Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 2 урок
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Детистова Елена Петровна

Цель урока:  ученик, знающий содержание произведения  К.Г. Паустовского, умеющий выражать свои мысли и чувства с основой на  литературное произведение и произведения искусства.

Задачи урока:     

1) способствовать расширению кругозора учащихся, приобщать к искусству, духовной культуре через изучение литературного произведения;  формировать целостное представление о слове, музыке, развивать интерес к литературе;

2) продолжать работу над развитием речи,  процессов мышления через анализ задач урока, литературного текста;

3) воспитывать любовь и бережное отношение к окружающим людям, природе, умение сопереживать; формировать навыки сотрудничества.

Методы:                                                                                       Формы работы:

     а) словесный;                                                                            а) фронтальная,     

     б) наглядный;                                                                           б) практическая,

     в) практический;                                                                       в) самостоятельная,

     г) частично-поисковый;                                                            г) работа в парах, группах

     д) метод контроля и самоконтроля

     е) методы стимулирования и мотивации:

- создание ситуации успеха

-похвала

-оценка учителем работы обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr._uroka_po_chteniyu.docx50.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: К Г.Паустовский  «Корзина с еловыми шишками» 2 урок

Цель урока:  ученик, знающий содержание произведения  К.Г. Паустовского, умеющий выражать свои мысли и чувства с основой на  литературное произведение и произведения искусства.

Задачи урока:      

1) способствовать расширению кругозора учащихся, приобщать к искусству, духовной культуре через изучение литературного произведения;  формировать целостное представление о слове, музыке, развивать интерес к литературе;

2) продолжать работу над развитием речи,  процессов мышления через анализ задач урока, литературного текста;

3) воспитывать любовь и бережное отношение к окружающим людям, природе, умение сопереживать; формировать навыки сотрудничества.

Методы:                                                                                       Формы работы:

     а) словесный;                                                                            а) фронтальная,        

     б) наглядный;                                                                           б) практическая,

     в) практический;                                                                       в) самостоятельная,

     г) частично-поисковый;                                                            г) работа в парах, группах

     д) метод контроля и самоконтроля

     е) методы стимулирования и мотивации:

- создание ситуации успеха

-похвала

-оценка учителем работы обучающихся

Оборудование:

  • портреты К.Паустовского и Э.Грига; презентация;
  • опорные слова для пересказа дома композитора;
  • записи музыки Э.Грига, выставка рисунков детей, план рассказа на доске, плакат
  • декорация к инсценировке.

        Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

  1. Организационный момент

- Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?

- У меня есть  волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. -- Ну а пока это секрет.

- Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.

II. Самоопределение к деятельности.

1.Откуда эти строки?

… Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев, но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя, с моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли.

- А вы догадались, из какого произведения этот отрывок?.

- А как вы думаете, что предстоит нам сегодня на уроке?

 (анализ произведения)

-Определите задачи урока.

1. “Корзина с еловыми шишками”.

2. К.Паустовский

3. Э.Григ

4.музыка и природа

-Задачи:

1.понять содержание произведения,  определить основную мысль текста

2. Поговорим о писателе Паустовском и композиторе Григе

-Также мы ответим на вопросы:

 3. В чём заключается волшебная сила музыки  и природы?

-Почему портреты писателя и композитора рядом? Что их объединяет?  (искусство)

2.Введение в сюжет урока.

- Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать творчество Грига и его жизнь. О том, в чем заключается творчество Грига, расскажет (Ангелина)

     - Прежде, чем перейти к разговору о самом норвежском композиторе Э.  Григе, мне хотелось бы услышать о стране, в которой он жил и писал свои необыкновенные произведения.

(рассказывает Настя) слайд

         Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Берген… один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озера, зеленые склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин.

      Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард  Григ – композитор, дирижёр, пианист.

       С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона. (слайд)

           Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

                  Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

       День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.

 Ребята, а как вы думаете, можно ли считать Эдварда Грига и К. Паустовского безвозвратно ушедшими от нас? (Ответы детей)

(Нет,  они живут в своих бессмертных произведениях. Грига сделали вечным его музыка, талант, любовь к людям, к жизни, желание дарить себя другим, свою душу отдавать людям.  Паустовский также как и Григ любил природу. Но писал он не только о природе, но и о замечательных людях, у него даже была мечта – собрать сборник биографий знаменитых людей, описать наиболее интересные случаи из их жизни ,доказательством этому служит рассказ «Корзина с еловыми шишками»)

Учитель -Что мы можем вспомнить о Паустовском?         

