Главные вкладки

    Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа России". Тема: "Сравнение стихов русских поэтов о зиме"
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Бочкарева Татьяна Николаевна

    Урок построен по технологии деятельностного подхода в обучении, используется для сравнения два стихотворения И.Бунина и К.Бальмонтапри помощи критериев, разработанных детьми на уроке совместно с учителем

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sravnenie_stihov_russkih_poetov_o_zime_2_klass.docx95.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сравнение стихов русских поэтов о зиме

    Технологическая карта урока

    Предмет – литературное чтение

    Класс- 2

     Автор УМК – «Школа России». Учебник «Литературное чтение». Авторы Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий ,М.В. Голованова.- М.: Просвещение, 2011.

    Тема урока. Тип урока- Сравнение стихов русских поэтов о первом снеге. И.Бунин «Зимним холодом пахнуло», К.Бальмонт «Снежинка»

     Урок  изучения нового материала.

    Учитель  Бочкарёва Т.Н.

    Планируемые результаты:

    1. Предметные: познакомятся со стихами  русских поэтов, научатся анализировать и сравнивать произведения разных поэтов на одну тему ,прогнозировать содержание раздела.
    2. Метапредметные:

    регулятивные УУД- формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

    познавательные УУД- осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения в зависимости от чтения;

    коммуникативные УУД- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёров высказывания.

    1. Личностные-  проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

    Цели: 

    1.Познавательные

    • Создать условия для ознакомления со стихами русских поэтов о зиме.
    • Способствовать осуществлению самостоятельной познавательной деятельности

                        2. Развивающие

    • Содействовать развитию  умения сравнивать и анализировать , контролировать и оценивать деятельность

                       3. Воспитательные

    • Прививать внимательное отношение к русской словесности и любовь к природе.

      Оборудование и материалы : карточки –гармошки с литературными жанрами, карточки со словами , характеризующими стихотворный жанр, лепестики с жанровыми особенностями для моделирования, оценочный лист, презентация.

                       

    Ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Мотивационный блок.

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    Задания базового уровня

    Осуществляе-

    мые действия

    Формируе-

    мые способы действия

    Осуществляемые действия

    Формируемые способы действия

    Осуществляемые действия

    Формируемые способы действия

    1.Предложение посмотреть мультфильм о зимних изменениях в природе, настрой на хорошее настроение  на уроке.

     

    2. Актуализация знаний о литературных жанрах. Зачитывание

    отрывков из произведений.

    Объяснение слов, характеризующих жанр-стихотворение

    Создание моделей-цветков с особенностями жанров сказки, рассказа, стиха.

    Показывают на карточках-гармошках жанры произведений.

    Анализировать  и определять какого жанра нет.  

    Прослушивание текста, прочитываемого учителем.

    Работа в группах и в парах

    Уметь слушать учителя

    Уметь взаимодействовать с одноклассниками

    3. Организация  фронтальной беседы при подготовке к изучению новой темы

    Предполагают, с каким жанром будут работать на уроке

    Выдвигают и обосновыва-

    ют гипотезу

    2. Целепо-

    лагание

    1.Организация целеполагания

    Предлагаются отрывки из стихов И.Бунина и К.Бальмонта

    Выявляется новый вопрос для анализа двух призведений о первом снеге.

    Определяются  план и критерии для сравнения произведений .

    Анализируют по предложенным строчкам жанр произведений

    Учатся самостоятельно понимать смысл информации,

    Вырабатывать критерии для сравнения

    Отвечают на вопросы учителя

    Уметь вступать в диалог с учителем

    Определяют круг интересую-щих вопросов

    Принимать и сохранять учебную задачу

    3.Исполни-тельский блок

    1. Организация изучения нового материала через практическое действие

    Выполняют задания предложенные для сравнения произведений: словарная работа, выборочное чтение по вопросам учебника, знакомство с новым приёмом литературы

    Учатся выделять существенную информацию из предложен-ных упражнений

    Действуют по плану : тема, настроение, образ, чувство, приёмы.

    Учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

    4. Контрольно-оценочный блок.

    Рефлексия.

    1. Подведение  итога по теме урока при помощи оценочного листа

    Анализируют полученную информацию по стихотворениям

    Учатся осуществлять доказательст-

    во, делать обобщения и выводы

    Подводят  итог урока по вопросу: «Что я узнал?»

    Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта характера сделанных ошибок

    2.Предложение проверить правильность выполненных заданий  по ответам одноклассников.

     Самопроверка по образцу учителя. 

    3.Критерии выразительного чтения стихотворения

    Проверяют правильность выполнения упражнения

    Читают стихи в соответствии с критериями: громко, без ошибок, хочется ещё раз послушать

    Учатся обнаруживать отличия и отклонения от эталона

    4.Предложение определить  собственные ощущения от сравнения произведений, от трудностей восприятия новой темы; желание выучить стихотворения.

     

                               Конспект урока по литературному чтению . 2 класс. «Школа России»

    Цели

    Познавательные:

    Создать условия для ознакомления со стихами русских поэтов о зиме.

