Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

Макаренкова Марина Ивановна

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimniy_vecher.rar1.84 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ СООШ № 2, г Ковдор

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

3 КЛАСС (1 – 4)

Программа Л.В.Занкова

Тема: А.С.Пушкин «Зимний вечер».

Учитель начальных классов:

Макаренкова Марина Ивановна

2010 – 2011 учебный год.

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3
Автор учебника: Н.А.Чуракова
Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Дидактическая цель: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя

Задачи урока:

1. Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа;

2. Формировать умения и навыки работы с поэтическим текстом; создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии,

3. Развивать образное мышление, развивать умение выразительно читать, составлять связное высказывание

Тип урока:  урок открытия новых знаний

Оборудование: учебник «Литературное чтение 3 класс» автор Н.А. Чуракова, тетрадь, презентация,

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.  Читает учитель.

И пробуждается поэзия во мне…

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут..

Слайд 1

Вы узнали этого поэта?

Это строчки А.С.Пушкина

С самого раннего детства в садике, в школе вы слушали волшебные  сказки, стихи, созданные Пушкиным. Назовите, пожалуйста, их?

.  Слайды 2 – 10

Давайте, ребята, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин

II. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения.

Слайд 11

Прежде чем прослушать стихотворение постарайтесь представить себе то, о чём я буду рассказывать

– Зима 1825 года, село Михайловское под Псковом – туда А.С. Пушкин был отправлен в очередную ссылку. В своих произведениях поэт Пушкин выступал за свободу простого народа. Обсуждал смело царское правительство и горячо верил в то, что свобода придет, и за такие вольнолюбивые стихи царь приказал выслать поэта в далекое глухое село Михайловское. Там Пушкину пришлось прожить 2 года. В Михайловском Пушкин много писал, создал более 100 произведений. И все же ему было грустно одному, очень грустно. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. Рядом с ним была только его старая, бесконечно добрая няня Арина Родионовна. С ней он вел вечерами беседы, читал ей стихи, жадно слушал ее песни, сказки.

Один из таких зимних вечеров описан в его стихотворении “Зимний вечер”, которое было написано в 1825 году.

III. Чтение учителем стихотворения.

IV. Проверка первичного восприятия учащимися стихотворения.

Слайд 12

- Ребята, это стихотворение сюжетное или лирическое? /Лирическое /

- Как вы считаете, какое настроение преобладает в этом стихотворении? Спокоен ли  лирический герой? чувствует ли себя защищённым?

- Ребята, вы правильно заметили, что это стихотворение Пушкина о зиме отличается от ранее вами изученных тем, что здесь поэт выражает чувство тоски.

V. Словарно- лексическая работа. На доске записаны слова и словосочетания:

Слайд 13

Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.

Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /.

Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.

Кровля обветшалая – очень плохая крыша.

Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.

Веретено – приспособление для прядения.

VI. Чтение стихотворения учащимися.

Беседа.

Слайд 14

1. Какое настроение создаёт описание состояния природы и погоды в начале стихотворения?( смысл вопроса в том, чтобы школьники почувствовали выразительность того контраста, который создаётся двумя первыми строфами( каждая строфа из 8 строчек)в первой строфе создаётся впечатление снежной катастрофы: буря напоминает то зверя, то плачущего ребёнка, то неизвестно кого, шумящего соломой, то путника. Буря за окном  - живая стихия , которая окружила со всех сторон маленький домик( ветхую лачужку, в которой находится лирический герой со своей няней. )

Вопросы, которые можно вставить, если класс не сможет ответить на общий вопрос.

- Какая была погода в тот зимний вечер?

- Как описывает поэт бурю? - С чем сравнивает поэт завывание ветра в бурю?

2. При помощи каких художественных средств поэт показывает мутную темноту неприглядной ночи? Какова роль сравнений? /буря сравнивается со зверем, (чтобы было страшно), ребенком « как дитя» (вызвать жалость), с путником (показать ожидание) ( экран затушить)

Какое настроение создаётся путём описания этой непогоды? (Настроение заброшенности маленькой избушки в огромных пространствах. Настроение затерянности человека в мире природы, одиночества, тревоги)

3. Можно ли найти противопоставление в этом стихотворении? ( буря и спокойствие в доме)

Всё  стихотворение построено на противопоставлении: что в доме и за стенами дома. Дом для Пушкина – «родное пепелище», место, где человек ощущает свою ценность, не зависит ни от царей, ни от жандармов, ни от цензуры. Родным домом оставался для него на всю жизнь только один дом – уединенный домик в Михайловском

Слайд 15

4. Передаётся ли настроение обитателям избушки? Как лирический герой пытается изменить ситуацию? А ещё как? ( конечно, передаётся. Лирический герой замечает, что «его» старушка приумолкла у окна, и начинает волноваться, пытаясь понять причину этого: толи няня устала слушать завывание бури, то ли задремала под звуки веретена. Лирический герой пытается покончить с этим тягостным молчанием, дремотой, чувством заброшенности. Сначала он предлагает няне выпить  для того, чтобы можно было взбодриться, вспомнить былое. Потом предлагает спеть песню, которую он знает с детства.)

