Конспект урока литературного чтения К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" 4 класс.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Валентина Геннадьевна Макарова

Урок с применением приёмов технологии критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа

Урок литературного чтения 4 класс

«Корзина с еловыми шишками»

К.Паустовский

Выполнила:

Макарова В.Г.

учитель начальных классов

Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Цель: 

-совершенствование навыка осмысленного, выразительного чтения,

-способствовать расширению кругозора  детей, приобщению к искусству, духовной культуре; способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

-развивать речь учащихся и умение формировать идею произведения;

-способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, обосновывать свою точку зрения;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

Планируемые предметные результаты урока:

Уметь работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь).

Метапредметные результат:

Регулятивные: формирование учебной задачи урока, исходя из материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока.

Познавательные: работать с учебным текстом, выделять информацию в книге.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника; адекватно использовать речь для планирования регуляции своей деятельности.

Личностные УУД: формирование системы нравственно этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуация

.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

II .    Работа с текстом до чтения.  

1. Прогнозирование содержания рассказа на основе заглавия и иллюстраций.

- Что вы представили, читая название, рассматривая иллюстрацию?

- Кто автор произведения? О чём он пишет в своих рассказах?

2. Сведения о жизни К. Паустовского.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного статистика, 31 мая 1892 года. Писатель вспоминал, что отец его был неисправимым мечтателем, поэтому часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселяется в Киеве. Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставил семью, и юный Костя стал зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно, занимаясь репетиторством.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы.

- Ребята, давайте вспомним произведения, написанные К. Паустовским. (Слайды 1-8).

- Рассмотрите иллюстрации к произведениям К. Паустовского (Слайд 9-13) 

В своих произведениях К. Паустовский раскрывается нам.  Мы ощущаем сердечного, душевно щедрого и необыкновенно доброжелательного человека. Его рассказы наполнены удивительно тёплым, светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли.

Паустовский умер в 1968 году. В изголовье лежит камень неотшлифованного красного гранита, на котором с одной стороны помещена надпись "К.Г. Паустовский", а с другой годы жизни 1892 - 1968.

-У могилы писателя, корзина с еловыми шишками ? Случайно ли это?

- Как вы думаете, почему там оказалась корзина с еловыми шишками?

- Мы постараемся ответить на этот вопрос в течение урока.

- Откройте учебник на стр. ___.

- Рассмотрите иллюстрации. Как называется произведение?

- Его жанр? Давайте повторим жанры.

- Жанр произведения Паустовского?

- Прочитайте первое предложение произведения. О ком оно будет? Но мы знаем, что Паустовский писал о животных? Кто такой Григ? Кто знает?

– Оказывается, Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий знаменитых людей, описать некоторые случаи их жизни.

- Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, введёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества норвежского композитора, пианиста  Эдварда Хагерупа Грига.

– Что вы знаете об Эдварде Григе? Слушал ли кто-нибудь из вас его музыку?

Григ скончался в родном городе — Бергене — 4 сентября 1907 года.

Похоронен в скале над вечно волнующимся морем .

 Посмотрите, какая связь между Константином Паустовским и Эдвардом Грином, а Эдвардом Грином и корзиной еловых шишек?

3. Перед чтением проведем словарную работу

Словарная работа.    * - поиск по толковому словарю

Берген - город в Норвегии.

Ничтожная часть - маленькая часть.

Кованые - обитые железом.

Портьеры* - плотные тяжелые занавески для окон или дверей.

Ботфорты* - высокие сапоги.

Благоухание - аромат, приятный запах.

Парча, шёлк, бархат, фетр - виды тканей.

Шпоры - металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.

Шпага - колющее оружие с прямым длинным клинком.

   4.Чтение 1 части. Выявление первичного восприятия текста

 – Чтение учителем начала рассказа.

- Почему у Грига появляется желание именно Дагни подарить музыку?

Попробуем найти ответ на этот вопрос во второй части.

5. Чтение 2 части учителем и учащимися.

- Как вы поняли, о чём писал музыку Григ? Почему?

- Каких слушателей он ценил больше всего? Почему

-  Почему же Григ писал музыку именно для девочки?

 -Какие слова 2-ой части самые важные?

- Все ли окружающие люди думают так же, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? А какая ваша позиция?

6. Чтение 3 и 4 части. 

- Попробуйте прожить это время с Дагни. Прислушайтесь к своим чувствам.

- Что же почувствовала, пережила Дагни? А вы?

- Какие картины представляла Дагни? Почему она плакала, слушая музыку?

- Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку.

         А теперь найдите и прочитайте мысли Дагни, услышавшей музыку.

         Что заметили? (Сходство: они подумали об одном и том же.)

         Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора и Дагни и напомнила картины природы родной Норвегии.

III.Рефлексия. Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа?

                                  Для чего живёт человек? Дагни поняла это, а вы?

Продолжи фразу:

Я понял, что…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

- А теперь я попрошу вас показать с помощью цвета

Розовый, если вам было всё понятно, вы с удовольствием работали на уроке

Зелёный, вам все понравилось, но вы испытывали небольшие затруднения

Голубой, если вам было скучно и неинтересно.

IV. Домашнее задание

Перечитать рассказ и по желанию составить синквейн к слову «Григ».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВИКТОРИНА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ КОНСТАНТИНА ГЕОРГИЕВИЧА ПАУСТОВСКОГО

Слайд 2

Откуда взяты эти строки? «Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларек и не успел еще ничего выковырять из щели. Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка упал и завел глаза: прикинулся мертвым. .»

Слайд 3

Растрепанный воробей

Слайд 4

Откуда взяты эти строки? «…Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. …»

Слайд 5

5 Барсучий нос

Слайд 6

Откуда взяты эти строки? «… Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей».

Слайд 7

Кот- ворюга

Слайд 8

Откуда взяты эти строки? «…Зайца вылечили. Ваня завернул его в ватное тряпье и понес домой. …»

Слайд 9

9 Заячьи лапы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения с презентацией для учеников 3 класса.

Программа по литературному чтению в 3 классе состоит из нескольких разделов, один из которых называется литературные сказки. Цель данного раздела – расширить кругозор детей, подготовить их к восприяти...

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "Произведения о родной природе", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто «Веревочка» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: А.Л. Барто «Веревочка»Цели урока:- ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто;- развивать память и внимание, навыки вырази­тельного чтения;П...

конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"

конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения Л.Толстой "Пожарные собаки". 1 класс. перспектива.

Конспект урока литернатурное чтение по произведению ЛТолстого "Пожарные собаки".1 класс. перспектива....