Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Матвеева Дарья Станиславовна

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,

с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".

К.Г Паустовский Кот- ворюга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кот-ворюга

Мы пришли в отчаяние. ( Какой возникает вопрос?

 (Из-за чего? Почему? Что случилось?) (А как вы сами думаете?)

 Мы не знали, как поймать этого рыжего кота.  ( Вот оказывается… А какой теперь возникает вопрос?) (Зачем его ловить?)
(А как сама скажешь, зачем?)

 Он обворовывал нас каждую ночь.   Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец  установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

 (вопрос. Почему он так выглядит? Как сами думаете?)

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот - бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (Ребята, почему он воровал?)

 Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.

Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.

Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве.

Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.

Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.

Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. (Почему он выл?) (Хотел спастись, спуститься, сбежать)

Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. ( Какой возникает вопрос?) (На какой поступок решился кот?)

С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом. (вот этот поступок.)  (А теперь сядьте поудобнее слушайте и представляйте). Кот умчался под дом, а дом был…

Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на  его тесовую крышу.

Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. Мы в нем только ночевали. Все дни, от рассвета до темноты,

мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озер. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях.

Чтобы пройти к берегу озер, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью.

Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота. ( Вы представили?красоту этого райского уголка?  Какие звуки вы услышали? Какие запахи почувствовали? Кто нарушал красоту,  гармонию  человека и природы? )

Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было.

Мы заложили лаз старой сетью и начали ждать. Но кот не выходил. Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три...Пора было ложится спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы.

Тогда был вызван Ленька, сын деревенского сапожника. Ленька славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из- под дома кота. (что бы вы придумали на месте Лёньки? Это деревенский мальчишка, чуть постарше вас.)

Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул ее через лаз в подполье.

Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье- кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой. Ленька потащил за леску. Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу.

Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза.

Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели как следует.

Кот зажмурил глаза и прижал  уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя.

(О чем это говорит? эта поза ) Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

- Что же нам с ним делать? (Что же делать?  )(Наказать, отдать в питомник.

- Выдрать! - сказал я. (Что это значит?) (побить) Что выберут герои?)

- Не поможет, - сказал Ленька. - У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить как следует.

Кот ждал, зажмурив глаза.

Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. (Что выбрали друзья?)

Кот  ел  больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами.

После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было означать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке.

Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел. ( Первый раз его разглядели, что увидели, какой кот оказался?) (выбрали накормить, как вы думаете почему? И что будет теперь с котом? Что почувствовали они к коту? Сначала они злились на него и хотели наказать, а выбрали накормить? Что же будет дальше предпорложите)

С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок.

Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу.

Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол.

Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.

Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный «Горлачем».

Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу.

После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел.

С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.

Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.

Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.

Наш рассказ закончился, но не закончилась наша работа.

Давайте немножко отдохнем.

Вот окошко распахнулось

Вышел котик на карниз

Посмотрел наш котик наверх

Посмотрел наш котик вниз

Вот на лево повернулся,

Проводил он взглядом кур

Потянулся, выгнул спинку и уселся

Мяу МУР

Изменился кот. Очень интересно проследить какие изменения происходили с котом

Работа в парах.

Внешность кота (вначале и в конце)

Какие поступки совершает кот (вначале и в конце)

Как автор называет кота?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К. Паустовский «Кот- ворюга»

Слайд 2

К расив он и строен, длинноус и мохнат. О н любит мышей, ненавидит собак. Т ак вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей .

Слайд 3

Константин Георгиевич Паустовский (1892 -1968)

Слайд 4

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы

Слайд 6

Таруса

Слайд 7

Мещерские места

Слайд 8

Отчаяние - состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности. Кукан - бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду. СЛОВАРЬ

Слайд 9

Заросли - частый кустарник, которым заросло какое- нибудь место. Плотица - небольшая пресноводная рыба.

Слайд 10

Лаз - узкое отверстие, через которое можно пролезть. Шиворот - за ворот, за воротник.

Слайд 11

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. Бухало - производить сильный и глухой звук.

Слайд 12

Припадок - внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой– нибудь болезни (Потеря сознания, судороги). Подполье – погреб под домом.

Слайд 14

Что означает слово «ворюга» ? Сравните слова: вор, воришка, ворюга, хитрюга. О ком так говорят?

Слайд 15

Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта.

