Урок литературного чтения К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками". Э.Григ-великий волшебник и музыкант.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Сафронова Ирина Владимировна

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. В сценарии представлены современные образовательные технологии, формы работы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 Б классе

Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Эдвард Григ-великий волшебник и музыкант.

Цель: 1. Продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного выразительного  чтения, обобщить знания по прочитанному произведению; показать, что человек становится   по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.

Задачи урока:

  • продолжить знакомить детей с творчеством Паустовского и Грига;
  • развивать навыки чтения, обучать приёмам работы над художественным произведением;
  • развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся
  • развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев
  • развивать умение анализировать прочитанное.
  • воспитывать любовь к музыке,
  • воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.
  • Тип урока: интегрированный                                                                                             Оборудование:   портреты Паустовского и Грига; презентация к уроку, аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений Э. Грига; карточки для работы в парах и группах, Кластеры, нотки-смайлики для рефлексии; учебник и тетрадь.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный момент
  • -  Сегодня у нас необычный урок чтения. Почему, я думаю, вы догадаетесь, прослушав стихотворение.

Ты и музыка

Ты слышишь музыку в любом движенье дня.
Она бежит навстречу лёгкими шагами,
Или течёт, тихонечко звеня,
Перекликаясь с небом голосами.


Ты слышишь музыку в гудении осы
И в шорохе опавшего листочка.
Пусть капают минуты и часы
И разбивают время на кусочки,


Но музыку разъять нельзя никак,
Она течет единою волною,
И, как морской прилив, за тактом такт,
Всё заполняет музыка собою. 


И я в ее волнах тону, тону, тону,
И, вынырнув, так сладко удивиться,
Как музыку, услышав тишину,
И взмах крыла с куста вспорхнувшей птицы

- Как вы думаете, почему  сегодняшний урок я решила начать именно с этого стихотворения?

-Прием «Корзина идей» (высказывают гипотезы: речь пойдет о музыке, или композиторе)

-Давайте проверим ваши гипотезы.

«Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей;

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей»…

«Торопитесь всё отдать при жизни,

         Чтоб, уйдя к небытию во власть,

         Тёплым ливнем, снегом ли пушистым

         Снова к милой родине припасть.»

- Как вы думаете, ребята, к кому обращены эти строки? Что хотел сказать автор этих строк? Какой совет он даёт?

( Ответы детей).

- Действительно, то, что прозвучало в этих стихах, касается всех нас. Автор стихов даёт совет всем людям, как пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящён этот урок.

II. Самоопределение деятельности

-Ребята, прослушайте отрывок и попробуйте догадаться, о ком идет речь.

Все его произведения исполнены удивительно тёплым, светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли, к людям, и мы, читатели, ощущаем автора в его произведениях как сердечного, душевно щедрого и необыкновенно доброжелательного человека.    

- Вы, конечно, узнали, о ком идёт речь. Назовите этого писателя.

(На доске появляется портрет писателя К.Г. Паустовского)

- Посмотрите на доску.        

 ( На доске  эпиграф: “Волшебник  и великий музыкант”)

- О ком сказаны эти слова? (Об Э.Григе.)

- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

- К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

  Великий волшебник и музыкант  Эдвард Григ.

-Какие задачи мы поставим перед собой?

- 1.понять содержание произведения,  определить основную мысль текста

2. Поговорим о писателе Паустовском и композиторе Григе

-Также мы ответим на вопросы:

 3. В чём заключается волшебная сила музыки  и природы?

-Почему портреты писателя и композитора рядом? Что их объединяет? (искусство)

-Мы обобщим знания по  рассказу К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками” и  прикоснёмся к искусству, которое делает нашу жизнь прекраснее,  добрее, лучше.

III. Актуализация знаний

- Что вы можете рассказать о К.Г. Паустовском?

- Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать творчество Эдварда Грига и его жизнь.

- Вам было задано найти информацию о жизни и творчестве Эдварда Грига. О том, в чем заключается творчество Грига, расскажет (Анастасия - презентация).

