Урок внеклассного чтения 3 класс "Зимы ждала, ждала природа"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Разработка урока внеклассного чтения в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya_-zima.doc298 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 21 г. Владимира

Урок внеклассного чтения

                                   3»А» класс        

Тема: «Зимы ждала, ждала природа…»

Шуваева Ольга Владимировна

учитель начальных классов.

I категория

(традиционная система)

2009-2010 учебный год

Цели:  познакомить учащихся с произведениями русских поэтов-классиков,  

            Владимирских писателей и поэтов о зиме; расширить знания об их

            творчестве; развивать память, речь, мышление; прививать любовь к    

            природе, родному краю, к поэзии.

Оборудование:

  1. Выставка книг русских поэтов-классиков.
  2. Выставка книг  Владимирских писателей и поэтов.
  3. Выставка рисунков учащихся о зиме.
  4. Маршрутный лист.
  5. Поделки детей (снежинки, веточки деревьев в инее).
  6. Репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег».
  7. Презентация «Зима» (слайды).

Литература:

  1. Учебник «Литературное чтение»,автор Э.Э. Кац,

      Изательство АСТ «Астрель», Москва 2008 г.

  1. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»

     Изательство АСТ «Астрель», Москва 2006 г.

  1. Учебник «Наш край», автор Е.Л.Харченкова

Издательство ВИПКРО, Владимир 2005 г.

Конспект урока внеклассного чтения «Зимы ждала, ждала природа…»

Ход урока.

  1. Организационная часть урока.
  2. Сообщение темы урока.

 

- Дорогие ребята, посмотрите, пожалуйста, на выставку книг, рисунки и поделки, которые вы приготовили, и определите тему урока.

- (Отвечают дети.)

- Правильно, тема урока: «Зимы ждала, ждала природа…» Откуда эти строчки?  Так писал великий А.С. Пушкин о наступлении зимы (показ слайда 1).

- Действительно, у нас, как в произведении А.С. Пушкина, природа давно готова к приходу зимушки-зимы. Но она не торопится быть хозяйкой. Ступает не спеша, осторожно. Но пройдет еще немного времени, и зима вступит в свои права.

- Давайте определим наш маршрут.

Зимней природе посвятили свои произведения не только многие известные русские поэты, но и наши земляки- Владимирские писатели и поэты. (Показ маршрутного листа):

Маршрутный лист

-На уроке мы постараемся увидеть, почувствовать, как обычные признаки зимы хорошо знакомые нам, приобретают новое, эмоциональное содержание в произведениях великих поэтов, которые по-своему пишут о зиме. Вот давайте и убедимся в этом.

  1. Работа над новым материалом.
  1. Чтение стихотворения И. Бунина «Первый снег»

- Как долго природа ждала зимы. И вот ,наконец, он- Первый снег! И я приглашаю вас в читальный зал, где мы познакомимся со стихотворением И.Бунина «Первый снег» (показ слайда 2)

- Какие картины зимней природы вы представили себе?

- (Отвечают дети.)

- Какие чувства открылись тебе в этом стихотворении?

2. Работа с репродукцией картины А.А. Пластова «Первый снег».

 

- Теперь переходим в «картинную галерею», где царит мир изящества и красоты.

- Посмотрите внимательно, какая репродукция картины наиболее созвучна со стихами И. Бунина?

- (Отвечают дети.)

- Кто знает, как она называется?

- (Отвечают дети.)

- В чем вы видите это сходство?

- (Отвечают дети.)

- Кто радуется первому снегу?

- (Отвечают дети.)

- Передалось ли вам это чувство?

3. Чтение стихов А.А.Фета.

 

- Картина Аркадия Пластова оживает в стихах А.А.Фета. (показ слайда 4)

- Каждый поэт, как вдохновенный художник, рисует нам картины русской природы. Эту «картинную галерею»могли бы пополнить работы наших юных художников. Давайте же им предоставим слово.

1 художник:

- Первую картину зимы я вижу из окошка вместе с маленьким героем стихотворения, которое я прочитал в книге «Родные поэты». Какой радостной, праздничной выглядит земля после тоскливой осени! Не правда ли, Фет дал очень живую оценку? (показ слайда 5)

-  Мама! Глянь-ка из окошка-

  Знать, вчера недаром кошка

  Умывала нос:

  Грязи нет, весь двор одело,  

  Посветлело, побелело-

  Видно, есть мороз.

- И мне захотелось нарисовать снежок, который тихо падает на землю; кошку, которая умывает нос.

- Радуется мальчик приходу зимы, и мы вместе с ним.

- А вот вторая картина зимы, которую рисует нам поэт. Постараемся сравнить их.

2 художник:

(Показ слайда 6)

- Поэт наедине с бескрайними белыми далями. Стихотворение немногословно, в нем несколько строк. Но они так легки и точны, что я сразу запомнил коротенькие строчки наизусть, которые мне б хотелось подписать сюжет. (Показ слайда 7)

- Чудная картина,

  Как ты мне родна:

  Белая равнина,

  Полная луна.

  Свет небес высоких,

  И блестящий снег,

  И саней далеких

  Одинокий бег.

