Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: « Символика цвета в авторской сказке. Знакомство с творчеством латышского писателя И.Зиедониса»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Мадибраимова Анна Николаевна

Конспект урока внеклассного чтения с использованием технологии РКМЧП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razr._uroka_vn._cht._simvolika_tsveta.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  внеклассного чтения

по теме: « Символика цвета в авторской сказке. Знакомство с творчеством латышского писателя И.Зиедониса»

(УМК «Школа России» 3 класс)

Цель занятия: создать содержательные и организационные  условия для раскрытия идеи произведения через символику цвета.

Планируемые результаты

Предметные

- знакомство с творчеством Иманта Зиедониса и его произведением «Разноцветные сказки», развитие речи, обогащение словарного запаса и эмоциональной сферы учащихся, активизация читательской деятельности.

Личностные

-знакомство с особенностью «языка» цвета – как средством выражения эмоционального состояния, овладение умениям наблюдать и сравнивать; выстраивать свои предположения.

Метапредметные

-умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-готовность  слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

- умение анализировать художественный текст, сравнивать смысловую и цветовую картины.

Оборудование: мультимедиа презентация, видеоролик, цветные стикеры, конверты с текстом и заданиями, ватман (возможны листы  формата А3),маркеры (цветные карандаши, фломастеры) для групповой работы, цветные эмблемы для разбиения учащихся на группы, на каждой эмблеме написаны числа от 1 до 4, приложения для работы.

Фундаментальный объект -  цвет

Ход занятия.

1.Эмоциональный настрой на работу.

-Начнём урок внеклассного чтения. Это урок общения и чтения, общаться хочется с людьми позитивными, доброжелательными, весёлыми, а читать -интересные произведения. И чтобы создать хорошее  настроение, прослушайте  музыкальное произведение.

(Учащимся предлагается просмотреть музыкальный видеоролик с песней Ирмы Сохадзе «Оранжевая песня».)

-Я хочу, чтобы вы написали, какие эмоции вызвала у вас эта песня и видеоролик.  Командиры групп, раздайте оранжевые стикеры.  ( Учащимся предлагается написать о своих эмоциях и чувствах на оранжевых стикерах. Они их  наклеивают на лист ватмана или лист формата А3, который висит на  доске.  Получается  «ковёр настроения».)

- Посмотрите, у нас получился замечательный ковёр вашего настроения.

-А бывает ли так в жизни: оранжевое небо, море, мамы? А где можно встретить? (Предполагаемые ответы  детей: нет, такого в жизни не может быть,  это можно встретить в клипе, в песне, в сказке, в фантастическом фильме, во сне.)

2. Выход на тему, цели и задачи урока в сотворчестве с учащимися.

-Сегодня мы познакомимся с творчеством  латышского писателя Иманта Зиедониса.

-Ключевым словом в его произведениях,  представленных на нашем уроке, будет слово  «сказки». Какие зрительные или словесные  ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? (Слово «сказки» учитель прикрепляет на «ковёр настроения». Ученики рассказывают о своих ассоциациях.)

- Подумайте, какие учебные задачи поставим перед собой на сегодняшнем уроке? Командиры групп, раздайте цветные стикеры.

(Ребята получают цветные стикеры, где  записывают предполагаемые задачи, которые будут решать в процессе урока. Наклеивают их на «ковёр настроения» слева и справа в виде бахромы. Учитель зачитывает предполагаемые задачи.)

3.Организационно -  деятельностный  этап.

А) Работа с мультимедиа презентацией. Знакомство с творчеством писателя

-Внимание на 1 слайд- информация о писателе: даты жизни и смерти, фото. На  2 слайде  – информация о деятельности: чем занимался, первый сборник. На 3 слайде  – информация о сборнике, представленном на уроке: иллюстратор, переводчик, название сборника. С четвёртым  слайдом ученики будут работать на следующем этапе занятия.

Б) Работа над заголовком.

После просмотра слайда №3 учитель приклеивает на «ковёр настроения» поверх ключевого слова заготовку «разноцветные».

-Попробуйте предположить, какие произведения собраны в этой книге?

( Ученики высказывают свои предположения.)

- Послушайте авторское напутствие:

«…Сказки вроде грибов. Никогда не увидишь, как они растут.

 Посмотри, как кувыркается  под ветром флажок,—

 невозможно угадать, каким будет его следующий кульбит.

 А уж камни-то летают.

 Из скалы в скалу, из горы в печь, из земли в перстень.

 Пока они ещё в воздухе, мы их ловим  и называем - "сказки".

