Главные вкладки

    Урок по литературному чтению 3 класс Тема:"В гостях у А.С. Пушкина"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Хохлова Инна Валентиновна

    Конспект урока по литературному чтению в третьем классе, по теме творчество А.С.Пушкина. На уроке используется интерактивная доска.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План – конспект  урока по литературному чтению в 3 «А» классе.


    Тема: Творчество А.С. Пушкина
     

    Цель: Углубить знания о жизни и творчестве поэта. Знакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина в произведениях мастеров различных видов искусств. 


    Задачи: развивать у учащихся интерес к творчеству А. Пушкина через проектную деятельность;

    Работать над развитием выразительной речи, развивать творческие способности, воображение, обогащать словарный запас

    Воспитывать любовь к русской классической литературе, воспитывать чувство прекрасного на примере произведений русских поэтов, композиторов, художников;
    Развивать творческие способности школьников.

     

    Оборудование: интерактивная доска, презентация, аудиозапись романса А.Доргомыжского «Я вас любил», музыкальный фрагмент из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе салтане»

    Подготовка к уроку: Рассказ учителя о семье и детстве А.С. Пушкина, чтение стихов  и рассматривание иллюстраций к произведениям поэта, заучивание отрывков из произведений А.С.Пушкина, конкурс чтецов, выставка детских работ по сказкам поэта.

                                                    ХОД  УРОКА

    1. Организационный момент.

    2. Постановка целей и задач урока.

    - Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране поэзии. А поможет нам в этом волшебный экран

     По - моему велению,
    По нашему хотению
    Доставь-ка, нас экран волшебный
    До места назначения.
    Крибле, крабле, бумс

    Слайд 1

    -  Ребята, посмотрите, буквы на экране рассыпались, нужно поменять их местами, чтобы получилось слово.

    - И, конечно же, вы все догадались о творчестве какого поэта мы будем сегодня говорить. Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину.

    Слайд 2.

    Портрет поэта, чтение строк из стихотворения Н.Саженковой «Есть много людей знаменитых на свете..»

    3. Повторение.

    Слайд 3

    - Как вы думаете, почему А.С.Пушкина называют солнцем русской поэзии? (идёт обсуждение, затем на экране дети открывают  шторки)

    .-Перед началом нашей совместной работы, я хотела бы взять у вас интервью, расскажите, что вы знаете об А.С. Пушкине, ответьте на мои вопросы.

    Слайд 4  (дети проверяют ответы на экране)

    1.Когда родился А.С..Пушкин?

    2. В каком городе?

    3. Где учился поэт?

    4. Какой роман в стихах вы знаете?

    5. Какое время года поэт любил больше всего?

    6. Из какого произведения эти строки: « У лукоморья…»

    - Давайте вспомним этот отрывок (читает заранее подготовленный ученик)

    Слайд 5 (проверка на экране)

    -Продолжим нашу беседу.

    -  Что вы видите на фотографиях, как называются эти места? (Царскосельский лицей, село Михайловское)

     - Сколько лет было А.С. Пушкину, когда его отдали учиться в  лицей?    (12 лет)

    - Почему Пушкин был отправлен царем в село Михайловское?

    -  Кто изображён на портретах? (бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна)

    - К какому роду принадлежала семья Пушкиных?

    (Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)

    - Чем больше всего интересовались в этой семье?

    (В этой семье интересовались литературой и театром.)

    - На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?

    (В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)

    - Сколько лет было маленькому Пушкину, когда он сочинил своё первое стихотворение?

    - Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?

    (Его бабушка, няня  и крестьяне семьи Пушкиных.)

    - А.С Пушкин  очень любил свою няню и считал её своим другом не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым  Няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом во время ссылки в Михайловском. За эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с ней. Арину Родионовну Пушкин часто вспоминал в своих стихах и некоторые посвящены именно ей.

    (стихи читают подготовленные ученики) Давайте послушаем, что он писал о ней.

    Мастерица ведь была,

    И откуда что брала!

    А куда разумны шутки,

    Приговоры, прибаутки.

    Небылицы и  былины

    Православной старины!

    Слушать, так душе отрадно.

    И не пил бы, и не ел,

    Все бы слушал да сидел.

              ********

    Подруга дней моих суровых,

    Голубка дряхлая моя, 
    Одна в глуши лесов сосновых 
    Давно, давно ты ждешь меня.
    Ты под окном своей светлицы 
    Горюешь, будто на часах, 
    И медлят поминутно спицы 
    В твоих наморщенных руках. 
    Глядишь в забытые вороты 
    На черный, отдаленный путь: 

    Тоска, предчувствия, заботы 
    Теснят твою всечасно грудь…

    - Молодцы, ребята, вы много уже знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.

