Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: "Мир природы в авторских сказках. Л.А. Чарская «Зимняя сказка»" (по системе Д.Б. Эльконина–В.В.Давыдова)
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Упорова Олеся Юрьевна

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: "Мир природы в авторских сказках. Л.А. Чарская «Зимняя сказка»" (по системе Д.Б. Эльконина–В.В.Давыдова)

Упорова Олеся Юрьевна учитель начальных классов 

Тема: Мир природы в авторских сказках. Л.А. Чарская «Зимняя сказка».

Тип урока: Комбинированный.

Форма проведения: Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения:

1. По источнику знаний: словесный, наглядный, практический.
2. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия в учебном процессе: объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование и материалы к уроку: картинки с изображением «красавицы зимы», «мороза», «снега», «инея», «ветра», «льда»; «ночной пейзаж» карточки, портрет Л.А. Чарской, рисунки детей.

Учебный материал: учебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть).

Автор Е.И.Матвеева. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Знания, умения и навыки по теме урока:

Ученики должны знать: - виды сказок (фольклорная, литературная, волшебная);

жанровые особенности сказки;

композиционные особенности жанра;

содержательные особенности жанра сказки.

Ученики должны уметь:

определять отношение автора к предмету описания;

выразительно читать художественный текст в предлагаемом жанре;

оценивать чтение в соответствии с критериями выразительного чтения;

создавать небольшие тексты, обсуждать их в классе.

определять особенности фабулы сказки, образ, сказочного героя, характер героя.

Цели урока.

Обучающие: 

Познакомить учащихся со сказкой Л.А. Чарской «Зимняя сказка».

Формировать навык выразительного чтения через работу над сказкой Л.А. Чарской «Зимняя сказка».

Конкретизировать особенности авторских произведений; сравнить произведения разных авторов, изображающих в сказочной форме время года – зиму

Развивающие:

Развитие навыка анализа литературного произведения, умение выделять в тексте художественные средства, формулировать свое читательское отношение к прочитанному.

Развивать общемыслительные умения сравнивать, находить общее, делать выводы.

Развивать способность извлекать из литературного произведения смыслы, умение переводить литературные впечатления в зрительные образы.

Развивать умение работать в группе, слушать собеседника, оценивать чужое высказывание.

Воспитательные:

Видеть красоту, образность литературного текста, формировать желание эстетической оценки окружающего мира;

Воспитание экологической этики учащихся.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Учитель включил музыку: П.И. Чайковский «Декабрь» из цикла «Времена года ».

2. Объявление темы урока.

Мы продолжаем путешествовать по стране сказочного слова. Сегодня мы будем наблюдать, как авторы литературных произведений рисуют картины удивительного времени года – зимы.

3. Работа над литературными произведениями.

– Давайте прослушаем стихотворение А.С. Пушкина в исполнении ... (читает наизусть заранее подготовленный ученик). На доску выставляется карточка  и .

– Конечно, зима необыкновенное время года. А как А.С. Пушкин назвал зиму в своём произведении? (волшебница, матушка) Карточка на доску в таблицу.

– Можно ли сказать, поэт создал образ живой зимы? Какие слова говорят об этом? (зима пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла – слова-действия)

– Раз образ живой, значит, у него есть свой характер. Как вы думаете, какая зима в стихотворении? ( ,  , )

Характеристика зимы выставляется на доску.

– Зима здесь действительно похожа на человека. Можно ли в таком случае сказать, что это стихотворение сказочное? Почему? Но ведь всё, что описывает поэт, существует на самом деле. Перечислите, (снег, лёд на реке, мороз).

– Почему же нам тогда кажется, что это сказка? (сказочные слова, настроение, описание «дел» зимы как у живого героя). На доску выставляются карточки– доказательства сказочности:  ,  ,  и т.д.

– Какое отношение у нас к такой зиме? (восторженное)

– С каким произведением перекликается стихотворение А.С. Пушкина? («Зимняя ночь» И. Соколова-Микитова)

– Какая зима в этом произведении реальная или сказочная? (реальная) есть ли в тексте конкретный образ зимы? (нет, её никак не называет автор, герой здесь невидим)

– Да, зима здесь невидимый герой, но мы её очень хорошо ощущаем. В таблице прочерк.

– А какой мы чувствуем эту зиму? , , , , . На доску выставляются карточки.

