Конспект урока литературного чтения по теме "К.Г.Паустовский "Кот-ворюга"
план-конспект урока по чтению на тему

Борзенкова Олеся Сергеевна

Конспект урока составлен с учётом применения технологии продуктивного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Знакомство с произведением К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».

Цель: познакомить с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».

Задачи урока:

1Предметные:

-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

- развивать умение определять тему, главную мысль произведения;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

- развивать творческое мышление;

б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу (синквейн);

3. Личностные:

- формировать чувство сопереживания, благодарности героям;

- формирование умения адекватно оценивать свою работу.

Ход урока.

I.Организационный момент.

-Ребята, прочитайте пословицу на доске:

«Добро всегда добром возвращается»

-Как вы думаете, почему урок я начала с этой пословицы? (предположения детей)

II.Изучение нового материала 

1. Вызов

Цель - развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов.

-Сегодня вас ждёт встреча с писателем К.Г. Паустовским.

- Как вы думаете, о чём может писать Паустовский? (о природе, животных, ребятах).

К.Г. Паустовский русский писатель, родился в Москве, в 1892 году. За свою большую писательскую деятельность побывал во многих уголках нашей страны. Но особенно горячо полюбил он Мещёру — сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью «Каждая поездка-это книга», - говорил Паустовский. Он писал то, что видел, о тех за кем наблюдал, и конечно о тех кого искренне любил.

-Сегодня вас ждёт встреча с рассказом «Кот-ворюга». Знакомьтесь.

- Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в рассказе с таким названием? (предположения ребят)

-А может, предположить содержание рассказа помогут ключевые слова ? Попробуйте: кот, воровал, попался, накормили, перестал воровать, хозяин и сторож.

Какие предположения о содержании текста у вас возникают?(предположения детей)

-Прочитав рассказ, мы узнаем, верны ли были ваши предположения.

- В тексте встретятся слова, значение которых надо будет объяснить. Попробуйте в парах обсудить значение этих слов.

Кукан - бечёвка, на которую надевают под жабры пойманную рыбу, чтобы пускать её на привязи в воду.

Тесовая крыша-крыша из тонких досок хвойных пород.

Босяцкий - хулиганский

Лаз - узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Плотица - небольшая пресноводная рыба

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Заросли - частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой– нибудь болезни

-Вот теперь все слова понятны, давайте начнём знакомиться с произведением

2. Осмысление (чтение текста с остановками)

Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.

  1. Чтение и анализ первой части учителем

         -Что мы узнали о коте из 1 части? Найдите в тексте его описание.

       -  О каких поступках узнали? ( Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.)

- Как автор называет кота? (бродяга и бандит, ворюга)

-Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой.

2Чтение и анализ второй части рассказа (читает учитель)

-Как вы думаете, зачем Паустовский даёт описание дома, заброшенного сада? Есть ли связь между домом и котом? (Писатель проводит параллель: именно под этим старым домом ищет спасения ворюга. Дом заброшенный и кот беспризорник)

- Как будут развиваться события дальше? Предположите.

  1. Чтение и анализ третьей части рассказа (читают хорошо читающие ученики)

- Что произошло с котом? (попался)

- Кому поручили вытащить кота? ( Лёньке)

- Почему Лёньку позвали? ( Лёнька славился бесстрашием и ловкостью)

-  Есть сходство между Ленькой и котом? (Да, кот тоже славился бесстрашием и ловкостью)

- Почему кот попался?  (Кот попался только из-за своего голода,  жадности)

 Что помогло Леньке поймать кота? (Смекалка)

-Как выглядел кот? Найдите и прочитайте. (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.)

-Зачем автор использует описание кота? (чтобы мы тоже хорошенько рассмотрели его).

  Вспомните, какой он был в 1 части?

   Этот прием называется - контраст, т.е противопоставление.

- Изменилось ли ваше отношение к коту? (сочувствие)

 -Вот и наступает самый напряжённый момент - вздуют кота или пожалеют.

- Что предложил сделать Лёнька? Почему он решил, что коту не поможет наказание? (У него характер такой с детства.)

- А что ждал кот? ( Наказания)

- Как он повёл себя после того, как его накормили? (Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.)

Так, чего же не хватало коту? ( Внимания, заботы)

-Предположите, что будет дальше.

4) Чтение и анализ четвертой части рассказа (читает хорошо читающий ученик)

-      Что значит прижился? (остался жить)

     Какие изменения произошли с котом? (перестал воровать)

   -  Какой поступок совершил кот? (благородный и неожиданный)

       -    Каковы же были действия кота? Прочтите.      

   -  Как автор описал действия кур?( взлетели с отчаянным воплем,  бросились, теряя перья)

     - Прочтите, как автор описывает Петуха?

     (длинноногий дурак, кричит попусту, мчался впереди кур… Петух – трус).

     Какие качества кота проявились в этом поступке?  (смелость, храбрость.)                                

-.Каким предстает кот после демонстрации «благородного  поступка». (он – сторож, хозяин).

Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

 -Зачем кота переименовали в милиционера?  (Кот не только сам перестал воровать, но и не стал позволять этого делать другим, он почувствовал себя нужным) .

Подходит ли ему эта кличка? (Да)            

 -   Что по этому поводу говорит Рувим?

5) Проверка восприятия.

Определение главной мысли рассказа.

-Кому понравился рассказ? Чем?

-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?

-Вернемся к пословице. Что можете сказать?

-Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею?

- О чем вы задумались, прочитав рассказ?

3. Рефлексия

1) Восстановление деформированного плана. 

- Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. 

План:

□ «С тех пор куры опасались воровать»

□ «Кот ел больше часа».

□ «Мы пришли в отчаяние».

□ « Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали».

□ «Но наконец кот попался».

□ «Мы рассмотрели кота как следует»

□ «Кот ходил по дому, как хозяин».

-Соответствует ли план последовательности событий? (нет)

-Какое задание нужно будет выполнить? (восстановить план)

-Поработайте в парах.

-Проверим по доске.

Выбери формулировку, которая подходит к рассказу:

1) Человек должен любить животных и заботиться о них.

2) «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей» (Ю. Мориц)

3) «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (А. де Сент-Экзюпери)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...