Главные вкладки

    урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Эргерт Анастасия Валерьевна

    Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям.

     

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    - воспитывать любовь к своей стране и уважение к культуре родного народа.
    -  развивать интерес к произведениям народного творчества;

    - упражнять в выразительном чтении произведений устного народного творчества;

    - Развивать связную речь детей, обогащать их словарь, высших психических функций

    Предметные:

    - знать, календарно-обрядовые праздники;

    - знать традиции и обряды определенного праздника;

    - уметь по традициям и обрядам определять праздник;

    - уметь находить в тексте информацию

    -уметь доказывать свою точку зрения опираясь на текст.

     

    Тип урока: открытия новых знаний 

    Оборудование: презентация, народный календарь, символы времен года, куклы-обереги, карточки-помощники, русские народные сказки

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vneklassnoe_chtenie_2_klass.doc67.5 КБ
    Файл vneklassnoe_chtenie.pptx456.78 КБ
    Файл shablony.docx313.14 КБ
    Файл osen_muzhik_i_medved.docx12.11 КБ
    Файл maslenitsa.docx13.42 КБ
    Файл kolyada.docx18.81 КБ
    Файл kalendarnyy_folklor_pesni.docx23.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

    Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям.

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    - воспитывать любовь к своей стране и уважение к культуре родного народа.
    -  развивать интерес к произведениям народного творчества;

    - упражнять в выразительном чтении произведений устного народного творчества;

    - Развивать связную речь детей, обогащать их словарь, высших психических функций

    Предметные:

    - знать, календарно-обрядовые праздники;

    - знать традиции и обряды определенного праздника;

    - уметь по традициям и обрядам определять праздник;

    - уметь находить в тексте информацию

    -уметь доказывать свою точку зрения опираясь на текст.

    Тип урока: открытия новых знаний  

    Оборудование: презентация, народный календарь, символы времен года, куклы-обереги, карточки-помощники, русские народные сказки

    Этап урока

    t

    Деятельность учителя

    Деят-ть учащихся

    УУД

    I.Организац.

    Мотивация

    Постановка системы перспектив

    3

    - Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Валерьевна, сегодня я проведу у Вас урок внеклассного чтения.

     

    Анализировать свою готовность

    Ориентироваться на занятии

    Включаться в учебную деятельность

    Личностные - желание приобретать новые знания, воспринимать речь,   непосредственно обращенную к учащемуся. Воспринимать новую информацию

    Актуализация знаний

    Проблемный диалог

    8

    - Какое задание вы получили?

    - Какое сегодня число?

    А что сегодня за праздник?

    На Руси было принято погружение в воду, чтобы не просто очистить себя, как бы родиться заново 

    Вступать во фронтальную беседу

    Анализировать услышанную информацию

    Участвовать в диалоге

    Познавательные - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

    Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

    Определение темы урока.

    Целеполагание

    Показ наглядного материала

    Беседа

    2

     -Посмотрите, на доску. Что это? С чем связаны эти иллюстрации? (с временами года, с праздниками)

    -Почему они расположены по кругу?

    -Какой можно сделать вывод из этого? (каждое время года сопровождалось каким-то праздником)

    -Как вы думаете, русские люди любили праздники? Почему? (очень много произведений устного народного творчества, в которых упомянаются р.н.п, обычаи.ю традиции)

    - Русские люди очень любили национальные праздники и придавали им огромное значение. ПАУЗА

    -  А вот почему русский народ придавал большое значение календарным праздникам, нам и предстоит ответить.

    - Может быть, кто-то из вас уже знает ответ на этот вопрос?

    - Какой будет тема нашего урока?

    - А откуда вы узнали о русских календарных праздниках, традициях и обычаях? А с нами поделитесь?

    - Я предлагаю каждой группе рассказать о празднике по плану:

    1. Когда отмечали этот праздник?

    2. Какие традиции и обычаи были у русского народа во время праздника?

    3. Что означают эти традиции и обычаи?

    А чтобы вам было удобней работать,я приготовила вам карточки-помощники, с опорными словами.

    (Готовятся, записывают рассказ на символе.

    Каждая группа берёт свою иллюстрацию и рассказывает, исполняет песню, закличку и т.д.)