5. Казалось, все предсказывает победу бури, победу зла. Но перечитаем третью строфу. Что мы можем сказать о лирическом герое: сломлен его дух или он противостоит буре? О чем он просит няню? /спеть народную песню

Пушкин один, он в ссылке, и самое главное – не упасть духом, выстоять, сохранить в себе способность весельем побеждать горе. Союзником поэта является поэзия, в стихотворении она представлена в образе народной песни, а Музой поэта становится его старая няня.

6. Можно ли сказать, что он хорошо помнит своё общение с няней в детстве? что благодарен ей? ( первый вопрос для не очень сильных детей. Они должны найти строчку» ..добрая подружка» и строчки, где он просит спеть конкретную песню: всё это подтверждение того, что он хорошо помнит своё общение с няней в детстве. О том, что герой благодарен няне, говорит доверительная интонация и нежное обращение к няне» моя старушка» , « мой друг», « добрая подружка»)

 ( затушить экран)

Задание: . - На сколько частей можно разделить это стихотворение?

- Озаглавьте каждую часть строками из стихотворения./ 1 «Буря» 2 «Ветхая лачужка» 3 «Спой мне песню» 4 «Сердцу будет веселей..» - /запись в тетрадях

- Помогает ли работа над композицией увидеть изменения настроения в стихотворении?

- Только ли картины зимней природы рисует нам поэт? /Нет, он показывает изменения настроения лирического героя

- Каким мы видим лирического героя? /Его дух не сломлен

VII. Работа над логическими ударениями:

- Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище? / ветхое, печальное, темное /

- Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.

- Как следует читать обращение поэта к няне? Его просьбу? Почему? / Пушкин включает в свое стихотворение народно-песенные мотивы, которые должны читаться плавно, напевно /

Слайд 16

- Поставить ударение над словами: / мой друг, моя старушка, добрая подружка / Паузы обозначить.

Прочитайте тихо стихи, представьте картинку описанную здесь. Словами нарисуйте их /ответы учащихся /.

Слайд 17

- А сейчас послушайте, как нарисовал поэт Всеволод Рождественский эту картину:

Глухой зимний вечер. На дворе воет метель – ни зги не видно. В комнатушке тепло – потрескивает затопленная няней печь. Сама няня сидит на скамеечке и прядет свою пряжу. Пушкин тут же у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшие бакенбарды, похудевшее лицо, потускневшие глаза. Он смотрит в темное окно, в котором ничего не видно, прислушивается к тому, что делается там, вдали, в открытом снежном поле.

Как надо читать стихотворение, каким тоном? / Спокойным, напевным, ритмичным, окрашенным грустью печалью, ласковое обращение к няне. Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта /.

(Затушить экран)

А) Выразительное чтение двух учеников;

Б) Хоровое чтение. Описание бури;

В) Хоровое чтение. Обращение к няне;

Г) Чтение последнего четверостишия.

- Как вы думаете, для чего повторяются эти строчки? / Чтобы усилить описание бури /.

VIII. Работа над синонимами: Слайд 18

- Что такое синонимы?

- Назовите слова-синонимы: буран, буря, вьюга, метель, пурга.

- В чем грамматическое различие? / Разные корни в словах / ( затушить экран)

IX. Выразительное чтение стихотворения.

а)– Самостоятельно поработайте над текстом. Приготовьтесь выразительно читать.

б) Прослушивание 1 – 3 учеников.

в) Высказывания критиков – слушателей.

– Смог (ла) ли передать слушателям чувства и настроение рассказчика?

X. Рефлексия ( Слайд 19)

Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Прослушайте романс.

Совпали ваши чувства, которые у вас возникли при чтении стихотворения с теми чувствами , когда вы услышали романс?

А может, вы слышите другую музыку к этим строчкам?

( должны прийти к мнению, что основной темой в музыке должна быть грусть, печаль, чувство одиночества)

Чем вы можете объяснить тот факт, что это стихотворение помещено в главу « Мир нуждается в нашей защите» ( В нашей защите нуждается не только мир природы, но и мир человека, то есть мир наших отношений и чувств)

XI . Итог урока.

Г .Белинский так писал о поэзии Пушкина: « Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно – идеального; она вся  проникнута насквозь действительностью; она не кладет на лицо жизни белил и румян, но показывает её в её естественной, истинной красоте; в поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля».

XII. Дифференцированное домашнее задание.

1в. Выразительное чтение стихотворения

2в. Выучить отрывок из стихотворения  наизусть.

3в. Нарисовать рисунок к стихотворению

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по учебнику А. А. Плешакова. Тема урока: Путешествие по Золотому Кольцу России

В презентации представлены главные достопримечательности городов Золотого Кольца России...

Урок математики. 4 класс. Автор учебника Л. Г. Петерсон. Тема: Шкала. Цена деления шкалы. (урок с презентацией)

Тема:Шкала. Цена деления шкалы.Цель:уточнить представления о шкале и цене деления шкалы, сформировать способность к определению по шкале значения величин.Задачи: 1) научить определять цену делен...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Урок математики. 2 класс. Автор учебника Л.Г. Петерсон Тема урока: Площадь фигур

Тип урока: ОНЗЦели урока:- создать условия для формирования представления о величине «площадь», умения сравнивать площади фигур «на глаз», непосредственно и с помощью измерения;- тренировать способнос...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Мастер-класс работа по составлению таблицы на уроке русского языка в 3 классе по учебнику Н.В. Нечаевой. Тема урока: «Глагол» (1-ый урок).

Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическ...