"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Е.Пермяк "Для чего руки нужны", | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 1 классе
по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение»
(УМК «Гармония»)
Тема урока: «Для чего руки нужны?»
Цель: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»
Задачи:
- познакомить с рассказом Е.Пермяка «Для чего руки нужны»;
- создать условия для формирования правильной читательской деятельности;
- развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям.
- создать условия для формирования навыков работы с дополнительными источниками информации;
- создать ситуацию, в результате которой учащимся раскроется смысл рассказа;
- создать ситуацию, в результате которой учащиеся поймут важность трудовой деятельности.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Актуализация знаний II. Постановка учебной задачи. III. Решение учебной задачи. Физкультминутка III. Применение полученных знаний на практике IV. Рефлексия | На доске иллюстрация из учебника к рассказу Е.Пермяка «Для чего руки нужны» - Ребята, вспомните и назовите раздел учебника, который мы сейчас изучаем. - Какие открытия вы сделали, читая произведения этого раздела? - Молодцы! Видите, как много открытий вы для себя сделали. И ещё больше открытий нам предстоит. - А сейчас, ребята, посмотрите на иллюстрацию, кто на ней изображён? - Что вы можете сказать о дедушке: какое у него выражение лица, что он делает? - А внук? - Как вы думаете, подходит ли этот рисунок к произведениям нашего раздела. Почему? Открывается записанный на доске вопрос: «Для чего руки нужны?» - Ребята, как вы думаете, кто из персонажей нашего рисунка мог задать такой вопрос? Объясните свой выбор. - Сейчас мы начнём читать рассказ Евгения Пермяка и проверим, верна ли ваша догадка. Учитель ведёт диалог с автором.
- Большими друзьями – это какими? - Интересно, о чём? - Вот, что дедушку интересовало. - Согласны? - Согласны? - Вот как много занятий у рук может быть! - А вы как думаете, для чего руки нужны? - Сейчас прочтём окончание рассказа и посмотрим, как автор ответил на этот вопрос. - А мы правильно отвечали? - Что значит «трудовые руки»? - Трудовые и рабочие – это одно и то же? (на доске появляется запись: руки трудовые, рабочие) - «Белый свет» – это какой? - Ребята, автор ответил на вопрос «Для чего руки нужны?» - Тогда прочитайте его ответ. - Как вы понимаете это выражение? «Что мы видели – не скажем, а что делали- покажем» - Давайте ещё раз перечитаем рассказ Евгения Пермяка и попробуем разобраться, почему Петя «по своим рукам судил». Для этого ещё раз прочитаем разговор дедушки и Пети. - Какой вопрос задал дедушка Пете? - Что отвечал Петя? - Вернёмся к иллюстрации. Что вы теперь можете рассказать о дедушке? - О мальчике? - Почему изменилось наше видение иллюстрации? - Как вы думаете, почему Петя давал такие ответы? - Скажите, а у Пети какие руки? - А у кого руки трудовые? - А как вы считаете, сколько на земле профессий и почему все они дружат со словом «труд»? - Кто может ответить? - Давайте найдём точное определение слова в словарях. - Как будем искать слово в словаре? Учитель открывает уже записанные определения на доске. - Что объединяет все эти определения? - Расскажите о профессии своих родителей, о том какие обязанности у них есть и как они их выполняют. - Ребята, а как вам помогают трудиться ваши руки? - Как много ответов! А ваши руки можно назвать трудовыми, рабочими? - Ребята, на какой вопрос мы нынче с вами искали ответ? - Какое открытие сделали? - Мне кажется, ребята, что очень удачно ответил на этот вопрос поэт Сергей Баруздин: «А руки, брат, великий клад! - Почему поэт называет руки кладом? -А почему? - Дома выполните, пожалуйста, такое задание: найдите на стр. 90 пословицы и подумайте, какие из них подходят к рассказу. А кто захочет, может найти другие пословицы о труде. - Всем спасибо за урок!!! | Учебники у детей закрыты. - «Что такое хорошо и что такое плохо». - Мы поняли, что врать нехорошо. - Вот когда натворил что-нибудь: чашку разбил или сломал что-то, или уроки не сделал, лучше сразу правду сказать, тогда ругать не будут. - А я понял, что надо так жить, чтобы и врагов не было, и друзей было много. - Да, а ещё мы открыли, что друг – это не тот, с кем ты балуешься и играешь, а тот, кто тебе поможет в хорошем деле или остановит от баловства. - Дедушка и мальчик, скорее всего внук. - Дедушка старенький, мудрый, объясняет что-то своему внуку. - Ругает, наверное! - Мальчик слушает, лицо у него растерянное , в руках мяч. Может, он разбил что-нибудь? - Мне кажется, что подходит: там дедушка и мальчик нарисованы, а мы такого произведения ещё не читали. - Да, мы не читали, но ещё можем прочитать! Так что подходит. - И мне кажется, что подходит, потому что видно, что дедушка объясняет внуку что такое хорошо, а что такое плохо. - Мальчик, потому что он маленький и ему всё интересно. Дети начинают читать текст по цепочке (по одному предложению) «Петя с дедушкой большими друзьями были.» - Это значит лучшими друзьями. «Обо всём разговаривали.» « Спросил как-то дедушка внука: - А для чего, Петенька, людям руки нужны?» - Оказывается, это дедушка