Урок по литературному чтению в 3 классе. Тема: Что я узнал из жизни А.С. Пушкина. Лирическое стихотворение ” Уж небо осенью дышало…”
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Поддубная Анна Сергеевна

Конспект урока в 3 классе по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_3_klass.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению в 3 классе.

Тема: Что я узнал из жизни А.С. Пушкина. Лирическое стихотворение ” Уж небо осенью дышало…”

Цель урока:
- формировать устойчивый интерес к книге, умение самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать опыт творческой деятельности; обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне;
Развивающие:
- развивать интерес к художественному слову, развивать умение выразительно читать,
формирование в классе здоровье сберегающего пространства;
включение в урок элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании;
Воспитывающие:
- воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, способность к взаимопониманию, уважение к мнению других, интерес к творческим усилиям товарищей, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы; воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни.
Формировать У У Д:
Познавательные: учить строить высказывания в устной форме; развитие монологической речи обучающихся; учить передавать своё настроение при выразительном чтении стихотворений;
Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей;установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные: развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование: Экран, мультимедийный проектор, учебник 3 класса «Литературное чтение» В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова, рисунки к произведениям, портрет А.С.Пушкина, выставка книг автора, тексты для работы 
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.
Использование современных технологий и методов обучения: проблемное обучение, метод проектов, использование ИКТ, организация учебного сотрудничества на уроках, приём ученики в роли учителя, метод организации фронтальной деятельности обучающихся: словесный ( эвристическая беседа, вопросы педагога и ответы детей), наглядный метод, методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха, практический метод и частично-поисковый, здоровьесберегающая технология представлена физминутками.
I.Организационный момент. (улыбнитесь друг другу! Улыбка сближает!)
II.Речевая разминка.
(У каждого на партах текст.)
Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень в шубу жёлтую оделась.
По лесам с метёлкою прошлась.
Раструбили жаворонки звонко,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет,
Лисью шапку примеряет вяз.
Учитель.
Прочитайте жужжащим способом. О чем это стихотворение?
Прочитайте стихотворение про себя, найдите в тексте глаголы, выделите их карандашом.
Сколько глаголов?
Прочитайте только глаголы.
Прочитайте стихотворение, выделяя голосом глаголы.
Прочитайте стихотворение громко.
Прочитайте стихотворение быстрым темпом.
Прочитайте стихотворение выразительно по строчке: девочки, затем мальчики. Начинаем с девочек.
Молодцы! Откройте учебник на странице 81.
III. Учитель. Сегодня мы начинаем изучение нового раздела. Прочитайте его название (Великие русские писатели).
Переверните страницу вперед. Прочитайте заголовок. (А.С.Пушкин)
Как вы думаете, почему изучение раздела «Великие русские писатели» авторы учебника начали с Пушкина? (размышления)
Совершенно верно, А.С.Пушкин входит в нашу жизнь с раннего детства и остается на всю жизнь.
«Благословен и день, и час, когда с теплом родного крова впервые к каждому из нас приходит пушкинское слово…»
У вас у всех было объемное домашнее задание по теме «Что интересного я узнал из жизни Пушкина». Вы были разделены на 3 творческие группы.
1 группа – историки. Работали вы по теме: «История жизни Пушкина».
2 творческая группа – литературоведы. Работали по теме: «Пушкин в литературе».
3 группа работала по теме: «Мой Пушкин в изобразительном искусстве».
Сейчас каждая группа представит свою работу.
IV.Выступление творческих групп. 
1 группа.
1 ученик. 6 июня 1799 г. в семье небогатого дворянина родился мальчик, ставший величайшим русским поэтом и писателем – А.С.Пушкин. В семье Пушкиных кроме Саши воспитывались ещё двое детей: старшая сестра Ольга и брат Левушка.
2 ученик. Все дети в семье Пушкиных получили хорошее воспитание и образование: хорошо читали, рисовали, знали французский язык.
3 ученик. Родился Саша в Москве. До наших дней место рождения Пушкина (само здание) не сохранилось.