3.( Работа с книжной выставкой)

 III .Работа с текстом произведения.

А теперь обратимся к произведению  и вспомним, сколько в нем частей. ( 4)

Вспомним и восстановим план рассказа

(план  перемешан)

1.Встреча в лесу.

2.В доме композитора.   (О рождении музыки).

3.Дагни в гостях.

4.______________.   Дагни на концерте  

- Предлагаю вам вспомнить  о чем говорится в каждой части?        

1. ВСТРЕЧА  

Учитель: Где встретил Эдвард Григ маленькую девочку Дагни Педерсен? 

(В горном лесу на берегу моря.)

Учитель: Почему композитор любил проводить время в лесах?

(Красота природы вдохновляла композитора на написание новой музыки.)

а)Работа в группах

-Какими художественными средствами пользуется писатель, показывая природу родной для Грига Норвегии?

I группа – находит сравнение

II группа – эпитеты

III группа – олицетворение

IV группа – метафоры

(Звучит музыка)

(На партах карточки-помощники с определениями, что такое сравнение, олицетворение, эпитет, метафора)

 олицетворения - эхо подхватило, швырнуло звук, живёт и ждёт эхо.

Эпитеты - весёлое эхо, грибной воздух, осенний наряд.

Метафоры - зелёные пряди, буйно разрастается.

Сравнения - листва сравнивается с медью и золотом, эхо с птицей пересмешником.

г) Радиотеатр

-Рассмотрите иллюстрацию к рассказу с.71.

-Какой эпизод она изображает?

-Давайте вспомним, как произошла эта встреча. И помогут нам в этом наши юные артисты:

(Дети показывают инсценировку встречи девочки и композитора под грамзапись «Звуки леса»).

Сценка «Встреча в лесу». 
Григ: Здравствуй, девочка. Как тебя зовут?
- Дагни Педерсен.
- Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.
- У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так! А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон. Дедушка

тоже всю ночь кряхтит.
- Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.
- Ой, как долго!
- Понимаешь мне нужно её ещё сделать.
- А что это такое?
- Узнаешь потом.
- Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?
- Да нет, это не так. Я сделаю её, может быть за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.
- Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите. У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.

(Григ вслух размышляет:  «Она совсем меня запутала, эта Дагни»).
- Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом. (Григ берёт у девочки корзину, и они уходят)

- Что в разговоре Грига с Дагни самое главное?

 (то, что Григ решил сделать подарок Дагни)  

- Но почему же Григ отсрочил подарок, ведь подарков всегда ждешь с нетерпением? Найдите и прочитайте об этом в книге. (…я делаю подарки для взрослых, ты еще мала и многого не понимаешь, учись терпению…)

- Конечно же, подарки материальные – куклы, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.

- А почему через 10 лет? (потому, что тогда Дагни вырастет и сможет понять подарок)

-Какие главные слова выделим из этой части?

(Григ решил сделать подарок Дагни)

Работа над 2 частью.       В доме композитора

а). Беседа с элементами выборочного чтения.

  • В каком городе писал Григ музыку для Дагни Педерсон?
  • Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?

- Какой художественный приём писатель использует? (олицетворение)

б). Выборочный пересказ.

  • Опираясь на модель, опишите, как выглядел дом композитора.

Дом композитора.

жилище
ковры
мягкая мебель
портьеры
диван
рояль

в) выборочное чтение

- А что представлял Э.Григ, когда писал музыку для Дагни?

-Какой литературный приём использует автор?

( Сравнение.  Он сравнивает Дагни с солнцем.)

- Что помогло Григу написать музыку? ( Красота окружающей природы)

   - Каких слушателей ценил Григ больше всего?

- В чём заключалось счастье для великого композитора Прочитать.

- Зачитайте самые важные слова этой части.   Стр 75

Физкультминутка

1)правую руку к носу, левую за ухо .1,2,3- поменяли

2) глубокий вдох носом, выдох ртом

- поставили лифт

3) воздушный шар (с-с-с)

- дыхание закончилось- хлопок

4) зарядка для глаз (девочки на потолке рисуют по часовой стрелке  круг, мальчики против)

- закрыли глаза представили, лужайку, морскую волну..

Работа над 3 частью.     ( Дагни в гостях)

-Как мы назвали третью часть?

-  Что изменилось в жизни Дагни, когда ей исполнилось 18 лет?

Почему Дагни покидает дом?