Слушание музыки Э. Григ «В пещере горного короля»)

-Какое впечатление произвела на вас прослушанная музыка?

IV. Работа с текстом

- А теперь обратимся к произведению  и вспомним, сколько в нем частей. ( 4)

1.Работа в парах

- Возьмите конверт с таким значком. Сейчас вам предстоит работать в…

- Вспомните и восстановите сюжетную линию произведения.

(план  перемешан)

Восстанови  план  частей  произведения:

Композитор Григ пишет музыку для Дагни.

Встреча Эдварга Грига и девочки Дагни  в осеннем лесу.

Дагни на концерте  получила  подарок.

Дагни в гостях у тётушки Магды.

1.Встреча в лесу.

2.В доме композитора.   (О рождении музыки).

3.Дагни в гостях.

4.______________.   Дагни на концерте  

- Предлагаю вам вспомнить  о чем говорится в каждой части?        

2. Обратимся к тексту.

- Где встретились Григ и Дагни? (Григ и Дагни встретились в лесу)  

- Случаен ли выбор места встречи?

- Действительно ли композитор любил прогулки на природе? Как вы думаете почему?

- Когда Паустовский описывает природу, кто из главных героев обязательно присутствует?  (Композитор.)

- Как в рассказе писатель подметил любовь композитора к природе?     (много описания природы)

Работа по вариантам:

- Найдите и зачитайте эпизоды,  где выразительно описывается природа?   (первый вариант – описание осени,  второй вариант – описание зимы)                                                                  

3. Чтение отрывка  о природе осенью в горах и зимой в Бергене . (зачитывают отрывки под музыку Э.Грига)

Учитель: Какие приемы помогают писателю так выразительно описать природу  в горных лесах.( Дети: выразительные художественные средства языка: олицетворения, сравнения, эпитеты, метафоры)

(Дети:   выразительно    описать   осень в    горных лесах  писателю  помогает приём  сравнения.  Мох - зеленые пряди, веселое эхо - птица пересмешник.   И  метафора. Осенний наряд

- Какой прием использовал автор, описывая зиму в Бергене?  

(Дети: Олицетворение.  Туман  окутал;   пароходы  дремали, посапывая;  пошел снег.)

4. Работа с таблицей.  

 -Ребята,  давайте и мы соберем свои “шишки”, получим свои “семена” знаний, которые пригодятся в дальнейшей жизни. (Каждый открывает свою корзину с еловыми шишками)

1) Работа в группах.

Задание №1  

1.Выбери  и  подпиши  приёмы, которые использует автор  в  произведении.

                 (Сравнение,  олицетворение, эпитеты)

  Олицетворение

   Эпитеты

  Сравнения

Рояль мог петь

Крепкие пальцы

Звучала струна, будто плакала Золушка

Клавиши убегали, тосковали, смеялись, гремели

Маленькая струна

Ты как солнце

Пароходы дремали, посапывали.

Сияющие глаза

Мох- зелёные пряди.

Снег цеплялся, останавливался, снег летел.

Нежный ветер

Весёлое эхо - птица пересмешник.

Синицы волновались

Хрустальные туфельки

Туфельки вздрагивали

Туман закутал город по горло

Учитель: Отдельно от виллы был построен рабочий домик, специально для сочинения музыки. Здесь в тишине и уединении в окружении природы рождались замыслы произведений Грига.(Слайд)

В свободное время Григ отправлялся с друзьями в горы. Они любовались красотами природы, иногда заходили в деревни, чтобы послушать народные песни, посмотреть танцы норвежских крестьян.

В последние годы жизни Григ с удовольствием бродил по окрестностям один. Такую прогулку, наверно, и описывает Паустовский.

 Работа с иллюстрацией

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу с.49

-Какой эпизод она изображает?

.

5. Инсценирование  отрывка рассказа  «Встреча композитора Грига с дочерью лесника»

-Давайте вспомним, как произошла эта встреча. И помогут нам в этом наши юные артисты:

(Дети показывают инсценировку встречи девочки и композитора под грамзапись «Звуки леса»).