– Что реального автор рисует в произведении? (мороз, снег, звёзды, обитателей леса).

А почему мы говорим об этом рассказе как о сказочном произведении? (жизнь леса ночью - тайная, скрытая от глаз человека, необычная, как в сказке) Фотография ночного зимнего леса.

– Приведите примеры слов, которые подтверждают, что перед нами сказка, (алмазная скатерть снегов, узоры следов, сказочный часовой). Таблица.

– Какие чувства вызывает такая зима? (удивление, желание заглянуть в тайну)

– А какой ещё представляют зиму авторы? (злой) В каком произведении? (К.Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»)

– Как называет автор зиму? .

Работа в группах. 

– Кто может описать характер зимы? (формируется 1 группа)

– Кто может доказать, что зима сказочный персонаж? (формируется 2 группа)

– Кто докажет, что все события в сказке вполне реальны? (3 группа) лидеры групп у доски зачитывают ответы. Обобщение.

– Как автор, герои произведения относятся к такой зиме? (не боятся, посмеиваются над ней)

А вот какой образ нарисовала русская писательница Лидия Чарская мы сейчас с вами и узнаем.

Л. А. Чарская — известная писательница.  В последнее время снова много читаемая детьми и взрослыми. Что привлекает в ее книгах? (Красочность и «прорисованность» образов: большинство читателей любят «сильные» характеры, которые удается создать автору. Именно такой и представлена в ее «Зимней сказке» главная героиня — Царевна-зима.)
(Чтение учителем «Зимней сказка», стр. 61.) 

Первые слова в сказке нам рисуют необычный образ.

1. Как автор назвал зиму? (Во всем ее сказочном описании сквозит царственность (правда, она еще не царица, а царевна, значит, молода, хороша собой) и в то же время игривость и шутовство).

Выставляется карточка .

2. Какие превращения совершает Зима? 

Дети: Зима изменяет состояние природы. Она борется с другим временем года: «Долго боролись две силы — червонно-пурпурнан осень и белая, ласковая, студеная и пушистая зима».

Учитель: В сказке есть описание того волшебства, которое зима совершает. Найдите в тексте.

Дети: «Дохнула беловолосая красавица. Застудила водицу, зеркальными льдами покрыла. Любуется на себя в синюю поверхность ледяного озера». «Сунула обе руки за пазуху. Из лебяжьей шубки вытащила пригоршни инея. Берите, берите, милые, жадные, нетерпеливые. Вот вам монисто, ожерелья, вот подвески алмазные, не браните красавицу зиму».

Учитель: Тот же самый мотив волшебного изменения в природе есть и в русской народной сказке «Морозко». Но в этом произведении зима какая-то особенная, она очень хочет всем нравиться, даже говорит об этом, она хочет, чтобы лес, природа были красивыми, настоящим «царством белой чистой красоты». Л. А. Чарская показала свою зиму удивительной, привлекательной, яркой.

3. Какие слова и выражения указывают на необычный характер Зимы?

Дети: «Зима победила. Белыми доспехами опоясанная, прогнала ту, испуганную, смятенную, злостно хихикающую, а сама надела на холодные руки пухлые теплые рукавички, на серебряные кудри — лебяжью с горностаем шапочку и покатила на лихой тройке белоснежных коней. Покатила с посвистом, с гиканьем, с песенкой лихою: «Гой, вы кони, кони быстроногие».

«Мчится стрелою, скачет зайчиком. Пляшет метелицей. Кружит снежком. Дует, свищет и поет песенки молодецкие».

Зима лихо мчится на конях, автор показывает, как необычна ее езда. Она шумная, хотя все зимой засыпает, прячется. В этой сказке всё происходит наоборот.

«Вы что, дубы могучие, клены высокие, матушки-березки, липы-печальницы, вам завидно? Ладно, и вам подарки будут», — так рассуждает зима вслух. Она примечает настроение деревьев, одаривает их.


Учитель: Видно, что зима необычный герой и характер у нее необычный. Какие слова указывают на это? Какая зима? Учитель выставляет карточки: , , , , , ,  – дарит подарки,  – замечает настроение деревьев.

4. В начале сказки есть выделенные слова. Вернемся к началу сказки. Найдите выделенные слова. Прочитайте. Какие это слова? (слова-действия). О чем они говорят?

Дети:  О том, что герой «живой».

Учитель:  Найдите еще такие слова в тексте.