    - Дополните ответ на вопрос_____

    - Дома вы работали с малыми жанрами фольклора, но о календарные праздники, традиции и обычаи упоминаются и в р.н.с. Я предлагаю вам прочитать сказки , которые находятся у вас на столе и найти упоминания о русских народных традициях, обычаях во время праздников

    Работа со сказками, дополнение записи на символе

    - Давайте дополним ответ на вопрос_____

    Дополните ответ на вопрос_____

    Давайте посмотрим, что у нас получилось? Как это можно назвать?

    Как можно использовать этот календарь?

    Что вы узнали на сегодняшнем уроке и во время подготовки к нему?

    Что понравилось больше всего?

    Что было самым трудным? Как справились с трудностями?

    Возникло ли у вас желание продолжить собирать традиции и обычаи русского народа?

    Воспринимать наглядный материал с точки зрения исследования

    Выдвигать предположения о теме и цели урока

    Участвовать в обсуждении

    Регулятивные- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

    III.Заключительная часть.

    Итог урока

    Проблемный диалог

    5

     -Кто хочет прочитать и повесить символ на доску?

    -Подтвердилось ли наше предположение, что, действительно, русские люди придавали большое значение календарным праздникам. (часто  упоминается в русском народном творчестве)

    -Посмотрите, сколько обычаев и традиций вы узнали.

    -Посмотрите на доску, что у нас получилось?

    (народный календарь)

    Д/З будет: найти игры, посвященные календарно-обрядовым праздникам.

    Актуализировать услышанный ранее материал

    Отвечать на проблемные вопросы

    Участвовать в беседе

    Записывать домашнее задание

    Регулятивные – отвечать на итоговые вопросы

    Личностные - осознает смысл учения и понимает личную ответственность за полученный результат

    Рефлексия

    Дискуссия

       2

    -Возникло ли у вас желание дополнить календарь?

    -Можно ли это пополнять?

    - Какое у вас было настроение?

    Оценивать собственную деятельность

    Регулятивные - анализировать собственную работу

    Чем больше будет испечено блинов, тем богаче будет урожай в наступившем году.

    Дождь на Троицу - к хорошему урожайному году, к грибам и теплой погоде.

    Если осенью часто идет дождь, то весна тоже будет очень дождливой

            


            


    Самоанализ

    Урок внеклассного чтения проводится в рамках изучения Устного народного творчества русского народа.

    Тема: «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

    Цель: Создание группового проекта – русский народный календарь – это внешний результат.

    Внутренний результат – знакомство с русскими национальными традициями и обычаями, осознание их значения, возникновения; формирование интереса к национальной культуре

    Тип урока – урок открытия новых знаний.

    На уроке использован метод проекта, что позволило обеспечить реализацию системно-деятельностного подхода, метапредметных и межпредметных связей, а также урочной и внеурочной деятельности.

    Постановка проблемного вопроса, формулировка темы происходила с опорой на личный опыт детей и уже имеющиеся знания.

    На этапе актуализации знаний был использован метод организации и осуществления учебно-позновательной деятельности. По источникам передачи и восприятия учеб.инфрмации: словесный –беседа. Прием – активизации всех учеников в беседе. Методы стимулирования и мотивации: метод стимулирования интереса к учению – создание ситуации занимательности,позновательной новизны.

    На этапе целеполагания использована форма фронтальной работы (беседа) с целью выявления уровня знаний детей по данной теме. Прием – активизации всех учеников в беседе. По степени самостоятельности мышления при овладении знаниями – репродуктивные-частично поисковые; прием – запоминания учебной информации и восприятии её учениками, формулирование выводов и рассуждений. По степени управления учебной работой – учебная работа под руководством учителя; групповая работа, работа с учебником . Метод групповой работы, прием выполнения алгоритмов

    Этап сбора, анализа и обобщения информации прошёл в форме ролевой (прием) игры (метод) и самостоятельной групповой работы учащихся с информацией, произведениями устного народного творчества. Метод логический, прием обобщения, систематизации,конкретизации.

    Открытие новых знаний проходило в форме обобщения личного опыта, имеющихся знаний и мини исследования произведений устного народного творчества. Метод работа в группах по теоретической части учебного материала, прием взаимообмен информацией.

    В ходе учебного занятия создан групповой информационно исследовательский проект – народный календарь и созданы условия для мотивации к дальнейшей творческой и исследовательской деятельности: сбору материала о традициях и обычаях русского народа.

    Я считаю, что цель урока достигнута.