Слайд 16

Еда и чистая вода должны находиться в двух разных мисках. Нужно иметь дома специальное приспособление (дощечка, столбик), чтобы кошка могла точить когти. Необходимо вычёсывать шерсть специальной щёточкой, когда кошка начинает линять. По улице кошку рекомендуется переносить в специальной просторной клетке, сидя на руках она может испугаться и убежать или начать царапаться. Нужно показать кошку ветеринару, если она заболеет, надо делать кошке прививки. Кошке необходима ласка и забота, с ней нужно играть.

Слайд 17

1.Кот был: а) серый б) белый в) рыжий 2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо: а) через 2 дня б) через неделю в) через 2 недели 3. Хвост у кота был: а) пушистый б) облезлый в) грязный 4. Чтобы выследить кота потребовалось: а) месяц б) 2 месяца в) 2 недели 5. Кот полез с колбасой: а) на дуб б) на тополь в) на берёзу

Слайд 18

6.Кот свалился с берёзы: а) как камень б) как футбольный мяч 7. Будил всех: а) стук яблок б) стон кота в) ветер 8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил: а) окуня б) карася в) плотицу 9. Поесть давали коту: а) сметану б) жареную свинину в) творожники 10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок: а) на следующее утро б) через день в) через 2 дня

Слайд 19

Домашнее задание подготовить рассказ от имени кота.

Слайд 20

Меня удивило…. Мне стало жалко.. Мне не понравилось… Меня восхитило… Меня поразило…



Предварительный просмотр:

Цели урока:  - познакомить  с произведениями русского писателя К.Г. Паустовского;

                        - учить работе над образом литературного героя;

                        - развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности

                          учащихся;

                        - формировать навыки  правильного, беглого, осознанного, выразительного

                          чтения;

                        - формировать навыки работы в группах;

                        - воспитывать чуткое, доброе отношение к  животным, умение сопереживать.

Оборудование:  - учебник «Литературное чтение» 3 класс часть 1;

                             - проектор, компьютер, экран;

                             -  презентация к уроку;

                             - выставка книг К. Г. Паустовского;

                             - толковый словарь Ожегова.

Ход урока.

Этап урока

Ход урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Приветствие,  концентрация внимания.

Познавательные:

- делать выводы на основе

обобщения знаний.

-понимать цель чтения и осмысливает

прочитанное.

- извлекать информацию, предоставленную в разных формах.

- находить в справочниках, словарях ответы на интересующие вопросы.

Регулятивные:

--выделять учебную задачу на основе соотнесения известного ,

освоенного и неизвестного.

- осознает уровень и качество выполнения.

-работать по плану, сверяет свои действия с целью

- сопоставлять свою оценку с оценкой

другого человека;

- обращаться к способу действия, оценивая свои возможности

Коммуникативные: 

- строить монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения.

- уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в

группе

-проявлять интерес и уважение к

различным точкам зрения.

- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями

Личностные УУД:

– эмоциональность; умение

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –

своих  и окружающих людей;

II. Введение в тему урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением замечательного русского писателя

(показ слайда с портретом К. Г. Паустовского)

Слайд 2

 - Может вы узнаете его портрет?

(после предположения учащихся появляется подпись к портрету)

 - Это К. Г. Паустовский.

- А чтобы узнать название рассказа, с которым будем знакомиться, отгадайте загадку:

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит. 
(кот)

(на экране появляется первое слово из названия рассказа)

- Второе слово из названия – «Ворюга»

(на экране появляется второе слово из названия)

 

- От какого слова образовалось слово «ворюга»? (вор)

- Кто такой вор? (тот , кто совершает кражу, берёт чужое без разрешения)

 - А ворюга? (презрительное отношение, так говорят о том, кто постоянно совершает кражи, грабежи )

- Как вы думаете, почему кот – ворюга? (предположения учащихся)

Высказывают предположения

Отгадывают загадку

Анализируют значение слова

Высказывают предположения

III. Постановка  проблемного вопроса на уроке.

- Написав этот рассказ, К. Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую? Ответить на этот вопрос мы сможем, если будем внимательно читать рассказ, принимать активное участие в обсуждении и определим основную мысль рассказа.