 - С какой целью ее отправили к тете Магде? (чтобы она посмотрела, как устроен свет, как живут люди)

- Какое время года описывает автор?

Работа над заключительной частью.  (На      концерте)

1.Словарно-лексическа работа.

Учитель: Уточним значение слов, которые встретятся в 4 части.  Значение каких из этих слов вам знакомо? Какой словарь поможет растолковать значение непонятных слов? (Толковый словарь.) Познакомимся со значением слов:

Оркестр- группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на музыкальных инструментах.

Симфоническая музыка- музыкальное произведение, исполняемое симфоническим оркестром.

Музыкальная пьеса- небольшое музыкальное произведение.

Итак, мы выяснили значение музыкальных терминов, чтобы лучше понять содержание заключительной части.

2. Чтение 4 части детьми

1) дети читают по цепочке

2) Описание места и времени концерта.

- Учитель: Сколько лет исполнилось Дагни? (18)

- Куда она впервые собралась идти? (На концерт симфонической музыки)

-Где действие происходит? Как озаглавим 4 часть?

3)- О чём  автор  рассказывает в этой части? (О музыке, о чувствах Дагни.)

-О чем была музыка? (О её Родине.) 

4) Слушание музыкальных произведений Э.Грига.

Вы сейчас прослушаете   два музыкальных фрагмента произведений Э.Грига.

Ваша задача: определить, какая из мелодий соответствует описанной.

Закройте глаза и постарайтесь представить услышанное.

(Слушание разной по характеру музыки Э. Грига   «В пещере Горного Короля» и «Утро».)  

- Какая мелодия соответствует

- Расскажите, какие   картины всплыли в вашем воображении при прослушивании описания музыки?  

-Какие бы цвета  взяли для написания картины к музыке из перечисленных: теплые – холодные;  яркие – бледные; светлые – тёмные?

Вывод: Музыка способна вызывать  в воображении картины  образы у   людей, способных  чувствовать

3) Анализ музыкального образа с опорой на текст.

-  Найдите в тексте только описание музыки. Зачитаем его.

- Слов какой части речи много в описании? (Очень много глаголов.) Прочитайте их.

- Почему автор использует так много глаголов? ( Показывает  развитие действия.) 

-Какая музыка по словам Паустовского?(живая)
- Докажите, что музыка живая.(она росла, подымалась и пенилась, неслась. бушевала, срывала листья)
-Автор одушевляет её, наделяя человеческими качествами.

-Одинаково ли звучит мелодия?

- В каком темпе будем читать: быстром, умеренном, медленном? (Сначала медленно, затем с ускорением.)

- С какой громкостью: громко, умеренно, тихо? (Сначала тихо, затем с нарастающей громкостью.)

Поупражняемся в выразительном чтении.

Проанализируем, чьё чтение понравилось и почему?

Вывод: С задачей справились.

 5)Анализ чувств Дагни с опорой на текст. Работа в парах

- Установите правильную последовательность изменения чувств Дагни. Работаем с текстом в парах.

o   Сначала она ничего не слышала. Внутри нее шумела буря. (2)

o   Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности.(4)

o   Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь.(1)

o   Потом она наконец услышала, как поет ранним утром рожок.(3)

 

- Почему Дагни плакала? (Это слезы благодарности. Ведь плачут не только тогда,  когда больно и плохо, но и от больших, хороших, нежных чувств.)

- Подарок, который Э.Григ преподнес девочке духовный или материальный? (Духовный.)

- Смогла ли Дагни оценить этот подарок? Из каких слов вы это поняли? («Так, значит это был он! Тот ….За вашу щедрость….жить человек…»).

- Почему музыка Грига близка и понятна людям? (композитор берет мелодии из звуков природы, его музыка о простых человеческих чувствах, о любви, о красоте, о добре)

- Почему после исполнения музыки сначала медленно, затем все разрастаясь, гремели аплодисменты?

Вывод: В своей музыке Григ делится своими чувствами со слушателями.

 Разгадывание тайны произведения, ответ на контрольный вопрос урока.

- Перенесемся на 10 лет назад… Что  хотел  сказать Григ своей музыкой? «…Я видел жизнь. Что бы тебе не говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна».?  (Люби жизнь.)

- Что в мыслях Грига говорит ему  Дагни?

 («Спасибо»- не зная за что.)

Прочитаем слово «спасибо»:  с оттенком растерянности, радости, удивления, равнодушия, уверенности, благодарности. 

- Что   в действительности Дагни говорит в ответ композитору спустя 10 лет? (Спасибо!)

- С каким чувством она говорит? (Благодарности.)

За что благодарит она Грига? (За «щедрость, за то, что он открыл ей то прекрасное, чем должен жить человек…»)

- Что имела ввиду Дагни под словами то прекрасное?

IV.Обобщающая беседа .

  -  Как вы поняли, о чём этот рассказ? Ответить на вопросы нам  помогут слайды , на которые мы помещали важные слова каждой части.  

-( о красоте мира и музыки, отражающей жизнь;  об умении видеть прекрасное в самом обыкновенном.
- Нужно жить и любить свою жизнь потому, что она удивительна и прекрасна, что бы о ней ни говорили)

- Почему сегодня портреты писателя и композитора рядом? Что объединяет их? (искусство)

- (Э.Григ и К.Паустовский – великие мастера. Один словами, другой – музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И мы должны быть признательны им за это  Людей искусства благодарят аплодисментами.

- Давайте поблагодарим Паустовского за его прекрасный рассказ. Э.Грига – за чудесную музыку. Себя – за работу на уроке. А гостей – за внимание.

Кто же был самым важным и нужным на нашем уроке.

(в шкатулке - зеркало. Каждый видит себя)

- Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

- Мне бы хотелось, чтобы вы стали хорошими людьми. И слова М.Пришвина и В. Сухомлинского были вашим девизом по жизни.

Все хорошее в природе - от солнца;
А все лучшее в жизни - от человека.
М. Пришвин.

Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.
В.А.Сухомлинский.

7.  Домашнее задание.

Домашняя работа состоит из 2 частей:

    1) подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка произведения;

    2*) записать в тетрадь наиболее важные мысли стр 82;

Рефлексия.+,    -,   +-

  

(ответы детей)

( К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

(искусство)

Ученики выступают с сообщениями

Показывают выставку

Восстанавливают план у доски

Работа в больших группах

Оценить группу 1

Чтение по ролям под звуки леса

Отвечают на вопросы

Выборочное чтение

Выполнение движений

Фронтальная беседа

Словарная работа

Уч-ся читают

На концерте

Слушание 2 мелодии

Если будет время

Работа в парах

Проверяют у доски или у вебкамеры

ТЕСТ(резерв)

- Проверим понимание уже прочитанных частей произведения, которое анализировали на уроке. Приступим к выполнению теста на индивидуальных листах. На работу дается 2 минуты.

Приступаем к  проверке. За правильность ответа рядом будем писать баллы.

Слайд

 (1 балл)

 1.   Кого из русских писателей называют «певцом и защитником природы»?

          а) К. Паустовского;

          б) Б. Житкова;

          в)  В. Драгунского;

          г) другой вариант ответа.

2.  К какому литературному жанру можно отнести произведение «Корзина с еловыми шишками»?

           а) рассказ;

           б) басня;

           в) сказка;

           г) другой вариант ответа.

3. Кем был Э.Григ?

           а) писателем;

           б) композитором;

           в) музыкантом;

           г) другой вариант ответа.

4. В какой стране происходят описанные в произведении события?

           а) в России;

           б)  в Норвегии;

           в)  в Бергене;

           г) другой вариант ответа.

5.  Почему в кабинете Грига не было ковров, портьер и мягкой мебели?

   а) он любил простор;

   б) у Грига была аллергия;

   в) это могло приглушить звук;

   г) другой вариант ответа.

Взаимопроверка с доски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

        Среди произведений  литературных жанров, особое место занимают лирические. Для полноценного восприятия произведения учащиеся должны проникнуться эмоционал...

урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Урок литературного чтения в 4 классе по программе Школа России К.Г. Паустовский "Корзина с еловими шишкми." Представлены коспект урока, презентация, тест для проверни домашнего задания...

конспект фрагмента урока литературного чтения в 4 классе "Корзина с еловыми шишками"

конспект фрагиента урока разработан и проведен по УМК "Школа России...

Урок литературного чтения К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цели урока:          обучающая:·          обучать образному восприятию музыки в тексте писателя, умению подчин...

Урок литературного чтения К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

·   Цели урока:        Познакомить с произведением,·       Работать над развитием речи.·       Развивать умение пер...

Технологическая карта к уроку по литературному чтению. К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками".

Эта технологическая карта получила одобрение педагогов кафедры начального образования Академии постдипломного образования СПб в 2015 году....