Урок внеклассного чтения 4 класс. "Урок из прошлого" по произведению Ю.Яковлева "Сыновья Пешеходова"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Данное произведение посвящено героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны, поэтому этот урок уместно проводить перед праздником  9 мая.

На уроке  реализовывались  следующие целевые установки:

знакомство с новым произведением поэта-прозаика Юрия Яковлевича Яковлева, совершенствование умения работать с текстом, развитие воображения, развитие ассоциативного мышления через использование технологии развития критического мышления; развитие  коммуникативной культуры через совершенствование   монологической и диалогической речи учащихся, через умение вести дискуссию; воспитание любви к своей Родине, патриотизма и гордости за прошлое своей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Урок  из прошлого»

Цель: знакомство с новым произведением поэта-прозаика Юрия Яковлевича Яковлева, совершенствование умения работать с текстом, используя технологию развития критического мышления; развитие воображения, памяти,  монологической и диалогической речи учащихся, умения вести дискуссию, развитие ассоциативного мышления; воспитание любви к своей Родине, патриотизма и гордости за прошлое своей страны.

Тип урока: урок изучения нового.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, раздаточный материал (текст рассказа 4 части), маркеры. 

Ход урока:

Слайд 1

  1. Организационный этап.

Учитель: Сегодня у нас очередной урок литературного чтения. Ну вот, опять уроки (если не скажете, то подумаете вы). Да, уроки: так уж устроен человек – учится всю жизнь. Учится улыбаться, смотреть и видеть мир, в котором живёт, учится делать первые шаги, произносить первые слова, а потом - писать, читать и считать, а потом учится                                                                                                                                                                                                                                                                                                         разным мудрым наукам… И так без конца.

Чему мы учимся  мы на уроках литературного чтения?

( Мы учимся сопереживать героям ,  оцениваем их  поступки, ставим себя на место героя, предполагаем, как бы мы поступили в данной ситуации.)

Учитель: Правильно, на литературном чтении мы изучаем уроки, которые преподносит нам жизнь.  А помогают нам в этом авторы произведений.

Каким вы представляете себе детского писателя?

II. Этап проверки знаний. Повторение и закрепление изученного.

Слайд 2

 Учитель: А что вы можете сказать о писателе, рассмотрев эту фотографию?

(Дети анализируют фотопортрет, отмечая добрую улыбку, чувство юмора, большой жизненный опыт - седые виски).

Учитель: Да, вы во многом правы – именно таким в жизни был этот писатель.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним его произведением. А вот как имя этого писателя, вы мне сейчас подскажете. Я зачитаю отрывки из его произведений, а вы назовёте это произведение и автора.

        1 отрывок

«С приходом Степана бегемот становился подвижным. Он ворочался в бассейне, вертел маленьким хвостом, отчего брызги летели во все стороны. И только глаза - загадочные глаза бегемота - оставались неподвижными и даже грустными… 

Мне открылась тайна его глаз. Он всегда был сосредоточен на том, чтобы не пропустить опасность, вовремя поспеть на помощь другу. 
Он всегда думал об этом. Это была его главная мысль, пробужденная в нем любовью к человеку.»

«Мой знакомый Бегемот»  Ю.Яковлев

2 отрывок

«Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость.  Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук,всё не ладилось. Все считали, что причина его полноты – обжорство, с чего ещё он такой  толстый? Но на самом деле он ел мало. То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых  движениях, звучало в глуховатом голосе. Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой.

        А  в его груди билось благородное сердце рыцаря.»

«Рыцарь Вася» Ю.Яковлев.

3 отрывок

        «Очень приятно жить по соседству с хорошим шмелём и его шмелятами.  Может быть,  все шмели обладают чудесным даром определять в человеке фальшь и ставить под его глазом клеймо – радужную дулю?

        Мне в своё время не хватало такого верного шмеля. Он был мне необходим в тот день, когда я поцеловал Лизу.»

«Мой верный шмель» Ю.Яковлев

        

Думаю, вы догадались, с произведением, какого писателя мы познакомимся.

(Это Юрий Яковлевич Яковлев)

III. Этап усвоения новых знаний

Учитель: Эпиграфом нашего урока я взяла высказывание Ю.Яковлева.

Для чего я пишу книги, рассказываю ребятам

интересные истории, знакомлю их с разными людьми?

Чтобы развлечь их? Нет. У моих книг другая задача –

помочь ребятам жить.

                                                           Ю.Яковлев.

Учитель: Как вы понимаете слова «…помочь ребятам жить»?

 Ю.Яковлев родился 26.06.1922г. в Ленинграде. В 1940 году окончил школу и, восемнадцатилетний, был призван в армию. В годы Великой Отечественной войны он  был артиллеристом – наводчиком зенитной батареи, сотрудником фронтовой газеты.

Вернувшись после войны домой, не застал маму в живых: она умерла от голода в блокадном Ленинграде в 1942 году.

После войны поступил в Литературный институт им. Горького. Печататься стал с 1947 года, писал стихи, рассказы, повести, киносценарии.

