Открытый урок по литературному чтению К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
план-конспект урока (3 класс) по теме

Конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korzina_s_elovymi_shishkami.docx23.74 КБ
Файл korzina_s_elovymi_shishkami.docx.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

                                                 ХОД УРОКА.

                Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

  1. Постановка учебной задачи.

(Учитель читает вслух два отрывка)                         Слайд №2.

  1.  «Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей;

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей»…

  1. «Торопитесь всё отдать при жизни,

         Чтоб, уйдя к небытию во власть,

         Тёплым ливнем, снегом ли пушистым

         Снова к милой родине припасть.»

- Как вы думаете, ребята, к кому обращены эти строки? Что хотел сказать автор этих строк? Какой совет он даёт?

( Ответы детей).

- Действительно, то, что прозвучало в этих стихах, касается всех нас. Автор стихов даёт совет всем людям, как пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящён этот урок. Это русский писатель К.Г.Паустовский ( Слайд№3) и норвежский композитор Эдвард Григ. ( Слайд№4).

                   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

  1. Подготовка к восприятию  произведения.

- Все произведения этого писателя исполнены удивительно тёплым , светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли, к её скромному пейзажу. В его произведениях мы ощущаем сердечного, душевно щедрого и необыкновенно доброго, доброжелательного человека. (Слайд №5,6). Несмотря на название «Корзина с еловыми шишками», рассказ о другом.  Дело в том, что Паустовский писал не только о природе ,но и о композиторах, художниках, писателях, т.е. о людях, которые тонко чувствовали красоту окружающего мира и старавшиеся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Этот рассказ введёт нас в мир музыкального творчества великого норвежского композитора Эдварда Грига. ( Слайд№7). Будущий гений сел за  пианино в четыре года, а в 12 лет он уже во всю сочинял музыку.; в 15 лет он поступил в Лейпцигскую консерваторию и в 1862 г. окончил её с отличными оценками. Его судьбой отныне и навсегда  становится музыка.

2. Словарная работа.

(Слайд №8,9)

Берген – город в Норвегии

 Ничтожная часть – маленькая часть

Кованые – обитые железом

Портьеры – плотные тяжёлые занавески для окон или дверей

Ботфорты – высокие сапоги

Благоухание – аромат, приятный запах

Парча, бархат, шёлк, фетр – виды тканей

Шпоры – металлическая дужка с колечками на конце, прикреплённая к сапогу всадника и служащая для понукания лошади.

Шпага – колющее оружие с прямым длинным клинком.

  1. Чтение произведения.

Первую часть читает подготовленный ученик. (Слайд№10)

- С какими героями встретились в этой части?

Вторую и третью часть читает учитель под музыку Э.Грига ( Э.Григ «Песня Сольвейг из сюиты «Пер Гюнт») – 5, 18 мин.

  1. Первичный анализ.

- Какое настроение появилось у вас после знакомства с произведением? (Слайд№11).

- Что особенно понравилось?

- Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку, и мысли Дагни, услышавшей эту музыку.

- Что заметили?

(Заметили сходство: они думали об одном и том же).

- Музыка победила расстояние, время, сумела передать чувства композитора и Дагни, напомнила картины родной природы Норвегии.

4. Знакомство с музыкой Э.Грига.

- Сейчас вы прослушаете ещё одну музыкальную композицию Э.Грига. она называется «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт». Под шум холодного дождя создал композитор главное сочинении своей жизни- пьесу «Пер Гюнт». (Звучит музыкальный отрывок «В пещере горного короля». Учитель читает под музыку строки, в которых описывается, как рождалась эта музыка). (Слайд№12):

« Холодный дождь уныло стучал в окно старого дома. За стёклами утопал во тьме древний Берген, было слышно, как бьётся о скалы ледяное мор. Но человек в скудно освещённой холодной комнате не замечал этого шума. Он слушал музыку, которая ещё не родилась. Где-то внизу под толщей базальтовых скал, били тяжёлые огненные молоты, землю сотрясали мощные удары, в ритме которых стучало и его сердце. Там, в подземных пещерах, горели неугасимые горны таинственных существ, в безумной пляске кружилась нечисть… Рука композитора дрогнула. Через неё в мир вошёл ритм этого устращающего танца и под серым дождём на лист легли ноты музыки, которой суждено было стать бессмертной. Эдвард Григ сочинял «В пещере горного короля».

- Вы только что прослушали музыку Грига. Надеюсь, что слушая её представили себе, как глубоко под землёй тролли неистово танцуют свой танец.

- Какое впечатление произвела на вас эта музыка?

- Дагни Петерсен получит свой подарок, спустя много лет. Произойдёт это на концерте в парке. Об этом вы ещё прочитаете дома. Перед вами слайд, на котором изображён этот момент в жизни Дагни. ( Слайд №13).

                                ИТОГ УРОКА.    

- Понравилось ли вам это литературное произведение? Как вы можете охарактеризовать его? Какие эпитеты можно подобрать? ( Красиво, волнующе, великолепно).

- Музыка – прекрасный вид искусства. Паустовский в своём красивом, поэтическом рассказе «Корзина с еловыми шишками» ещё раз подтверждает это.

                           ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (Слайд№14).

- Дома вам надо будет подготовить выразительное чтении 1, 2 и 3 части. Выписать слова и словосочетания, описывающие музыку, либо подготовить подробный пересказ первой части.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» Учитель ГБОУ СОШ№ 276 Санкт - Петербурга Яковлева И.В.

Слайд 2

«Корзина с еловыми шишками» К.Г.Паустовский

Слайд 3

Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968 )

Слайд 4

Эдвард Григ (1843-1907) норвежский композитор

Слайд 5

Рассказы К.Г. Паустовского

Слайд 7

Эдвард Григ (1843-1907) норвежский композитор

Слайд 8

Берген – город в Норвегии Кованые – обитые железом Портьеры – плотные тяжёлые занавески для окон или дверей Ботфорты – высокие сапоги Благоухание – аромат, приятный запах Парча, бархат, шёлк, фетр – виды тканей Шпоры – металлическая дужка с колечком на конце, прикреплённая к сапогу всадника и служащая для понукания лошади Шпага – колющее оружие с прямым длинным клинком

Слайд 9

Норвегия Берген

Слайд 13

Концерт, на котором Дагни «получит» свой подарок

Слайд 14

Домашнее задание: 1). Выразительное чтение 1, 2, 3 части ( выписать слова и словосочетания, описывающие музыку ) или 2). Подробный пересказ 1 части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению для 4 класса на тему: К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

В данном плане-конспекте представлено первичное ознакомление с текстом....

Проект урока по литературному чтению К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Проект урока по литературному чтению  К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" и презентация к уроку...

Урок по литературному чтению К. Паустовский Корзина с еловыми шишками. Э.Григ -великий волшебник и музыкант.

Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС НОО. В разработке представлены новые формы и методы работы, а также современные образовательные технологии....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 4 классе ( по рассказу К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»)

Предмет: литературное чтениеКласс: 4 В Тема урока: К. Г. ПаустовскийТип урока: урок – исследование.Цель урока:1. Провести исследовательскую работу над произведением;2. Учить выделять главное в с...

Самоанализ открытого урока по литературному чтению в 4 «В» классе К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»

Самоанализ открытого урока по литературному чтению в 4 «В» классе К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»...


 

Комментарии

Мартынова Марина Васильевна

Замечательный урок! Спасибо!