Урок внеклассного чтения в 7 классе Тема:«Произведения К.Г.Паустовского»
методическая разработка по чтению по теме

Акуленок Лидия Ивановна

Урок заинтерисует всех педагогов, работающих в коррекционных школах.Всем удачи!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akulenok.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Плоскошская специальная (коррекционная)

школа- интернат 8 вида».

Урок внеклассного чтения  в 7 классе

Тема:«Произведения К.Г.Паустовского»

               Учитель: Л.И.Акулёнок

                        п. Плоскошь 2012г.

Цель:1.Обучающая. Продолжить знакомство с произведениями    К.Г.Паустовского о природе.

         2. Развивающая. Развивать речь, память, логическое мышление, работу зрительных и слуховых анализаторов, обогащать словарный запас.

        3. Воспитывающая. Воспитывать добрые чувства, бережное отношение к родной природе.

         Оборудование: рисунки детей к произведениям К.Г.Паустовского, ксерокопии рассказов  «Барсучий нос» и «Заячьи лапы»,  наглядность к уроку с использованием ИКТ.

                                            Ход  урока:

Орг. момент.

Тест на внимание. (слайд «2)

-какая книга лишняя, почему?

              2. Подготовка к восприятию темы.

              -Какое произведение мы закончили изучать? («Последний черт»).

              -Кто его автор?  (К.Г.Паустовский).(слайд №3)

    Сообщение темы урока и цели урока.

Сегодня у нас с вами заключительный урок по творчеству К.Г.Паустовского, мы поговорим о тех рассказах и сказках Паустовского, которые вы прочитали во внеурочное время. А оцениваться  ваши ответы будут  «цветочками».

Аудиозапись.

Рассказ  К.Г.Паустовского о себе, читает мужской голос.(см приложение 1).

- Что помогло Паустовскому создать прекрасное произведение о природе? (окружающая красота родной природы, леса, перелески, голоса птиц, наблюдения за жизнью животных)

3.  Работа по прочитанному.

- В каких рассказах К.Г.Паустовского вам встретились художественные описания родной природы? («Барсучий хвост», «Заячьи лапы»,  «Заботливый цветок», «Квакша»).

- Каких зверей, живущих в наших лесах вы знаете?

4. Сообщение учителя.(слайд №4)

Есть в наших лесах еще  один зверь – барсук. Это хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами. По бокам головы обычно имеются темные полосы, тянущиеся от носа к ушам. Живет он в подземных норах. Питается барсук ягодами, грибами, лягушками, насекомыми.

5. Речевая зарядка. (см слайд5)

6. Вопросы к классу.

- В каком произведении  К.Г.Паустовского Вам встретился этот зверь?

- В какое время года происходили события, описанные в рассказе?

-Зачитайте описание осени в рассказе «Барсучий нос».

-Что случилось с барсуком?

- Что толкнуло барсука на такой  шаг? (любопытство, желание отведать блюдо).

-Кто первым увидел, как барсук лечит свой нос?

-Как это характеризует мальчика? (наблюдательный, любознательный, бережно относится к природе).

-Если бы автор, не пошел за мальчиком,  поверил бы он в этот невероятный случай?

Физ.пауза  

Гимнастика для глаз  (см. слайд6)

- Про какого еще лесного зверька вы узнали из рассказа Паустовского «Заячьи лапы»?

- С какими героями вы познакомились в этом рассказе?

-К кому можно отнести следующие глаголы -  нес, бежал, кормил, переживал, ходил  за зайцем?

Вывод:  Все это Ваня делал, чтобы спасти зайца. Несмотря на грубость ветеринара, раздражения аптекаря, первоначальный отказ детского врача лечить зайца, Ваня и дед добились своего.

- Какие черты характера были у Вани?

-А сейчас давайте выясним, за что дед Ларион был так благодарен зайцу? (читают)

-Какое отношение к себе вызвал у вас Ваня?

-Посмотрите внимательно на книжки, которые лежат у вас на партах? (ксерокопии книг).

-Похожи они на  те, что вы берете в библиотеке или нет? (не похожи, нет цветных картинок)

-Давайте побудем художниками.