Вот такая судьба… А чтобы лучше понять душу писателя – войдём в мир его книг .

Давайте вспомним, каковы основные темы  рассказов Ю.Яковлева, кто его главные герои, что их отличает?

В своих рассказах Ю.Яковлев открывает детям всю правду жизни, как она есть, не прячась от решения проблем за внешней увлекательностью сюжета. Его герои - простые ребята, мальчишки и девчонки. Они умеют прощать, сопереживать чужой беде как своей, совершают добрые, благородные поступки, почти настоящие подвиги, не ради славы и почета, не ради похвалы, а из чувства сострадания к ближнему.

Учитель: Как вы думаете, какую ещё тему не смог обойти стороной автор?

 (Тему Великой Отечественной войны)

Ещё одна из тем, которую автор затрагивает в своих произведениях – почитание памяти героев Великой Отечественной войны.

Каждый год мы вспоминаем о подвиге советского народа. Какую годовщину победы над фашистами мы отметили в  этом году?

(9 мая 2017 г. прошло  72 года со Дня Победы над фашистской Германией)

Зачем нам каждый год вспоминать об этом событии?

(люди должны помнить историю своей страны, чтобы не повторять горькие уроки прошлого, чтобы учиться правильно жить среди людей)

Чего вы ожидаете от сегодняшнего урока?

Сообщение темы урока.

Слайд 7

Тема нашего урока «Урок прошлого», произведение Ю.Яковлева, с которым мы познакомимся,  называется  «Сыновья Пешеходова».

 Можете ли вы предположить, о чём будет этот рассказ? Какова его тема? Слайд 8

(Обучающиеся записывают свои предположения на «дереве предположений» на доске)

Учитель читает первый отрывок.

Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова — Семен и Василий. Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. И, прочитав, к примеру, о том, что Семен и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу. Они знают, в чем дело.

Кто такие Семён и Василий?

Как вы понимаете строчки: учителя не дают волю красному карандашу.

О чём могут знать учителя? (Запишите на листах, работа в парах)

Чтение второго отрывка.

В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами. Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. На старике солдатская гимнастерка. Видимо, приобретенная по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным-давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.

Взрослые люди с плохо скрытой улыбкой отвечают на поклоны старика, а ссужая ему сигарету, не преминут напомнить:

— Куришь ты, Пешеходов, один сорт: чужие.

— Для меня свое и чужое все одно, — говорит старик. — У меня ни своего, ни чужого...

Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели — ребятня. Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. Больше того, он ждет этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мертвой ветке неожиданно зазеленеет листок.

Кто такой  Пешеходов?

Что вы о нём узнали?

Каким видят героя рассказа окружающие? Как относятся к старику?

С кем больше всего любил общаться старика? Как об этом пишет автор?  

(…он ждет этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мертвой ветке неожиданно зазеленеет листок)

Найдите детали описания старика Пешеходова в начале и в конце отрывка. Описывая своего героя, автор использует приём противопоставления. Найдите кого противопоставляет автор во 2 части. Как вы думаете для чего автор использует этот приём?

Почему Пешеходов любил общаться с ребятнёй?

Предположите, о чём были вопросы ребят? (Запишите на листах, работа в парах)

Чтение третьего отрывка.  

— Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошел? спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.

И старик отвечает:

— Прошел до Берлина... пешком. И фамилия моя потому Пешеходов.

— А ты не устал?

— Устал. Что поделаешь! Машин мало было. Только танки и лошади.

— Ты бы на лошади, — советует кто-то из ребят.

— Так и лошадей не хватало. Если бы каждому солдату лошадь — война бы раньше кончилась. А то пешком до Берлина далеко-о...

Идешь, идешь, и конца не видно. Я своих сыновей так и не догнал.

— Они быстро шли?

— Быстро.        

— Пешком?

— Пешком. Они же у меня Пешеходовы... Только сыновья моложе.

Ноги у них резвые. Я не поспевал за ними.

Постепенно кружок слушателей увеличивается. Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. Эти заранее знают его ответы, но терпеливо молчат. У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. И каждый хорошо знает свою роль.

— Дедушка Пешеходов, — уже в который раз спрашивают ребята, — а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

— Мои сыновья, Семен и Василий, — как бы впервые отвечает старик.

— А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?

— Мои сыновья, Семен и Василий.

— А кто грудью упал на вражескую амбразуру?

— Мои сыновья...

И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:

— Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемет?

Нет, не собьешь старика!

— Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, — невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом, проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.

— А кто первым вышел на правый берег Днепра?

— Мои сыновья, Семен и Василий.

— Они всю войну пешком или потом на лошадях?

— Пешком! — отвечает старик и вдруг умолкает, задумывается и, отвлекшись от рассказа, говорит: — Лошадей на войне жалко было.

Обстрел начнется, люди попадают, спрячутся в щели, а лошадь стоит.

Все железо в нее впивается.

— Все железо? — испуганно спрашивает кто-нибудь из самых маленьких слушателей, не в силах представить себе все железо, впившееся в лошадь: очень много получается железа...