4 ученик. Из взрослого окружения особенную роль для Саши сыграли бабушка – Мария Алексеевна и няня – Арина Родионовна, которую он очень любил всю жизнь и ласково называл её «мамушка».
5 ученик. Третий человек, с которым Саша играл и ходил на прогулки, был Никита Тимофеевич Козлов – личный слуга семьи Пушкиных. Всю жизнь он сопровождал Александра Сергеевича. К сожалению, изображение Никиты Тимофеевича не сохранилось.
6 ученик. С 12 до 18 лет Саша обучался в Петербургском Царскосельском лицее. Прожил гениальный писатель и поэт не многим больше 37 лет, но оставил после себя богатейшее литературное наследство. Сегодня вряд ли найдется такой человек, который бы не знал хоть одного произведения великого Пушкина!
Таким наша группа увидела А.С.Пушкина.
V.Учитель. Приглашаем 2 группу.
1 ученик. Наша группа работала по теме: «Пушкин в литературе». Значение творчества А.С.Пушкина для русской литературы бесценно. Издания книг Пушкина выходят не только на русском языке. Его произведения переведены и издаются на большинстве языков мира.
2 ученик. (Выставка книг)
Чтобы собрать выставку книг Пушкина, наша группа обращалась за помощью к родителям в семейные библиотеки, школьную и городскую библиотеки.
3 ученик. Наша выставка книг будет работать 3 дня, каждый может с ней ознакомиться.
4 ученик. Также наша группа подготовила кроссворд и викторину по сказкам Пушкина (показ). В пятницу на классном часе мы проведем викторину. Таким наша группа увидела великого Пушкина.
VI.Физ. минутка.
VII.3 группа (Выставка рисунков).
1 ученик. Наша группа работала по теме: «Мой Пушкин в изобразительном искусстве». Цель нашей работы – нарисовать рисунки по произведениям А.С.Пушкина. Вот что у нас получилось.
2 ученик. Мне кажется, наши рисунки объединяет одно настроение: сказочное, радостное. Читая сказки Пушкина, я представляю что-то волшебное, поэтому я нарисовала сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Это моя любимая сказка!
3 ученик. «У Лукоморья…» (четверостишие)
Эти строки мне полюбились еще с детского сада, поэтому мне захотелось отобразить их в своем рисунке.
4 ученик. Я нашел иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке». Их изобразил иллюстратор Иван Яковлевич Билибин. Они были использованы в мультфильме по этой сказке.
5 ученик. Мой Пушкин – поэт мечтатель, сочинитель. Я решила нарисовать несколько персонажей. Вот таким наша группа увидела великого Пушкина.
VIII.Физ. минутка. (Релаксация «В осеннем лесу»).
IX.Работа над стихотворением.
Учитель.
У каждого человека есть свое любимое время года, у Александра Сергеевича любимым временем года была осень. «И каждой осенью я расцветаю вновь», - писал великий Пушкин. Именно осенью были написаны его самые известные произведения. В старших классах вы познакомитесь с большим по объему произведением – романом «Евгений Онегин». Пушкин работал над ним долгие 7 лет и именно осенью он закончил писать этот роман. А сегодня мы познакомимся с отрывком из романа «Евгений Онегин».
- Закройте глаза и послушайте этот отрывок. (Исполнение учителя)
- Какое настроение передал нам А.С.Пушкин? (Работаем со словарем настроений)
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Работаем со словарем чувств)
- Какие картины вы представили при слушании?
- Захотелось ли вам его перечитать?
Прочитаем стихотворение еще раз. Откройте стр. 86.
Это стихотворение лирическое, т.е. выражающее чувства и переживания, поэтому мы будем читать его медленно, вдумчиво, по строчке. (Читают сильные ученики по строчкам)
Уж небо осенью дышало,
- Как поэт говорит о небе? Как вы понимаете это выражение?
- Какое средство художественной выразительности использовал автор (олицетворение)
Попробуйте словесно нарисовать это небо. (небо стало серое, тусклое, низкое)
Уж реже солнышко блистало,
- Как Пушкин называет солнце? (Ласково)
- Что он говорит о нем?
- Что значит реже?
Подберите синонимы к слову блистало. (блестит, сияет, сверкает)
- Прочитаем следующую строчку.
Короче становился день,
- Что поэт хотел сказать нам этими словами?
- Что в этой строчке означает слово «короче»? Подберите синоним. (меньше)
- В каком темпе нужно читать эти строчки? (в медленном)
- Прочитайте эти 3 строчки выразительно.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
(Дать оценку. Ты читал медленно, красиво. Молодец!)
- Прочитайте следующую строчку.
Лесов таинственная сень
- О чем в этой строчке говорит Александр Сергеевич?
- Все ли нам понятно?
- Кто знает, что такое сень?
