Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме "Природа в рассказах Н.И.Сладкова"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Данный конспект урока содержит материал, который знакомит учащихся 3 класса с творчеством Н.И. Сладкова, обобщает и углубляет знания по самостоятельно прочитанным произведениям писателя, расширяет читательский кругозор, прививает любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_v_3_klasse.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Природа в рассказах Н.И.Сладкова

Цели урока: познакомить с творчеством Н.И. Сладкова; обобщить и углубить знания по самостоятельно прочитанным произведениям Н.И. Сладкова; расширить читательский кругозор; привить любовь к природе, бережному отношению к ней; учить видеть удивительное в окружающей нас природе.

Подготовка к уроку: учащимся предлагается список литературы («Во льдах», «Медовый дождь», «Под шапкой-невидимкой»,  «Иду я по лесу»,«С севера на юг», «Бюро лесных услуг», «Лесные тайнички», «Лесные сказки» и др.), по которому они должны подготовить пересказ выбранного ими произведения, а также сделать иллюстрацию к прочитанному, учитель оформляет выставку книг.

        

Ход урока


I. Организационный момент. Мотивация

II. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, дети! Сегодня необычная встреча. Вы любите читать журналы? А я сегодня вас приглашаю полистать страницы нашего устного журнала «Иду я по лесу…» и поговорим о замечательном детском писателе. Он рассказывает о себе так:

«Мои книги – это плоды моих увлечений. Увлечение подводным миром породило книжку «Подводная газета». Для этого пришлось опускаться на дно рек и озёр центральной полосы, высокогорных озёр, морей – Белого, Чёрного, Каспийского, Аральского, Азовского.

Увлечение пещерами дало книжку «Под каменным небом». Увлечение фотоохотой – «Смелый фотоохотник» и «Под шапкой-невидимкой». Увлечение пустынями – книгу «Земля солнечного огня».

- Догадались, кто этот человек? (Ответ детей: Николай Сладков)

- Да, это Николай Иванович Сладков. О природе и животных создано немало интересных книг. Повести, рассказы, сказки о природе и животных писал Сергей Тимофеевич Аксаков, Иван Сергеевич Соколов-Микитов, Михаил Михайлович Пришвин, Виталий Валентинович Бианки, Игорь Иванович Акимушкин, Юрий Дмитриевич Дмитриев, Эдуард Юрьевич Шим и многие другие. Среди них и Николай Иванович Сладков. О нём и его книгах мы поговорим сегодня.

III. Знакомство с автором. Первая страница «Почему я пишу о природе?»

– Кто же такой Николай Иванович Сладков? Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы.

Со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения. В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв – «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».

Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.

Вместе с Виталием Бианки, своим другом и единомышленником, Николай Сладков много лет готовил радиопередачи "Вести из леса" и отвечал на многочисленные письма своих слушателей.

Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как "Краешком глаза", "За пером синей птицы", "Осиновый невидимка", "Подводная газета", "Земля над облаками", "Свист диких крыльев" и многие другие прекрасные книги...

Умер писатель 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.

–  Встречались ли вы один на один с медведем, волком, рысью?

Далеко не каждый отважится на встречу с такими хищниками, даже вооруженный. А Сладков подтаивался к этим хищникам, к ядовитым змеям с одним фотоаппаратом в руках. Любовь к зверю заставляла его быть спокойным в самых опасных ситуациях.

У Сладкова много увлекательных дорог, однако эти дороги не только увлекательны, но и трудны – чтобы идти по ним надо быть смелым человеком. Николай Иванович – человек смелый. Стремясь раскрыть тайны природы, он карабкался по скользким сыпучим скалам, пробирался через буреломы, спускался в заброшенные колодцы пустынь. А когда лед покрывал озера и реки – опускался в легком самодельном костюме водолаза в проруби и смотрел «где раки зимуют».

Автор не только писатель, но и ученый. Его научные наблюдения превращаются в рассказы, сказки, загадки.

Как вы думаете, ребята, если научные наблюдения включить в художественное произведение, как тогда можно назвать такой жанр в литературе? (Ответ детей: научно-художественный)

Н.И.Сладков говорил: «Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить - надо узнать. Узнав - невозможно не полюбить. В этом считаю смысл своей работы». 
Писатель хотел, чтобы дети, прочитав его книги, научились своими глазами видеть необыкновенное в природе. Всю жизнь Николай Иванович Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами.