А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

— А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?

— Мои сыновья...

— А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?

— Мои сыновья...

— Везде поспевали?

— Везде. Ноги у них молодые. Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.

— Так и не вернулись?

— Так и не вернулись. Спят в могиле.

При слове «могила» у ребят как бы перехватывает дыхание. Это слово на мгновенье превращает Семена и Василия в обычных людей, которых хоронят на кладбище. И дети испытывают скорее разочарование, чем жалость: всю войну сыновья Пешеходова прошагали пешком, без лошади, почему же теперь они «спят в могиле»?

И тогда кто-то из ребят решается спросить:

— Где их могила?

Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, как бы развеивается. Он говорит:

Кто такой благодарный слушатель? Можно ли ребят назвать благодарными слушателями?

Верят ли дети старику?

Почему ребята испытывают разочарование при слове «могила»?

Предположите, что мог ответить старик Пешеходов ребятам?

(Запишите на листах, работа в парах)

Читается окончание рассказа

— Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. По всей родной земле.

И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьет час! 

Что имел в виду старик, когда сказал, что «его сыновья спят во всех солдатских могилах. По всей родной земле?»      Слайд 9.

       Снова ответьте на вопрос:  Почему ребята испытывают разочарование при слове «могила»?                                        

( ребята в рассказах стариках видели богатырей, готовых прийти на помощь в трудную минуту и бессмертных, а при слове «могила» солдаты превращались в простых людей, смертных)      

Как вы думаете, есть ли в нашем городе старик Пешеходов. Кто он такой?

(в каждой семье есть родственники, которые воевали в Великой Отечественной войне)

Это собирательный образ всего советского народа. Как вы это понимаете?  Почему автор не называет старика по имени?    Слайд 10.       

(В любом городе, в любом уголке нашей страны есть такой старик, который прошёл дорогами войны и потерял своих родных, друзей, однополчан)      

IV. Рефлексия.

Давайте вернёмся к нашему «дереву предположений». Все ли наши предположения совпали с авторской позицией? Почему?

Какова тема рассказа Ю.Яковлева?

(Тема великой Отечественной войны в жизни простого человека)

Как бы вы сформулировали основную мысль этого рассказа?

( Когда стране грозит опасность, нет понятия своё и чужое. Все должны встать на защиту своей Родины. Это святая обязанность каждого человека)

Что больше всего тронуло вас в этом рассказе.

Какие ассоциации возникают у вас теперь когда вы слышите название рассказа «Сыновья Пешеходова»

 (война, мужество, герои, смелость, долг)

V. Творческая работа

Попробуйте написать синквейн по рассказу Ю.Яковлева «Сыновья Пешеходова».    

В наше время к теме Великой Отечественной войны обращаются всё чаще  и чаще и кинематографисты, и писатели, и театральные деятели. Но если сравнить произведения и постановки военных лет и современные, то они сильно отличаются. В 40-е годы это были позитивные, жизнеутверждающие произведения, в современных произведениях война показана как суровое испытание, выпавшее на плечи наших предков.

Как вы думаете, почему?

Почему с каждым годом сложнее сохранять память о событиях военных лет прошлого века?

Хотели бы вы посоветовать прочитать этот рассказ своим знакомым? Почему?  

VI. Этап подведения итога урока.

Вот и подошёл к концу урок Юрия Яковлева. Помните? Давайте ещё раз вернёмся к эпиграфу нашего урока. Какие главные строчки вы в нём выделили бы?

 « У моих книг другая задача – помочь ребятам жить».

Какой урок в своём произведении даёт Ю.Яковлев вам?

(Надо любить свою Родину и быть готовым защищать её)

Готовы ли ребята следовать заветам своих предков. Найдите строчки подтверждения  в произведении.

(И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьет час! )
      Хочется верить, что ваше знакомство с писателем и его героями продолжится, и вы не раз откроете его книги.  

VII. Домашнее задание. 

 Слайд 11.

Расспросите своих бабушек, дедушек, мам, пап, родственников, что они знают о войне из рассказов своих предков.

Советую прочитать произведения Ю.Яковлева:

«Белые журавлики», «У каждого человека должна быть собака», «Полосатая палка», «Забор с голубым глазом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по теме «Чудо-сказки по произведениям К.И.Чуковского»

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.Класс: 3 План урока:Организационный момент....

Урок внеклассного чтения в 7 классе Тема:«Произведения К.Г.Паустовского»

Урок заинтерисует всех педагогов, работающих в коррекционных школах.Всем удачи!...

Урок внеклассного чтения в форме игры по произведению Н.Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей".

Данный материал предназначен для учащихся 3 класса в рамках внеклассного чтения и представлят собой командную игру по произведению Н.Н. Носова "Приключение Незнайки и его друзей"....

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Урок внеклассного чтения " Полезные вредные советы " (по произведениям Г.Остера) в 4 классе.

В представлении урока содержится презентация о его проведении, материалы к уроку, в то числе для распечатки....