Открытый урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: "Стихотворения русских поэтов о зиме"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Орищак Наталья Витальевна

На уроке создается образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме : « Стихотворения русских поэтов о зиме»

Цели:                                                                                                                                                                                   1) создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства.

2) совершенствовать навыки выразительного чтения.

3) развивать наглядно-образное мышление, воображение, устную речь, творческие способности учащихся.

Оборудование:

1)ТСО-компьютер, проектор,

2)репродукция картины К.Ф. Юона « Волшебница-зима»

3)пьеса П.И.Чайковского « На тройке» из цикла «Времена года»

4)художественные фотографии зимних пейзажей.

5)рисунки детей о зиме.

6) выставка книг на тему : « И вот идет сама волшебница зима!»

7)словарь настроений.

Ход урока:

1.Орг момент. Цели и тема урока.

- Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

- Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. Сегодня наш урок внеклассного чтения мы посвятим волшебнице-зиме. В чём же её волшебство-нам помогут узнать поэты, художники, композиторы, и , конечно же, сами вы-ребята.

-Скажите, какими книгами вы пользовались при подготовке к уроку?

-Ваши книги-помощники мы поставили на выставку, которую так и назвали: « И вот идет сама волшебница зима…» словами великого поэта А.С.Пушкина.

2. Поэзия в произведениях великих поэтов.                                                                   Художественные фотографии зимних пейзажей помогут нам перенестись в мир волшебницы-зимы. Рассмотрите их внимательно и вспомните, какие чудеса бывают зимой?

-Красота, чудеса зимы вдохновляли и вдохновляют многих русских поэтов на творчество.

- Поэт, поэзия…А что же такое поэзия? Прочитайте предложения:

Поэзия зимнего утра.

Поэзия золотой осени.

Поэзия родной природы.

- Что теперь скажете о поэзии? Как понимаете слово поэзия?

-Замените в предложениях слово поэзия словом красота. Сколько значений этого слова знаем теперь?

1) Поэзия –стихи, произведения, написанные стихами.( из словаря Ожегова)

2)Поэзия- красота и прелесть чего-либо.

-Итак,  мы отправляемся в волшебный мир поэзии. На дом было задание-выучить стихотворение о зиме. Кто желает начать? Всем детям задание: внимательно слушать стихотворение, а затем назвать  номер рисунка, который подходит к данному стихотворению.

- Спасибо. Молодцы, ребята. Но это далеко не все стихотворения о зиме. Нельзя сегодня не вспомнить произведения великих поэтов А.С.Пушкина, С. Есенина, А.А.Фета, Ф.И. Тютчева и многих других..

- Отгадайте, чьи это строки?

1) Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает..

Стозвоном сосняка…/Есенин/

2)Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она./ Пушкин\

3)Белая береза

Под моим окном
Принакрылась снегом

Точно серебром../ Есенин/

4)Вот моя деревня

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой../ И.Суриков/

5)Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои. / Н.Некрасов/

6)Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя…/А.С.Пушкин/

7) Мороз и солнце! День чудесный,

Ещё ты дремлешь , друг прелестный? /А.С.Пушкин/

8) Зима недаром злится,

Прошла её пора…

Весна в окно стучится

И гонит со двора./А.С.Пушкин/

9) Чародейкою зимою

Околдован лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною,  немою чудной жизнью он блестит…/Ф.И.Тютчев/

10)Опрятней модного паркета,

Блистает речка льдом одета../ А.С.Пушкин/

-Мододцы! Хорошо знаете имена и творчество  великих поэтов. Какие замечательные строки! А как поэты раскрывают в своих стихотворениях красоту зимы? Вспомните. каким словом мы пользовались в начале урока для передачи красоты, прелести чего-либо?(поэзия)Значит, как раскрывают красоту зимы поэты?(поэтично)

3. Поэзия в произведениях великих музыкантов.

- Красота, волшебство зимней природы вдохновляли не только поэтов, но и художников и музыкантов. Сейчас мы прослушаем пьесу П.И.Чайковского « На тройке» из цикла «Времена года».

-В старину не было машин, поездов, и люди путешествовали на лошадях. Все с нетерпением ждали зимы, чтобы прокатиться на тройке резвых коней.

-Послушайте пьесу и скажите, какие картины зимы вы представили?

-Правильно, П.И.Чайковский в пьесе « На тройке» музыкальными средствами передал стремительный бег коней и восторженные чувства людей, несущихся на тройке по заснеженным равнинам.

-А  мы можем сказать, что композитор музыкальными средствами передал красоту зимы поэтично?

4. Поэзия в произведениях великих художников.

- А теперь рассмотрите репродукцию К.Ф.Юона « Волшебница зима» и скажите, какие чувства она у вас вызывает? Почему художник назвал картину именно так? Какие строки Пушкина вспоминаются при виде этой картины?

