Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Дорошкевич Елена Анатольевна

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Три товарища", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.oseeva_tri_tovarishcha.doc67 КБ
Файл v.oseeva_tri_tovarishcha.rar2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе.

(УМК «Начальная школа 21 века»)

В.ОСЕЕВА «ТРИ ТОВАРИЩА»

Цель: создать условия для формирования нравственных понятий «зло – добро», «правда – кривда», «честь – бесчестье», для развития учебных и читательских умений.

Планируемые результаты:

личностные: применяют правила делового сотрудничества, проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику;

метапредметные: регулятивные – планируют решение учебной задачи, оценивают результаты деятельности, анализируют собственную работу; познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверяют, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, составляют небольшие устные монологические высказывания;

предметные: научатся называть фамилию автора и заголовок, сравнивать рассказы, стихотворения, выделять главную мысль произведения; получат возможность научиться соотносить пословицы с содержанием произведения.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (авт. Л. А. Ефросинина), презентация.

Ход урока:

 I. Организационный момент.

- Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. А в природе такую радость  дарит нам солнце. Давайте сейчас сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Представьте  в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляйте к ней свой лучик, который несёт  любовь. Ваша звёздочка стала увеличиваться. Направляйте к звёздочке  лучики, которые несут здоровье, ласку, радость. Звёздочка стала совсем большой, как солнце, которое несёт всем свет, тепло, радость и добро.            

- Откройте глазки. Всё ваше хорошее настроение я обозначу  солнышком, а не очень хорошее тучкой.

Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.

Выбор девиза урока.

- А девизом нашего урока  будет пословица, прочитайте. (слайд 1)

Жизнь дана на добрые дела

- Как вы думаете, о чём будет идти речь на нашем уроке? 

-  Верно, будем говорить о добрых делах и о хороших поступках. Но в начале урока, проведём речевую разминку.

 Речевая разминка.

- Для чего  каждый урок проводим речевую разминку?

 ( Развиваем  голосовой аппарат, правильное произношение, дикцию, темп речи)

- Для речевой разминки я приготовила скороговорку. Прочитайте её медленно по слогам. (слайд 2)

Испекла Иришка куклам по коврижке.

- О ком скороговорка?         (Об Иришке)

- Что испекла Иришка? (Коврижку)

-  Что такое коврижка?         (Это пряник)

- Произнесите пословицу целым словом.

- Произносим увеличивая темп.

- Отвечаем на вопросы: (учитель задаёт вопросы, чередуя логическое ударение в словах) (слайд 3)

- Испекла Иришка куклам по коврижке?

(Дети отвечают, меняя интонацию и логическое ударение.)

-  Испекла Иришка куклам по коврижке?

- Испекла Иришка куклам по коврижке?

- Произнесём скороговорку с разной интонацией.  Ребята, слушаю ваши предложения.  С какой интонацией вам бы хотелось её произнести?

(Дети предлагают интонацию. Могут быть варианты: весело, ласково, с удивлением. Произносят скороговорку с разной интонацией)

- Сегодня продолжим изучать творчество уже знакомого для вас писателя, который пишет о дружбе и  добрых поступках.  

Прочитайте по этим буквам фамилию автора. (слайд 4)

Дети. Читают со слайда по буквам:  Осеева (слайд 5)

О                                е

с                                      в

                                                а                                                        е

 Беседа об авторе. (слайд 6)

- А что вы уже знаете о В. А. Осеевой? (Дети отвечают, используя слайды).

  • Родилась в Киеве в семье инженера.
  • В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актёрский факультет.
  • 16 лет она отдала воспитанию детей – беспризорников и малолетних правонарушителей.

Учитель. В. Осеева работала педагогом  и воспитателем, а на досуге сочиняла сказки, рассказы, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.

-  Какие рассказы Осеевой вы  читали? (слайд 7,8)

- В. Осеева написала очень много рассказов. В своих рассказах  писательница сопоставляет плохие поступки с хорошими делами. Она никого в них не осуждает, но даёт хорошую установку на добрые дела.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы прочитаем ещё одно произведение В. Осеевой. Прочитайте тему урока. (слайд 9)

-  Я хочу, чтобы вы не просто научились читать это произведение, но ещё учились думать, рассуждать, анализировать  поступки героев, высказывать свою точку зрения.

3. Первичное чтение.

- Как вы думаете, о ком будет это произведение? ( О друзьях.)

-  Сколько было друзей? (Трое)

- Что вам помогло предположить содержание? ( Иллюстрация, заголовок.)

а) Чтение цепочкой.

б) Первичное восприятие текста.

- К какому жанру относится это произведение? (Это рассказ, потому что автор рассказывает случай из жизни.) (слайд 10)

- Назовите героев рассказа. ( Витя, Коля, Миша, Володя.)

- Соответствует ли содержание рассказа вашим предположениям. (Дети высказывают своё мнение.)

- Какоё настроение вы испытали, слушая этот рассказ.

