Урок математики. 4 класс. Автор учебника Л. Г. Петерсон. Тема: Шкала. Цена деления шкалы. (урок с презентацией)
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

 

Тема:Шкала. Цена деления шкалы.

Цель:уточнить представления о шкале и цене деления шкалы, сформировать способность к определению по шкале значения величин.

Задачи: 1) научить определять цену деления шкалы на числовом луче, на измерительных приборах;

2) тренировать способность к сложению и вычитанию смешанных чисел:

3) развивать мыслительные операции, мотивацию к целенаправленной деятельности, умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) воспитывать здоровый образ жизни, трудолюбие, способности к познанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики (4 класс)

Тема: Шкала. Цена деления шкалы.

Цель: уточнить представления о шкале и цене деления шкалы, сформировать способность к определению по шкале значения величин.

Задачи: 1) научить определять цену деления шкалы на числовом луче, на измерительных приборах;

2) тренировать способность к сложению и вычитанию смешанных чисел:

3) развивать мыслительные операции, мотивацию к целенаправленной деятельности, умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) воспитывать здоровый образ жизни, трудолюбие, способности к познанию.

Оборудование: измерительные приборы со шкалами, компьютер, видеопроектор, карточки для индивидуальной работы, карточки с пословицами и поговорками.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Психологический настрой.

- Добрый день. Позвольте представиться…Какое у вас настроение? Каким вы хотите, чтоб получился урок? Что для этого необходимо? Свою работу в конце урока оцените на шкале «успеха».

Личностные УУД:

1) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности;

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Познавательные УУД:

1)формируем умение извлекать информацию из текста;

2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3) формируем умение работать в группе;

4) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Духовно-нравственное

развитие и воспитание:

1)воспитание здорового образа жизни;

2) воспитание трудолюбия, способности к познанию.

Познавательные УУД:

1)формируем умение извлекать информацию из текста;

2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3) формируем умение работать в группе;

4) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение работать в группе;

4) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

I. Актуализация знаний.

- Откройте тетрадь. Запишите дату. Четверым учащимся дана индивидуальная работа по карточкам. По окончании математического диктанта работу сдаёте.

Математический диктант. (1 обучающийся работает у доски, располагает числа на числовом луче. Трое обучающихся выполняют индивидуальные задания по карточкам. 1 обучающийся работает у доски, выполняя индивидуальное задание.)

А) 1/5 увеличить на 3/5. (4/5)

Б) На сколько 2 больше, чем 2/5? (8/5 или 1 3/5)

В) Сумма чисел 2 и 2/5. (12/5 или 2 2/5)

Г) запишите число 3 1/5 в виде неправильной дроби. (16/5)

Д) Напишите число 4 в виде дроби со знаменателем 5.

- Что заметили? ( Числа расположены в порядке возрастания, увеличиваются на 4/5).

- Какое число следующее? (4 4/5)

- Удобно ли обозначить на этом луче число 3/23? (Нет, т. к. единица разделена на 5 частей, поэтому двадцать третьи доли никак не отметишь).

- Какое расстояние между соседними штрихами шкалы на луче? (1/5 доля единицы)

- Проверим работу, выполненную учеником. (Задать вопрос: Как складываются и вычитаются смешанные числа?)

А) 6*(21 1/5+4/5)= 132

Б) 38 2/5+1 3/5=40

В) 3 1/5-1/5=3

Г) х/2=4, х=8

132, 40, 3, 8 (Оценить обучающихся, выполнявших индивидуальные задания)

132 см, 40 кг, 3кг, 8 ч

- Что изменилось?

- Как называются такие числа? (именованные числа)

- Вспомните, что такое величина? (То, что можно измерить и результат измерения выразить числом).

II. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.

- Соотнесите единицы измерения и величины.

(132см – длина, норма роста четвероклассника, 40кг, норма веса 4-классника, 3 кг – масса, таким должен быть вес портфеля ученика 4 класса, 8ч. – время)

- Какие приборы необходимы для того, чтобы измерить эти величины?

-№1 с 53        

- Какие величины измеряют с помощью приборов, изображённых на рисунке?

- Что общего у этих приборов и числового луча, который мы изобразили? (У них есть деления и числа, с помощью которых определяют значения величин)

- Как называется эта часть приборов с делениями и числами?

(Читают текст на с 53.  до цены деления).

Вывод: числа и деления образуют _________, которая  помогает определять  _________    ____________ величины.

(Справка: шкалу; значение измеряемой)

-Сформулируйте тему урока.

- Чему предстоит научиться на уроке?

III. «Открытие» нового знания.

- Слово шкала происходит от латинского слова «СКАЛЭ», которое переводится как «лестница». «СКЛЯРИС» - ступенчатый

- Шкала похожа на лестницу. Чем?

- Шкалы имеют цену деления.