             Опрятней модного паркета,

          Блистает речка, льдом одета,

          Мальчишек радостный народ

           Коньками звучно режет лед.

-Итак, мы видим, что К.Ф.Юон показал зиму  волшебницей, чародейкой.

5. Развитие речи. Творчество учеников.

-Сегодня на уроке мы убедились, что красота зимней природы вдохновляет поэтов, художников и композиторов на творчество. Я вижу, что и вам нравится зима, вы доказали и рассказали в чем волшебство зимы. Я думаю, что и у вас получатся свои творческие работы- попробуйте сочинить своё стихотворение о зиме.

-Для начала вспомним отличия стихотворения от других жанров литературных произведений.

а)-Являются ли эти строки стихотворением? Докажите!

                        Забравшись на сосну большую,

                        По веточкам палицей бьёт.

                         И сам про себя удалую

                         Хвастливую песню поет.

б) –А это стих-е? почему? Восстановите стих-е.

                           А с рассветом на село,

                           На поля, на пустынный сад,

                           Ночью бушевала буря,

                          Понесло первым снегом.

В) – А теперь вы представьте себя поэтами, используя рифмы сочините стих-е о зиме:

_____________________________________зима,

_____________________________________метели,

_____________________________________она

_____________________________________ели.

/Разданы карточки, дети в них пишут своё стих-е./

-Послушаем получившиеся строки будущих поэтов.

-Молодцы! Можно и о ваших стихотворениях сказать, что вы описали зиму поэтично.

6. Итог урока.

-Вот и заканчивается наш поэтический урок о зиме. Но вы ещё не раз встретитесь с чудесами и волшебством русской зимы, если побываете в зимнем лесу, парке,посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь легким полетом снежинок, серебристым инеем. А вот о другом чуде зимушки-зимы , которое приближается к нам, Новом годе мы поговорим на следующем уроке, приготовьте стих-я о этом прекрасном сказочном празднике.



Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме : « Стихотворения русских поэтов о зиме»

Цели:                                                                                                                                                                                   1) создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства.

2) совершенствовать навыки выразительного чтения.

3) развивать наглядно-образное мышление, воображение, устную речь, творческие способности учащихся.

Оборудование:

1)ТСО-компьютер, проектор,

2)репродукция картины К.Ф. Юона « Волшебница-зима»

3)пьеса П.И.Чайковского « На тройке» из цикла «Времена года»

4)художественные фотографии зимних пейзажей.

5)рисунки детей о зиме.

6) выставка книг на тему : « И вот идет сама волшебница зима!»

7)словарь настроений.

Ход урока:

1.Орг момент. Цели и тема урока.

- Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

- Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. Сегодня наш урок внеклассного чтения мы посвятим волшебнице-зиме. В чём же её волшебство-нам помогут узнать поэты, художники, композиторы, и , конечно же, сами вы-ребята.

-Скажите, какими книгами вы пользовались при подготовке к уроку?

-Ваши книги-помощники мы поставили на выставку, которую так и назвали: « И вот идет сама волшебница зима…» словами великого поэта А.С.Пушкина.

2. Поэзия в произведениях великих поэтов.                                                                   Художественные фотографии зимних пейзажей помогут нам перенестись в мир волшебницы-зимы. Рассмотрите их внимательно и вспомните, какие чудеса бывают зимой?

-Красота, чудеса зимы вдохновляли и вдохновляют многих русских поэтов на творчество.

- Поэт, поэзия…А что же такое поэзия? Прочитайте предложения:

Поэзия зимнего утра.

Поэзия золотой осени.

Поэзия родной природы.

- Что теперь скажете о поэзии? Как понимаете слово поэзия?

-Замените в предложениях слово поэзия словом красота. Сколько значений этого слова знаем теперь?

1) Поэзия –стихи, произведения, написанные стихами.( из словаря Ожегова)

2)Поэзия- красота и прелесть чего-либо.

-Итак,  мы отправляемся в волшебный мир поэзии. На дом было задание-выучить стихотворение о зиме. Кто желает начать? Всем детям задание: внимательно слушать стихотворение, а затем назвать  номер рисунка, который подходит к данному стихотворению.

- Спасибо. Молодцы, ребята. Но это далеко не все стихотворения о зиме. Нельзя сегодня не вспомнить произведения великих поэтов А.С.Пушкина, С. Есенина, А.А.Фета, Ф.И. Тютчева и многих других..

- Отгадайте, чьи это строки?

1) Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает..