(Учитель:  Встречу  композитора   Грига  с девочкой  Дагни   нам инсценируют  Влад  и Саша)

- Какие черты характера Грига раскрываются?

(Он  прост  в   общении   –  беседует с простой  дочерью  лесника, не высокомерен, он добрый – “ глаза у Грига    смеялись”, внимательный - “А теперь давай корзину. Ты   её  едва  тащишь”.)

     - Почему у Грига появляется желание именно Дагни подарить музыку?

       Попробуем найти ответ на этот вопрос во второй части.

       (Она ему  понравилась, и у них было что-то общее - любовь к природе.

Вывод: Девочка имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других. Именно поэтому Григу захотелось сделать ей подарок.

- А зачем девочке понадобились шишки?  (Шишками   можно   топить печь,  делать различные  игрушки,    утеплять дом.  Дагни – дочь лесника. Она  собирала  шишки  с семенами для отца,  а  он, сажая семена, выращивал деревья. Слайды )

- Почему в рассказе Григ с такой любовью и вниманием относится к девочке?  

(Дочь  композитора   прожила  один год. Она была белокурая и зеленоглазая, как Дагни из рассказа Паустовского. Больше детей у Григов не было.

Всю жизнь вспоминал композитор эту утрату… Любовь к дочке, он перенес..

6. Анализ 2 части. Выборочное чтение

  - Как описывает автор рояль композитора?

- Какой литературный образный прием использует здесь автор? (олицетворение)

- По каким признакам вы это определили? (рояль поет, клавиши тоскуют, смеются, гремят гневом)

- Почему автор использовал такой прием?

- Почему автор уделил столько места описанию рояля?

Учитель: Рояль – полноправный сотрудник композитора, помощник в создании музыкальных произведений, лучший его друг.

- Как воспринимали музыку слушатели?

- Почему она производила на них такое разное впечатление?

Учитель: Т.е. каждый понимает музыку по своему, опираясь на свою жизнь, опыт, умение воспринимать музыку.

7.Анализ 3 части.

- Как изменилась жизнь Дагни?

- В каких условиях она теперь жила?

- Как вы считаете, кто прав – т. Магда, говоря, что нельзя верить всему, что происходит на сцене, или дядюшка Нильс, утверждавший, что в театре нужно верить всему?

Выборочное чтение

- Найдите в тексте описание ее внешности.

- Вспомните, какой она была?

- Какой она стала?

Физминутка (для глаз) Под музыку Грига «Песня Сольвейг»

- В музыке рассказывается о простом деревенском парне Пер Гюнте, который однажды встречает светловолосую девушку Сольвейг, что означает «солнечный путь». Пер не скрывает восхищения ею. Но он должен заслужить ее любовь. Ему предстоят долгие годы странствий и испытаний, и он просит Сольвейг, чтобы она ждала его. И Сольвейг обещает дождаться. Звучит музыка.

Анализ 4 части

На концерте.

- Найдите описание вечера

- Кто исполнял музыку?

Исследовательская работа. Лексическая работа

- Что такое оркестр?(ищут в словаре значение слов)

- Прочтите, что такое «симфоническая музыка»

- Как нужно слушать симфоническую музыку?

- Какие чувства испытали дядюшка Нильс и тетушка Магда на концерте?

Почему?

6. Слушание  пьесы Э. Грига «Утро.

А сейчас я предлагаю вам послушать мелодию, которую услышала Дагни. Кто хочет, может закрыть глаза.  Слушайте очень внимательно. Чтобы  понять и почувствовать музыку, ее нужно слушать в тишине.  Потом вы попробуете описать те картины, которые вызовет в вашем воображении эта мелодия.

Прослушивание музыки. Э. Григ «Утро» . Из сюиты Пер Гюнт

-Как композитор рисует картины природы?

- Что происходит в утренние часы?

- Какое настроение, чувство  будит в вас прозвучавшая музыка?

- Что мы слышим в музыке?

Какие образы, ассоциации возникли в вашем воображении?

