Урок Литературного чтения по теме К.Г.Паустовский Корзина с еловыми шишками.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Санькова Елена Анатольевна

Урок литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_k_seminaru1.doc99 КБ
Office presentation icon pril.ppt2.51 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов»

 города Губкина Белгородской области

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема. К. Паустовский.

  «Корзина с еловыми шишками»"

Учитель

Санькова Елена Анатольевна

Губкин

2015

Цели:

1.Продолжить работу над произведением К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

2. Учить детей проникать в суть произведения, понимать замысел автора.

3. Развивать воображение, воспитывать посредством слова, пережитых чувств такие качества, как благородство, благодарность.

4.Совершенствовать навыки чтения с точки зрения его выразительности и осознанности.

5. Развивать умение вести диалог.

Задачи: развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения,используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах. Воспитывать нравственные качества ,творческие  способности учащихся.

Краткое описание урока: урок комбинированного типа.

Образовательные технологии, использование програмно-педагогических средств : прослушивание музыки, использование ИКТ на уроке с мультимедийной  поддержкой, работа над содержанием произведения с использованием различных приемов критического мышления, работа в группах    (творческие мастерские), работа в парах, ученики-эксперты.

Планируемые результаты:

Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.

Метапредметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование , моделирование понятия, умение использовать  главу текста , структурировать знания по теме урока .

Предметные – умение работать над содержанием глав, используя различные виды чтения,приемы критического мышления , умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями.

Оборудование :    

     1) В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова «Литературное чтение».

     2) Даль В.И. « Толковый словарь живого русского языка».

     3)Презентация с музыкальным сопровождением ( музыка Э. Грига, портреты     писателя и композитора.)

     4) Карточки для заполнения .Шаблоны.

                                                      Оборудование:  

1.  Мультимедийная презентация.

 2.  Э. Григ. Пер Гюнт: Утро. В пещере горного короля. Песня Сольвейг. Э. Григ. Симфонический концерт №1, часть1.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Положительный настрой на урок

(Звучит музыка)

Пусть этот день несет нам

 Радость общения,

 Наполнит сердце

 Благородными чувствами. (Слайд 1)

- С каким произведением мы познакомились с вами на прошлом уроке?

Подходят ли эти слова к данному произведению? Почему? (Мы говорили о музыке, а музыка может наполнить сердце благородными чувствами)

-Перед вами лежат карточки оценивания. Не забываем заполнять их после каждого этапа урока.

  1. Проверка домашнего задания.

 - На дом задание было распределено по группам.

1 группа. Говорят дети.  Рассказ о Григе и его творчестве. О фактах биографии нам расскажут

(Звучит спокойная музыка).(Слайд с изображением Грига)

Что мы знаем об Э.Григе? Где он родился?   (В Норвегии, в г. Бергене)

1843- 1907. Уже 107 лет, как в мире не стало Э.Грига.

В последние годы жизни Григ стал уже знаменитым музыкантом, который прославил своим искусством, до того мало кому известную страну, Норвегию.

Его произведения исполняют и любят. Он много концертирует, как композитор, дирижер и пианист. Но в тёплое время года он живет в Норвегии, в собственной вилле, расположенной в живописной местности, недалеко от города Бергена.        Слайд виллы Грига.

Сам композитор называет это место Тролльхауген, что означает “холм троллей”. Ему нравится сказочное название, и он, в шутку или всерьез, считал, что соседствует с троллями.

Отдельно от виллы был построен рабочий домик, специально для сочинения музыки. Здесь в тишине и уединении в окружении природы рождались замыслы произведений Грига.

2 группа.

- Мы работали над образом девочки Дагни Педерсен. (Рисунки Дагни. Характеристика девочки).

3 группа. Осенний лес (рисунки, мини-сочинение). Карточки оценивания.

-Что объединяет эти темы, над которыми вы работали дома?

-Как вы думаете, почему было задано на дом это задание? (Взаимосвязь.)

- Мы завершили работу над произведением? (Нет.)

-Почему вы так думаете?

- Давайте определим главных героев произведения.  В классе размещены карточки с именами героев рассказа. Соберите их и составьте список. (Дагни, Эдвард Григ, тётушка Магда, дядюшка Нильс, осенний лес, музыка, тролль, гном, Пер Гюнт). Учащиеся выбирают нужные карточки и выносят их на доску.