Стозвоном сосняка…/Есенин/

2)Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она./ Пушкин\

3)Белая береза

Под моим окном
Принакрылась снегом

Точно серебром../ Есенин/

4)Вот моя деревня

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой../ И.Суриков/

5)Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои. / Н.Некрасов/

6)Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя…/А.С.Пушкин/

7) Мороз и солнце! День чудесный,

Ещё ты дремлешь , друг прелестный? /А.С.Пушкин/

8) Зима недаром злится,

Прошла её пора…

Весна в окно стучится

И гонит со двора./А.С.Пушкин/

9) Чародейкою зимою

Околдован лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною,  немою чудной жизнью он блестит…/Ф.И.Тютчев/

10)Опрятней модного паркета,

Блистает речка льдом одета../ А.С.Пушкин/

-Мододцы! Хорошо знаете имена и творчество  великих поэтов. Какие замечательные строки! А как поэты раскрывают в своих стихотворениях красоту зимы? Вспомните. каким словом мы пользовались в начале урока для передачи красоты, прелести чего-либо?(поэзия)Значит, как раскрывают красоту зимы поэты?(поэтично)

3. Поэзия в произведениях великих музыкантов.

- Красота, волшебство зимней природы вдохновляли не только поэтов, но и художников и музыкантов. Сейчас мы прослушаем пьесу П.И.Чайковского « На тройке» из цикла «Времена года».

-В старину не было машин, поездов, и люди путешествовали на лошадях. Все с нетерпением ждали зимы, чтобы прокатиться на тройке резвых коней.

-Послушайте пьесу и скажите, какие картины зимы вы представили?

-Правильно, П.И.Чайковский в пьесе « На тройке» музыкальными средствами передал стремительный бег коней и восторженные чувства людей, несущихся на тройке по заснеженным равнинам.

-А  мы можем сказать, что композитор музыкальными средствами передал красоту зимы поэтично?

4. Поэзия в произведениях великих художников.

- А теперь рассмотрите репродукцию К.Ф.Юона « Волшебница зима» и скажите, какие чувства она у вас вызывает? Почему художник назвал картину именно так? Какие строки Пушкина вспоминаются при виде этой картины?

             Опрятней модного паркета,

          Блистает речка, льдом одета,

          Мальчишек радостный народ

           Коньками звучно режет лед.

-Итак, мы видим, что К.Ф.Юон показал зиму  волшебницей, чародейкой.

5. Развитие речи. Творчество учеников.

-Сегодня на уроке мы убедились, что красота зимней природы вдохновляет поэтов, художников и композиторов на творчество. Я вижу, что и вам нравится зима, вы доказали и рассказали в чем волшебство зимы. Я думаю, что и у вас получатся свои творческие работы- попробуйте сочинить своё стихотворение о зиме.

-Для начала вспомним отличия стихотворения от других жанров литературных произведений.

а)-Являются ли эти строки стихотворением? Докажите!

                        Забравшись на сосну большую,

                        По веточкам палицей бьёт.

                         И сам про себя удалую

                         Хвастливую песню поет.

б) –А это стих-е? почему? Восстановите стих-е.

                           А с рассветом на село,

                           На поля, на пустынный сад,

                           Ночью бушевала буря,

                          Понесло первым снегом.

В) – А теперь вы представьте себя поэтами, используя рифмы сочините стих-е о зиме:

_____________________________________зима,

_____________________________________метели,

_____________________________________она

_____________________________________ели.

/Разданы карточки, дети в них пишут своё стих-е./

-Послушаем получившиеся строки будущих поэтов.

-Молодцы! Можно и о ваших стихотворениях сказать, что вы описали зиму поэтично.

6. Итог урока.

-Вот и заканчивается наш поэтический урок о зиме. Но вы ещё не раз встретитесь с чудесами и волшебством русской зимы, если побываете в зимнем лесу, парке,посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь легким полетом снежинок, серебристым инеем. А вот о другом чуде зимушки-зимы , которое приближается к нам, Новом годе мы поговорим на следующем уроке, приготовьте стих-я о этом прекрасном сказочном празднике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок внеклассного чтения 3-й класс: Обобщение по сказке Братьев Гримм «Бременские музыканты»

Закрепление и систематизация знаний по сказке Братье Гримм «Бременские музыканты»; углубление  знаний учащихся о творчестве немецких сказочников Братьев Гримм...

Урок внеклассного чтения 3 класс "Зимы ждала, ждала природа"

Разработка урока внеклассного чтения в 3 классе....

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»). ОС "Школа 2100"

Данный конспект урока литературного чтения смоделирован в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Проверочная работа по литературному чтению, 3 класс, по теме «Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета»

В проверочной работе ребята проверяют свои знания по разделу «Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета». Работа в двух вариантах....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по теме стихотворение Э.Э. Машковской "Я маму мою обидел"

Конспект урока литературного чтения 2 класс по теме стихотворение Э.Э. Машковской "Я маму мою обидел"...