А почему у каждого из вас свои ассоциации?

 Учитель: (Пьеса « Утро» - один из наиболее поэтических музыкальных пейзажей. Ее музыка передает не только краски рассвета, но и настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности.)

Работа в группах. Составление синквейна «Музыка»

- Ребята, вы только что прослушали пьесу Э.Грига «Утро». Она вызвала отклик в вашей душе. Я предлагаю вам выразить свои чувства и эмоции, составив синквейн на тему «Музыка»

Памятка: (Слайд)

1. Первая строка — тема стихотворения, выраженная одним словом (обычно существительным). 
2. Вторая строка — описание темы в
 двух словах (двумя прилагательными). 
3. Третья Строка — описание действия в рамках этой темы
 тремя словами (обычно глаголами). 
4. Четвертая строка — фраза, показывающая отношение к теме (чувство).
 
5. Пятая строка — это одно слово, которое повторяет суть темы.

Выборочное чтение

- Что услышала Дагни?

Как играла мелодия?

А что испытала Дагни?

-Найдите и зачитайте отрывок. (она видела картины своей родины, слышала шум прибоя и звуки леса, она плакала)

- Значит, музыку можно не только слышать, но и видеть и чувствовать.

- Сравните свои ощущения с тем, что испытала Дагни. Что вы замечаете?

Работа в группах

Давайте попробуем составить кластер, который будет отражать те эмоций, что испытывала Дагни, слушая музыку.

Кластер «Эмоции»

Вздохнула глубоко

Подступившие слезы

Закрыла лицо

Не слышала

Шумела буря

Заставила успокоиться

Плакала

Слезы благодарности

Стремительно бьющееся сердце

- Какие эмоции вызвала музыка у Дагни?

- Какое впечатление произвела музыка на Дагни?

- Почему она плакала?

- За что Дагни была благодарна композитору?

- Что значит духовный подарок?

Учитель: Не всегда подарок представляет из себя что-то материальное. Не менее важен дар, обогащающий нас духовно, облагораживающий нашу душу.

Великий волшебник К.Г. Паустовский показывает, что музыка, передавая чувства композитора, будит в душе слушателей такие же сильные чувства

Работа в паре

- Сравните переживания Дагни и переживания Грига, когда он писал эту музыку. Что вы замечаете?

Дети: Григ описал музыкой лес в окрестностях Бергена таким, каким он его видел, когда встретил Дагни.

Учитель: Что поняла Дагни, когда услышала эту мелодию?

Дети: Дагни сразу поняла, кем был тот старик в лесу, и какой чудесный подарок он ей сделал.

- О чем жалела Дагни?

- Почему Магда послала приглядеть Нильса за Дагни?

- За что благодарила она композитора? Найдите строки в тексте. («…спасибо вам за то, что вы открыли передо мной то прекрасное, которым должен жить человек…»)

Учитель: Так что же это такое – прекрасное? (красота окружающего мира, любовь к родине, способность видеть чудеса в самых простых вещах)

Как, например, в девочке с корзиной еловых шишек…

Почему Нильс был теперь спокоен за Дагни?

Чем должен жить человек? Жизнь прекрасна. Всегда есть то, чему можно порадоваться. Надо только научиться в мелочах, которые нас окружают видеть красоту и радоваться возможности переживать и любить.

Дагни это поняла, а вы?

Итак, теперь вы можете ответить на вопрос, почему рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»?

«Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант», чьи это слова?

- Почему мы можем назвать Грига волшебником?

- Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком?

Почему?

- Можно ли сказать, что Григ жив?

-  Как вы думаете, что сделало  Грига вечным, бессмертным? (Музыка, талант, любовь к людям, к жизни, желание дарить себя, свою душу.)

 - Так чем же должен жить человек? Дагни это поняла. А поняли ли  вы? (Человек становится  по - настоящему счастлив, лишь даря себя и свое искусство людям.)

- Только ли к композитору Эварду  Григу мы можем отнести эти слова? Почему?

- К.Г. Паустовский подарил нам литературное произведение о великом норвежском музыканте  Э.Григе.

