Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников "Начальная школа 21 века" по теме Н. Сладков " Эхо", 2 класс .
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Урок изучающего чтения рассказа Н. Сладкова "Эхо" с богатым игровым материалом в формате notebook , который позволяет сделать урок  интересным, динамичным, красочным. Весёлая физкультминутка позволит детям и отдохнуть, и нацелиться на новый материал. А заключительная песня Ю. Антонова " Как прекрасен этот мир..."и оформление плаката " С любовью ко всему живому" ещё раз обратят внимание детей на бережное отношение к природе. А в оставшееся время учащиеся смогут отдохнуть, посмотрев мультфильм "Эхо".

Скачать:

ВложениеРазмер
Binary Data anagrammy_igra_eho.notebook186.05 КБ
Файл konspekt_uroka.docx207.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изучающего литературного чтения во 2 классе

Тема урока: Н. Сладков «Эхо»

Цели и задачи: продолжить знакомство с творчеством Н.И. Сладкова; познакомить с осенними изменениями в природе;

отрабатывать  навык чтения, учить выразительному чтению диалогов, передавая свои чувства; выделять голосом обращения в тексте;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: Литературное чтение: Учеб. Для учащихся 2 класса. Ч.1/ Ефросинина Л.А. М.: Вентана-Граф, 2013.; карточки с отрывками из изученных произведений; карточки для работы над интонацией; слова для игры в эхо; фигуры-заместители для моделирования обложки; портрет

Н. Сладкова; плакат для рефлексии; картинки с животными.картина И.И. Левитана «Золотая осень».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

  1. Актуализация знаний.

Как называется раздел, в котором мы работаем?

 «Уж небо осенью дышало…».

Разгадав анаграммы, вспомните произведения, каких авторов мы уже изучали.

  1. Анаграммы

Фамилии авторов: шкуинП(Пушкин),ишм( Шим),ебкйксрции (Скребицкий),веантурт( Трутнева).

  1. Предлагаю ещё раз полюбоваться красотой и неповторимостью звучания строк этих авторов. Послушайте строки из прочитанных произведений. Назовите автора и заголовок.

( 1. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянила будто спелые яблоки. Г.Скребицкий «Осень».

2. Я два раза по два гриба нашла. Положила сушиться на пенёк. Хочу знать, какой будет запас. Э. Шим « Белка и Ворон»

3. Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах-

Это платье золотое

 У берёзки на плечах. Е. Трутнева « Осень»

2.3  Интонирование.( работа над интонацией)

Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый                     замечает в осени что-то своё: ведь осень для кого-то - радостная, а для кого-то - грустная пора.

Поучимся произносить слово «Осень»  с разной интонацией.

( Спокойно. Вопросительно? Удивлённо-вопросительно?! Радостно! Восхитительно!!Таинственно…)

                            C:\Users\user\Desktop\фото 2 класс\фото 2 класс\IMG_7946.JPG

  1.  Подготовка к восприятию произведения.

Прежде чем читать новое произведение, поработаем над техникой чтения.

Игра «Эхо». ( Чтение за лидером: один учащийся читает слово, все остальные повторяют)

               Приложение «Слова для игры»

              (Смех- мех, коса-оса, экран-кран, олень-лень , шутка-утка,        машина-шина, задача-дача, клён-лён, мель-ель, град-рад,скот-кот,снаряд-наряд)

  • Прочитаем слова, в которых 1 слог;
  • Прочитаем слова, в которых 2 слога;
  • Прочитаем слова, в которых 3 слога.

Найди слово в слове. ( Чтение «Эхом», ведущий читает слово полностью, придавая какую-либо интонацию (см. пункт 2.3), учащиеся все вместе повторяют только конец слова, сохраняя заданную интонацию)

  1. Сообщение темы урока.

Мы играли в игру «Эхо» А что это такое?

Научная справка. Читает подготовленный ученик.

( Эхо - отражение звуков от разных предметов, когда то слово, которое мы произнесли, снова услышим, но не полностью, а только его окончание).

Мы познакомимся с рассказом Николая Ивановича Сладкова «Эхо».

(На доске открыть портрет писателя.)

С какими его произведениями вы уже знакомились на уроках? О чём рассказывает Сладков в своих произведениях? (о природе, о животных). Сладков был настоящим исследователем природы. Он понял, что «загадки в лесу - на каждом шагу». Идя в лес, он всегда брал с собой фотоаппарат, тетрадь для записей, альбом и краски для зарисовок, бинокль для наблюдений.