Слушают учителя

IV. Изучение нового материала.

1. Рассказ учащихся об авторе ( предварительная подготовка)

1 ученик

Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии из-за финансовых проблем в семье Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на жизнь и учёбу  репетиторством. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать.

2 ученик

«С детских лет мне хотелось увидеть и испытать всё, что только может увидеть и испытать человек»,- писал К.Г.Паустовский.   Его манили путешествия и приключения, неосвоенные материки, далёкие страны. И он много путешествовал по своей стране, бывал за её пределами. Паустовский переменил много профессий: был кондуктором трамвая, матросом, рабочим, санитаром во время первой мировой войны, служащим, преподавателем литературы, журналистом, участвовал в гражданской и Великой Отечественной войнах.

Но он решил: как бы ни повернулась его судьба, какие бы испытания ни выпали на его долю, он посвятит себя литературе. Паустовский достиг этой цели и стал писателем, которого знают и любят в самых отдалённых уголках России – и не только России.

2. Выставка книг.

- Паустовский любил бывать в деревне, прикоснуться к природе, почувствовать её прелесть. Посмотрите на выставку книг… . Здесь представлена лишь малая часть произведений этого автора.

3. Показ иллюстраций книг на экране.

Слайд 3

Прочитайте названия некоторых его книг.(«Беспризорная кошка», «Заячьи лапы», «Похождение жука-носорога», «Растрёпанный воробей» «Жизнь замечательных животных»)

- Кто главные их герои? (Животные)

Писатель  любил наблюдать  за поведением животных, их поступками. Так обычный деревенский кот стал литературной знаменитостью.

4. Словарная работа.

Слайд 4

- В ходе чтения нам встретятся трудные для понимания слова. Разберём их значения.

а) Предположения учащихся.

 ( На экране появляется слово, учащиеся дают свои объяснения, затем на экране появляется объяснение этого слова)

Отчаяние – ощущение безвыходного положения.

Плотица – маленькая плотва, речная рыба.

Шиворот – воротник.

 б) Обращение к  толковому словарю Ожегова.

Чулан – Помещение в доме, служащее кладовой, часть сеней в крестьянской избе.

(сени -  помещение между жилой частью дома и крыльцом)

Беспризорник – лишённый присмотра, бездомный, живущий на улице.

Припадок – Внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой-нибудь болезни.

в) Чтение значения слова по сноске в учебнике.

Кукан  - бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

5. Физминутка .

(выполнение упражнений под мелодию песни  Кота Леопольда)

6. Работа с текстом во время чтения.

а )  Первичное чтение

 (Вслух, комбинированное)

1часть – читает учитель, вместе с детьми ведёт диалог с автором. (Диалог включён в учебник)

2 часть – читают дети вслух.

3 часть – читает учитель, по ходу чтения комментирование учителя, их цель – помочь детям более эмоционально представить ситуацию.

4 часть – читают дети вслух.

б)  Выявление первичного восприятия.

- Каким показался вам рассказ?

 - Почему у кота была кличка – ворюга?

- Какую кличку ему дали позже?

в ) Повторное чтение 

(самостоятельное чтение по частям, после чтения каждой части – вопросы учителя )

г)  Вопросы после чтения каждой части.

1 часть.

- О каких проделках кота вы прочитали?

- Как он попался?

- Почему кот решился на отчаянный поступок?

2 часть.

- Каким представили  себе дом?

3 часть.

- Почему решили вытаскивать кота?

 - Как это сделали?

 - В каком состоянии был кот?

- Какое неожиданное решение принял Лёнька?

- Как вы думаете, как чувствовал себя кот после ужина?

4 часть.

 – Как изменилось поведение кота?

- Как переименовали «Ворюгу»?

- Почему?

7. Физминутка для глаз

Ах, как долго мы читали,

Глазки у ребят устали. (поморгали глазами)

Посмотрите все в окно (посмотрели вправо - влево)

Ах, как  солнце высоко (Посмотрели вверх)

Мы глаза сейчас закроем. (Закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим(посмотрели по дуге вверх –вправо, вверх - влево)

А потом скатимся вниз. (смотрим вниз)

Жмурься сильно, но держись(зажмурить глаза, открыть и поморгать)

8. Работа с текстом после чтения.

а ) Групповая работа.

Слайд 5

  •  Подготовительная работа

Учащиеся делятся на 4 группы. Каждая группа получает задание, обсуждает его, ищет ответы в тексте и представитель группы отвечает.