Оба они великие мастера: один словом, другой музыкой побуждают в нас чистые и добрые чувства.

Работа в парах. Работа с пословицами.  (Задание №3 )

- Выберете наиболее  подходящие пословицы  к произведению о музыке. Объясните свой выбор.

А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

Не вся та музыка, что звучит.

Под хорошую музыку и медведи пляшут.

Какая жизнь, такие и песни.

Таланты в музыке свои.

Без музыки мир бы был ошибкой.

Мир без музыки, что птица без крыльев.

Песней душа поет.

Песню играть – не поле пахать.

Без музыки, без дуды, идут ноги не туды.

Служенье муз не терпит суеты; прекрасное должно быть величаво.

- Почему вы выбрали именно эту пословицу?

13. Выставление оценок за работу на уроке.

-Ребята, на уроке за ответы и работу вы получали «умные монеты».

-Сосчитайте заработанные монеты и вы узнаете, какую отметку вы сегодня получили.

14.Рефлексия.  (Дети прикрепляют Смайлики – «Нотки » на нотный стан)

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами не только работали с прекрасным литературным произведением, попытались прикоснуться к искусству театра, но и прослушали много великолепной музыки.

-Я думаю, что никто из вас не уйдет сегодня равнодушным после нашего урока.

-Я предлагаю вам оценить свою работу, поделиться эмоциями и создать мелодию нашего творчества на уроке.

-Достаньте конверт с нотками. Выберите, ту, которая по –вашему мнению, отражает оценку вашей  работы  и впечатление от урока.

 15. Д/з.

-Задания сегодня будут разными, но творческими:

1. уважаемые музыканты, внимательно посмотрите на наш нотный стан. Возьмите карточки, на которых записана та же мелодия. Дома вам нужно будет проиграть эту мелодию. Она является ключом к завтрашнему уроку. С ее помощью вы сможете отгадать название произведения, с которым мы познакомимся на следующем уроке.

2. Иллюстрировать понравившийся эпизод.

3. Сочинить четверостишие на тему: Музыка, Чудо.

4. Сделать раскадровку фильма по мотивам произведения К. Паустовского.

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации); контроль и оценка результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Регулятивные УУД: понимание и принятие учащимися цели поставленной учителем, адекватное восприятие оценки своей деятельности.

Оркестр- группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на музыкальных инструментах.

Симфоническая музыка- музыкальное произведение, исполняемое симфоническим оркестром.

Музыкальная пьеса- небольшое музыкальное произведение.

Итак, мы выяснили значение музыкальных терминов, чтобы лучше понять содержание заключительной части.



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 Б классе

Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Эдвард Григ-великий волшебник и музыкант.

Цель: 1. Продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного выразительного  чтения, обобщить знания по прочитанному произведению; показать, что человек становится   по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.

Задачи урока:

  • продолжить знакомить детей с творчеством Паустовского и Грига;
  • развивать навыки чтения, обучать приёмам работы над художественным произведением;
  • развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся
  • развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев
  • развивать умение анализировать прочитанное.
  • воспитывать любовь к музыке,
  • воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.
  • Тип урока: интегрированный                                                                                             Оборудование:   портреты Паустовского и Грига; презентация к уроку, аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений Э. Грига; карточки для работы в парах и группах, Кластеры, нотки-смайлики для рефлексии; учебник и тетрадь.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный момент
  • -  Сегодня у нас необычный урок чтения. Почему, я думаю, вы догадаетесь, прослушав стихотворение.

Ты и музыка

Ты слышишь музыку в любом движенье дня.
Она бежит навстречу лёгкими шагами,
Или течёт, тихонечко звеня,
Перекликаясь с небом голосами.


Ты слышишь музыку в гудении осы
И в шорохе опавшего листочка.
Пусть капают минуты и часы
И разбивают время на кусочки,


Но музыку разъять нельзя никак,
Она течет единою волною,
И, как морской прилив, за тактом такт,
Всё заполняет музыка собою. 


