Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Стихотворения о зиме.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Лавриненко Ольга Валерьевна

Данный материал может быть использован при подготовке к уроку литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stihotvoreniya_o_zime_3_klass.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению (3 класс)

Тема: Стихотворения о зиме

Цель: привитие детям любви к поэзии, ознакомление со стихотворными произведениями о зиме.

Задачи:

  1. Повторение ранее прочитанных произведений (С. Есенина «Берёза» и М. Пришвина «Деревья в лесу»);
  2. Ознакомление детей со стихотворениями И. Никитина и А. Пушкина;
  3. Формирование умения чувствовать настроение стихотворного произведения;
  4. Разъяснение непонятных детям слов и выражений;
  5. Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
  6. Формирование навыка правильного, плавного, выразительного чтения;
  7. Формирование умения анализировать литературное произведение;
  8. Воспитание любви к природе, к русской поэзии, к музыке.

Оборудование: картинки с изображением зимней природы, музыкальные записи, карточки со словами и выражениями, учебник.

Ход урока.

1 этап. Организационный момент.

(Звучит музыка, учитель читает стихотворение:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна).

У: Ребята, как вы считаете, о каком времени года говорит автор в этом стихотворении?

Д: О зиме.

У: Действительно, это стихотворение С. Есенин написал о русской зиме. Это время года вдохновляло и восхищало многих. Каждый хотел по-своему выразить свои чувства. Нарисовать зиму можно по-разному. Можно вот так (на доски открываются фотографии зимнего леса), а можно так (звучит музыка). А ещё нарисовать зиму можно словами…

2 этап. Проверка домашнего задания.

Вы дома готовили два произведения о зиме. Давайте вспомним их. (чтение домашних произведений)

3 этап. Работа над новым материалом.

а) Первичное чтение стихотворения И. Никитина.

А теперь послушайте ещё одно произведение о зиме. (Чтение учителем стихотворения Ивана Саввича  Никитина)

б) Анализ произведения.

- Каково настроение этого стихотворения?

- Какие картины вы представили?

- Какая иллюстрация соответствует вашему настроению?

- От чьего имени, на ваш взгляд, ведётся повествование?

- А теперь давайте детально рассмотрим этот пейзаж и поговорим о нём.

(чтение детьми стихотворения по частям, анализ каждой строфы)

- Какое настроение  этого отрывка? Какими словами автор показал это? (Подчеркнём эти слова: весело, сверкает, как свеча горит, пусто, одиноко, тишина, не слышно лая, позабыв тревогу и тяжёлый труд). Попробуйте прочитать отрывок так, чтобы показать это настроение.  

1 строфа – возвышенность;

2 строфа – одиночество;

3 строфа – покой, хранимый Богом.(карточки)

Общее настроение – умиротворенный пейзаж.

- А теперь ещё раз прочитаем стихотворение целиком, выразив при чтении его настроение.

- Это лишь отрывок стихотворения «Зимняя ночь в деревне». Он без названия. Как назвали бы его вы?

- Итак, ребята, мы с вами познакомились с замечательным стихотворением, в котором отразилось настроение автора и его видение зимней природы.

Давайте немного отдохнём.

ФИЗМИНУТКА

а) Первичное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер».

Сейчас вы послушаете ещё одно стихотворение и попытаетесь уловить его настроение.

А чтобы вам всё в этом стихотворении было понятно, давайте обсудим значение некоторых слов и выражений (на доске появляются карточки со словами):

Мгла – мглой – мглою

Кровля новая –  обветшалая

Лачуга – лачужка;  ветхая

(Проходит краткое обсуждение значений слов: мгла = темнота; кровля = покрытие крыши, старое, плохое, ветхое; лачуга = небольшая бедная избушка, домик)

- А теперь послушайте стихотворение… (чтение стихотворения учителем)

б) Анализ произведения.

- Чем отличается это стихотворение от предыдущего? (настроение другое – буря, тревога, незащищённость).

- От чьего имени ведётся повествование? (от имени автора)

- Как же вы догадались, что автору тревожно, ведь он не говорит об этом? (видно из описания природы)

- Давайте более детально рассмотрим это произведение и попробуем уловить смену настроения автора.

(чтение стихотворения по частям, определение настроения каждой части)

1 строфа – тревога;

2 строфа – автор не одинок, волнение;

- Спят ли герои? Почему?

- Чего боится автор? Какие чувства автор испытывает к этой старушке? Кто она?

3 – 4 строфы – настроение радостное, борьба с тревогой. (карточки)

- Давайте сравним настроение прочитанных нами стихотворений… (сравнение стихотворений по карточкам)

- А чем похожи эти стихотворения?

1 – описание природы;

2 – чувства людей (одиночество, печаль, горе);

3 – выход найден (разный – через общение с Богом или веселье).

 

4 этап. Итог. Домашнее задание.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы увидели, что рисовать природу можно с помощью слова, и что это описание природы подчас помогает автору выразить свои мысли, чувства, переживания.

Дома вы прочитаете эти стихотворения, стараясь выразить всю гамму чувств, а понравившееся стихотворение выучите наизусть. Кто захочет, может попробовать подобрать музыкальное произведение, которое передавало бы те же чувства, что и в стихотворениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает"

Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает". Настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании образы и картины, близкие к тем, которые находятся в ц...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс.Тема:"Введение в новый раздел. Стихотворение Ю.Мориц"Слониха, слонёнок и слон"

Тип урока: изучение нового материала.Используемые технологии: развивающее обучение, КСО...

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Анализ стихотворения И.С. Никитина "Русь". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для анализа пройденного материала по стихотворению «Русь» Ивана Саввича Никитина и его биографией; воспитание бережного, чуткого отношения к род...

Конспект урока по литературному чтению (4 класс). Тема: Когда рождаются настоящие герои и выдумщики. Н.С. Гумилев «Капитаны». Образ капитанов в стихотворении. Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Цели деятельности учителя: -  рассмотрение средств литературы, которые показывают формирование героев;расширение читательского кругозора учащихся;прививание интереса к книге, к слову.Планируемые...