- Где мы можем узнать значение этого слова? (стр.218 словарик)
- Открываем, читаем, что означает слово «сень»?
- Сень – это покров. О каком покрове в стихотворении говорит Пушкин? (Покров осенних листьев)
- Какой эпитет использовал поэт? (таинственная)
- А почему сень таинственная?
- Прочитайте следующую строчку.
С печальным шумом обнажалась. (раздевалась)
- Кто может раздеваться? (человек)
- Какое художественное средство использовал Пушкин? (олицетворение)
- Почему таинственная сень обнажалась с печальным шумом? (Жалко деревья терять красивую листву, свой покров).
- Печальный шум – это такое средство языковой выразительности? (эпитет)
- Прочитайте следующую строку.
Ложился на поля туман.
- Какую картину представили?
- Кто может ложиться? (человек)
- Какое средство языковой выразительности использовал Пушкин? (олицетворение)
- Прочитайте выразительно эти 3 строки:
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
(Оценивание)
- Прочитайте следующие 2 строки до знака препинания двоеточия:
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу:
- Ребята, что такое караван? (Группа животных, идущих друг за другом).
- Говорили ли мы, что птицы летят караваном? А как летят птицы? (стаями, клином, косяком)
- Какое средство использует Пушкин. (Метафора – переносное значение)
- Какой эпитет использует поэт, описывая гусей. (эпитет «крикливых»)
- Почему гуси крикливые? 
- А о чем они кричат, покидая родные края? (боятся отбиться от стаи, прощаются до весны с Родиной.) 
Следующая картина. Читаем до точки запятой.
Приближалась довольно скучная пора;
- Почему Александр Сергеевич назвал позднюю осень «скучной порой»?
- Читаем последнюю строку:
Стоял ноябрь уж у двора.
- Что понимаем в последней строке?
- Что сообщил нам великий Пушкин?
- Давайте попробуем выразительно прочитать последние 4 строки. (оценивание)
- Ребята, внимательно посмотрите на стихотворение и скажите сколько в нем предложений. (1) Почему? (1 точка) 
- Видите, насколько был талантлив Пушкин, уместив целую словесную осеннюю картину в 1 предложении!!! Как мы можем озаглавить это стихотворение? (Мнение учеников)
- В каком темпе мы будем читать это стихотворение?
X.С/р. Чтение стихотворения про себя, расстановка пауз, логического ударения.
XI.Игра в актеров. (Выразительное чтение стихотворения на фоне осеннего пейзажа у доски)
XII.Работа в печатной тетради. (Самостоятельно стр. 39 №1) (Проверка)
XIII.Домашнее задание. 
Заучивание стихотворения наизусть. (У всех на партах листы с черно-белым осенним пейзажем, раскрасить пейзаж, согласно своему чувствованию этого стихотворения.) 2. Группа художников проиллюстрирует это стихотворение на альбомных листах акварелью. Какие краски вы будете использовать в своей работе?
3. На уроке музыки вместе с учителем подобрать музыку к этому стихотворению. На следующем уроке будем читать это стихотворение под музыкальное сопровождение.
XIV.Итог урока.
- Я узнал…
- Я научился…
- Я могу…
- Я хочу поблагодарить…
- Мое настроение…
XV.Рефлексия «Листопад».
Зеленый листок – у меня все получилось…
Желтый листок – я испытывал затруднения…
Красный листок – мне было не интересно…
Улыбнитесь друг другу!
Улыбка сближает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Стихотворения о зиме.

Данный материал может быть использован при подготовке к уроку литературного чтения....

Урок по литературному чтению 3 класс Тема:"В гостях у А.С. Пушкина"

Конспект урока по литературному чтению в третьем классе, по теме творчество А.С.Пушкина. На уроке используется интерактивная доска....

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин  «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс.Тема:"Введение в новый раздел. Стихотворение Ю.Мориц"Слониха, слонёнок и слон"

Тип урока: изучение нового материала.Используемые технологии: развивающее обучение, КСО...

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Анализ стихотворения И.С. Никитина "Русь". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для анализа пройденного материала по стихотворению «Русь» Ивана Саввича Никитина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род...

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Когда рождаются настоящие герои и выдумщики. Н.С. Гумилев «Капитаны». Образ капитанов в стихотворении. Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Цели деятельности учителя: -  рассмотрение средств литературы, которые показывают формирование героев;расширение читательского кругозора учащихся;прививание интереса к книге, к слову.Планируемые...