И я в ее волнах тону, тону, тону,
И, вынырнув, так сладко удивиться,
Как музыку, услышав тишину,
И взмах крыла с куста вспорхнувшей птицы

- Как вы думаете, почему  сегодняшний урок я решила начать именно с этого стихотворения?

-Прием «Корзина идей» (высказывают гипотезы: речь пойдет о музыке, или композиторе)

-Давайте проверим ваши гипотезы.

«Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей;

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей»…

«Торопитесь всё отдать при жизни,

         Чтоб, уйдя к небытию во власть,

         Тёплым ливнем, снегом ли пушистым

         Снова к милой родине припасть.»

- Как вы думаете, ребята, к кому обращены эти строки? Что хотел сказать автор этих строк? Какой совет он даёт?

( Ответы детей).

- Действительно, то, что прозвучало в этих стихах, касается всех нас. Автор стихов даёт совет всем людям, как пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящён этот урок.

II. Самоопределение деятельности

-Ребята, прослушайте отрывок и попробуйте догадаться, о ком идет речь.

Все его произведения исполнены удивительно тёплым, светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли, к людям, и мы, читатели, ощущаем автора в его произведениях как сердечного, душевно щедрого и необыкновенно доброжелательного человека.    

- Вы, конечно, узнали, о ком идёт речь. Назовите этого писателя.

(На доске появляется портрет писателя К.Г. Паустовского)

- Посмотрите на доску.        

 ( На доске  эпиграф: “Волшебник  и великий музыкант”)

- О ком сказаны эти слова? (Об Э.Григе.)

- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

- К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

  Великий волшебник и музыкант  Эдвард Григ.

-Какие задачи мы поставим перед собой?

- 1.понять содержание произведения,  определить основную мысль текста

2. Поговорим о писателе Паустовском и композиторе Григе

-Также мы ответим на вопросы:

 3. В чём заключается волшебная сила музыки  и природы?

-Почему портреты писателя и композитора рядом? Что их объединяет? (искусство)

-Мы обобщим знания по  рассказу К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками” и  прикоснёмся к искусству, которое делает нашу жизнь прекраснее,  добрее, лучше.

III. Актуализация знаний

- Что вы можете рассказать о К.Г. Паустовском?

- Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать творчество Эдварда Грига и его жизнь.

- Вам было задано найти информацию о жизни и творчестве Эдварда Грига. О том, в чем заключается творчество Грига, расскажет (Анастасия - презентация).

Слушание музыки Э. Григ «В пещере горного короля»)

-Какое впечатление произвела на вас прослушанная музыка?

IV. Работа с текстом

- А теперь обратимся к произведению  и вспомним, сколько в нем частей. ( 4)

1.Работа в парах

- Возьмите конверт с таким значком. Сейчас вам предстоит работать в…

- Вспомните и восстановите сюжетную линию произведения.

(план  перемешан)

Восстанови  план  частей  произведения:

Композитор Григ пишет музыку для Дагни.

Встреча Эдварга Грига и девочки Дагни  в осеннем лесу.

Дагни на концерте  получила  подарок.

Дагни в гостях у тётушки Магды.

1.Встреча в лесу.

2.В доме композитора.   (О рождении музыки).

3.Дагни в гостях.

4.______________.   Дагни на концерте  

- Предлагаю вам вспомнить  о чем говорится в каждой части?        

2. Обратимся к тексту.

- Где встретились Григ и Дагни? (Григ и Дагни встретились в лесу)  

- Случаен ли выбор места встречи?

- Действительно ли композитор любил прогулки на природе? Как вы думаете почему?

- Когда Паустовский описывает природу, кто из главных героев обязательно присутствует?  (Композитор.)