    ____________________отмечали______________________________________

    Во время этого праздника существовали обычаи___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Они означали____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Люди верили в приметы________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема урока: «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

    Слайд 2

    В рождественскую ночь слишком холодно – лето обещает быть жарким

    Слайд 3

    Оттепель на Рождество или мокрый снег - ранней весны не стоит ждать. Чем больше будет испечено блинов, тем богаче будет урожай в наступившем году. Дождь на Троицу - к хорошему урожайному году, к грибам и теплой погоде. Если осенью часто идет дождь, то весна тоже будет очень дождливой.



    Предварительный просмотр:

    C:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\drawn-star-eight-7.jpg


    C:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\сноп.png


    C:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\dc9rEX9oi.gifC:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\береза.gif



    Предварительный просмотр:

    Русская народная сказка

    Мужик и медведь

    Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:
    — Мужик, я тебя сломаю.
    — Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
    — Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

    Сказал и ушел в дуброву.

    Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:
    — Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
    — Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.

    Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь:
    — Мужик, куда ты едешь?
    — Еду, медведюшка, в город корешки продавать.
    — Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь как съел:
    — А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

    На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:
    — Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.

    Мужик говорит:
    — Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

    Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

    Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

    Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.



    Предварительный просмотр:

    Русская народная сказка про Масленицу

    МАСЛЕНИЦА

    Жили-были в некотором царстве, в тридесятом государстве Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо добрых глаз у нее были колючие льдинки. Вместо алых губ, губы покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее и слуги: холодный ветер и злая вьюга. А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные. Люди очень любили Масленицу.

    В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну. Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам: "Ветер, вьюга занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!" И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица, плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнышко не показывается, снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется Весна по такому снегу к людям.

     Осталась одна неделя, и тут Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам да говорить людям, чтобы они блины стряпали без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, круглые, румяные, словно солнышко. Куда блин падал, там и проталинка появлялась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься с них будут. Пусть Зима позлится! От злости быстрее умирают.

    Мужикам подсказала атаковать снежную крепость Зимы. И обязательно всем есть каждый день блины, чтобы душа не смогла в ледышку превратиться, а иначе люди станут холодными, бездушными слугами Зимы.  Делали люди все, что им Масленица подсказала. Но этого оказалось мало. Нужно было больше тепла. Что делать? "Сожгите меня," - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили они у нее прощение за все, у друг друга попросили прощение, и уже хотели поджечь Масленицу, как какой-то мальчик закричал: "Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело". Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя такое было, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что Весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу, стали ее называть Широкой Масленицей. Вот и сказки конец, кто слушал, тот молодец.



    Предварительный просмотр:

    Русская народная сказка о зиме

    К О Л Я Д А

    Жили-были в одной деревне старик со старухой. Старик был покладистый да послушный, а старуха жадная да сварливая. Запирала она все, что было в доме съестного, на замок. Сама ела досыта, а старика голодом морила – старухе-то всегда казалось, что припасы вот-вот закончатся.

    Вот пришла зима, а вместе с ней и Рождество. Наступили Святки. Пришла в деревню сама Коляда. Вся мохната, голова – рогата, трясет длинной бородою, стучит посохом со звездою! Шла она по мосточку из темного лесочка, несла за спиной большущий мешок для колядок.

    Пришла Коляда в деревню – и ну стучать во все окна:

    - Отворяй воротА!

    Пришла Коляда!

    - Не подашь лепешку,

    Вышибу окошки!

    - Кто не даст пирога,

    Сведу корову за рога!

    А люди в деревне Коляду поджидали: напекли блинов да пирогов, наготовили кушаний разных, чтобы на весь будущий год жить в достатке и довольстве. В каком доме услышат хозяева: Коляда под окнами поет, – открывают ставни и бросают ей в мешок всякую всячину: баранки, блины, печенье, яйца, калачи с конфетами и даже колбасу. А Коляда мешок с угощением на спину взвалит, отблагодарит хозяев и дальше пойдет, к следующему двору, ей ведь нужно каждый двор обойти, никого не пропустить!

    Вот, пришла Коляда к старухе со стариком на двор, стала в окно стучать да петь:

    - Эй, хозяева!

    Вставай с печи, подавай калачи!

    Коляда под окном! Поделись пирогом!

