Главные вкладки

    "Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
    план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

    Тарасова Татьяна Юрьевна

    Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Е.Пермяк "Для чего руки нужны", 27.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературного чтения в 1 классе

    по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение»

    (УМК «Гармония»)

    Тема урока: «Для чего руки нужны?»

    Цель: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»

    Задачи:

    1. познакомить с рассказом Е.Пермяка «Для чего руки нужны»;
    2.  создать условия для формирования правильной читательской деятельности;
    3. развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям.
    4. создать условия для формирования навыков работы с дополнительными источниками информации;
    5. создать ситуацию, в результате которой учащимся раскроется смысл рассказа;
    6. создать ситуацию, в результате которой учащиеся поймут важность трудовой деятельности.

    Ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Актуализация знаний

    II. Постановка учебной задачи.

    III. Решение учебной задачи.

    Физкультминутка

    III. Применение полученных знаний на практике

    IV. Рефлексия

    На доске иллюстрация из учебника к рассказу Е.Пермяка «Для чего руки нужны»

    - Ребята, вспомните и назовите раздел учебника, который мы сейчас изучаем.

    - Какие открытия вы сделали, читая произведения этого раздела?

    - Молодцы! Видите, как много открытий вы для себя сделали. И ещё больше открытий нам предстоит.

    - А сейчас, ребята, посмотрите на иллюстрацию, кто на ней изображён?

    - Что вы можете сказать о дедушке: какое у него выражение лица, что он делает?

    - А внук?

    - Как вы думаете, подходит ли этот рисунок к произведениям нашего раздела. Почему?

    Открывается записанный на доске вопрос: «Для чего руки нужны?»

    - Ребята, как вы думаете, кто из персонажей нашего рисунка мог задать такой вопрос? Объясните свой выбор.

    - Сейчас мы начнём читать рассказ Евгения Пермяка и проверим, верна ли ваша догадка.

    Учитель ведёт диалог с автором.

     

    - Большими друзьями  – это какими?

    - Интересно, о чём?

    - Вот, что дедушку интересовало.

    - Согласны?

    - Согласны?

    - Вот как много занятий  у рук может быть!

    - А вы как думаете, для чего руки нужны?  

    - Сейчас прочтём окончание рассказа и посмотрим, как автор ответил на этот вопрос.

    - А мы правильно отвечали?

    - Что значит «трудовые руки»?

    - Трудовые и рабочие – это одно и то же?

    (на доске появляется запись: руки трудовые, рабочие)

    - «Белый свет» – это какой?

    - Ребята, автор ответил на вопрос «Для чего руки нужны?»

     - Тогда прочитайте его ответ.

    - Как вы понимаете это выражение?

    «Что мы видели – не скажем, а что делали- покажем»

    - Давайте ещё раз перечитаем рассказ Евгения Пермяка и попробуем разобраться, почему Петя «по своим рукам судил».  Для этого ещё раз прочитаем разговор дедушки и Пети.

    -  Какой вопрос задал дедушка Пете?

    - Что отвечал Петя?

    - Вернёмся к иллюстрации.

    Что вы теперь можете рассказать о дедушке?

    - О мальчике?

    - Почему изменилось наше видение иллюстрации?

    - Как вы думаете, почему Петя давал такие ответы?

    - Скажите, а у Пети какие руки?

    - А у кого руки трудовые?

    - А как вы считаете, сколько на земле профессий и почему все они дружат со словом «труд»?

    - Кто может ответить?

    - Давайте найдём точное определение слова в словарях.

    - Как будем искать слово в словаре?

    Учитель открывает уже записанные определения на доске.

    - Что объединяет все эти определения?

    - Расскажите о профессии своих родителей, о том какие обязанности у них есть и как они их выполняют.

    - Ребята, а как вам помогают трудиться ваши руки?

    - Как много ответов! А ваши руки можно назвать трудовыми, рабочими?

    - Ребята, на какой вопрос мы нынче с вами искали ответ?

    - Какое открытие сделали?

    - Мне кажется, ребята, что очень удачно ответил на этот вопрос поэт Сергей Баруздин:

    «А руки, брат, великий клад!
    Для дел даются руки!»

    - Почему поэт называет руки кладом?

    -А почему?

    - Дома выполните, пожалуйста, такое задание: найдите на стр. 90 пословицы и подумайте, какие из них подходят к рассказу. А кто захочет, может найти другие пословицы о труде.

    - Всем спасибо за урок!!!

    Учебники у детей закрыты.

    - «Что такое хорошо и что такое плохо».

    - Мы поняли, что врать нехорошо.

    - Вот когда натворил что-нибудь: чашку разбил или сломал что-то, или уроки не сделал, лучше сразу правду сказать, тогда ругать не будут.

    - А я понял, что надо так жить, чтобы и врагов не было, и друзей было много.

    - Да, а ещё мы открыли, что друг – это не тот, с кем ты балуешься и играешь, а тот, кто тебе поможет в хорошем деле или остановит от баловства.

    - Дедушка и мальчик, скорее всего внук.

    - Дедушка старенький, мудрый, объясняет что-то своему внуку.

    - Ругает, наверное!

    - Мальчик слушает, лицо у него растерянное        , в руках мяч. Может, он разбил что-нибудь?

    - Мне кажется, что подходит: там дедушка и мальчик нарисованы, а мы такого произведения ещё не читали.

    - Да, мы не читали, но ещё можем прочитать! Так что подходит.

    - И мне кажется, что подходит, потому что видно, что дедушка объясняет внуку что такое хорошо, а что такое плохо.

