Урок по литературному чтению 4 класс по учебнику Матвеевой по теме "Портрет и автопортрет. И.А.Ильин «Пушкин в жизни» (отрывок). А.С.Пушкин «Вы просите у меня мой портрет…».
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Кирилина Ирина Анатольевна

Данный материал позволяет познакомиться с произведениями в сравнении, включает работу в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока28.63 КБ
Файл презентация1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Портрет и автопортрет.

 И.А.Ильин «Пушкин в жизни» (отрывок).

А.С.Пушкин «Вы просите у меня мой портрет…».

Цель урока:

                         - формировать у учащихся умение  составлять словесный портрет.

Задачи:

- познакомить с портретами и автопортретами А.С.Пушкина (словесными и в рисунках);                

- учить учащихся отличать портрет от автопортрета;

                      - организовать работу по анализу текстов.

Наглядные пособия:

                        - портрет и автопортрет А.С.Пушкина ( в рисунках).

- 6 карточек с заданиями для групповой работы (1-3 варианты);

- 11 карточек для парной работы(1-2 варианты).

 

Техническое оснащение:

                         - компьютер;

                         - проектор;

                         - «флешка» с материалом к уроку;

                         - экран.

Проект  урока

п\п

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1

Оргмомент

- Подходит к концу осень. За окошком  унылая пора – опали листья с деревьев, промозгло, сыро, холодно... А ещё недавно мы наблюдали одно из красивейших  явлений  в природе – листопад… Вспомним и прочитаем хором торжественно стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора…».

 (слайд с рисунком)

Дети читают хором  стихотворение  А.С.Пушкина «Унылая пора!..»

2

Проверка д\з

- Что вам было задано?

-Опрос 4 человек с вопросами:

- Почему ты нарисовал героя стихотворения именно таким?

- Какие черты лица ты выделил и почему?

- Что же такое портрет? Автопортрет?

- О.О.Дриз «Мой портрет» - выразительное чтение и рисунок героя.

-Портрет – это изображение внешности героя или группы персонажей: лица, фигуры, одежды, манеры держаться.

- Автопортрет – это портрет автора (художника, писателя, поэта и др.), выполненный им самим.

3

Постановка цели урока

- Сегодня мы продолжим разговор о внешности человека, о её связи с внутренним миром человека, его характером и настроением, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.

4

Работа по теме урока:

  1. Портрет А.С.Пушкина в рисунке.

- Определите, портрет какого известного русского писателя-поэта перед вами?

- Какие литературные сказки А.С.Пушкина вы знаете?

- Попробуем описать внешность писателя по портрету словами. Будем придерживаться следующего плана:

План:

1) глаза, взгляд

2) нос, лоб (брови)

3) губы (рот), улыбка

4) волосы, причёска.

-Итак, глаза. Русская пословица гласит: Глаза – зеркало души. Глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение. Определите выражение глаз поэта, его взгляд.

- Губы (рот), улыбка.

- Лев Толстой говорил: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли.»

-Волосы, причёска.

- И что же можно сказать о характере писателя по его внешности? Какой он человек?

-Это портрет А.С.Пушкина.

- Сказки Пушкина: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о семи богатырях и о прекрасной царевне».

- Глаза поэта: умные, зоркие, живые, быстрые, очень выразительные. Взгляд: быстрый, проницательный, открытый доброжелательный…

- Губы: аккуратные, подвижные.

-Улыбка: лёгкая, добродушная, искренняя…

- Волосы: тёмные, кудрявые, аккуратные…

- Человек он открытый, доброжелательный, воспитанный. Умный, образованный, благородный…

  1. Литературный портрет.

И.А.Ильин «Пушкин в жизни» (отрывок).

- А сейчас мы познакомимся с литературным портретом А.С. по произведению И.А.Ильина «Пушкин в жизни». Откроем РТ на стр.37. Будем читать по цепочке по предложению.

- Похож ли словесный портрет писателя на его художественный? Чем?

- А чем отличается?

- Задание:

Найдите и подчеркните в тексте описание внешних деталей Пушкина. Заполните карточку-таблицу.

Работаем в группах.

- Итак, называем внешнюю деталь , читаем отрывок из текста с её описанием и определяем по ней особенности характера Пушкина. Пожалуйста. Группа№1(гр.№4): телосложение и волосы.

- Группы№2 и №5: глаза, взгляд.

-Группы№3 и №6: губы, улыбка.

-Какой портрет А.С. вам понравился больше: литературный или зрительный? Почему?

Дети читают текст по цепочке.