-Оставшиеся карточки с названиями  героев имеют отношения к данному литературному произведению?(Нет)

-А почему они присутствую сегодня на уроке??

( Это герои норвежского фольклора, но они не  упоминаются в произведении).

-Перечислите героев.

-Какого героя произведения и какой термин вы бы поставили в этом списке первыми?(Григ,музыка)

-Посмотрите на доску и сформулируйте тему  урока.

Музыка Э.Грига в произведении К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

-Тема нашего урока «Корзина с еловыми шишками. Характеристика героев» (Слайд)

  1. Постановка задач урока.

–Давайте определим задачи урока.

(Дети определяют задачи урока)(Слайд)

-Мы будем продолжать совершенствовать навык выразительного чтения.

-Развивать умение вести диалог.

-Более глубоко вникать в смысл произведения

5.Актуализация знаний

Открытие детьми нового знания.

-С какими великими людьми мы познакомились, изучая произведение «Корзина с еловыми шишками»? (Григ, Паустовский) (Слайд)

- Посмотрите на экран.  (На экране слова: “Волшебник и великий музыкант”)(Слайд)

- О ком сказаны эти слова? (Об Э.Григе.)

-  Мы читаем произведение о реальном человеке. Что должен знать писатель прежде, чем сочинить рассказ о великом человеке?

  • Биографию  (время, место, где жил композитор, с кем общался.)
  • Черты характера (каким был человек: открытым, общительным или углубленным в себя, замкнутым)
  • Круг его интересов.
  • Его творчество.

- Использованы ли эти знания писателем в произведении «Корзина с еловыми шишками»?

-Подтвердите отрывками из рассказа.

(1.Биография.  2.Черты характера. ( Во время прогулки Григ - известный всему миру композитор, с удовольствием беседует с дочкой лесника.

- Какие черты характера Грига раскрываются?

Он прост в общении – беседует с дочерью лесника, не высокомерен, он добрый – “ глаза у Грига смеялись”, внимательный - “А теперь давай корзину. Ты её едва тащишь”).

 3.Круг интересов.)

- Почему в рассказе Григ с такой любовью и вниманием относится к девочке?

(Из биографии Грига мы знаем, что дочь композитора прожила один год. Она была белокурая и зеленоглазая, как и Дагни из рассказа Паустовского. Больше детей у Григов не было).

Учитель. Из воспоминаний о композиторе нам известно, что он, будучи уже взрослым человеком, душой был близок детям. Он любил сказки и легенды о таинственных лесных духах, о гномах, троллях, эльфах и часто рассказывал их своим маленьким друзьям.

Учитель: Обратимся к тексту.

- Где встретились Григ и Дагни? (Григ и Дагни встретились в лесу).

- Случаен ли выбор места встречи? (Нет. Григ очень любил природу).

 - Почему композитор решил сделать  девочке подарок?

( Она ему понравилась, и у них было  общее - любовь к природе).

2. Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное. (Чтение по ролям «Встреча в лесу»)

 (Прочитайте по ролям диалог с.47  По 1 человеку от группы

(Играет музыка)

   -     Как тебя зовут, девочка?   

-          Дагни Педерсен.

-          Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

-          У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так! А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

-          Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

-          Ой, как долго!

-          Понимаешь мне нужно её ёщё сделать.

-          А что это такое?

-          Узнаешь потом.

-          Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

-          Да нет, это не так. Я сделаю её, может быть за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

-          Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите. У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка

(Григ вслух размышляет: «Она совсем меня запутала, эта Дагни»).

-          Ты ещё маленькая  и многого не понимаешь. Учись терпению. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом.

- Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок?

К. Паустовский прямо об этом нам не говорит, но вы, может быть, уже догадались?

Выслушиваются предположения детей.

 (1.Эта девочка живёт в лесу-она для Грига – воплощение природы, у неё зеленоватые зрачки. Она похожа на его дочь. 2.Дагни - девочка из народа. А  творчество Григ черпал   из народа.

 3. Девочка для Грига – олицетворение молодости, нового поколения, которому он хотел бы оставить свою музыку, а музыка вечна)

Минутка здоровья

Работа в тетради  с.69,з.2

   - Прочитайте выразительно отрывок.

Какие художественные средства использует писатель и для чего?

-Чтобы интереснее звучал рассказ, передать чувства писатель использовал художественные средства (Олицетворение, эпитеты, сравнения)

Работа с учебником (описание музыки)

-Найдите в тексте художественные средства при описании музыки на стр.51

Прослушивание музыкального отрывка.  ( 20сек.)