Физминутка.

4. Анализ содержания текста.

- Продолжаем работать с текстом. (слайд 11)

Слайд пустой ( Пустой слайд, для того, чтобы не отвлекать ребят от восприятия текста)

  1. Выборочное чтение.
  • Прочитайте, что случилось с Витей?
  • Какой совет дал Коля?
  • Какой совет дал Миша?
  • А как поступил Володя?

 ( Ребята находят в тексте ответы на вопросы. Приходят к выводу, что Володя не давал советы, а поделился с Витей завтраком. А это лучше, чем советы Коли и Миши, которые ничем мальчику не помогли)

5. Характеристика героев.

Работа в парах.

- Какими были Коля и Миша?

-  Если бы вас попросили представить характер этих мальчиков в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали?

- Верно, краски холодные, потому что мальчики были сами холодные и безразличные к чужой беде.

-  Каким был Володя?(внимательный, щедрый, добрый, заботливый, отзывчивый, ласковый…)

- Если бы вас попросили представить характер Володи в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали?

 (Дети показывают учителю кружки тёплых цветов: Красный, жёлтый, оранжевый.

Учитель свои кружки тёплых цветов  прикрепляет на доске.)

-  Мальчик был добрый как солнышко, которое согревает всех своим теплом.

-  Кто оказался настоящим другом? (Володя.)

-  С кем из мальчиков вам хотелось бы подружиться?

 (С Володей. В трудную минуту он пришёл другу на помощь, поделился завтраком.Он не давал советы, а сразу помог.)

- Хорошо иметь друга, который заметит твою беду, не останется равнодушным и придёт на помощь.

6. Чтение по ролям.

7. Обобщение изученного. (Работа с пословицами). (слайд 12)

- Какие пословицы  можно соотнести с рассказом? (Дети читают пословицы со слайдов) 

  • Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
  • Друзья познаются в беде.
  • Без друга в жизни туго.
  • Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить

(Дети  выбирают вторую и четвёртую пословицу,  обосновывают свой ответ.)

- Да, в трудной ситуации мало говорить и давать советы, нужно скорее помочь. Совет хорош, а дело лучше.

8. Итог урока.

- Какой рассказ мы прочитали на уроке? (Рассказ В. Осеевой «Три товарища»)

- Что в отношениях героев осуждает В. Осеева? (Жадность, Равнодушие)

- Как вы думаете, почему Осеева написала этот рассказ? (Друзьям нужно помогать. Она хотела показать какими могут быть друзья. Как плохо не помочь другу.)

- Вспомните девиз урока. (Жизнь дана на добрые дела.)

- Как эта пословица была связана с уроком? (Володя поделился завтраком, значит совершил добрый поступок.)

- Какое слово в пословице будет главное?  ( Добрые.)

- Попробуйте прочитать пословицу выразительно.    ( Жизнь дана на ДОБРЫЕ дела.)

9. Рефлексия.

- Невозможно научиться дружить на одном уроке. Я надеюсь произведения В. Осеевой помогут вам задуматься о дружбе.

- С каким настроением заканчиваем урок?

- Будьте добрыми, отзывчивыми. Берегите своих близких и друзей.



Подписи к слайдам:

Жизнь дана на добрые дела.
Испекла Иришка куклам по коврижкам.
Испекла Иришка куклам по коврижке.
Испекла Иришка куклам по коврижке.
Испекла Иришка куклам по коврижке.
О
с
е
е
в
а
Осеева Валентина Александровна
Валентина Александровна Осеева (1902- 1969)
Родилась в Киеве в семье инженера.В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание - воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.
Книги В.А.Осеевой
В.Осеева «Три товарища»
В. Осеева
В. Осеева
В. Осеева
Потерянный день
Три товарища
Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
Друзья познаются в беде.
Без друга в жизни туго.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
«Печенье»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России"

предлагаю конспект урока по литературному чтению в 3 классе УМК "Школа России" по теме" Стихи А.С.Пушкина".Вурок включаю  речевые разминки, рабрту по толковым словарям, работу  в парах....

конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России".постаралась выстроить методически правильно, использовала работу  со словарем, работа в парах, самооценка....

конспект урока литературного чтения в 4 классе.УМК "Школа России"

Предлагаю разработку урока по литературному чтению, постараласть показать, как надо учить ребят работать с текстом, делать выводы, оценивать и анализировать....

В. В. Бианки "Первая охота". Конспект урока литературного чтения в 1 классе. УМК "Школа России"

Урок литературного чтения по теме "Творчество В.В.Бианки. Первая охота (отрывок)" изучается в 1 классе в послебукварный период. В ходе урока предусмотрены разные виды работ по формированию времен...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа России"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа России" по теме:  П.Бажов "Серебряное копытце"...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе ОС "Школа России" В. Драгунский "Тайное становится явным"

Настоящая разработка урока составлена с применением технологии продуктивного чтения. Соответствует требованиям ФГОС НОО....