- Как в рассказе писатель подметил любовь композитора к природе?     (много описания природы)

Работа по вариантам:

- Найдите и зачитайте эпизоды,  где выразительно описывается природа?   (первый вариант – описание осени,  второй вариант – описание зимы)                                                                  

3. Чтение отрывка  о природе осенью в горах и зимой в Бергене . (зачитывают отрывки под музыку Э.Грига)

Учитель: Какие приемы помогают писателю так выразительно описать природу  в горных лесах.( Дети: выразительные художественные средства языка: олицетворения, сравнения, эпитеты, метафоры)

(Дети:   выразительно    описать   осень в    горных лесах  писателю  помогает приём  сравнения.  Мох - зеленые пряди, веселое эхо - птица пересмешник.   И  метафора. Осенний наряд

- Какой прием использовал автор, описывая зиму в Бергене?  

(Дети: Олицетворение.  Туман  окутал;   пароходы  дремали, посапывая;  пошел снег.)

4. Работа с таблицей.  

 -Ребята,  давайте и мы соберем свои “шишки”, получим свои “семена” знаний, которые пригодятся в дальнейшей жизни. (Каждый открывает свою корзину с еловыми шишками)

1) Работа в группах.

Задание №1  

1.Выбери  и  подпиши  приёмы, которые использует автор  в  произведении.

                 (Сравнение,  олицетворение, эпитеты)

  Олицетворение

   Эпитеты

  Сравнения

Рояль мог петь

Крепкие пальцы

Звучала струна, будто плакала Золушка

Клавиши убегали, тосковали, смеялись, гремели

Маленькая струна

Ты как солнце

Пароходы дремали, посапывали.

Сияющие глаза

Мох- зелёные пряди.

Снег цеплялся, останавливался, снег летел.

Нежный ветер

Весёлое эхо - птица пересмешник.

Синицы волновались

Хрустальные туфельки

Туфельки вздрагивали

Туман закутал город по горло

Учитель: Отдельно от виллы был построен рабочий домик, специально для сочинения музыки. Здесь в тишине и уединении в окружении природы рождались замыслы произведений Грига.(Слайд)

В свободное время Григ отправлялся с друзьями в горы. Они любовались красотами природы, иногда заходили в деревни, чтобы послушать народные песни, посмотреть танцы норвежских крестьян.

В последние годы жизни Григ с удовольствием бродил по окрестностям один. Такую прогулку, наверно, и описывает Паустовский.

 Работа с иллюстрацией

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу с.49

-Какой эпизод она изображает?

.

5. Инсценирование  отрывка рассказа  «Встреча композитора Грига с дочерью лесника»

-Давайте вспомним, как произошла эта встреча. И помогут нам в этом наши юные артисты:

(Дети показывают инсценировку встречи девочки и композитора под грамзапись «Звуки леса»).

(Учитель:  Встречу  композитора   Грига  с девочкой  Дагни   нам инсценируют  Влад  и Саша)

- Какие черты характера Грига раскрываются?

(Он  прост  в   общении   –  беседует с простой  дочерью  лесника, не высокомерен, он добрый – “ глаза у Грига    смеялись”, внимательный - “А теперь давай корзину. Ты   её  едва  тащишь”.)

     - Почему у Грига появляется желание именно Дагни подарить музыку?

       Попробуем найти ответ на этот вопрос во второй части.

       (Она ему  понравилась, и у них было что-то общее - любовь к природе.

Вывод: Девочка имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других. Именно поэтому Григу захотелось сделать ей подарок.

- А зачем девочке понадобились шишки?  (Шишками   можно   топить печь,  делать различные  игрушки,    утеплять дом.  Дагни – дочь лесника. Она  собирала  шишки  с семенами для отца,  а  он, сажая семена, выращивал деревья. Слайды )

- Почему в рассказе Григ с такой любовью и вниманием относится к девочке?  

(Дочь  композитора   прожила  один год. Она была белокурая и зеленоглазая, как Дагни из рассказа Паустовского. Больше детей у Григов не было.

Всю жизнь вспоминал композитор эту утрату… Любовь к дочке, он перенес..

6. Анализ 2 части. Выборочное чтение

  - Как описывает автор рояль композитора?

- Какой литературный образный прием использует здесь автор? (олицетворение)

- По каким признакам вы это определили? (рояль поет, клавиши тоскуют, смеются, гремят гневом)

- Почему автор использовал такой прием?

