Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме

Романова Наталья Петровна

 

          Среди произведений  литературных жанров, особое место занимают лирические. Для полноценного восприятия произведения учащиеся должны проникнуться эмоциональным состоянием лирического героя, почувствовать, пережить то, что его радует, удивляет, волнует.

       Главное в работе при чтении таких произведений состоит в том, чтобы разбудить, развить эмоции и чувства ребенка, добиться искреннего заинтересованного отношения к изучаемому тексту. 

        Эмоциональное восприятие произведения К. Паустовского должна усилить музыка Э. Грига, что  считаю основной целью первого урока. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Романова Наталья Петровна Алтайский край Новичихинский район МОУ Лобанихинская средняя общеобразовательная школа.

МОУ « ЛОБАНИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

                           УРОК   ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  В 4 – М КЛАССЕ

                         ТЕМА: К.Г.ПАУСТОВСКИЙ

                                                     «КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ».

                                Программа 1-4. Учебник «РОДНАЯ РЕЧЬ» авт. М.В.Голованова,

                                                                                                                 В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова.

                                                                                                             УЧИТЕЛЬ:    Н.П. РОМАНОВА

Краткое обоснование:

   Художественный тест, по моему мнению, теряет смысл и аромат, если нужно только размышлять, если мысль не становиться сердечной. Ещё К.Д.Ушинский подчёркивал: «Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали. В поэтическом произведении многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом».

    Аромат произведения К.Паустовского, прекрасного самого по себе, эмоциональное первоначальное восприятие его должна усилить музыка Э.Грига, что и считаю основной целью первого урока по рассказу «Корзина с еловыми шишками».

ТЕМА: К.Г.ПАУСТОВСКИЙ «КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ».  

   

ЦЕЛЬ:

          -  создать условия для воспитания художественного, эстетического вкуса;

          -  продолжить знакомство с произведениями К.Г.Паустовского;

          -  познакомить с творчеством Э.Грига;

          -  развивать эмоциональное восприятие слова и музыки

ОБОРУДОВАНИЕ: портреты К.Паустовского и Э.Грига, аудиозапись музыкальных произведений Э.Грига

                                     «Утро», «Песня Сольвейг», опорные карточки.

ЭПИГРАФ УРОКА: «Волшебник и великий музыкант».  

                                 

ХОД ПЕРВОГО УРОКА. (На последующих уроках проводится  подробный анализ произведения и знакомство с музыкой Э.Грига к произведению  Хенрика Ибсена «Пер Гюнт» песней «Сольвейг».

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Комментарии

1.Подотовка к художественному восприятию произведения.

2. Восприятие художественного текста.

-Первичное чтение

-Беседа по восприятию.

3.Рефлексия.

4. Д/З

-Ребята, вспомните имя автора этих произведений. О чём они?

-Каким по прочитанным рассказам вы представляете себе К. Паустовского?

-Кто хотел бы поделиться?

-Хотели бы вы увидеть его портрет?

-Совпало ли ваше представление о писателе с тем, что вы увидели?

-К.Г. Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий  наиболее интересных людей, описать некоторые  случаи из их жизни.

-С человеком, рассказ о котором мы будем читать сегодня, он познакомился через музыку. Я хотела бы, чтобы вы прослушали музыкальное произведение и представили себе композитора, который написал эту песню.

-Какие чувства вызвала у вас эта песня?

-Какой человек мог написать эту музыку?

-Автор этого музыкального произведения – великий норвежский композитор Эдвард Григ. Норвегия -северная страна и музыка Э.Грига проникнута любовью к своей стране, её неброской красоте, к её природе.

-Посмотрите на его портрет ещё раз.

-Сохранилось ли ваше первое представление о музыканте?

-Кто хотел бы передать, каким человеком увидел Э.Грига на портрете.

-Вот об этом человеке мы и будем читать рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

-Как я уже сказала, в жизни они не встречались. Кто догадался, почему?

-Как вы думаете. почему К. Паустовский решил написать об

 Э. Григе?

-Могли бы они подружиться.

-Послушайте рассказ и постарайтесь увидеть композитора таким, каким он был в представлении писателя.

Чтение учителем I и II части текста.

-Чтение учителем текста до конца.

- Понравился ли вам рассказ? Кто хотел бы поделиться своими мыслями, чувствами?

-Изменилось ли ваше представление о композиторе?

-Какие эпизоды из этого рассказа вы хотели бы услышать, перечитать?

-А как Дагни слушала музыку?

-Как вы думаете, почему музыка Э.Грига произвела на Дагни такое впечатление?

-Что помогло Дагни увидеть и услышать всё это?

-Прослушайте ещё раз внимательно пьесу Э.Грига «Утро». Представьте себя на месте Дагни и постарайтесь услышать то, что услышала Дагни.

-Кто хочет поделиться с нами своими впечатлениями, рассказать о чувствах, которые пережил, слушая музыку?

-Какое чувство вызвала у Дагни музыка Грига?

-А испытываете ли вы сейчас это чувство и кому вы благодарны?

-Прочитайте хором эпиграф урока.

-О ком эти слова?

-Чьи это слова?

-А можно ли эти слова отнести  к самому К. Паустовскому?

-Да, мы должны быть благодарны

К.Г. Паустовскому, за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Э. Григе – этом добром «волшебнике и великом музыканте». Оба они – великие волшебники, мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства и люди всех времён будут им признательны за это. И если этот урок, поможет вам стать чуточку добрее, чище, я буду очень рада.

-Подготовить выразительное чтение. понравившегося эпизода. Выразить чувства от прочитанного в рисунках. Спасибо за работу!

-К.Г. Паустовский

-О природе.

-Добрый, внимательный, наблюдательный.

_Добрый, проницательный взгляд……..

-Грусти, нежности.

-Добрый, ласковый…..

-Добрый, ласковый взгляд, сказочник.

-Жили в разное время, в разных странах.

-Они близки по характеру, добрые, любят свою страну, природу.

-Да……

-Чтение подготовленными детьми  (Ч.III и IV до слов: «Сначала она ничего не слышала.»).

-Да…

-Нет……….

-Как Дагни  слушала музыку,……

-Со слезами благодарности.

-Она увидела свою родину, свой лес, горы, моря, услышала звуки, рождаемые в лесах, горах.

-Музыка Грига.

-Восторг, радость, нежность грусть….

-Благодарность.

- К.Г. Паустовскому, Э. Григу, учителю.

-«Волшебник и великий музыкант».

- Об Э. Григе.

-К.Г. Паустовского

-Да, он тоже волшебник и музыкант слова.

Книжная выставка.

Слайд 2

Слайд 3

Звучит «Песня Сольвейг».

Слайд 4

Слайд 5

Учитель читает на фоне звучащей музыки (Э. Грига «Утро»).

Высказывания детей, зачитывание отрывков. (Слайды 6,7)

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками".

В презентации представлены материалы из биографии  К. Паустовского и Э Грига. В конце урока проводится проверочная работа по изученному....

презентацияк уроку литературное чтение: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

презентацияк уроку литературное чтение: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 4 класс...

Презентация к уроку литературного чтения К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" 4 класс

Презентация является дополнением к уроку литературного чтения в 4 классе К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"....

Конспект урока литературного чтения К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" 4 класс.

Урок с применением приёмов технологии критического мышления....

Проект урока по литературному чтению К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Проект урока по литературному чтению  К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" и презентация к уроку...

Урок литературного чтения К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками". Э.Григ-великий волшебник и музыкант.

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. В сценарии представлены современные образовательные технологии, формы работы....