Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Стихи русских поэтов.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок литературного чтения по программе "Начальная школа XXI века", который был проведён в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroka_lit.cht_v_4_kl.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Паницкой Татьяны Ивановны. Учителя начальных классов

МОУ «СОШ р.п.Озинки» Саратовской области

УМК «Начальная школа ХХI века»

Предмет: литературное чтение

Класс: 4-а

Тема: Стихи русских поэтов

Учебник: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс ч.2, 2014 г.

Тип урока: комбинированный (ведущий метод – частично-поисковый)

Цели: расширять представления детей о русских поэтах, их творчестве; учить переносить накопленные знания в новую ситуацию, выражать личностное отношение к предмету, обобщать изученный материал.

Педагогические задачи:  формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования; совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.

Планируемые результаты обучения: предметные: повторение стихотворений русских поэтов; расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии; приобретение опыта выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; освоение способов решения задач проблемно-поискового характера; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.

Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе, при работе в парах и группах.

Личностные: формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям; овладение оценочными навыками.

Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно-поисковый, исследовательский (лингвистический эксперимент), деятельностный метод практических графических и устных упражнений.

Технологии: технология обучения сотрудничества, технология проблемного обучения, игровая технология

Основные понятия: русские поэты, жанры, темы, эпитеты, сравнения.

Ресурсы: презентация

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, в группах, просмотр презентации.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности.Оргмомент

На доске высказывание «Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела»

Джозеф Аддисон. Англия (слайд 1)

- Как понимаете это высказывание? Что развивает в человеке чтение?

- Зачем человек читает?

- Какие задачи вы поставите перед собой на уроке?

                     

Ответы учащихся: чтение развивает ум, логику, нашу речь.

- Чтобы больше узнать.

( Слайд 2)

Личностные: самоопределение роли ученика.

Коммуникативные: умение слушать и слышать

Регулятивные: планирование работы на уроке

  1. Актуализация знаний и выявление затруднений в деятельности.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий

- Проведём словарный диктант. Запишите слова: олицетворение, эпитет, метафора, рифма, строфа, жанр, поэт, баллада, пауза, логическое ударение.

- Проверьте самостоятельно. (Слайд 3). Оцените себя.

- К какому жанру относятся записанные слова?

- Чем мы занимались на предыдущем уроке?

- Каков жанр произведений И.А.Бунина? А тема его стихов?

- Проверим д/з. Откройте тетради. Проверим задания к стих-ю «Детство»

- Какие рифмы использует И.Бунин  в стихотворении «Листопад»?( с.43 – тетрадь, №1)

- Какие литературные приёмы использует И.А.Бунин?

- Найдите и прочитайте метафоры.

- Кого одушевляет поэт? Как называется такой приём в литературе?

 Дети записывают слова. Проверяют.

- Стихотворный жанр.

- Изучали поэзию И.А.Бунина.

- Стихи о природе, детстве.

Ответы «цепочкой»: №1- прочитать с паузами и логич. ударениями;

№2 – здесь перекрёстные рифмы;

№3 – сравнение: песок – как шёлк;

№4 – сравнение – это сопоставление людей, животных и предметов по сходным признакам;

№5 – дети зачитывают свои отзывы.

- Перекрёстные, парные и охватные.

- Поэт использует эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

- «Среди широкого двора», «пёстрый терем», «странно лес молчал, когда пурпурный блеск огня и злата пожаром терем освещал»;

- Одушевляется осень. Это олицетворение.

Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии; учитывать разные мнения, стремиться к координации.

 Коммуникативные:  контролировать действия партнёра

  1. Постановка учебной задачи.

Цель: организовать учащимися анализ возникшей проблемы и на этой основе выявить места и причины затруднения. («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока

- Заполните схему (слайд 4)- авторы стихов о природе.

- О чём мы продолжим говорить на уроке?

- Игра «Вспомни и назови»

«Кот поёт, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе»;

- «Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе»;

- «Улицей гуляет

Дедушка мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берёз»;

- «Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается»

- «Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит».

- Это стихи, изученные в 3-м классе. А сегодня мы повторим произведения, которые изучили недавно.

- Как вы думаете. Какова тема нашего урока?

- О стихах, о поэтах.

- А.Фет.

- С.Есенин

- С.Дрожжин

- И.Никитин.

- Ф.Тютчев

Регулятивные:осуществляют итоговый и пошаговый контроль, вносят коррективы в действия;

Познавательный: осуществляют поиск нужной информации

Личностные:интерес к учебному материалу, способность к самооценке.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа средств их реализации.

Работа в парах: - Откройте в тетрадях раздел «Проверьте себя», выполните задание №1. Какая пара справилась с заданием первая? Назовите стихотворения.

- Продолжим работу в парах. Выполните задание №3.

-А.Блок. «Рождество», К.Бальмонт. «Снежинка», И.Бунин. «Гаснет вечер»

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: выполнение логических операций сравнения, подведение под понятия, структурирование знаний.