спрашивал! «- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.» - Согласны. «- А ещё для чего? – спросил дед. - Чтобы ложку держать.» - Да. «- А ещё? - Чтобы кошку гладить.» «- А ещё? - Чтобы камешки в речку бросать.» - Чтобы хватать всё. - Чтобы сдачу дать, если тебя ударили. - Чтобы рисовать, лепить. - Чтобы писать. - Чтобы что-нибудь делать, мастерить. - Чтобы играть. - Чтобы цветы рвать. Конец рассказа читает хорошо читающий ребёнок. «Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. - Правильно. Только по своим рукам обо всех других судил,» - А что значит «судил»? - Это значит оценивал, рассуждал. …а не по трудовым, рабочим рукам, - Это руки, которые трудятся, делают дело, работают. которыми вся жизнь, весь белый свет держится.» - Это весь мир значит. - Да! - Прямого ответа нет. Автор говорит, что трудовыми руками весь мир держится. - Значит, если работать не будешь, то и ничего не будет у тебя. - Это значит, что всё надо руками делать. - Мне кажется, что без трудовых рук ничего бы у нас не было: ни дома, ни одежды, ни компьютера… И даже кушать нечего было бы. Дети работают в парах: читают текст по ролям, используя тетрадь на печатной основе. После небольшой подготовки, пара учеников читает отрывок вслух. - Для чего руки нужны? - Чтобы в мячик играть, ложку держать, кошку гладить, камешки в речку бросать. - Дедушка мудрый, но лицо его озабочено: он волнуется, что его внук вырастет бездельником. - Теперь бы я сказал, что лицо у него не растерянное, а задумчивое: интересно ему стало, для чего же руки нужны. - Мы прочли рассказ, и узнали, о чём разговаривают дедушка и Петя. - Петя ещё маленький, он другого ничего руками делать не умеет. - Хватальные. - Игровые. - Бездельные. - Нет, он же маленький ещё! У него не бездельные руки! Ещё научится всему! - У рабочих разных. - У мамы, папы. - А что такое профессия? - Это когда люди работают кем-то. Работа в малых группах. На столах у каждой группы лежат словари (по одному на группу). -Сначала мы найдём букву П. Затем можно посмотреть на следующую букву и искать на странице сочетание «ПР». Кто нашёл – поднимает руку, зачитывает. Словарь Ушакова: «Профессия - род, характер трудовой деятельности, служащий источником существования.» Словарь Ожегова: «Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности» Словарь Ефремовой: «Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующих специальной подготовки.» - Слова «трудовая деятельность». - Я понял, руки трудовые у взрослых, потому что они работают. К.- Значит, у моей мамы не трудовые, она на работу не ходит. М.- Моя тоже не ходит, зато она дома кушать готовит, убирает, пылесосит. Так что у моей мамы руки трудовые. К.- Ой, тогда и у моей! Ответы детей. - Мне помогают писать. - А мне рисовать. - Я вот маме помогаю уборку делать. - А мне руки помогают вырезать. - Мне разные поделки делать. и т.д. - Мне кажется, нет. Наши руки можно назвать учебными, потому что мы только учимся еще. - Вот моя мама говорит, что учёба – это моя работа. Значит, наши руки тоже трудовые. - Для чего руки нужны? - Руки нужны, чтобы трудиться. - На трудовых руках весь мир держится. - А я понял, что мои руки тоже трудовые, хотя я еще только учусь. - Оказывается, не всегда по рисунку можно догадаться, о чём рассказ будет! - Наверное, потому, что руки такие же ценные как клад и даже ещё дороже. - Потому что без рук ничего бы у нас не было. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе к учебнику Кубасовой О.В.
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе к учебнику Кубасовой О.В.(Поурочное планирование в другом документе)...
Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. О. В. Кубасова
Рабочая программа по литературному чтению.1 класс. Кубасова О.В....
Урок по литературному чтению 4 класс по учебнику Матвеевой по теме "Портрет и автопортрет. И.А.Ильин «Пушкин в жизни» (отрывок). А.С.Пушкин «Вы просите у меня мой портрет…».
Данный материал позволяет познакомиться с произведениями в сравнении, включает работу в группах....
Контрольная работа по литературному чтению, раздел «Люби все живое» (3 класс). Тест разработан на основе учебного материала раздела учебника по литературному чтению 3 класса, автор учебника Климанова Л.Ф., программа «Перспектива».
Контрольная работа по литературному чтению, раздел " Люби все живое", 3 класс, программа "Перспектива"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "Обучение грамоте. Литературное чтение" 1 класс По учебнику "Азбука" В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская По учебнику "Литературное чтение". Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий
данная программа включет в себя программу по обучению грамоте и программу по литературному чтению с календарно-тематическим планированием...
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс к учебнику О.В.Кубасова( УМК «Гармония») План и пересказ. В. Сухомлинский «Вьюга», Ю.Ермолаев «Проговорился».
Презентация к уроку....
Конспект урока по литературному чтению, 4 класс Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова
Конспект урока по литературному чтению, 4 классАвторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова...