Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «Обобщающий урок по теме « Природа и мы».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тема: «Обобщающий урок по теме « Природа и мы».

Форма проведея: урок – игра.

Тип урока: закрепление и обобщение знаний, умений и навыков.

Программа: УМК «Школа России».

Учебник: «Литературное чтение», составители: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 4 класс, часть 2.

Цель: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Природа и мы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter_chten_4_kl.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

Класс: 4

Тема: «Обобщающий урок по теме « Природа и мы».

Форма проведеия: урок – игра.

Тип урока: закрепление и обобщение знаний, умений и навыков.

Программа: УМК «Школа России».

Учебник: «Литературное чтение», составители: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 4 класс, часть 2.

Цель: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Природа и мы».

Задачи: 

1. Образовательные:

закрепить и углубить знания детей о природе; развивать умение работать с текстом; обогащать словарный запас учащихся; расширить кругозор детей.

2. Развивающие:

развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь.

3. Воспитательные:

Воспитать у детей интерес к чтению; воспитать любовь к природе, бережное отношение к ней;  воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения.

Оборудование и наглядные пособия:

1.  ТСО: проектор, компьютер, экран, презентация .

2. Для обучающихся: «Литературное чтение», составители: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 4 класс, часть 2. М.: Просвещение.

Ход урока:

Этапы урока

Требования к этапу

УУД, формирующиеся на данном этапе

Методы и приёмы

Ход урока

1. Организационный

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

2. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Регулятивные:

волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).

Личностные:

Смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение»).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Приветствие

Настрой на работу

Деление на команды

Сообщение плана урока

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуйте их.

- Сегодня на уроке нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили при изучении раздела «Природа и мы». Осуществим мы это в ходе  конкурса знатоков. Само понятие конкурс подразумевает какое-то соревнование.

- Для этого весь класс поделён на две команды. У каждой команды было домашнее задание, которое мы проверим во время конкурсной программы.

- Первым этапом конкурсной программы будет разминка, которая поможет вам настроиться на работу. На данном этапе каждая команда представит заранее подготовленные вопросы соперникам. Второй этап конкурса знатоков – творческий. Здесь каждая команда должна будет представить выразительное чтение отрывка произведения Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип» и чтение наизусть отрывка из любого произведения раздела «Природа и мы». Следующий этап конкурса -  «Своя игра», подобная телевизионной программе. Только в телевизионной версии каждый игрок своим умом зарабатывает баллы для себя, а в нашей игре работать будет команда.

- Я каждой команде желаю успехов.

2. Подготовка к работе на основном этапе

Организовать актуализацию изученного.

Познавательные: общеучебные (умение структурировать знания, контроль процесса и результатов деятельности)

Ответить на вопросы

Ответьте на вопросы:

- Объясните название раздела «Природа и мы». Можно ли его озаглавить иначе? Почему?

- Что объединяет произведения, включённые в данный раздел?

- Вспомните, чем отличаются художественные и научно-познавательные тексты.

- Как вы думаете, автор какого текста: художественного или научно- познавательного – будет использовать эпитеты, сравнения и олицетворение при описании природы, животных, птиц и растений?

3. Проверка домашнего задания

Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения конкурсной программы.

 Мотивировать к учебному действию (надо – хочу – могу)

Регулятивные:

контроль и коррекция.

Коммуникативные:

постановка вопросов;

управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли

Ответить на вопросы

1) «Вопросы сопернику».

Каждая команда должна была подготовить по 3 вопроса для команды соперников по произведениям раздела.

2) «Творческий этап»

  • Каждая команда должна представить выразительное чтение отрывка произведения Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип».
  • Каждая команда должна представить выразительное чтение наизусть отрывка из любого произведения раздела «Природа и мы».

4. Физкультминутка.

Организовать смену динамической позы ученика

Регулятивные:

контроль и коррекция.

Игра «Найди пару»

«Найди пару»

- На двух половинках доски записано задание, одинаковое для обоих команд. По моей команде вы все выходите к доске и вместе выполняете задание: соединить автора с его произведением. Какая команда быстрее и правильнее справится с работой?