Личностные: смыслообразование, границы собственного знания и незнания; внутренняя позиция школьника

  1. Первичное закрепление.

Цель: построение учениками нового способа действия с проговариванием во внешней речи.

- Вы принесли книги стихов русских поэтов. Есть ли среди выбранных вами произведений такие, которые мы не изучали? Встретились ли вам неизвестные авторы?

- Какие произведения вам понравились? Запомнились? Что бы вы хотели прочитать всему классу – поделиться полученными знаниями со всеми?

Регулятивные: управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность;

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес

  1. Самостоятельная работа.

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, формировать умение его применять при решении задач, вызвавших затруднения

Работа в группах. Заполнение кроссворда (тетрадь, с.46).

С.46 № 5, № 6, №7.

Регулятивные : умение принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия;

Коммуникативные:  умение работать в коллективе

  1. Рефлексия

8. Дом.задание

- Покажите смайлики, как вы себя оценили.

- Приготовить аннотацию принесённой вами книги. Выучить стихотворение И.А.Бунина по выбору

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: понимание причин успеха и неуспеха.

Самоанализ открытого урока по литературному чтению

ОС «Начальная школа ХХI века»

Учитель: Паницкая Татьяна Ивановна

Класс: 4

Краткая психолог-педагогическая характеристика класса

   В классе 17 учащихся с разным уровнем обученности и разными психологическими особенностями. Есть дети с высоким уровнем обученности, есть -  со средним, 1 учащийся с низким уровнем обученности, он прибыл с Украины.

Уроки литературного чтения детям нравятся, они затрагивают их эмоциональную сферу, материал уроков доступен детскому пониманию, воспитывает в детях этические понятия.

Авторы учебника:Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс ч.2, 2014 г

Тема: Стихи русских поэтов.

Тип урока:  комбинированный (ведущий метод – частично-поисковый)

Цели: расширять представления детей о русских поэтах, их творчестве; учить переносить накопленные знания в новую ситуацию, выражать личностное отношение к предмету, обобщать изученный материал.

Педагогические задачи:  формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования; совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.

Планируемые результаты обучения: предметные: повторение стихотворений русских поэтов; расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии; приобретение опыта выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; освоение способов решения задач проблемно-поискового характера; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.

Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе, при работе в парах и группах.

Личностные: формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям; овладение оценочными навыками.

Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно-поисковый, исследовательский (лингвистический эксперимент), деятельностный метод практических графических и устных упражнений.

Технологии: технология обучения сотрудничества, технология проблемного обучения, игровая технология

Основные понятия: русские поэты, жанры, темы, эпитеты, сравнения.

Ресурсы: презентация

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, в группах, просмотр презентации.

1.На уроке использовались разнообразные формы работы, смена видов деятельности, что способствовало поддержанию интереса к уроку.

2. Проблемные ситуации разрешались путем исследования проблемного материала.

3. Выбранные приёмы и методы обучения способствуют формированию знаний и умений учащихся в соответствии с задачами урока, развивают образное мышление, чувственную сферу детей, обогащают их представление об окружающем мире.

4. Высокая активность и работоспособность учащихся , их заинтересованность в работе говорит о развитии детей в разных направлениях в соответствии с принципами развивающего обучения.

5. Учащиеся умеют работать в парах, в группах, показали умение вести монологическую речь, вести дискуссии, высказывать своё мнение.

6. Учащиеся показали хорошие знания о творчестве русских поэтов.

Лист самооценивания

За каждый правильный ответ ставьте себе «+», а за каждый неверный – «-»

Высказывание

Высказывание

Высказывание

Словарный диктант

Словарный диктант

Словарный диктант

Дом.задание

Дом.задание

Дом.задание

    Игра

   Игра

Игра

Работа в тетрадях

Работа в тетрадях

Работа в тетрадях

Сборники стихов

Сборники стихов

Сборники стихов

Кроссворд

Кроссворд

Кроссворд

Лист самооценивания

За каждый правильный ответ ставьте себе «+», а за каждый неверный – «-»

Высказывание

Высказывание

Высказывание

Словарный диктант

Словарный диктант

Словарный диктант

Дом.задание

Дом.задание

Дом.задание

    Игра

   Игра

Игра

Работа в тетрадях

Работа в тетрадях

Работа в тетрадях

Сборники стихов

Сборники стихов

Сборники стихов

Кроссворд

Кроссворд

Кроссворд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"

УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....

УМК «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения. 3 класс С. Есенин . Стихи о Родине ( отрывки)

Данный урок знакомит детей с творчеством Сергея Александровича Есенина, помогает  понять   содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), знакомит с языковыми средствами, которы...

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме "Стихи о зиме".

В материале представлена технологическая карта урока по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

Проверочная работа по литературному чтению, 3 класс, по теме «Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета»

В проверочной работе ребята проверяют свои знания по разделу «Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета». Работа в двух вариантах....

Конспект урока по чтению 1 класс по теме Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е.Трутневой

Конспект урока по чтению 1 класс  по теме Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е.Трутневой...