 Для этой книжки я ловил  перелётные камни на латышском,

 а на русском их подхватил мой друг.

 Мы ловили, мы солили,  а уж вам пробовать.»

-Ну, что ж, давайте « пробовать»  сказки Иманта Зиедониса на вкус и цвет.

В) Работа над произведением.

Первая сказка

-Предлагаю вашему вниманию первую сказку. Командир группы, берёт конверт под №1 и раздаёт листы с первым текстом сказки (см.  приложение №1)членам своей группы.

-У сказки не написано название, во время чтения вы должны будете догадаться, какое название ей дал  автор. (Учитель читает «Серую сказку» из сборника «Разноцветные сказки»).

-Для того чтобы вы были точны, я вам предлагаю  найти в тексте слова, которые помогут угадать её название, и раскрасить эти слова и выражения в нужный цвет. А теперь посоветуйтесь в группе и запишите название сказки.

-Как же называется сказка? (Варианты групп.) А какие слова и выражения помогли вам? Какой частью речи они выражены? (Скорее всего, учащиеся найдут имена прилагательные, которые обозначают цвет.) - Какой цвет доминирует? А есть ли ещё слова, которые ассоциируются с цветом? (Задача учителя помочь ученикам увидеть лексику, содержащую ассоциативное значение цвета: пепел, тюльпан красивый, красное солнышко, солнце, месяц, радуга, красивая пуговица и т.д.) Давайте раскрасим и их.

-Итак, в «Серой сказке» - главный серый цвет. А как он о себе говорит? ( Учащиеся зачитывают ответы на вопрос из текста.) Вывод: даже самый неприглядный цвет нам необходим,  потому что,  благодаря ему,  мы видим другие яркие цвета и оттенки.

Динамическая пауза.

-Для продолжения  работы вам надо разбиться на группы по цветовой эмблеме. (У учеников на груди прикреплены  эмблемы 4  разных цветов по количеству групп: красные, жёлтые, зелёные, синие)

Вторая сказка

-Итак, группы продолжают работу, но уже в новом составе.  Друг на друга посмотрите и улыбку подарите.

Командир берёт конверт под №2 и раздаёт листы с текстом второй сказки  (см. приложение №2 «Жёлтая сказка»)  членам своей группы. Он зачитывает инструкцию по работе с текстом.  (см. приложение №3)

(Ученики индивидуально прочитывают вторую сказку. Обсуждают в группе её название.)

- Как же называется эта сказка? Почему вы так решили? ( Ученики зачитывают примеры из текста, которые подтверждают полученный вывод. Возможно,  группы предложат  разные названия прочитанной сказки. Задача учителя обратить внимание ребят на то, что автор вновь использует разные цветовые приёмы: прилагательные и слова других частей речи с цветовым значением. Например:  яичный желток, цыплята, блин, одуванчик, солнце и т. д.)

- Предлагаю сделать  вам совместную иллюстрацию к этой сказке. Выставка работ групп.

-А теперь предлагаю вам посмотреть на иллюстрации, которые сделали профессиональные художники – иллюстраторы к сказкам Иманта Зиедониса. ( Ученикам предлагается посмотреть до конца слайды презентации.)

4. Рефлексия.

- Как вы думаете, мы познакомились со всеми сказками из этого сборника. (Предполагаемые ответы: да, со всеми, нет, там ещё могут быть другие сказки.)

-А какие это будут сказки? ( Предполагаемые ответы: цветные, возможно ребята скажут конкретные цвета.)

-Я предлагаю вам  пофантазировать  на тему:  «Сказка, какого цвета, есть ещё в сборнике Иманта Зиедониса? Кто её герои?» Для этого объединитесь в новые группы по номерам на ваших эмблемах.

(Детям выдаются ватманы или листы формата А3, маркеры, фломастеры, цветные карандаши. Они выполняют групповую работу по предложенной теме. Выбирают ключевой цвет и рисуют героев предполагаемой сказки.  Работа выполняется в виде кластера. ( см. приложение №4)

-Предлагаю защитить свой проект.  Представители каждой группы выступают с защитой проекта. ( см. приложение№5)

- А вот какие сказки действительно напечатаны в этом сборнике, вы узнаете, прочитав его целиком.

5. Итог урока и самооценка деятельности учащимися.

- Работа завершена. Вернёмся к тем задачам, которые вы поставили перед собой. Всё ли  смогли реализовать? Поднимите руку тот, чья задача была реализована на этом уроке.

