Конспект урока литературного чтения по теме "К.Г.Паустовский "Кот-ворюга"
план-конспект урока по чтению на тему
Конспект урока составлен с учётом применения технологии продуктивного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Знакомство с произведением К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».
Цель: познакомить с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».
Задачи урока:
1. Предметные:
-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;
- развивать умение определять тему, главную мысль произведения;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
- развивать творческое мышление;
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группе;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу (синквейн);
3. Личностные:
- формировать чувство сопереживания, благодарности героям;
- формирование умения адекватно оценивать свою работу.
Ход урока.
I.Организационный момент.
-Ребята, прочитайте пословицу на доске:
«Добро всегда добром возвращается»
-Как вы думаете, почему урок я начала с этой пословицы? (предположения детей)
II.Изучение нового материала
1. Вызов
Цель - развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов.
-Сегодня вас ждёт встреча с писателем К.Г. Паустовским.
- Как вы думаете, о чём может писать Паустовский? (о природе, животных, ребятах).
К.Г. Паустовский русский писатель, родился в Москве, в 1892 году. За свою большую писательскую деятельность побывал во многих уголках нашей страны. Но особенно горячо полюбил он Мещёру — сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью «Каждая поездка-это книга», - говорил Паустовский. Он писал то, что видел, о тех за кем наблюдал, и конечно о тех кого искренне любил.
-Сегодня вас ждёт встреча с рассказом «Кот-ворюга». Знакомьтесь.
- Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в рассказе с таким названием? (предположения ребят)
-А может, предположить содержание рассказа помогут ключевые слова ? Попробуйте: кот, воровал, попался, накормили, перестал воровать, хозяин и сторож.
Какие предположения о содержании текста у вас возникают?(предположения детей)
-Прочитав рассказ, мы узнаем, верны ли были ваши предположения.
- В тексте встретятся слова, значение которых надо будет объяснить. Попробуйте в парах обсудить значение этих слов.
Кукан - бечёвка, на которую надевают под жабры пойманную рыбу, чтобы пускать её на привязи в воду.
Тесовая крыша-крыша из тонких досок хвойных пород.
Босяцкий - хулиганский
Лаз - узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Плотица - небольшая пресноводная рыба
Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Заросли - частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой– нибудь болезни
-Вот теперь все слова понятны, давайте начнём знакомиться с произведением
2. Осмысление (чтение текста с остановками)
Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.
- Чтение и анализ первой части учителем
-Что мы узнали о коте из 1 части? Найдите в тексте его описание.
- О каких поступках узнали? ( Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.)
- Как автор называет кота? (бродяга и бандит, ворюга)
-Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой.
2Чтение и анализ второй части рассказа (читает учитель)
-Как вы думаете, зачем Паустовский даёт описание дома, заброшенного сада? Есть ли связь между домом и котом? (Писатель проводит параллель: именно под этим старым домом ищет спасения ворюга. Дом заброшенный и кот беспризорник)
- Как будут развиваться события дальше? Предположите.
- Чтение и анализ третьей части рассказа (читают хорошо читающие ученики)
- Что произошло с котом? (попался)
- Кому поручили вытащить кота? ( Лёньке)
- Почему Лёньку позвали? ( Лёнька славился бесстрашием и ловкостью)
- Есть сходство между Ленькой и котом? (Да, кот тоже славился бесстрашием и ловкостью)
- Почему кот попался? (Кот попался только из-за своего голода, жадности)
Что помогло Леньке поймать кота? (Смекалка)
-Как выглядел кот? Найдите и прочитайте. (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.)
-Зачем автор использует описание кота? (чтобы мы тоже хорошенько рассмотрели его).
Вспомните, какой он был в 1 части?
Этот прием называется - контраст, т.е противопоставление.
- Изменилось ли ваше отношение к коту? (сочувствие)
-Вот и наступает самый напряжённый момент - вздуют кота или пожалеют.
- Что предложил сделать Лёнька? Почему он решил, что коту не поможет наказание? (У него характер такой с детства.)
- А что ждал кот? ( Наказания)
- Как он повёл себя после того, как его накормили? (Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.)
Так, чего же не хватало коту? ( Внимания, заботы)
-Предположите, что будет дальше.
4) Чтение и анализ четвертой части рассказа (читает хорошо читающий ученик)
- Что значит прижился? (остался жить)
Какие изменения произошли с котом? (перестал воровать)
- Какой поступок совершил кот? (благородный и неожиданный)
- Каковы же были действия кота? Прочтите.
- Как автор описал действия кур?( взлетели с отчаянным воплем, бросились, теряя перья)
- Прочтите, как автор описывает Петуха?
(длинноногий дурак, кричит попусту, мчался впереди кур… Петух – трус).
Какие качества кота проявились в этом поступке? (смелость, храбрость.)
-.Каким предстает кот после демонстрации «благородного поступка». (он – сторож, хозяин).
Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.
-Зачем кота переименовали в милиционера? (Кот не только сам перестал воровать, но и не стал позволять этого делать другим, он почувствовал себя нужным) .
Подходит ли ему эта кличка? (Да)
- Что по этому поводу говорит Рувим?
5) Проверка восприятия.
Определение главной мысли рассказа.
-Кому понравился рассказ? Чем?
-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?
-Вернемся к пословице. Что можете сказать?
-Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею?
- О чем вы задумались, прочитав рассказ?
3. Рефлексия
1) Восстановление деформированного плана.
- Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей.
План:
□ «С тех пор куры опасались воровать»
□ «Кот ел больше часа».
□ «Мы пришли в отчаяние».
□ « Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали».
□ «Но наконец кот попался».
□ «Мы рассмотрели кота как следует»
□ «Кот ходил по дому, как хозяин».
-Соответствует ли план последовательности событий? (нет)
-Какое задание нужно будет выполнить? (восстановить план)
-Поработайте в парах.
-Проверим по доске.
Выбери формулировку, которая подходит к рассказу:
1) Человек должен любить животных и заботиться о них.
2) «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей» (Ю. Мориц)
3) «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (А. де Сент-Экзюпери)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/23/picture-283999-1377258974.jpg)
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-430585-1449418295.jpg)
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/16/picture-1201670-1579188878.jpg)
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/28/picture-1009848-1590685966.jpg)
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/18/picture-967376-1663518960.jpg)
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/18/picture-967376-1663518960.jpg)
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...