколов-Микитов «Русский лес»

Русская народная песня «Берёзонька»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели:

Образовательные:

Формировать умение слушать и слышать художественное слово; способствовать развитию

связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления;

активизировать словарь детей новыми словами;

уточнять представления детей о лесе, о растениях;

углублять знания детей о жанрах литературных произведений

Формировать УУД:

Личностные: уметь высказывать свое отношение к  прочитанным произведениям.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

вырабатывать способность к самооценке.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь правильно называть произведение (фамилию автора, заголовок).

Уметь различать жанр и авторскую принадлежность произведения.

Уметь работать с текстом (отвечать на вопросы, понимать основное

содержание произведения, осуществлять выборочное чтение).

Уметь читать вслух слова, предложения и отрывки из текста.

Личностные:

Уметь высказывать свое отношение к произведению. 

Оборудование: компьютер, проектор, учебник "Литературное чтение.1 класс" (авт. Л. А. Ефросинина и др.), Рабочая тетрадь «Литературное чтение», Презентация, цветные карандаши, ручка.


Ход урока

Этап урока

Содержание

Ответы и действия учащихся

Наглядность

I Организационный момент

- Проверьте свою готовность к уроку, почувствуйте, готовы ли вы активно и внимательно работать.

II Введение в тему урока.

Актуализация знаний

- Ребята, прочитайте и отгадайте загадки, в них спрятано одно и то же слово:

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает.

В шубе летом,

А зимой – раздетый.

- Правильно, это лес!

- Кто из вас бывал в лесу? Можете назвать, какие растения вы там видели? Какие звери и птицы обитают в лесу?

Отгадайте, какие лесные растения я зашифровала:

ЛИМАНА (МАЛИНА)

НИКАБРУС (БРУСНИКА)

БГРИЫ (ГРИБЫ)

Отгадайте названия животных:

БАКАН (КАБАН)

СЬЛО (ЛОСЬ)

КУШКУКА (КУКУШКА)

- Ребята, лес – это большой дом для множества растений и животных.

Учащиеся читают загадку про себя;

Хорошо читающий ученик читает загадку вслух.

Дети отгадывают загадку (лес)

Ответы уч-ся

Слайд 1

(тексты загадок)

Слайд 2

(фотография лесного пейзажа)

Слайд 3 (шифровка)

III Речевая разминка

- Сегодня на уроке мы отправляемся на прогулку в лес. Но сначала давайте поздороваемся с зелёным великаном: вежливо, почтительно.

Прочитайте про себя стихотворение-приветствие.

Прочитайте вслух…

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои…

Несколько уч-ся читают разминку вслух

Слайд 4

(«Здравствуй, лес!»)

 IV Первичное восприятие текста

Словарная работа

- Я прочитаю вам произведение Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Русский лес», но перед этим узнаем значение нескольких слов, которые встретятся вам в тексте.

- Учебник с.37

Уч-ся проводят лексическую работу.

Уч-ся слушают чтение учителя

Слайд 5

(знакомимся с произведением)

V Анализ произведения. Работа с текстом

- О чём это произведение?

Определите его жанр.

Докажите, что это рассказ…

- Какие звуки услышал автор в весеннем лесу?

Найдите отрывок в тексте и прочитайте его..

- Кого увидел автор? Докажите словами из рассказа..

- С какими чувствами Соколов-Микитов описывает русский лес?

(ответы уч-ся)

уч-ся осуществляют выборочное чтение

(с любовью, нежностью, даже с удивлением)

VI Повторное чтение. Выполнение заданий в Рабочей тетради

- Ребята, прочитаем рассказ ещё раз. Постараемся передать чувства и эмоции автора.

- Выполним задания № 1, 2 в Рабочей тетради, стр.22, если есть необходимость, воспользуйтесь учебником.

Уч-ся читают рассказ, затем выполняют задания в тетради

VII Физминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все ниже, ниже.

Уч-ся выполняют упражнения за учителем

VIII Знакомство со вторым произведением.

Введение в тему

Работа с пословицами

Работа с примером р.н. песни

- Ребята, сегодня вам предстоит познакомиться еще с одним произведение.

Отгадайте, о чем оно:

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки.

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

- Именно береза – символ русского леса, любимое дерево нашего народа.

Рассмотрите иллюстрацию, подберем слова-признаки, подходящие к этому дереву.

Прочитаем пословицы и поговорки, которые сочинил про березу русский народ. Объясним их значение…

- Многие авторы – поэты и писатели сочиняли произведения о любимом российском деревце.

Послушайте… (учитель читает стихи о березе)

- В русском народном творчестве белоствольной красавице посвящено достаточно много произведений.

Послушаем русскую народную песню «Во поле берёза стояла».

- Ребята, как звучит песня?

- Теперь я прочитаю вам слова русской народной песни «Берёзонька».

Уч-ся читают загадку

(это берёза)

(белоствольная, тонкая, стройная, и пр.)

Уч-ся читают, при помощи учителя объясняют значение высказываний.

Уч-ся прослушивают песню, в сопровождении видеоряда.

(нежно, плавно, неторопливо)

Слайд 6

(загадка)

Слайд 7

(фото березы)

Слайд 8

(пословицы и поговорки)

Слайд 9

(стихи о березе)

Видео/аудио фрагмент

IX Анализ произведения.

- Какая картина вам представилась?

- С какими чувствами люди говорят о березе? Прочитайте слова из песни.

Ответы уч-ся,

Выборочное чтение

X Повторное чтение

- Кто чувствует, что может прочитать песню выразительно?

Уч-ся читают

VIII Итог урока.

Рефлексия

- Наш урок подходит к концу.

Кто может сказать, какие произведения мы сегодня читали?

Что объединяет эти произведения?

Чем отличаются прочитанные произведения?

Дома, по желанию, выполните задание в Рабочей тетради, с. 23-24, прочитайте родителям то произведение, которое понравилось больше.

Урок окончен.

 

(рассказ Соколова-Микитова «Русский лес» и р.н.песню «Берёзонька»)

(они посвящены русской природе)

(авторский рассказ и устное народное творчество)

Слайд 10 (сравнение: что мы читали)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме: Собиратели русских народных сказок

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Тема урока: Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль.Цель урока: сформировать представление о народной сказке её особенностях и видах; поз...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "Русская народная сказка "Белая уточка"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "Русская народная сказка "Белая уточка"...

Разработка урока литературного чтения в 1 классе "Русская народная сказка "Лиса и тетерев""

Урок разработан к УМК "Планета Знаний. "Тип урока: урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного обучения. Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и тетерев"...

Методическая разработка к уроку литературного чтения С.А. Клычков "Весна в лесу" 4 класс УМК "Школа России"

Методичекая разработка по данной теме поможет учителю в полной мере раскрыть тему урока, а так же интересно преподнести учебный материал обучающимся....

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"

В данном документе представлен конспект урока литературного чтения, 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"....

Методическая разработка конспекта урока литературного чтения на тему "Звук (Й), буква Й"

Методическкая разработка конспекта урока литературногот чтения на тему "Звук (Й), буква Й"...