- Наш урок  подошёл к концу. Сегодня мы читали сказки, но не простые, а цветные. Поэтому, предлагаю вам, расшифровав каждую букву слова «цвет», оценить свою деятельность  в соответствии с моими комментариями:

-Ц – цветные сказки меня…

- В–    ваши ощущения от урока…

-Е – если в руках у тебя карандаш, то…

-Т – тебе захотелось  после урока….

Командиры команд, возьмите конверт под №3 и раздайте листы для рефлексии.

- Кто хочет озвучить свои варианты ответов?

Приложение№1

Я - серый.

 Я - серый, как мышонок.

 Как птица, как пепел, как пыль.

 Я - Серый, но что бы без меня делали Яркие!

 Где я? Повсюду.

 Вот растаял снег, обнажилась земля - серо вокруг, скучно. Весна пока что серая. Но вот лопнула серенькая скромная почка - расцвела верба. Разве она была бы так хороша и бела, если б я не был таким серым?

 Вот вылезает из серой земли тюльпан, а вот и ревень высовывает свои красные, как у чёрта рога!

 В серых сумерках плывут над лугом белые простыни тумана! В сером поднебесье восходит красное солнышко, и все видят, как прекрасно оно.

 Я - Серый. И я прихожу раньше всех красок, которых ждут люди.

 Серым утром они ждут солнце, серой ночью - месяц, серой весной - цветы, серой осенью - снег.

 Я - важный цвет, потому что всё становится красивым рядом со мной.

 Я помогаю краскам, и если они не могут явиться сами, выталкиваю их из себя. Пускай все глядят.

 Из серой тучи я выталкиваю радугу.

 Бросьте яркую пуговицу в золу. Видите? Вот она, красивая пуговица. А что там, за ней? Это я - Серый.

Приложение№2

Солнце, как яичный желток, висело над землёй.

 А по лучам на землю шли цыплята, и все они были, конечно, жёлтые.

 Жёлтая пчела подлетела к цыплёнку, стала приглашать в свой жёлтый улей. Но цыплёнку в улей не залезть: дырочка маленькая.

 "Ладно, - подумал он. - Вот жёлтые бабочки летают, полетаю с ними."

 Цыплёнок подпрыгнул, но тут же вспомнил, что у него крыльев нет, полоски какие-то вместо крыльев.

 "Стану курицей, - мечтал цыплёнок. - Буду летать высоко".

 А Солнце сияло на небе, как жёлтый блин с такими вкусными хрустящими краешками.

 Пчёлы летели от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой жёлтый улей. Он выглядел как огромная жёлтая библиотека. Рамки для сотов будто полки до потолка, и все наполнены сотами.

 А соты похожи на жёлтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит жёлтый мёд.

До самого горизонта желтели луга - это цвели жёлтые ветренницы и примулы, но больше всего было одуванчиков. Все холмы сияли одуванчиками.

 И казалось, что солнце только что на вершине холма лежало в одуванчиках.

 Тут я сам не удержался, взял да и повалился в одуванчики. Опылился весь, облепился, обсыпался жёлтой пыльцой.

 Подошла жёлтая корова, подумала, что я одуванчик, да и съела меня, жёлтого. Так что писать дальше нет возможности.

Приложение№3

Инструкция по работе с текстом.

  1. Прочитайте сказку.
  2. Подумайте, как называется эта сказка?
  3. Запишите её название на ваших листах.
  4. Найдите в тексте подтверждение сделанному выводу.

Приложение №4

Приложение №5

Защита проекта.

Наша группа считает, что в этом сборнике может быть …………. сказка. Персонажами этой сказки будут:………..

СКАЗКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ""

Это итоговый интегрированный  урок изучения сказки А. С. Пушкина. Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный ур...

Знакомство с творчеством детского писателя

Биография, твочество известного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака...

Методическая разработка урока по литературному чтению: "Персонаж в авторской сказке о волшебстве"

Урок разработан в соответствии ФГОС. Технология деятельностного метода обучения....

Презентация по теме: Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Шергина и его сказкой « Волшебное кольцо».

На открытом  игровом занятии в 3 «В» классе  по теме «Знакомство с творчеством северного детского писателя Бориса Шергина» дети познакомились со сказкой «Волшебное кольцо», со своеобразным д...

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ ВО ВРЕМЕНИ» Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Шергина».

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ ВО ВРЕМЕНИ»Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Шергина».    Открытое  игровое занятие посвящено знакомству с творчеством северного детско...

Методическая разработка урока по теме: "Мой день рождения" (числа 1-12, цвета) по английскому языку для 2 классов

Материал будет полезен учителям английского языка начальной школы для введения и или закрепления слов и фраз по теме: "Мой день рождения" для учащихся 2 классов. В разработке представлены за...