Я вам предложу посмотреть картинки, а вы мне ответьте, в какую из  двух книг («Заячьи лапы» или «»Барсучий нос») вы бы их поместили? Определите место предлагаемой картинки.

7. Словарная работа  

-А сейчас у нас  вернисаж. (см. слайд№7)

Перед  нами рисунки,  сделанные учениками 7 класса к произведениям К.Г. Паустовского.  Каждый покажите свой рисунок, и скажите,  к какой сказке или рассказу К.Г.Паустовского вы его нарисовали?

8. Рефлексия.  (см слайд№8)

Закончилась наша выставка. Заработанные нами «цветочки» прикрепим на картинку.

-Какой цветок получился на картинке?(получился «Иван-чай», «Кипрей» или  как называл его  К.Г.Паустовский «Заботливый цветок»)

-Почему он его так назвал?

Я хочу чтобы вы росли любознательными и заботливыми, чтобы всегда проявляли заботу друг о друге и о тех, кто рядом с вами.

Бережному отношению ко всему живому учит нас сама природа. Нужно уметь наблюдать её.

А теперь послушайте с какими словами обращается К.Г.Паустовский к своим читателям.

Аудиозапись.  (см.приложение 2)

Итог.

                                  Список литературы.

А.К.Аксенова «Чтение для 7 класса»  2006г.

К.Г. Паустовский «Повести о лесе» М. «Детская литература» 1982г.

Приложение  1.

Родился я в 1892 году в Москве, в Гранитном переулке, в семье железнодорожного статистика. Учился в Киеве, в классической гимназии. В 1912 году я окончил гимназию, 2 года пробыл в Киевском университете и работал и зиму, и лето все тем же репетитором, вернее, домашним учителем. В 1914 году я перевелся в Московский университет и переехал в Москву. Началась первая мировая война. И я поступил санитаром на один из тыловых санитарных поездов. После Февральской революции, уехал в Москву и стал работать репортером в газетах. Несколько лет работал в Москве. Начал печататься. Первой моей книгой был сборник рассказов. «Встречные корабли». Летом 1932 года я «открыл» для себя  под самой Москвой неведомую и заповедную землю – Мещеру.

Открыл я ее случайно, рассматривая клочок карты, - в него мне завернули в соседнем магазине пачку чая.

На этой карте было все, что привлекало меня еще с детства, - глухие леса, озера, извилистые лесные реки, заброшенные дороги.

Я в этот же год поехал в Мещеру, и с тех пор  этот край стал моей второй родиной. Там до конца я понял, что значит любовь к земле.

Ничто так не обогатило меня, как этот скромный тихий край.

Приложение 2.

Умные и верные друзья.

      Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.

      Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас на всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно   совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими людьми.

      Огромный мир – заманчивый и разнообразный – врывается к нам в комнату со страниц любимых книг…

      Читайте, читайте и читайте!

       Учитесь у героев книг любить нашу землю – ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство.

     Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя  бы одной страницы из новой книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения, К.Г. Паустовский "Вода из реки Лимпопо"

Урок внеклассного чтения (4 класс) по тексту К.Г. Паустовского "Вода из реки Лимпопо". Урок представлен в форме игры "Брейн-ринг", что даёт учителю возможность определить, насколько хорошо дети ...

Урок литературного чтения в 4 классе. К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Тема"К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками". На уроке учащиеся познакомятся с жизнью и творчеством норвежского композитора Э.Грига....

Урок литературного чтения 4 класс К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС...

Урок внеклассного чтения. К. Паустовский "Похождения жука-носорога"

План - конспект урока внеклассного чтения для 1 класса и презентация....

План -конспект внеклассного чтения "Скрипучие половицы" К.Г. Паустовского

Цель  урока: создать условия для выделения проблемы, формирования проблемного поля,           создать условия для  формирования понятия нрав...

Урок внеклассного чтения по творчеству К. Паустовского "Самый мирный писатель на свете"

Цель:  систематизировать знания по  творчеству К.Г. Паустовского.   Задачи:1.Продолжить знакомство с творчеством Паустовского, проследить за авторской позицией, раскрыть своео...