Впоследствии в одной из своих книг Николай Иванович писал:

«Почему я пишу о природе?.. Первая, и главная причина, почему я пишу о природе, это, конечно, потому, что я её очень люблю. А люблю я её за красоту, за загадки, которые она нам загадывает, за мудрость её, за её бесконечное разнообразие… А сколько в природе дел для любознательных и пытливых! Дел для рук и головы! Как много узнаёт человек о самом себе, общаясь с дикой природой! Потому я и пишу о природе… Мне хочется одного: оглянитесь вокруг, посмотрите под ноги – везде жизнь таинственная и удивительная. Она служит нам, она радует нас, удивляет и просветляет. Но мы должны её уважать и беречь… Заставить любить природу нельзя. Но помочь полюбить – можно. И если книжки мои помогут вам полюбить природу, то общение с нею непременно сделает вас лучше, чище, терпимее… Природа – друг человека. А с другом надо дружить».

IV. Страница вторая «Книги Н.И.Сладкова»

–  Посмотрите, какие книги написал Н.И. Сладков. Вот некоторые из них.

«Во льдах». Иллюстрации к этой книге сделал художник Никита Евгеньевич Чарушин. Прочитав эту книгу, мы узнаем о полярных жителях, их повадках, о чем говорят во льдах и о многом другом.

«Медовый дождь». Ее так же проиллюстрировал Н.Чарушин. Из этой книги вы сможете узнать, что происходит в лесах, в горах и под водой.

– Знает ли кто-нибудь из вас, что такое «ШАПКА-НЕВИДИМКА»?)(Ответы детей.)

Чтобы дружить с природой, надо стать невидимым и неслышимым – надеть шапку-невидимку. Как это сделать, вы сможете узнать, прочитав книгу «Под шапкой-невидимкой».

Николай Иванович Сладков никогда не ходил в лес с ружьем, чтобы убивать животных. Он занимался только «счастливой охотой» с фоторужьем и магнитофоном. В книге представлены фотографии, которые сделал Н.И. Сладков, прячась под чудесной шапкой. Познакомить читателей с малоизвестными явлениями в природе – не главная задача автора. Николаю Ивановичу Сладкову хочется показать, что жизнь во всех её формах – удивительна, её надо беречь и уважать.

–Все эти книги помогут нам отправиться в путешествие.

V. Страница третья «Следопыты»
В молодости Н.И. Сладков увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая варварством. Вместо неё он стал заниматься фотоохотой. Чтобы выследить какую- нибудь зверушку, он научился читать следы зверей. Вот и мы сейчас поучимся этому мастерству. Игра «Угадай животное» (карточки со следами зверей)

VI. Страница четвёртая «Лесные разговоры»

– Разговаривают ли звери, птицы и рыбы?(Ответы детей)

– Разговаривают. И звери, и птицы, и рыбы, лягушки, ящерицы, жуки и пауки. Даже травы, кусты и деревья!

Разговаривает каждый на своем языке. Понимают их язык только те, кто хорошо их знает, кто среди них не чужой, а свой. Чужие слышат в лесу просто шум, а свои слышат лесные разговоры. Вот и мы сейчас послушаем, что говорят лесные жители.

Лиса и Мышь.

Лиса: Мышка-трусишка, ты треска боишься?

Мышь: Ни крошечки не боюсь.

Лиса: А громкого топота?

Мышь: Ни капельки не боюсь!

Лиса: А страшного рёва?

Мышь: Нисколечко не боюсь!

Лиса: А чего ж ты тогда боишься?

Мышь: Да тихого шороха…

Стреляный Воробей и Синица.

Воробей: Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?

Синица: Ружьё?

Воробей: Э-э, не угадала!

Синица: Пушка!

Воробей: Э-э, не угадала.

Синица: Какое же, Воробей?

Воробей: Рогатка. Из пушки-то по воробьям не станут палить, а из рогатки – только успевай отскакивай! Уж я-то знаю, я стреляный Воробей.

