Конспект урок литературного чтения "Что заслуживает описания?" (К. Паустовский «Мой дом»)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Иванова Майя Юрьевна

На уроке дети знакомятся с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”, учатся анализировать текст, составлять план рассказа, понимать красоту речи в произведении, выявлять авторскую точку зрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_23.11.rar18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема раздела: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…»

Тема: Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)

Цель:

1.Познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”.

2. Учить анализировать текст, составлять план рассказа, понимать красоту речи в произведении, выявлять авторскую точку зрения

3. Развивать внимание к слову, творческое воображение, мышление.

4. Закреплять умения вести диалог с автором. Делить части рассказа на картины.

5. Учить видеть необычное в обычных явлениях, предметах. Работать над выразительностью чтения.

6. Расширить знания об авторе.

Ожидаемые результаты

Личностные:

 чувство прекрасного- умение воспринимать красоту природы, чувствовать красоту художественного слова,

 стремиться к совершенствованию собственной речи,

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Формулировать тему и цели урока,

Составлять план и работать по плану,

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Познавательные УУД:

Вычитывать все виды информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную

Извлекать информацию

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Слушать и слышать других, принимать чужую точку зрения

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Предметные результаты:

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся,

Осознанно правильно, выразительно читать вслух

Прогнозировать содержание текста по названию, фамилии автора, иллюстрации

Проводить словарную работу,

Делить текст на части,

Формулировать главную мысль текста,

Составлять устные картины

Оборудование:

Мультимедиа, карточки для работы в парах, тексты для чтения, портрет писателя, презентация

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Мы начинаем наш урок по литературному чтению. А начать я хочу со слов

Сегодня на уроке мне хотелось бы….. и спросить  у вас как бы вы ответили.

Ребята, а вот чтобы все у нас на уроке получилось, что нам необходимо…..( Думать, отвечать,  читать, рассуждать)

Мы настроили себя на деловой лад, пусть все у нас получится!

Каждый урок литературного чтения это встреча, а с кем или с чем можно встретиться?

Сегодняшний урок не исключение, нас ждет встреча

Впрочем, вы все сейчас узнаете сами.

2. Речевая гимнастика.

- Прочитайте четверостишие. Постарайтесь уловить его мелодию (Слайд 2).

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

 Кисти ярко-красные вянущих рябин.    (А.К.Толстой)

-Почему это стихотворение присутствует на нашем уроке?( Созвучно с темой раздела, который мы читаем)

- Как красиво, как замечательно рассказал нам поэт про осень, используя выразительные средства языка

-Кто из вас любит это время года? Почему?

Осень любили и поэты, и писатели, и художники.

- Рассмотрите картину Василия Поленова «Золотая осень»(Слайд 3). Созвучна ли красота природы на картине с теми стихотворениями об осени, которые мы читали?

-  А композиторы используют музыкальные средства выразительности.

- Сейчас мы прослушаем фрагмент  музыки Петра Ильича Чайковского «Времена года».  А вы потом скажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка и картина.      

- Какое настроение вызывает у вас картина и музыка?

- Какими средствами и приемами пользуется композитор?(Плавная мелодия, медленный темп, музыка минорная(Грустная, печальная),но светлая.) 

- Какие изобразительные средства использует художник? (С помощью цвета художник показывает разноцветную осень, ясную солнечную погоду, колорит полотна печальный и спокойный, линия горизонта высоко, поэтому больше изображено земли, чем неба. Художник обращает наше внимание на красоту земли золотой осенью.)

Обобщение учителя:

- И музыка и картина вызывают грустное настроение.

- Как вы видите осень воспевают не только поэты, но и композиторы.

3. Проверка домашнего задания.

Произведения каких поэтов мы читали на предыдущем уроке?

Прочитайте эти стихотворения (Спросить 3 учеников, которые рассказали их накануне на 5). СЛАЙД 4-6.

- Некоторые из вас дома попробовали себя в роли художника и нарисовали иллюстрации к стихам. Давайте посмотрим , что у вас получилось.

- Прочитайте свои четверостишия, которые вы сочинили об осени.

- Ребята, а почему о природе так часто говорят стихами? Попробуйте ответить на этот вопрос.

4. Введение в тему урока.

- Этот же вопрос задала и Настя, героиня нашего учебника, своему папе. Прочитайте, что ответил папа?

Чтение авторского текста на стр. 178.

Где ещё можно встретиться с описание природы, по словам Настиного папы?

Что относится к прозе? ( литературное произведение, которое написано без рифмы: рассказ, повесть, роман)

СЛАЙД 7.

Произведение какого автора мы будем читать?

Как называется?  Из какой книги этот произведение? По жанру, что это за произведение? Что мы знаем о рассказе? (это небольшое по объёму произведение повествовательного характера. В основе рассказа лежит какое-то реальное событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей в рассказе обычно немного)

5. Работа с текстом до чтения.