-Чем схожи эти стихи?

      - (Отвечают дети.)

    - Чем еще интересны стихи о зиме?

 (Показ слайда  И. Никитин «Встреча зимы»)

  1. Знакомство с новой книгой.

-  А я хочу познакомить вас со сборником стихов и рассказов о природе»Времена года», издательство «Детская литература», Москва,2008 год, где много стихов на тему «Зима». Эта книга может пополнить нашу картотеку.

- Глубокая наблюдательность, чуткость помогает проникнуть в жизнь природы и почувствовать скрытую жизнь леса.

- Что же таит в себе лес?

- (Отвечают дети.)

- Послушайте стихотворение И. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…» (показ слайда 9)

- Как вы понимаете строчки: «он красоту от смерти уносил» ?

     -  (Отвечают дети.)

- На фоне красоты густого зеленого ельника и глубоких пушистых снегов мы видим красоту совсем другую. Молодого, тонконогого оленя, которому приходится бороться за свою жизнь. И нам хочется, чтобы эта красота жила- не гибла.

  1. Беседа по произведениям Владимирских писателей и поэтов.

- Много снегу нанесло и от этого такая красота кругом. А как необычайно и сказочно красив наш Владимирский край в зимнюю пору (показ слайда 10).

- Какие писатели посвятили этому свои произведения? ( Н. Богословский «На лыжах»)

- Какие тайны открылись? (показ слайда 11)

- (Отвечают дети.)

- С.В.Ларин – один из самых ярких и талантливых писателей. Тема его творчества – родной край, его природа, люди. Когда-то Сергей Васильевич написал: «Человеку, неравнодушному к природе, всегда встретится много чудес. Нужно лишь уметь их видеть…»

- А вы любите природу? Значит и вам встретится много чудес. Как в рассказе «Январь морозный» (чтение отрывка)

- Как по-разному называет писатель месяц январь? (работа в парах)

- Теперь автор приглашает прогуляться, побродить по тихому зимнему лесу. (чтение выборочное)

- Как автор описывает зимний лес?

     -  (Отвечают дети.)

- Однако зимний пейзаж бывает таким разнообразным, что только диву даешься и думаешь, как безгранично богата на выдумки наша природа.

  1. Инсценировка рассказа Н. Богословского «Заячья храбрость».

- Чу! А здесь кто? Вот и такое можно увидеть в лесу.

- Выберите из предложенных поговорок ту, которая отражает главную мысль произведения. (Робкого и тень страшит).

    - (Отвечают дети.

- Почему?

    - (Отвечают дети.)

7. Работа с выставкой книг Владимирских писателей (показ слайда 12)

 

- Стихи наших земляков самые яркие, самые лучшие. Владимирские писатели являются членами Союза писателей.  И наши ребята пробует свое перо и хотят подарить нам свои стихи. (Дети читают стихи собственного сочинения) (показ слайда 13).

  1. Итоги урока.

- Прозвучали стихи русских поэтов, писателей и поэтов нашего края.

- Что их объединяет? Они с необычайной проникновенностью и любовью пишут о красоте средней полосы России, красоте родного края и стараются научить нас видеть и ценить это прекрасное. Ведь природа обогащает наш духовный мир.

- Урок хочу закончить стихами Александра Твардовского:

 

  Чуть порошит пушок летучий,

  И солнце зимнее встает.

  Как каждый день- полней и лучше,

  Да будет лучше Новый год!

- Ну а какой праздник без елки? (показ слайда 14)

- Кому понравился урок, украсьте елочку снежинками, и пусть они сверкают и радуют нас в зимнюю пору.

«Здравствуй, гостья-зима!

  Просим милости к нам!»

 Презентация.(слайды) – (нажать на правую кнопку мышки – «Объят презентации → Показать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения для 2 класса. Рассказы о природе Н. И. Сладкова. «Лиса-плясунья».

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителе...

Презентация к уроку внеклассного чтения для 2 класса. Рассказы о природе. Н.И.Сладков "Лиса-плясунья"

Данная презентация разработана к уроку внеклассного чтения для 2 класса. Рассказы о природе. Н.И.Сладков "Лиса-плясунья"....

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе Н. И. Сладкова. 2 класс.

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе  Н. И. Сладкова. 2 класс....

Урок внеклассного чтения "Знай и люби родную природу"

Методическая разработка внеклассного чтения в 3 классе...

Проверочная работа по разделу "Зимы ждала, ждала природа...".

Проверочная работа по разделу "Зимы ждала, ждала природа...". УМК  "Планета знаний" 3 класс....

Дидактический материал для урока внеклассного чтения "Люби живое" (рассказы русских писателей о природе).

Этот материал (на примере произведения М.Пришвина "Гости" окажет огромную помощь в проведении в занимательной форме урока внеклассного чтения....

Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме "Природа в рассказах Н.И.Сладкова"

Данный конспект урока содержит материал, который знакомит учащихся 3 класса с творчеством Н.И. Сладкова, обобщает и углубляет знания по самостоятельно прочитанным произведениям писателя, расширяет чит...