Сегодня Н. Сладков приглашает нас на прогулку по-осеннему лесу.

Закройте глаза. Возьмите с собой хорошее настроение. Помните, что мы идём в гости. Нельзя тревожить жителей леса. Мы должны получить удовольствие от этой прогулки. Откройте глаза.

На опушке леса нас встречает его житель.

 Физкультминутка «Ёжик».

  1.  Первичное знакомство с произведением.
  • Самостоятельное чтение рассказа молча.

Посмотрите, у вас на столах лежат круги, переверните круг на цветную сторону, когда закончите  читать.

  • Беседа: выявление первичного восприятия произведения.

Какое настроение вызывает этот разговор с лесом?

Каким вы представляете лес?

В какой форме написано произведение? (в форме диалога)

Назовите жанр произведения. Какая тема произведения?

Составление модели обложки.

6.  Упражнения в выразительном чтении текста.

Словарная работа.

Перед чтением давайте прочтём слова, которые даны на доске, сначала хором по слогам, а затем целыми словами.

 По-де-ва-лись - подевались

 За-ко-па-лись - закопались

 Слу-чи-лось – случилось

Посмотрите на карточки «Интонирование». С какой интонацией будем читать предложения, в конце которых стоит вопросительный знак? Восклицательный знак?

Перечитайте текст шёпотом, подчёркивая простым карандашом слова-обращения.

7.  Работа над содержанием текста.

- К кому сначала обратился автор? (к  эхо).

- Куда же пропали лесные листья? (опали).

- Когда полностью опадают листья с деревьев ранней осенью или поздней?

- Как вы понимаете, трава лесная « ниже, ниже, ниже»?

- Как вы думаете, а куда улетели птички? Все ли птицы улетают в тёплые

края? Почему не все?

- Как речные обитатели подготовились к зиме?

- Что нам рассказало лесное эхо про белочек и зайчиков?

7.1 Выборочное чтение.

 С чем сравнивает автор лес? Найдите и прочитайте это предложение в тексте.

Найдите и правильно прочитайте восклицательное предложение.

 Найдите в тексте слово-обращение в уменьшительно-ласкательном значении, (птички-певички). Почему так ласково обращается к ним автор? (Наверное, ему нравилось слушать пение птиц).

7.2 Чтение по ролям.

Учитель исполняет роль автора, учащиеся - роль эха.

7.3 Работа в паре.

Определите в паре, кто будет исполнять роль автора, а кто будет играть роль эха и отвечать на вопросы Сладкова?  

Читайте правильно и выразительно вопросы и ответы на них, выделяя голосом слова-обращения, предавая интонацию понижения слов лесного эха.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

С каким произведением познакомились на уроке?

Назовите ещё раз тему рассказа. ( О природе)

А какова тема произведений всего раздела? ( О природе)

Какими качествами обладают авторы, которые пишут о природе?

А какую главную мысль  передают они в своих  произведениях?

(Они учат нас любить природу, беречь её)

Давайте покажем наше отношение, оформив плакат, который так и называется словами Н. Сладкова «С любовью ко всему живому…».

(Учащиеся наклеивают картинки растений и животных на заранее нарисованное дерево)                                                 F:\фото 2 класс\IMG_7970.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века» по теме «И.Панькин «Легенда о матерях»»

      Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой по теме «И.Панькин «Легенда о матерях»» п...

Материал из опыта работы методическая разработка урока по литературному чтению на тему: «Учимся уму-разуму Е. Ильина «Шум и шумок»Знакомство с буквой Л (л).1 класс по программе «Начальная школа XXI века»

Материал содержит описание урока и презентацию к уроку по программе «Начальная школа  XXI века»Цель: создать условия для знакомства  детей с буквами Л, л обозначающими согласные звуки...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин  «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе. Образовательная система "Школа России"

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе. Тема:М.Ю.Лермонтов "Горные вершины", "На севере диком стоит одиноко".Цель: познакомить учащихся с творчеством М.Ю....

Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Школа России" по теме: "Е.Шварц. Сказка о потерянном времени"

Цуканова Е.А.,Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВауйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по литературному чтению 4 класс «Школа РоссииТема: Е. Л. Шварц «С...