    - Мальчик, потому что он маленький и ему всё интересно.

    Дети начинают читать текст по цепочке (по одному предложению)

    «Петя с дедушкой большими друзьями были.»

    - Это значит лучшими друзьями.

    «Обо всём разговаривали.»

    « Спросил как-то дедушка внука:

    - А для чего, Петенька, людям руки нужны?»

    - Оказывается, это дедушка спрашивал!

    «- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.»

    - Согласны.

    «- А ещё для чего? – спросил дед.

    - Чтобы ложку держать.»

    - Да.

    «- А ещё?

    - Чтобы кошку гладить.»

    «- А ещё?

    - Чтобы камешки в речку бросать.»

    - Чтобы хватать всё.

    - Чтобы сдачу дать, если тебя ударили.

    - Чтобы рисовать, лепить.

    - Чтобы писать.

    - Чтобы что-нибудь делать, мастерить.

    - Чтобы играть.  

    - Чтобы цветы рвать.

    Конец рассказа читает хорошо читающий ребёнок.

    «Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал.

    - Правильно.

    Только по своим рукам обо всех других судил,»

    - А что значит «судил»?

    - Это значит оценивал, рассуждал.

    а не по трудовым, рабочим рукам,

    - Это руки, которые трудятся, делают дело, работают.

    которыми вся жизнь, весь белый свет держится.»

    - Это весь мир значит.

    - Да!  

    - Прямого ответа нет. Автор говорит, что трудовыми руками весь мир держится.

    - Значит, если работать не будешь, то и ничего не будет у тебя.

    - Это значит, что всё надо руками делать.

    - Мне кажется, что без трудовых рук ничего бы у нас не было: ни дома, ни одежды, ни компьютера… И даже кушать нечего было бы.

    Дети работают в парах: читают текст по ролям, используя тетрадь на печатной основе.

    После небольшой подготовки, пара учеников читает отрывок вслух.

    - Для чего руки нужны?

    -  Чтобы в мячик играть, ложку держать, кошку гладить, камешки в речку бросать.

    - Дедушка мудрый, но лицо его озабочено: он волнуется, что его внук вырастет бездельником.

    - Теперь бы я сказал, что лицо у него не растерянное, а задумчивое: интересно ему стало, для чего же руки нужны.

    - Мы прочли рассказ, и узнали, о чём разговаривают дедушка и Петя.

    - Петя ещё маленький, он другого ничего руками делать не умеет.

    - Хватальные.

    - Игровые.

    - Бездельные.

    - Нет, он же маленький ещё! У него не бездельные руки! Ещё научится всему!

    - У рабочих разных.

    - У мамы, папы.

    - А что такое профессия?

    - Это когда люди работают кем-то.

    Работа в малых группах.

    На столах у каждой группы лежат словари (по одному на группу).

    -Сначала мы найдём букву П. Затем можно посмотреть на следующую букву и искать на странице сочетание «ПР».

    Кто нашёл – поднимает руку, зачитывает.

    Словарь Ушакова: «Профессия - род, характер трудовой деятельности, служащий источником существования.»

    Словарь Ожегова: «Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности»

    Словарь Ефремовой:

    «Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующих специальной подготовки.»

    - Слова «трудовая деятельность».

    - Я понял, руки трудовые у взрослых, потому что они работают.

    К.- Значит, у моей мамы не трудовые, она на работу не ходит.

    М.- Моя тоже не ходит, зато она дома кушать готовит, убирает, пылесосит. Так что у моей мамы руки трудовые.

    К.- Ой, тогда и у моей!

    Ответы детей.

    - Мне помогают писать.

    - А мне рисовать.

    - Я вот маме помогаю уборку делать.

    - А мне руки помогают вырезать.

    - Мне разные поделки делать.     и т.д.

    - Мне кажется, нет. Наши руки можно назвать учебными, потому что мы только учимся еще.

    - Вот моя мама говорит, что учёба – это моя работа. Значит, наши руки тоже трудовые.

    - Для чего руки нужны?

    - Руки нужны, чтобы трудиться.

    - На трудовых руках весь мир держится.

    - А я понял, что мои руки тоже трудовые, хотя я еще только учусь.

    - Оказывается, не всегда по рисунку можно догадаться, о чём рассказ будет!

    - Наверное, потому, что руки такие же ценные как клад и даже ещё дороже.

    - Потому что без рук ничего бы у нас не было.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

    Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

    Урок литературного чтения в 1 классе по теме « Побасенки . Устное народное творчество» УМК «Гармония»

    Цель урока. Предоставить условия для формирования умения различать жанры фольклорных произведений....

    Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой УМК «Гармония» Тема: В.Ю. Драгунский «Кот в сапогах»

    P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Цель: Формирование приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности. Развитие интерес...

    Конспект урока литературного чтения для 3 класса по теме: "Осень в стихах русских поэтов" УМК "Гармония"

    Конспект урока литературного чтения для 3 класса на тему: "Осень в стихах русских поэтов" можно провести как обобщающий урок по любой учебной программе. Разработка урока сопровождается пошаговой навиг...

    Урок литературного чтения в 1 классе по учебнику Л.Ф.Климановой « Родная речь » Е. Чарушин « Теремок »

    Познакомить с произведением Е. Чарушина «Теремок»учиться работать с текстом, продолжать работу над навыками чтения: правильностью, скоростью,активизировать « вдумчивое чтение »,развивающие:развивать у...

    Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе по учебнику О. В. Кубасовой

    Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе по учебнику О. В. Кубасовой...