    Способствовать осуществлению самостоятельной познавательной деятельности.

    Развивающие: Содействовать развитию  умения сравнивать и анализировать , контролировать и оценивать деятельность.

    Воспитательные: Прививать внимательное отношение к русской словесности и любовь к природе.

    1.Мотивционный блок

    У.К нам пришли гости , значит у нас должно быть хорошее настроение. А от чего у вас бывает хорошее настроение? Посмотрите мультик.

    У. Может ли пригодиться на уроке нам такой мультфильм?

    ( Мы можем говорить о временах года или о братьях наших меньших)

     У.У меня перепутались буквы. Что бы это значило?

    (жанры) это виды литературного творчества

    У.Какие знаете жанры в литературе? (сказки, стихи, басни, загадки, рассказы)

    -Если знаете, то быстро отгадаете (показывайте карточки-гармошку со словами)

    « Сидит старик, чай пьёт. Не пустой пьёт- молоком белит. Летит мимо сова. Здорово, говорит, друг! А старик ей: Ты сова отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.» ( В.Бианки)

    «Мать отлетела немного и когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю.» М Пришвин.

    « Всё прошло, с зимой холодной, нужда, голод настаёт. Стрекоза уж не поёт и кому же в ум пойдёт на желудок петь голодный.»Крылов И.

    « Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине. Ты что ? закричал он на Филипка Да ты кто? –Филипок молчал» (Л. Толстой)

    «Поклажа бы для них казалась и легка, да Лебедь рвётся в облака, рак пятится назад , а щука тянет в воду» (И.Крылов)

    «Девочка с братцем опять побежала, гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать?» ( Рус нар сказка)

    - У.А какого жанра не было? (Стихов )

    -Кто пишет стихи? (поэты) Чем вам нравятся стихи? Кто тут поэты? Сделайте выбор.

     На доске таблички с фамилиями писателей: С. Есенин, А. С. Пушкин., В Берестов. И. Бунин, Е. Чарушин , К. Бальмонт.

    У.Лишнее? ( Е. Чарушин пишет рассказы о животных)

    У.Задание в парах. На партах лежат таблички.

     Соедините стрелками слова слева с объяснением справа

    Рифма-

    Логическое ударение

    Завязка-

    Внутреннее состояние человека

    Чувство-

     Воображаемый наблюдатель со стороны за происходящими событиями

    Ритм-

    Начало рассказа

    Лирический герой-

    Созвучие окончания строк

     Что лишнее? ( завязка не относится к стихам)

    У.Предположите, с каким жанром сегодня поработаем? (возможно со стихами)

    Вспомним правила работы в группах(слайд)

    -Соберите жанровые особенности в группах , прикрепите к доске

    Сказка (сказочный язык, необычная завязка, необычная концовка, повторы, число, волшебство, поучение, быль).

    Рассказ (быль, волшебство, описание, повествование, рифма, герои, лирический герой, завязка, концовка, кульминация)

    Стихи (слово автора, рифма, ритм, лирический герой,  сравнения, чувства).

    На доске появляются особенности 3-х жанров в виде цветочков.

    К какому жанру вы отнесёте то, что я вам прочту?

    «Зимним холодом пахнуло

    На поля и на леса.

    Ярким пурпуром зажглися

    Пред закатом небеса.»

    «Светло пушистая

    Снежинка белая
    Какая чистая, какая смелая!»

    (это стихи- есть рифма, чувства)

    У.-А кто их автор? Где можно об этом узнать? (И.Бунин и К.Бальмонт)

    Эти авторы писали об осени , а теперь о зиме.

    ( в учебнике с .190-191) Хотите познакомиться со стихами?

    2. Целеполагание

               У.--Какая тема ?( Стихи о зиме) Чем мультфильм пригодился? ( зимой происходят изменения в природе)

    У.- Как мы работаем над стихотворением?( на доске  план: 1.Чтение учителя.2. Словарная работа.3. Анализ стихотворения по вопросам а) Почему так названо? б) О чём написано? в) Для чего написано?).4. Выразительное чтение)

    -Сегодня учебник предлагает задание, которого нет в плане.

    -Прочитайте на с. 190 и скажите какое задание новое?

    ( Сравните стихи разных поэтов о первом снеге)

    У.-Что значит сравнить? ( узнать чем похожи , чем отличаются)

    -Чтобы сравнивать , нужны критерии: (составляются совместно с детьми)

    1. тема

    2. настроение

    3. образы

    4. чувства

    5. приёмы

    3. Исполнительский блок.

    У.-Читает учитель оба стиха.

    ( оба о зиме , о первом снеге и о снежинке)

    У.-Читают про себя и думают над настроением

    ( тревожное , удивлённое докажите- Ночью буря бушевала-никто не знал что будет дальше. На поля на сад пустынный первым снегом понесло И сегодня над широкой, белой скатертью полей…- стало необычно ,красиво , все удивились.)