( формирование групп и сложность задания проводятся исходя из разного уровня способностей детей )

1 группа  Внешность  кота.

2 группа. Характеристика кота в начале рассказа.

3 группа. Характеристика кота в конце рассказа.

4 группа. (слабоуспевающие учащиеся и учащиеся с диагнозом ЗПР)

Коллективная работа под руководством учителя.

  • Ответы учащихся по заданию в группах.

Учитель зачитывает основные моменты рассказа, учащиеся придумывают вопрос по услышанному отрывку, другие отвечают.

1)  « Это был кот, потерявший всякую совесть… и склевали весь наш запас червей»

2) «Кот попался этим же вечером…. и  умчался под дом»

3) «Он залез под дом … и это действовало нам на нервы»

4) «Вой прекратился … кот не хотел выпускать вкусную рыбу»

5) «Мы последовали этому совету … и мирно захрапел»

6 ) «Кот ходил по дому… из Ворюги в Милиционера.»

б ) Обобщающая беседа.

- Почему же кот воровал? (был беспризорник, бродяга, хотел есть)

- Предположите, как мог кот стать беспризорником? (не заботились, выгнали, хозяева уехали в город, а его оставили в деревне)

– Что изменило кота? (доброта людей,  он почувствовал, что теперь он не один, у него есть хозяин)

в ) Определение главной мысли рассказа.

- Вернёмся к проблемному вопросу, который ставили в начале урока.

– Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа? Какую важную мысль мы должны понять, познакомившись с рассказом?

 (  Добро побеждает зло, важно доброе отношение к животным, ведь это человек доводит их до отчаянного состояния.) 

Рассказывают заранее подготовленные ученики

Рассматривают выставку

Анализируют тематику произведений по их названию

Высказывают предположения

Читают объяснения слов на экране

Работают со словарём

Читают значение слов по учебнику

Выполняют физминутку

Читают произведение, ведут диалог по ходучтения

Фронтальная беседа

Самостоятельное чтение

Беседуют по содержанию под руководством учителя

Выполняют физминутку для глаз

Групповая работа

Получают задания, выполняют его, отвечает 1 представитель группы

Составляют вопросы по содержанию и отвечают на них

Фронтальный опрос

Определяют главную мысль произведения

V Итог.

- Прочитайте слова на экране.

Слайд 6

 Как вы их понимаете?

 «Мы в ответе за тех, кого приручили»

                                              Антуан де Сент-Экзюпери

 - Я верю, что добрых людей на свете было , есть и будет всегда больше, чем плохих и злых.

Высказывают своё мнение на слова писателя

VI. Оценка работы учащихся.

Слайд 7

- за рассказ об авторе.

- за чтение на уроке.

- за устные ответы на уроке.

Оценивают работу на уроке под руководством учителя

VII. Домашнее задание.

1. Составить рассказ о коте.

2. Нарисовать кота в начале рассказа и в конце.

3. Творческое задание (по желанию)

- Написать сочинение о своём коте.

Слушают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения на тему "К. Г. Паустовский "Кот ворюга"" (3 класс)

материал собержит подробный конспект  к уроку по программе "Школа 2100", в уроке используются современные образовательные технологии: поисковый метод, групповая работа, диццеренцированный подход ...

Конспект урока литературного чтения по теме "К.Г.Паустовский "Кот-ворюга"

Конспект урока составлен с учётом применения технологии продуктивного чтения...

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс К.Г. Паустовский "Кот - ворюга"

Использование современных технологий, методов и приемов работы на уроках и во внеурочное время для достижения метапредметных результатов....

Учебно- методический материал к уроку литературного чтения 3 класс К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"

В методическом материале  представлены кадры из диафильма к рассказу К.Г. Паустовского  " Растрепанный  воробей" , которые  выдаются учащимся на уроке  для рабо...

Конспект урок литературного чтения "Что заслуживает описания?" (К. Паустовский «Мой дом»)

На уроке дети знакомятся с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”, учатся анализировать текст, составлять план рассказа, понимать красоту речи в произведении, выявлять авторскую точку з...

Методическая разработка конспекта урока литературного чтения на тему "Звук (Й), буква Й"

Методическкая разработка конспекта урока литературногот чтения на тему "Звук (Й), буква Й"...