    Старик уж было взял со стола блинов да пирожков, понес к окошку, а старуха это увидала, да и браниться стала:

    - С чего это я должна с Колядой какой-то делиться? А вот не дам ничего! У нее и без того много! Мне бы кто столько всего подал! А ты сам-то тоже, ишь какой! Сам не готовил, не трудился, а мое угощение в окно выбрасывать?

    - Да разве так можно? – удивился старик – Коляду завсегда угощать надобно!

    А старуха на старика разобиделась, а сама сделала вид, будто его послушалась:

    - Ну хорошо – говорит,– так и быть. Открывай окно, а то Коляда там заждалась.

    Открыл старик окно, а Коляда уж мешок подставила. Тут старуха старика прям в мешок-то и толкнула!

    - Вот тебе, Колядушка, знатный гостинец!

    Обрадовалась Коляда и решила, что это ей целого барана или поросенка подали!

    - Ай спасибо, хозяин с хозяюшкой,

    Чтоб вам весь год пить сладкий мед!

    Уродись рожь густа, коровушка дойна

    Многая лета, счастья-здоровья!

    Пошла Коляда дальше по дворам. Идет, а в мешке за спиной старика несет! Старик перепугался, сперва лежал смирно, а потом разохотился, стал потихоньку калачи да пироги уплетать – голодный ведь был. Вот так и съел все, что в мешке было. А Коляда снова под окошко мешок подставляет и знай себе голосит:

    - Эй хозяева, не дадите сметану, я буянить стану!

    - Открывай сундуки, доставай пятаки!

    - Пятачка мало! Давай кусок сала!

    И летят в мешок новые пряники, калачи да гостинцы разные. Ну и старик не зевает – за обе щеки их уплетает! За много лет первый раз старику такой праздник!

    Вот, обошла Коляда все дома в деревне. Перешла мосток, ушла в темный лесок. Поставила мешок на полянке, стала развязывать, а оттуда старик вылез, да какой! Весь толстый, как мешок, того и гляди лопнет! Смотрит Коляда – в мешке-то пусто, ничего больше нет!

    - Ах та-ак? Так вот кого мне в мешок сунули? Ну, тогда я тебя и съем!

    Кинулась Коляда вдогонку за стариком. А тот от нее наутек пустился. Добежал до деревни, забежал в свой дом, за печку спрятался и заслонкой прикрылся.

    Старуха к тому времени только села за стол – поесть вдоволь! А тут сама Коляда пожаловала, злая, голодная, с пустым мешком! Снежками окно вышибла, дровами колодец завалила, дверь с петель сняла, ворота развалила, хлев коровий разворотила!

    - Кто не стал угощать, тому счастья не видать!

    - Кто не дал лепешку – вышибла окошко!

    - Не угостили пирогами – завалила колодец дровами!

    Не успела старуха опомниться, а Коляда уж с амбаров замки посбивала, с избы крышу посшибала, в амбаре стог сена разбросала и говорит:

    - Старуха, подавай мне старика, я его наколядовала! Он теперь мой!

    А та уж сама не рада, что так все вышло. Думала жадная старуха над стариком позабавиться, а Коляда-то не шутила! Стала старуха умолять ее простить, посулила ей все что в доме есть. Ну, Коляда согласилась. Взяла все, что старуха наготовила, да и еще немного прихватила.

    Вот и вышло, что старик на Рождество поел-попировал за десятерых, а старуха встретила праздник не солоно хлебавши. С тех пор она больше не жадничает, а Коляде подает гостинцев больше всех в деревне. Вот так…


    Русская народная сказка

    Снегурочка

    Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь - и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали - на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить. Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:

    - Что, жена, призадумавшись сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу.

    А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. - Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку.

    Сказано - сделано.

    Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки - роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой - не насмотрятся, любуются - не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.

    Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.

    Дед и баба точно ума лишились - к месту приросли.

    - Дед, - баба кричит, - да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась... То-то радости было!

    Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день - Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка - как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет как нет да в губах ни кровиночки. А и так хороша Снегурушка!

    Вот пришла весна-ясна, понабухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады-радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт.

    Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях...

    Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек.

    Дед да баба все ахают:

    - Уж здорова ли ты, доченька? - Здорова я, бабушка.

    А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду - по малинку, черничку, алу земляничку.

    Стали и Снегурку с собою звать:

    - Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. - Пойдём да пойдём, подруженька!.. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят:

    - Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.

    Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют. А Снегурочка нашла студёный ручеёк, около него сидит, в воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.

    Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке... Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру... Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась... Закричали подруженьки:

    - Прыгай, прыгай, Снегурочка!

    Разбежалась Снегурочка и прыгнула...

    Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки.

    Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.

    Растаяла Снегурочка...



    Предварительный просмотр:

     Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами (прослушивание аудиозаписи «Коляда ходя-бродя»):

    Пришла Коляда
    Накануне Рождества.
    Дайте коровку,
    Масляну головку!
    А дай Бог тому,
    Кто в этом дому!
    Ему рожь густа,
    Рожь ужиниста;
    Ему с колоса осьмина,
    Из зерна ему коврига,
    Из полузерна — пирог.
    Наделил бы вас Господь
    И житьём, и бытьём,
    И богатством,
    И создай вам, Господи,
    Ещё лучше того!

    Смысл любой колядки в своеобразном “закликании” счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение — признак полноты дома. Колядка — это песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков.

    1)Волхвов привечайте,

    Святое встречайте,

    Пришло Рождество!

    Начинаем торжество!

    С нами Звезда идет,

    Молитву поет…

    Пословицы и поговорки:

    • Хороший снежок урожай сбережёт.
    • Не страшен мороз, когда укрыт тепло нос.
    • Зимой тулуп всякому люб.

    Приметы о погоде зимой

    • Теплая зима — к холодному лету.
    • Сухая и холодная зима — к сухому и жаркому лету.
    • Снежная зима — к затяжной весне и дождливому лету.


    Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.

    (прослушивание аудиозаписи «Ой, Масленая недалечка»)

    Наша масленница годовая,
    Она гостика дорогая,
    Она пешая к нам не ходит,
    Всё на комонях разъезжает,
    Чтоб коники были вороные,
    Чтобы слуги были молодые.


    Исполнители масленичных обрядов своеобразно "заклинали солнце" и этим, по народным поверьям, вызывали его весеннее "разгорание".Традиционными стали катание "по солнцу", по кругу и устойчивый обычай печения и поеда-ния блинов, круглая форма которых была как бы символическим "знаком" солнца.

    Обряды проводов масленицы сопровождались традиционными песнями. В одних - обращались с просьбами подольше не уходить:

    А мы свою маслёну провожали,
    Тяжко - важко да по ней вздыхали:
    -А маслёна, маслёна, воротися,
    До самого великого дня протянися!


     
    Весенние  обряды  исполнялись  в дни  главного  в году  Великого  поста,  поэтому  они почти не имели праздничного игрового характера.

    Главный  весенний  жанр —  веснянки.  Их,  по сути,  не пели,  а кликали,  взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

    Радостно встречаемая весна должна была принести свои дары - богатый урожай, приплод скота, удачу в хозяйственных делах.


    Весна, весна красивая!
    Приди, весна, с радостью,
    С радостью, с радостью, 
    С великой милостью:
    Уроди лён высокий,
    Рожь, овёс хороший!
     

    Вечером, накануне вербного воскресенья и благовещенья, на берегу реки собирались женщины и девушки, зажигали костёр, который символизировал весеннее "разгоранье" и водили вокруг него хоровод.

    Пословицы и поговорки:

    • Хороший год по весне видно.
    • Ранняя весна ничего не стоит, поздняя весна не обманет.
    • Май холодный — год плодородный.

    Приметы о погоде весной

    • Длинные сосульки - к долгой весне.
    • Гром ранней весной - перед холодом. 
    • Если весной много паутины – к жаркому лету.


    Летние праздники – открывались широким праздником Троицы.

    Яркой и поэтичной была троица - седьмое воскресенье после пасхи. Это время в народе называлось "русальной" неделей или "зелёными святками". Этот праздник отмечал расцвет природы. Украшали крыльцо и дом зеленью, цветами, а чаще - свежими березовыми ветками. Центром праздника была берёзка, которую "завивали" и "развивали". Берёзка у русского народа олицетворяла собой весеннюю природу:


    Завивайся, берёзонька,
    Завивайся, кудрявая!
    Мы пришли к тебе, приехали,
    С вареницами, со яишницами,
    С пирогами со пшеничными!


      Завитую и украшенную "берёзку" срубали и носили по деревне. Если "завивали берёзки" в лесу, то к этому присоединялся обряд "кумовства": девушки попарно целовались между собой через венки и таким образом клялись друг другу в дружбе и любви, они становились "кумами".