Представим, что мы присутствуем на концерте вместе с Дагни.

 -  Прослушаете отрывок из музыкальной записи произведений Э.Грига “Утро”. После прослушивания расскажите, что вы представляли, слушая эту музыку.

-  А теперь прочитайте о том, что слышала Дагни в посвященном ей музыкальном произведении. Работа с текстом с.56

Обратите внимание на знаки препинания. Какие знаки часто встречаются в тексте? Восклицательные знаки.  -  Какие чувства можно передать благодаря восклицательным знакам? Радость, волнение, счастье.

 IV. Стадия осмысления.

Написание синквейна «Музыка».(Слайд).

 Звучит музыка Э.Грига «Танец Анитры».

 Сейчас попробуем порассуждать на тему «Музыка» (работа в группах)

•         Запишите существительное – музыка

•         На 2 строке запишите 2 прилагательных, характеризующих это сущ. и раскрывающих тему

•         На 3 строке запишите 3 слова, которые выражают действия данного понятия

•         Теперь запишите слова, которые отражают ваше отношение к этому понятию

•         Запишите синоним к этому слову

 Координаторы групп  читают свои варианты.

-Вот какая может быть музыка.

Поаплодируем себе за работу.

-Почему о Григе сказано, что он волшебник и великий музыкант.

(только волшебник мог написать такую красивую музыку.

Величие человека в его простоте.  Музыкой Григ делает людей лучше)

-Скажите все ли задачи поставленные на уроке были решены?

Итог урока      (Слайд№15)  

  • сегодня я узнал… 
  • было интересно… 
  • я понял, что… 
  • теперь я могу… 
  • меня удивило… 
  • урок дал мне для жизни… 

К.Паустовский словами, Э.Григ музыкой сумели выразить то, что чувствуют, переживают  в душе  люди; пробудить в нас чистые и добрые чувства. Недаром сказаны строки : «Жизнь коротка – искусство вечно»(Слайд).

Д/з

Оценочные листы

Этапы урока

5

4

3

2

1

0

Проверка домашнего задания

Работа с текстом

Составление синквейна

Оценочные листы

Этапы урока

5

4

3

2

1

0

Проверка домашнего задания

Работа с текстом

Составление синквейна

Оценочные листы

Этапы урока

5

4

3

2

1

0

Проверка домашнего задания

Работа с текстом

Составление синквейна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пусть этот день несет нам Радость общения, Наполнит сердце Благородными чувствами.

Слайд 2

Тема урока Музыка Э.Грига в произведении К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Слайд 3

Задачи урока Развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. Совершенствовать навык выразительного чтения. Развивать умение вести диалог. Более глубоко вникать в смысл произведения.

Слайд 4

К.Г.Паустовский (1892-1968) Э.Григ (1843-1907)

Слайд 7

Написание синквейна «Музыка». Запишите существительное – музыка На 2 строке запишите 2 прилагательных, характеризующих это сущ. и раскрывающих тему На 3 строке запишите 3 слова, которые выражают действия данного понятия Теперь запишите слова, которые отражают ваше отношение к этому понятию Запишите синоним к этому слову

Слайд 8

Продолжи фразу сегодня я узнал… было интересно… я понял, что… теперь я могу… меня удивило… урок дал мне для жизни…

Слайд 10

В Ы В О Д

Слайд 11

1. Выборочный пересказ рассказа. 3. Письменно ответьте на вопрос: Чем должен жить человек?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе. К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Тема"К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками". На уроке учащиеся познакомятся с жизнью и творчеством норвежского композитора Э.Грига....

Урок литературного чтения 4 класс К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока по литературному чтению. Работа с текстом. К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Данный урок можно провести по любой программе, в которую вклюено произведение К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками". Урок интегрированный, поэтому 90 минут....

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 2 урок

Цель урока:  ученик, знающий содержание произведения  К.Г. Паустовского, умеющий выражать свои мысли и чувства с основой на  литературное произведение и произведения искусства.Задачи ур...

Презентация к уроку литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" 4 класс УМК "Гармония"

Презентация к уроку литературного чтения  по произведению  К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" 4 класс УМК "Гармония"...

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведение.

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс  К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».  Музыкальное сопровождение произведение....

Технологическая карта открытого урока литературного чтения по теме: "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" с использованием театрализации.

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками". УМК "Школа России"Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с...