- Что это такое? Ответ на вопрос найдите в учебнике на с. 53

Цена деления – число единиц измерения, соответствующих одному делению шкалы.

- Попробуем определить цену деления измерительных приборов № 1 с. 53

- На шкале термометра для определения температуры воды некоторые цифры отсутствуют. Отметьте на ней точкой значение температуры воды для купания маленького ребёнка - 36*.

- Часто ли своей жизни приходится определять значения величин по шкале со свободными делениями? Приведите примеры.

- Чему надо научиться? (Определять по шкале значения величин)

Физминутка

- Для профилактики простудных заболеваний и активизации работы мозга выполним дыхательную гимнастику.

(Дыхательная гимнастика Стрельниковой.)

- Быстрый шумный втягивающий вдох через нос, свободный естественный выдох со звуком «ха-а»

- «Насос»

- зевнуть, потянуться.

Для определения объёма лёгких используется прибор спирометр.

IV. Первичное закрепление

-Будем учиться определять по шкале значения величин.

Медицинский термометр

Запись в тетради: 36,6*, 38,1*

Уличный термометр

- Самая низкая температура воздуха, зарегистрированная в Нефтекамске  в 1976 г.   -52*С

- Самая высокая температура воздуха, зарегистрированная в нашем городе в 2010 г. +42*С

Спидометр

90км/ч, 40км/ч

Весы

450г яблок, 1кг100г весит бочонок мёда (региональный и воспитательный момент)

Линейка

- Измерьте высоту ручки.

Самая большая конная статуя в России-памятник С. Юлаеву-9м 80 см, 40т (Сосланбек Тавасиев, 1967г.- Переведите 9м 80 см в дециметры – 98дм

- Что необходимо для определения величин?

Вывод: Для определения величин необходимы измерительные приборы, значения величин определяем по шкале.

V. Практическая работа в группах

«Шкалы разные нужны, шкалы всякие важны».

- Объединимся в группы. У каждой группы на партах различные приборы для определения различных величин. На столах лежат инструкции по работе в группе и работе с прибором. Внимательно прочитайте инструкцию. Старайтесь работать все. Выводы сделайте по плану. Работу начинаем и завершаем по звуковому сигналу.

1группа (ростомер)- «Гордись не ростом, а умом».

2 группа (напольные весы) – «Мал золотник, да дорог».

3 группа бытовые весы – «Друга узнать – вместе пуд соли съесть».

4 группа (секундомер) – «Делу время, потехе час».

5 группа (сантиметровая лента) – Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Выступление групп. Предъявление результата.

-Измерь самого себя – и ты станешь настоящим математиком.

Оцените свою работу на «шкале успеха».

 -Что у вас получалось сегодня лучше?

-В чём испытывали затруднения?

- Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

VI. Рефлексия. Итог. Д/з

-Мы рассмотрели много приборов. Что общего у всех?

-Ключевые слова урока?

- Что такое шкала?

-Что особенного у каждой шкалы?

Д/з: с. 54 №6, придумать и нарисовать свой измерительный прибор со шкалой, дать ему название.

-Внимание вопрос! Назовите приборы, которые находятся в этом ящике. Они являются измерительными, широко используются в быту, но не имеют шкалы?

(ложка, стакан, банка)

(В банке лежат конфеты, которые раздаются детям.)

Приложение

Индивидуальное задание

А. Оставь истинные  высказывания. Обоснуй свой выбор.

3/15     <      8/15

З

3/15     =     8/15

Б

3/15     >    8/15

Н

4/7       <     4/9

Р

4/7      =      4/9

Т

4/7       >    4/9

И

5/5       <     7/7

У

5/5      =     7/7  

М

5/5       >     7/7

К

6/10     <      10/6

А

6/10    =      10/6

Ы

6/10      >    10/6

Х

Составь из оставшихся  букв название времени года.

Инструкция для группы 1.

  1. Проведите измерения веса предметов, полученные результаты запишите в таблице:

объект

масса

Данные на упаковке

1.

Крупа

2.

Чай

3.

Конфеты

Общий вес:

  1. Проведите сравнение написанной на упаковке массы предметов и ваших замеров, все ли данные равны?
  2. Вычислите общий вес покупки.
  3. Сделайте выводы:

      Группа проводила измерения _______________________________, используя прибор ________________________________.

      Общий вес покупки составил ___________________ граммов или ___________ кг _________г.

      Пришли к выводу, что масса предметов, указанная на упаковках купленных продуктов ______________________________________ (соответствует, не соответствует) настоящему весу.

Инструкция для группы 2.

  1. Проведите измерения роста каждого ученика в группе, полученные результаты запишите в таблице:

Имя ученика

рост

Соответствует норме

1.

2.

3.

4.

5.

Общий рост:

Среднее:

  1. Проведите сравнение роста каждого ученика с нормой роста 10-летнего ребенка: 128 – 140 см.
  2. Вычислите общий рост вашей группы, найдите среднее – средний рост ребят вашей группы.
  3. Сделайте выводы:

Группа проводила измерения ______________________________, используя прибор __________________________________. Общий рост группы составил _______________________ см или _________м ______ см.