    Обрядовая песня заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи.

    Где девушки шли,
    Тут рожь густа!
    Где бабы шли,
    Там вымокла!
    Где мужики шли,
    Там повыросла!
    Где ребята шли,
    Там повылегла!
    Где кум прошел,
    Там овес взошел,
    Где кума прошла,
    Там рожь взошла!

    День Ивана Купалы — кульминация земельного годичного круга.

    — Сегодня, девочки, Купала,
    Сегодня, девочки, Купала!
    А кто сделал что — пропало,
    А кто сделал что — пропало!

    Во время косьбы говорят:

          Коси коса, 
          Пока роса, 
          Роса долой – 
          Коса домой. 
          Коса любит лопаточку, 
          Лопатка – песок, 
          Косец – пирожок, 
          Еще каши горшок, 
          Толокна ему мешок, 
          Еще брюковки на Филипповки, 
          Еще редьки хвост 
          На великий пост!

    4)      Пойдем,девочки,

    Завивать веночки!

    Завьем веночки,

    Завьем зеленые.

    Стой, мой веночек,

    Всю недельку зелен,

    А я , молодешенька,

    Весь год веселешенька!

    Пословицы и поговорки:

    • В летнюю пору заря с зарей сходится.

    • Летний день год кормит.

    • Каково лето, таково и сено.

    Приметы о погоде летом

    • Лето дождливое — к снежной зиме.
    • Лето сухое, жаркое — к малоснежной, морозной зиме.
    • Если летом воробьи купаются в пыли или песке - быть дождю.


    • Осенние праздники

    Жатва, сенокос.

    В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Во время сбора урожая пели житные песни.

    Песня рассказывает о совершении обряда "завивания бороды" - специально для несжатых для этой цели колосьев

    Уж мы вьем-вьем бороду
    У Василья на поле,
    Завиваем бороду
    У Ивановича нашего,
    На ниве великой,
    На полосе широкой!

    Когда на поле дожинают рожь, дети говорят:

    Солнышко красное, 
    Садись поскорей, 
    Нас, сирот, пожалей!

    После ржаного жнитва катаются по пожне и говорят:

          Жнива, жнива, 
          Дай мне силушку 
          Еще на яровую жнивушку!

    Жали мы, жали,

    Жали, пожинали,—

    Жнеи молодые,

    Серпы золотые,

    Нива долговая,

    Постать широкая;

    По месяцу жали,

    Серпы поломали,

    В краю не бывали;

    В краю не бывали,

    Людей не видали.

    Пословицы и поговорки:

    • Осенью серенько утро, так жди красного денька.
    • Цыплят по осени считают.
    • Холоден сентябрь, да сыт.

    Приметы о погоде осенью

    • Гуси полетели – скоро выпадет снег.
    • Если осенью падает много звёзд, на следующий год будет неурожай.
    • Осенний иней – к сухой, солнечной погоде.

    7. Подведение итогов.

    -Почему фольклор был всегда важной частью народного быта?

    -Чему посвящены календарно-обрядовые песни?

    -Какой праздник сопровождался исполнением колядок?

    -Какова главная тема масленичных песен?

    -Почему весенние песни по-другому назывались закличками?

    -Какое дерево является  героем летних (троицких) песен? Почему?

    -С каким событием связан календарно-обрядовый цикл осенних песен?

    8. Выставление оценок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения по теме «Чудо-сказки по произведениям К.И.Чуковского»

    Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.Класс: 3 План урока:Организационный момент....

    Задание к уроку внеклассного чтения на тему: «Стихи русских поэтов о Санкт-Петербурге»

    Задание к уроку внеклассного чтения на тему: «Стихи русских поэтов о Санкт-Петербурге». Для 3-4 класса. Выдаётся заранее, ответы оформляются в тетради по внеклассному чтению....

    Разработка урока внеклассного чтения по теме "Творчество Редьярда Киплинга. Сказки просто так."

    Урок комбинированного типа разработан с использованием технологии  проектной деятельности. УМК "ШКОЛА 2100"....

    Конспект урока внеклассного чтения по теме "Творчество С. Я. Маршака" 2 класс

    Урок - концерт по внеклассному чтению предназначен для учеников 2-3 классов Урок позволит детям расширить представление о творчестве С. Я. Маршака...

    Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"

    Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...