VII. Страница пятая «В лес по загадки»

Вы прочитали произведение Н.Сладкова «Всему своё время», «Как медведя переворачивали». Сейчас проверим, насколько вы внимательны. (Викторина – см. Приложение к уроку внеклассного чтения)

VII. Страница шестая «Тайна пословицы»

– Николай Иванович также сочинял пословицы. Давайте с вами поиграем и соберем пословицы, которые рассыпались.(Ребятам предлагаются конверты со словами пословиц. Работа в группах.)

  • Муха с мухоловкой не уживутся.
  • На муравейнике долго не усидишь.
  • Любит кошка рыбку, да не любит воду.
  • Жалобы зайца лису не разжалобят.
  • Когда ужу хорошо, — лягушкам плохо.
  • Дрова в лес не возят.

IX. Страница седьмая «Моё творчество»

Вы, ребята, когда заходите в лесное царство также становитесь наблюдательными, ко всему прислушиваетесь. Николай Иванович любил разные времена года, но особенно осень. Как вы думаете, почему? Представьте, что вы писатели. Задание: составить небольшой рассказ по опорным словам.

(пришла осень, небо серое, редко ласкает солнышко, тучи плывут, в небе кружатся листья, холодно, крики птиц, стаи журавлей, звери готовятся)

X. Страница восьмая «Будь природе другом»

На удивительную планету приглашает нас Николай Сладков, которую населяют жители в перьях, шерсти и чешуе. На этой планете живут и разумные существа, они называют себя людьми, а планету свою… - Земля!

Моя планета – человеческий дом.

Ну как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

А земля без зверей – не земля!

Ребята, давайте вспомним как надо вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Предлагаю составить вам правила поведения в лесу.

XI Страница девятая «Разгадывание кроссворда»

– Ребята, вы очень хорошо поработали, внимательно слушали меня и своих товарищей и легко справитесь с вопросами кроссворда. Давайте же ответим на вопросы и узнаем, что объединяет все произведения Николая Ивановича Сладкова.

1

к

у

р

о

п

а

т

к

и

2

Ч

а

р

у

ш

и

н

3

Б

и

а

н

к

и

4

Л

е

н

и

н

г

р

а

д

5

л

о

с

ь

6

н

е

в

и

д

и

м

к

а

7

з

а

я

ц

1. Какие птицы оставили ямки в снегу?

2. Какой художник сделал иллюстрации ко многим книгам Н.И. Сладкова?

3. С каким писателем Н.И. Сладков много лет готовил радиопередачи "Вести из леса"?

4. В каком городе прожил всю свою жизнь Н.И. Сладков?

5. Какое животное сбрасывает зимой рога?

6. Какая чудесная шапка помогала писателю?

7. Кто предложил создать «Бюро лесных услуг»?

XII. Итог урока. Рефлексия

– Можно ли из произведений Н.И. Сладкова извлечь какие-нибудь правила по отношению к природе?

– Что нового узнали на уроке?

– Что вам особенно понравилось из прочитанных произведений?

– Какую книгу захотелось прочитать?

– А закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением А. Смирнова «Храм природы».

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

(А. Смирнов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения 4 класс "Весёлые книжки Э.Успенского"

Урок - путешествие по страницам любимых книг Э.Успенского. В приложениях вопросные планы к сочинениям, кроссворд, портреты, названия станций....

урок внеклассного чтения 2 класс

урок по русской народной сказке "Как мужик гуся делил"...

Презентация к уроку внеклассного чтения 4 класс "Тот самый Мюнхаузен"

Красочная презентация к уроку внеклассного чтения на тему "Тот самый Мюнхаузен", с описанием   жизни в России самого барона Мюнхгаузена, музыкальным сопровождением....

Конспект урока литературного чтения 2 класс Л. Н. Толстой. Рассказ «Котёнок».

Конспект урока чтения для 2 класса по рассказу Л. Н. Толстого "Котенок"....

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Урок внеклассного чтения 4 класс. "Урок из прошлого" по произведению Ю.Яковлева "Сыновья Пешеходова"

Данное произведение посвящено героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны, поэтому этот урок уместно проводить перед праздником  9 мая.На уроке  реализовывались  следу...

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».

Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....