Д.Н.Мамин-Сибиряк                                «Выскочка»

А.И.Куприн                                               «Кабан»

В.П.Астафьев                                            «Приёмыш»

Е.И.Чарушин                                             «Стрижонок Скрип»

М.М.Пришвин                                           «Барбос и Жулька»

Ответ: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк  - «Приёмыш»,  

            Александр Иванович.Куприн -  «Барбос и Жулька»,

            Виктор Петрович.Астафьев  -   «Стрижонок Скрип»,

            Евгений Иванович Чарушин - «Кабан»,

            Михаил Михайлович Пришвин - «Выскочка»

5. Коррекция знаний

Организовать повторение учебного содержания.

Познавательные: общеучебные, логические

Конкурс знатоков

На экране вы видите табло с четырьмя категориями заданий: «Назови произведение», «Бюро находок», «Узнай по описанию», «Трудные слова». Каждый вопрос категории имеет свою цену. За верный ответ команда получает карточку с указанным количеством баллов – цена ответа. В конце турнира, подсчитав набранные баллы, мы узнаем команду победительницу турнира.

Категория вопросов: «Назови произведения»

10 баллов. В этом произведении сорока лишилась хвоста ( М. М. Пришвин «Выскочка»).

20 баллов.  Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя.

(Е.И.Чарушин. «Кабан»).

30 баллов.  Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей. (В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип»).

40 баллов.  Они были разными, но дружба их – крепкой.(А.И.Куприн. «Барбос и Жулька»).

50 баллов.  Он был приёмным членом семьи, но очень любимым. (Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приёмыш»).

     Категория вопросов:  «Бюро находок»

 Узнайте, из каких произведений эти предметы:

10 баллов.  Норка ( Астафьев. «Стрижонок Скрип»)

20 баллов.  Рога ( Чарушин. «Кабан»)

30 баллов.  Хвост (Пришвин. «Выскочка»)

40 баллов.  Миска (Куприн. «Барбос и Жулька»)

50 баллов.  Лодка (Мамин-Сибиряк. «Приёмыш»)

    Категория вопросов:  «Узнай по описанию»

10 баллов.  Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка,- он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. начальник – птица! (Это серый журавль. Из рассказа «Кабан» Е.И.Чарушина).

20 баллов.   Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулька. Рассказ «Барбос и Жулька». А.И.Куприн).

30 баллов.   Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…(Лебедь. Рассказ «Приёмыш». Д.Н.Мамин-Сибиряк).

40 баллов.   Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. (Мама-стрижиха. «Стрижонок Скрип». В.П. Астафьев).

50 баллов.   Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. (Собака Вьюшка. «Выскочка». М.М.Пришвин).

    Категория вопросов:  «Трудные слова»

 10 баллов.   Сталактит (имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост).

20 баллов.   Яр (крутой берег).

30 баллов.   Сайма (рыбацкая стоянка).

40 баллов.   Марал (крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами).

50 баллов.   Заполошно (суматошно, неспокойно, взбалмашно).

6. Информация о домашней работе

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Регулятивные:

прогнозирование

2 вида домашнего задания

1 уровень (стандартный): прочитать другие рассказы о природе этих же авторов.

2 уровень (творческий): к прочитанному произведению нарисовать рисунок.

7. Подведение итогов урока

Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности.

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Подведение итогов урока учителем, учащимися

- Что мы узнали при изучении раздела «Природа и мы»?

- Что больше всего понравилось при изучении произведений раздела?

8. Рефлексия

Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

рефлексия

«Состояние моей души»

  • Скверно,
  • Плохо,
  • Хорошо,
  • Уверен в своих силах,
  • Комфортно

      Литература:

1) Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Учебник «Родная речь». Просвещение, 2009г.

2) С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. Москва «Вако», 2010г.

3) С.В.Савинова, Е.Е.Гугучкина. «Нестандартные уроки в начальной школе». Волгоград «Учитель», 2005г.

4) С.А.Лёвина. «Конспекты открытых уроков». Волгоград «Учитель», 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».

Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:•          повторить и изученный материал;•...

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса по теме "Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" (УМК "Школа России") + презентация

Конспект урока по литературному чтениюТема: «Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»»Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по про...

Презентация по литературному чтению 2 класс по теме "Обобщающий урок. Люблю природу русскую" (зима)

Презентация составлена по литературному чтению 2 класс по теме " Новогодняя быль. Обобщающий урок"...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс по теме "Обобщающий урок по теме " О братьях наших меньших"

урок литературного чтения 2 класс по теме "Общающий урок по теме "О братьях наших меньших".Содержит проверочную работу и презентацию...