    4. Работа по теме урока.  Актуализация знаний.

    - А сейчас, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете творчество поэта.

      Слайд 6

    - Какие строки относятся к произведениям А.С.Пушкина?  (дети выбирают верные ответы на экране)

    -Молодцы, ребята. Продолжаем!

    Слайд 7

    - Поменяйте местами строки, так, чтобы получилось стихотворение (работа с экраном)

    -  Из какого произведения эти строки? Молодцы!

    Слайд 8

    - Пушкин любил, изучал народное творчество. Ведь сказки , пословицы и поговорки содержат народную мудрость. Из каких произведений эти отрывки? (работа с проверкой на экране)

    1. А народ приговаривал с укоризной: не гонялся бы ты поп за дешевизной ( О попе и работнике его Балде)

    2. Но жена не рукавица с белой ручки не стряхнёшь.. (Сказка о царе Салтане)

    3..Вот тебе невежа наука: не садись не в свои сани. (О рыбаке и рыбке)

    Слайд 9

    - Сколько всего сказок написал Пушкин? Назовите их. Для чего нужны сказки?  (идёт обсуждение, затем ответы открываются на доске)

    Слайд 10

    - Перед вами сундук со сказками, распределите картинки  по группам. (работа с экраном)

    (Дети распределяют героев сказок, дают названия сказкам, заголовки которых отсутствуют)

    Слайд 11

    - Пушкин – великий поэт, его произведения (сказки, стихи, поэмы) получили свое продолжение в творчестве мастеров разных видов искусств: музыке, живописи; поэты и писатели тоже неоднократно обращались к сочинениям Александра Сергеевича.

    Слайд 12

    В 1899 г.Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта, перед гением которого Римский-Корсаков преклонялся.
    Октябрьским вечером 1900 года сказка ожила на сцене Частной оперы.

    -  В кого по сказке превращался князь Гвидон? (в комара, муху, шмеля)

    - Я предлагаю вам прослушать фрагмент из  этой оперы и догадаться, о каком перевоплощении князя Гвидона говорит музыка? («Полёт шмеля»)

    - Что объединяет литературный текст и музыку?
    - Что изобразила музыка?

    Слайд 13

    -  В каждой сказке есть чудеса, а в сказке Пушкина их целых три.
    Назовите их (работа с экраном)

    - Чудо первое- белочка, чудо второе - тридцать три богатыря, чудо третье- царевна - Лебедь.(дети зачитывают отрывки из сказки)

    Слайд 14

    - На стихи Пушкина композиторы сочиняли романсы. Я предлагаю прослушать один из них –

    А. Доргомыжский  «Я вас любил»

    Слайд 15

    - 176 лет прошло со дня смерти поэта, а память о нём не умирает, любовь к нему не проходит и слава его всё растёт. Почти в каждом городе есть улица, названная в его честь. И если бы кто-то взялся сосчитать, кому из русских поэтов поставили больше всего памятников, то первым бы в этом списке, конечно же, стояло имя А.С.Пушкина

    Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения  А. Плещеева 

            Памяти Пушкина

    Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

    И дорог нам твой образ благородный;

    Ты рано смолк; но в памяти народной

    Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

    Бессмертен тот, чья муза до конца

    Добру и красоте не изменяла,

    Кто волновать умел людей сердца

    И в них будить стремленье к идеалу…..

    - Много замечательных произведений создал великий русский поэт и писатель  А.С. Пушкин. И его имя навечно останется в наших сердцах.  

    - И сейчас ученики нашего класса прочитают стихи собственного сочинения, которые они посвятили А.С.Пушкину. (Стихи читает Шишкин П., Юницкая А.)
    - Все вы, ребята, молодцы, замечательно справились со всеми заданиями  Спасибо вам, ребята, за работу.

    И в заключении предлагаю вам посмотреть музыкальный мультфильм в современной обработке, стихи А.С.Пушкина, музыка композитора Анатолия  Быканова  «Сказка о попе и работнике его Балде»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения по теме " Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"

    Цели: 1.Закрепить у учащихся знание сказок А.С. Пушкина.  2. Развивать образное мышление, речь, память. З. Прививать интерес к предмету....

    Конспект урока по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс

    Урок по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс (10.11.2015г.) с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронных образовательных ресурсов и ИК...

    Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер" 3 класс, Программа "Перспектива", авт. Климанова Л.Ф.

    Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве...

    Конспект урока по литературному чтению на тему "А. С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебедь" 3 класс "ПНШ"

    Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: научить детей давать характеристику героям произведения, оценивать их поступки с точки зрения моральных ценностейПланируемые результаты:·...

    Конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". 2 класс

    Предлагаю конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин  "Сказка о рыбаке и рыбке" для 2 класса....