Соответствует нормам рост (указать имена ребят):

  1. ____________________________________
  2. ____________________________________
  3. ____________________________________
  4. ____________________________________

Ниже нормы рост:

  1. ____________________________________
  2. ____________________________________
  3. ____________________________________

Выше нормы:

  1. ____________________________________
  2.  ___________________________________

Самый высокий: ______________________________________________.

Инструкция для группы 3.

  1. Проведите измерения времени решения выражения  каждым учеником в группе, полученные результаты запишите в таблице:

Имя ученика

время

Правильность решения

1.

2.

3.

4.

Общее время:

Среднее:

  1. Проведите сравнение времени решения и правильности решения примера.
  2. Вычислите общее время вашей группы, найдите среднее время, затраченное на вычисления.
  3. Сделайте выводы:

Группа проводила измерения ______________________________, используя прибор __________________________________. Общее время группы составило _______________________ секунд или _________мин ______ с.

Быстро вычисляют, правильно решили пример:

  1. ____________________________________
  2. ____________________________________
  3. ____________________________________
  4. ____________________________________

Быстро вычисляют, но неверно:

  1. ____________________________________
  2. ____________________________________
  3. ____________________________________
  4. ____________________________________

Инструкция для группы 4.

Определите: хватит ли данной ленты для того, чтобы обшить края диванной подушки?

  1. Проведите измерения  диванной подушки и длины ленты, полученные результаты запишите в таблице:

предмет

результат

1.

подушка

2.

лента

  1. Проведите сравнение полученных результатов.
  2. Сделайте выводы:

Группа проводила измерения ______________________________, используя прибор __________________________________. Для отделки подушки лентой нужно  _______________________ см или _________дм ______ см.Купленных лент ____________ см ________________________ (достаточно, не достаточно) для выполнения задания.

Для украшения 5 таких диванных подушек понадобится _______________ см или _____________дм __________ см ленты.

Инструкция для группы 5.

  1. Проведите измерения веса каждого ученика в группе, полученные результаты запишите в таблице:

Имя ученика

вес

Соответствует норме

1.

2.

3.

4.

5.

Общий вес:

Среднее:

  1. Проведите сравнение веса каждого ученика с нормой веса 10-летнего ребенка:  35 – 40кг.
  2. Вычислите общий вес вашей группы, найдите среднее – средний вес ребят вашей группы.
  3. Сделайте выводы:

Группа проводила измерения ______________________________, используя прибор __________________________________. Общий вес группы составил ___________кг _________ г     или ___________________ граммов.  

Соответствует нормам вес (указать имена ребят):

  1. ____________________________________
  2. ____________________________________
  3. ____________________________________
  4. ____________________________________

Ниже нормы вес:

  1. ____________________________________
  2. ____________________________________
  3. ____________________________________

Выше нормы:

  1. ____________________________________
  2.  ___________________________________

Инструкция для группы 6.

  1. Проведите измерения силы руки каждого ученика в группе, полученные результаты запишите в таблице:

Стоя, на вытянутой перед собой руке сжать силомер по очереди в правой и левой.

Имя ученика

Правая рука

Левая рука

Соответствует норме

1.

2.

3.

4.

  1. Сделайте выводы:

Группа проводила измерения ______________________________, используя прибор __________________________________.

Соответствует нормемышечная сила правой руки (указать имена ребят):

  1. ____________________________________
  2. ____________________________________
  3. ____________________________________
  4. ____________________________________

Соответствует нормемышечная сила левой руки (указать имена ребят):

  1. ____________________________________
  2. ____________________________________
  3. ____________________________________
  4. ____________________________________

Ниже нормы:

  1. ____________________________________
  2. ____________________________________
  3. ____________________________________

Выше нормы:

  1. ____________________________________
  2.  ___________________________________

Вывод: мышечная сила ______________ руки выше мышечной силы ____________ руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по математике. 2 класс. Автор учебника: Л.Г. Петерсон.

Календарно-тематическое планирование предназначено учителям начальных классов, работающих во 2 классе по учебно-методическому комплексу Л.Г. Петерсон....

Календарно-тематическое планирование по математике. 1 класс. Автор учебника: Л.Г. Петерсон.

Календарно-тематическое планированиепредназначено учителям начальных классов, работающих в 1 классе по учебно-методическому комплексу Л.Г. Петерсон....

Контрольная работа по математике за 3 четверть во 2 классе автор учебника Л.Г. Петерсон

Данную контрольную работу можно использовать как итоговую в конце 3 четверти....

План-конспект урока математики с презентацией по теме "Закрепление по теме «Умножение и деление».

План-конспект урока математики с презентацией по теме "Закрепление по теме «Умножение и деление». ...