Произведения К. Паустовского мы уже читали.

 Блицтурнир.  

- Небольшой блицтурнир для вас проведут ваши товарищи. Вы внимательно слушаете отрывки и определяете, из каких произведений они взяты.

Карточка 1.

« Это был кот потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб».

 («Кот – ворюга»)

Карточка 2.

«Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме появилась кривоногая такса».

(«Жильцы старого дома »)

Верно, мы расстались  с героями рассказа «Жильцы старого дома» в разделе «Летние путешествия и приключения».

Что мы знаем о К. Паустовском  - писателе?

Сообщения детей (2 чел)

 Константин Георгиевич Паустовский,  известен многим читателям. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю. Его произведения автобиографичные, рассказ ведётся от лица автора. К. Паустовский талантливый писатель, настоящий художник слова. В его творчестве раскрывается взаимоотношение между человеком и природой.

Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени. Как мог рассказ «Мой дом» оказаться в составе этого раздела?

(Видимо, К. Паустовский рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние пейзажи и т. д.)

 Что вы ждёте от новой встречи с К. Паустовским?

– Сформулируйте цели урока, используя опорные слова: Слайд 8

Познакомимся…
Будем учиться…
Будем воспитывать…

-Рассмотрите иллюстрацию к этому рассказу(Стр. 179)и предположите, кто же будет героем этого произведения? (дом и коты)

Автор нашего учебника предлагает нам, читая произведение ответить на вопрос.

Что заслуживает описания? Почему? (вывешиваю на доску)

Итак, тема определена, вопрос есть, предположения высказаны. Мы будем вести разговор с автором, задавать вопросы, сами находить на них ответы, и проверять свои предположения по ходу чтения

6. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение и озаглавливание 1-й части рассказа.

Комментированное  чтение, диалог с автором.  (Одновременно идёт словарная работа).

СЛАЙД 9.

Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (Интересно почему? Вопрос задаем, но ответа он не требует.)

Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. (То есть досками. Слайд.)

Дом стоит в густом саду, но почему-то огорожен от сада высоким частоколом. (Частокол-забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие. Слайд.)

Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы. (Можете предположить почему? Что такое западня? Ловушка. Слайд)

Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду (То есть окружают его со всех сторон. Слайд. Вы поняли почему?)   Подпалины- рыжевато-желтое или белесое пятно на шерсти

Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой Слайд– он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно. (Раз «почти», значит, всё-таки возможно…)

Вечером коты осторожно перелезают через частокол (Почему осторожно?) и собираются под куканом. Они поднимаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой Слайд, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу. (Представили?) Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. (Представили?)  Кончается это тем, что я выхожу из с фонарём из бани. Коты застигнутые врасплох Слайд, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады. (Представили? Очень яркая картина!)

        Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. (Почему посветлело в доме? Листья опали, деревья стоят голые, поэтому светлее.Слайд)

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломо/ть чёрного хлеба.

Вопросы после чтения 1-й части.

Как вы думаете, какое настроение у хозяина дома в осеннюю пору в деревянной избе?

Какие звуки, запахи вы услышали в последних двух абзацах?

Как бы вы озаглавили первую часть? Слайд 10 

(Отчаянные соседи. Осаждённая изба)

Возвращаемся к вопросу: Что заслуживает описания? Почему?

- Почему же маленький дом в Мещёре «заслуживает описания», теперь можете ответить на этот вопрос?

Чтение 2-й части.

- Сейчас нам предстоит прочитать вторую часть рассказа «Мой дом». Читает учитель всю 2 часть.

- Представьте себе осенние картины, попробуйте почувствовать настроение автора, ощущение счастья наедине с природой. Постарайтесь увидеть обыкновенные чудеса.

-после чтения 2 абзаца детям предлагается закрыть глаза и слушать текст под фонограмму дождя. Открывают глаза на 3 абзаце.

7.Физминутка.

Мы листики осенние.
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.

Сейчас вы сами перечитаете 2 часть рассказа и попробуете обсудить в парах, на сколько картин можно разделить эту часть. К каждой картине, которая у вас получится, попробуйте дать название.

8. Самостоятельное чтение.

Разбейте эту часть на картины. Составьте план. (Работа на листах)

План. Слайд 11

  1. Беседка в глубине сада.

- О какой излюбленной части дома рассказал К. Паустовский?(старая беседка)

- Какое ощущение возникает у писателя по утрам?(просыпается внутри зажженной ёлки)

- Что значит Солнце бьет?9ярко светит в глаза)

- Как автор описывает листву?(пурпурная, лиловая, зеленая и лимонная)

- Кто еще навещает писателя по утрам?(воробьи)

- Объясните выражение «смертельно занимают» (Очень сильно, даже не боятся присутствия человека.)

  1. Ночной осенний дождь.

- Найдите эпитеты. (Отвесный дождь)

- Объясните это выражение. (Идет абсолютно прямо)

- Что автор говорит о  шуме дожде? (Шумит вполголоса)

- Как называется такой прием? (олицетворение)

- Паустовский часто описывает дожди в своих произведениях, но каждый раз по-новому.

-Какие запахи наполняют осенний сад?(запах влаги, сырых садовых дорожек)

3)Туманный рассвет и бодрящий душ.

- Как описывает писатель  туман? Зачитайте!

-Может ли туман шуршать?

-Какой прием использует Паустовский? (олицетворение)

-Кого он увидел в ведре? (лягушку)

-Что называют околицей деревенские жители?( изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни.)

  1. Песня сверчка.

Сравните выражения, сверчок поет и рожок поет. (олицетворение)

  1. Уход на рассвете.

Как вы думаете, почему у пса такая необычная кличка?

-О чем может рассказать вздох собаки?

- Объясните выражение «Восток розовеет».

  1. Затерянность в огромном мире.

-Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным?

    -В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?

    (Он общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли).

Вы абсолютно правы, и мне хочется прочитать строчки  К. Паустовского , в которых он рассказывает об ощущении осени:

     «Много было примет осени, но я постарался запомнить их. Одно я знал твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединённой с лёгкостью на душе и простыми и ясными мыслями.

    Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем  свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумаге слова».

9. Обобщающая беседа.

Как вы думаете, действительно ли старый дом К. Паустовского, где он проводил время в Мещёре,  заслуживает, чтобы его описывали, о нём рассказывали? Почему?

Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»?  Только ли это старая бревенчатая изба?

(Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал… Это мир вокруг него…)

Согласны ли вы с утверждением Настиного папы, что о красоте природы можно писать и прозой?

- Так как по вашему, что достойно описания? (близкое, родное человеку место)

-Как вы думаете, какие стихотворные строчки  очень подходят ко 2 части рассказа «Мой дом»

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!....»

                                                    А. С. Пушкин

10. Работа с текстом после чтения.

Работа в группах. Распределить ключевые слова: какие относятся к первой части , а какие ко второй.(Каждая группа получает слова и раскладывает их в два столбика)

Проверка

СЛАЙД 12.

1-я часть.                                                        2-я часть.

бывшая баня                                                        старая беседка

густой сад                                                        дикий виноград

частокол                                                        воробьи

западня для котов                                                часы

берут в осаду                                                        осенняя ночь

кукан с рыбой                                                        неторопливый дождь

мёртвой хваткой                                                ночная бабочка

застигнутые врасплох                                        туман

просят пощады                                                колодезная вода

облетающий сад                                                сверчок

синицы                                                                пёс Дивный

                                                                               безмолвные воды

                                                                        затерянность

                                                                        счастье

10. Итог урока.

– Ребята, кто открыл сегодня для себя что-то новое?

– Кому понравилось произведение?

– Кто помог нам глубже проникнуть в мир природы, увидеть ее красоту и гармонию?

11.Рефлексия.Слайд 13

Что из этого плана вы выполнили?

Познакомимся…
Будем учиться…
Будем воспитывать…

- А вот закончите еще одно предложение:

Урок заставил меня задуматься о…

Замечательный писатель-творец прекрасных слов об окружающем мире Константин Георгиевич Паустовский (Слайд 14). Когда-то Паустовский сказал прекрасные слова о другом человеке – композиторе Э.Григе (Слайд 14, анимация):

“Спасибо! За Вашу щедрость, за то, что Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек”.

– Можем ли мы адресовать эти слова самому Константину Георгиевичу? Давайте прочитаем их вместе вслух.

12. Домашнее задание.

– Выберите себе домашнее задание по желанию: Слайд 15

  1. Нарисовать иллюстрацию к картине, которая вас особенно впечатлила.
  2. Попробовать подобрать музыкальное сопровождение к этому рассказу.
  3. Выполнить задание в литературной тетради под №2, 4  с. 29.
  4. Выписать на страничку ОСЕНЬ цитаты, которые особенно понравились.
  5. Подробный пересказ 2 части по плану (по одному фрагменту.).
  6.  Выразительное чтение рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения и риторики в 3 классе по теме "Текст. К.Паустовский "Какие бывают дожди".

Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного урока литературного чтения и риторики в 3-ем классе по теме "Текст. Виды текста. К.Паустовский "Какие бывают дожди". К сожалению, видеофильм, на фо...

Конспект урока литературного чтения. К.Паустовский "Тёплый хлеб".

Конспект урока с мультимедийным приложением (презентация) по учебнику Л.А. Ефросининой 3 класс. Урок составлен с использованием технологии критического мышления....

Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Сыплет, сыплет снег-снежок, начинаем наш урок.Произведения двух мастеров: К.Паустовский словами, а Григ музыкой , пробудили чистые и добрые чувства....

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....