Итак, мы увидели, что зима очень необычная в этой сказке. И называет ее автор царевной.

5. Почему Зима названа автором царевной? Докажи свое мнение текстом.

Дети: Внешний вид действительно царственный: «царевна-зима распустила белую мантию»; «красавица-шалунья в алмазном кокошнике»; затем она надела «лебяжью с горностаем шапочку». Подарки у нее тоже царские: одежда хрустальная для ручья, монисто, ожерелья, подвески алмазные. Она показана очень щедрой и великодушной. Все, что зима делает, идет от чистого сердца. И все-таки автор не называет ее царицей, зима еще молода, ей хочется пошалить, показать свой неугомонный характер. Учитель: Наверное, если бы она была царицей, то вела бы себя более сдержанно. То, что у нее властный, бойцовский характер тоже можно доказать такими выражениями: «белыми доспехами опоясанная»; «покатила  на лихой тройке белоснежных коней.

Образ зимы очень красивый. Волшебный.

Наше отношение к такой зиме? (ей любуются, ей рады). А вы увидели в сказке реальные события?

 

Посмотрите на картинки . Вот и снег, и иней, но стоит приглядеться, и можно увидеть в них подарки царевны-зимы. Разве это не сокровища? Всё зависит от вашей фантазии.

6. Чтение сказки.

А теперь давайте ещё раз полюбуемся красотой сказочного слова, прочитаем

сказку, постараемся голосом передать красоту зимы-царевны, настроение.

7. Вывод.

Итак, мы на протяжении нескольких уроков наблюдали за тем, как авторы рисуют время года - зиму. А что общего во всех этих произведениях? Таблица, (реальные события) Да, в авторских сказках смена времён года - событие настоящее, но чем интересно это событие? (описывается сказочными словами, поэтому и представляется волшебным; у каждого автора по-своему) Четыре произведения - четыре образа. Но это и не удивительно, ведь каждый человек по-своему воспринимает окружающий мир.

8. Домашнее задание.

Взгляните на свои рисунки. Есть ли среди них образ такой, как у Л. Чарской в «Зимней сказке»? Перечитать сказку и нарисовать зиму царевну такой, какой вы её представляете, читая произведение «Зимняя сказка».

«волшебница»

«матушка»

красивая

добрая

заботливая, но любит проказничать

ковры снегов

блеснул мороз

проказы зимы

таинственной

тихой

немного страшной

чарующей

красивой

старуха

царевна

стремительная

боевая

лихая

веселая

шумная

великодушная

щедрая

внимательная

лёд

снег

иней

мороз

ветер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка урока литературного чтения во 2-м классе по теме: "Чего не могут взрослые? Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», 1-я часть" (УМК "Школа 2100")

Технологическая карта урока отражает все виды деятельности учителя и учеников на уроке: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. Организация урока соответствует требованиям ФГОС НОО....

Урок литературного чтения в 4 «Б» классе по теме: Произведения С. Я. Маршака. Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»

Цель: Расширение знаний детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака. Знакомство со  сказкой – пьесой «Двенадцать месяцев»...

Фрагмент урока литературного чтения (слушания) в 1 классе на тему: «Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"».

Фрагмент урока  литературного чтения (слушания)  в 1 классе  на тему: «Сказка  В.Сутеева "Палочка-выручалочка"» по программе "Школа 21 века"....

Конспект урока литературного чтения в 3-ем классе по теме: А.С.Пушкин "Зимнее утро"

При изучении стихотворения нужно добиваться, чтобы ни одно слово не осталось непонятным в своем прямом и переносном значении, чтобы каждый задумался над закономерностью его употребления.Мысль может бы...

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме : Волшебная сказка « Василиса Прекрасная»

Урок разработан для 4класса по программе "Планета Знаний"...

Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"

Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"...

Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «Обобщающий урок по теме « Природа и мы».

Тема: «Обобщающий урок по теме « Природа и мы».Форма проведея: урок – игра.Тип урока: закрепление и обобщение знаний, умений и навыков.Программа: УМК «Школа России»...


 

Комментарии

Олеся Юрьевна! Большое спасибо за интересный и красивый урок. Урок представлен очень ярко, кажется, что ты на самом деле оказался в зимней сказке.Обязательно воспользуюсь материалами Вашего урока в своей работе! С уважением Овчинникова Ольга Анатольевна.