    ( восхищённое, прекрасное, докажите- Какая чистая, какая смелая, скользит умелая –восхищаемся смелостью, не боится высоты. Звезда кристальная- правильной формы, прозрачная, в лучах блистающих., скользит умелая- прекрасное настроение, когда такое видишь)

    У.-Читая, вслух передайте такое настроение.

    -Какие образы возникли? ( 1. Образ поля покрытого первым снегом- всё чисто .

    2. Образ снежинки)

    У.Физминутка (дети подбрасывают бумажную снежинку, лежащую на столе и наблюдают за её падением)

    У.- Благодаря чему возникли такие образы?( словам, которые придумали авторы)

    - Всмотреться в эти образы помогут задания из учебника : 1 вариант с 190 вопрос №2, с.191 вопрос №1

    - Для чего авторы создают образы?( Чтобы передать свои чувства)

    -Какие тут чувства- чувство радости от первого снега, от красоты просторов России. Такие уголки могут быть во многих краях Великой России и РК.

    Чувство смелости малышки, чувство доброты, самому хочется стать смелым и так летать и кружиться.

    Авторы применяют приёмы, чтобы нам стало интересно

    В №1 Сравнение: Снег= с белой скатертью, закат солнца= с лампами, которые зажигаются.

    «Слово автора- ярким пурпуром зажглися- появление красного цвета  на небосклоне.

    В №2 «Слово автора- в лучах блистающих, сохранно-белая

    И вот новый приём: олицетворение –неживое сравнивается с живым и наделяется качествами живого существа- снежинка смелая, как смелый человек.

    4. Контроль и оценка

    У.-1.-Все ли критерии мы использовали? Да.

    -В нашем плане есть вопросы

    Почему так названо 1 и 2-е стихотворение? (Быстрая смена погоды, такая маленькая, а такое совершенство , подаренное нам природой)

    О чём написано?  (о любви к природе,  о чувствах многих взрослых и детей к зиме, о красотах России)

              Для чего написано?( Чтобы люди проявляли внимательное отношение к русской речи, осознавали  роль литературы                в понимании жизни взрослых и детей.)

    1. Выразительное чтение по выбору

    Критерии выразительности: громко, без ошибок , хочется ещё раз послушать

    Рефлексия 

    У. -каждого из вас я попрошу заполнить «Оценочный лист»

    Домашнее задание по выбору

    1. Выучить одно из стихотворений.
    2. Найти сведения об авторах и рассказать в классе

     

    Материалы для работы на уроке

              1.   Оценочный лист --------------------------------------------------------------

    Нарисуй  снежинку (*) там, где, по- твоему, правильный ответ.

    Я узнал(а)

    И.Бунин

    «Зимним холодом пахнуло…»

    К.Бальмонт

    «Светло пушистая

    Снежинка белая…»

    Какая тема?

    О зиме

    О первом снеге

    О холоде

    О зиме

    О снежинке

    О первом снеге

    Какое настроение?

    Тревожное

    Удивлённое

    Грустное

    Прекрасное

    Восхищённое

    Грустное

    Какие образы?

    Образ  дня

    Образ снега

    Образ поля

    Образ смелого человека

    Образ снежинки

    Образ зимы

    Какие чувства?

    Гордость за Россию

    Радость от взгляда на первый снег

    Смелости

    Свободы

    Светлые и добрые

    Какие приёмы?

    Сравнение

    Слово автора

    Сравнение

    Олицетворение

    Слово автора

    На уроке мне понравилось сравнивать стихи о первом снеге.

    Мне захотелось выучить два стихотворения

    Мне на уроке было многое непонятно

                                             

    2.Слова на доске

    С. Есенин

    А.  Пушкин

     В. Берестов

     И. Бунин

    Е. Чарушин

     К. Бальмонт.

    1. Гармошки с жанрами у каждого ученика

    СКАЗКА

    БАСНЯ

    РАССКАЗ

    СТИХ

    СКАЗКА

    БАСНЯ

    РАССКАЗ

    СТИХ

    1. Карточки для работы в парах.

    Соедините стрелками слова слева с объяснением справа

    Рифма-

    Логическое ударение

    Завязка-

    Внутреннее состояние человека

    Чувство-

     Воображаемый наблюдатель со стороны за происходящими событиями

    Ритм-

    Начало рассказа

    Лирический герой-

    Созвучие окончания строк


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: "Стихотворения русских поэтов о зиме"

    На уроке создается образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства....

    Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Стихи русских поэтов.

    Урок литературного чтения по программе "Начальная школа XXI века", который был проведён в 4 классе....

    Конспект урока по литературному чтению. «Стихи русских поэтов о зиме».

    Конспект урока по внеклассному чтению для учащихся 3 класса....

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Осенние листья. Стихи русских поэтов об осени".

    Урок по литературному чтению во 2 классе. Л.Ф.Климанова. Литературное чтение. 2 класс....

    Презентация к уроку внеклассного чтения "Стихи русских поэтов о зиме" во 2 классе.

    В презентации отражен ход урока внеклассного чтения во  2классе "Стихи русских поэтов о зиме"...

    Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

    Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...