-Похож описанием волос, причёски, манерой держаться.

-Нельзя показать на рисунке подвижность глаз, губ, неточен цвет глаз, не видна улыбка.

Самостоятельная работа в группах с текстом и карточкой-таблицей.

Дети зачитывают, что у них получилось…

Дети зачитывают, что у них получилось…

Дети зачитывают, что у них получилось…

Мнения детей.

5

Физ. пауза

6

  1. Автопортрет А.С.Пушкина в рисунках.

   

- А вот А.С.Пушкин нарисовал сам себя. Это его автопортрет. Отличается ли он от портрета? Чем?

- Какие черты своей внешности выделяет поэт? на что он обращает наше внимание?

- А теперь сравните: портрет писателя и его автопортрет. Где особенно проявляется душа поэта? Почему вы так считаете?

-На автопортрете менее ярко выделены черты лица, только схематично . Тем более рисунок выполнен сбоку, профиль чёрно-белый вариант.

- Пушкин особо отмечает у себя выражение глаз, улыбку,  волосы,  взгляд.

  1. Литературный автопортрет.

А.С.Пушкин «Вы просите у меня мой портрет…».

-А сейчас мы познакомимся с литературным автопортретом писателя. Откроем учебник на с. 111. Произведение  А.С.Пушкина  «Вы просите у меня мой портрет…» прочитаю вам я сама. Послушайте…

(учитель читает произведение)

- Чем похож литературный автопортрет Пушкина на  его автопортрет в рисунке?

-Чем отличается?

- Задание:

Прочитайте самостоятельно текст. Заполните карточку-таблицу.

Работаем по парам. Кто с кем сидит. А задание будет по рядам.

- Итак, о каких внешних деталях говорит автор в своем автопортрете? Докажите словами из текста. Ребята 2-го ряда, вам слово.

- А теперь, ребята с 1-го и 3-го рядов: о каких особенностях своего характера рассказывает автор?

- А, как вы думаете. Как сам поэт относится к себе? Какие строки подсказывают ответ на этот вопрос?

-В чем необычность созданного А.С.Пушкиным словесного портрета?

Дети слушают выразительное чтение учителя.

Идет самостоятельная работа учащихся  по парам .

-А.С.  говорит не только о хороших чертах своего характера. Но и не утаивает негативные свои черты. И сам же над ними посмеивается.

7

Итог урока

- Вот и подошёл к концу наш урок. Чем особенно запомнится вам сегодняшний урок и почему?

- Что же такое портрет? Автопортрет?

8

Домашнее задание

-Дома вы подготовите выразительное чтение портрета и автопортрета А.С.Пушкина:

РТ: стр.37-38

Уч.:стр.111-112

Карточка№1. Вариант 1 (РТ: стр.37-38)

Внешние детали

Примеры из текста

На какие особенности характера указывают эти детали?

  1. Телосложение

______________________

______________________

__________________________

______________________

______________________

_______________________

  1. Волосы

_______________________

__________________________

Карточка№1. Вариант 2 (РТ: стр.37-38)

Внешние детали

Примеры из текста

На какие особенности характера указывают эти детали?

  1. Глаза

________________________

________________________

________________________

__________________________

_________________________

____________________________

  1. Взгляд

__________________________

__________________________

Карточка№1. Вариант 3 (РТ: стр.37-38)

Внешние детали

Примеры из текста

На какие особенности характера указывают эти детали?

  1. Губы

________________________

________________________

________________________

__________________________

_________________________

___________________________

  1. Улыбка

________________________

_________________________

___________________________

Карточка№2. Вариант 1  (уч.: стр.111-112)

Внешние детали

Примеры из текста

______________________

_________________________________________

Карточка№2. Вариант 2  (уч.: стр.111-112)

Особенности характера

Примеры из текста

______________________

_________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портрет и автопортрет

Слайд 2

Унылая пора!.. А.С.Пушкин.

Слайд 3

Александр Сергеевич Пушкин. Портрет.

Слайд 4

Александр Сергеевич Пушкин. Автопортрет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Начальная школа ХХI века» Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Начальная школа ХХI века»Тема: Урок литературного слушания,  Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»Класс: 2...

Открытый урок по литературному чтению Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»

Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин              «Вот север   тучи нагоняя…»Цели и задачи урока...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников "Начальная школа 21 века" по теме Н. Сладков " Эхо", 2 класс .

Урок изучающего чтения рассказа Н. Сладкова "Эхо" с богатым игровым материалом в формате notebook , который позволяет сделать урок  интересным, динамичным, красочным. Весёлая физкультминутка позв...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...