- Почему автор уделил столько места описанию рояля?

Учитель: Рояль – полноправный сотрудник композитора, помощник в создании музыкальных произведений, лучший его друг.

- Как воспринимали музыку слушатели?

- Почему она производила на них такое разное впечатление?

Учитель: Т.е. каждый понимает музыку по своему, опираясь на свою жизнь, опыт, умение воспринимать музыку.

7.Анализ 3 части.

- Как изменилась жизнь Дагни?

- В каких условиях она теперь жила?

- Как вы считаете, кто прав – т. Магда, говоря, что нельзя верить всему, что происходит на сцене, или дядюшка Нильс, утверждавший, что в театре нужно верить всему?

Выборочное чтение

- Найдите в тексте описание ее внешности.

- Вспомните, какой она была?

- Какой она стала?

Физминутка (для глаз) Под музыку Грига «Песня Сольвейг»

- В музыке рассказывается о простом деревенском парне Пер Гюнте, который однажды встречает светловолосую девушку Сольвейг, что означает «солнечный путь». Пер не скрывает восхищения ею. Но он должен заслужить ее любовь. Ему предстоят долгие годы странствий и испытаний, и он просит Сольвейг, чтобы она ждала его. И Сольвейг обещает дождаться. Звучит музыка.

Анализ 4 части

На концерте.

- Найдите описание вечера

- Кто исполнял музыку?

Исследовательская работа. Лексическая работа

- Что такое оркестр?(ищут в словаре значение слов)

- Прочтите, что такое «симфоническая музыка»

- Как нужно слушать симфоническую музыку?

- Какие чувства испытали дядюшка Нильс и тетушка Магда на концерте?

Почему?

6. Слушание  пьесы Э. Грига «Утро.

А сейчас я предлагаю вам послушать мелодию, которую услышала Дагни. Кто хочет, может закрыть глаза.  Слушайте очень внимательно. Чтобы  понять и почувствовать музыку, ее нужно слушать в тишине.  Потом вы попробуете описать те картины, которые вызовет в вашем воображении эта мелодия.

Прослушивание музыки. Э. Григ «Утро» . Из сюиты Пер Гюнт

-Как композитор рисует картины природы?

- Что происходит в утренние часы?

- Какое настроение, чувство  будит в вас прозвучавшая музыка?

- Что мы слышим в музыке?

Какие образы, ассоциации возникли в вашем воображении?

А почему у каждого из вас свои ассоциации?

 Учитель: (Пьеса « Утро» - один из наиболее поэтических музыкальных пейзажей. Ее музыка передает не только краски рассвета, но и настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности.)

Работа в группах. Составление синквейна «Музыка»

- Ребята, вы только что прослушали пьесу Э.Грига «Утро». Она вызвала отклик в вашей душе. Я предлагаю вам выразить свои чувства и эмоции, составив синквейн на тему «Музыка»

Памятка: (Слайд)

1. Первая строка — тема стихотворения, выраженная одним словом (обычно существительным). 
2. Вторая строка — описание темы в
 двух словах (двумя прилагательными). 
3. Третья Строка — описание действия в рамках этой темы
 тремя словами (обычно глаголами). 
4. Четвертая строка — фраза, показывающая отношение к теме (чувство).
 
5. Пятая строка — это одно слово, которое повторяет суть темы.

Выборочное чтение

- Что услышала Дагни?

Как играла мелодия?

А что испытала Дагни?

-Найдите и зачитайте отрывок. (она видела картины своей родины, слышала шум прибоя и звуки леса, она плакала)

- Значит, музыку можно не только слышать, но и видеть и чувствовать.

- Сравните свои ощущения с тем, что испытала Дагни. Что вы замечаете?

Работа в группах

Давайте попробуем составить кластер, который будет отражать те эмоций, что испытывала Дагни, слушая музыку.

Кластер «Эмоции»

Вздохнула глубоко

Подступившие слезы

Закрыла лицо

Не слышала

Шумела буря

Заставила успокоиться

Плакала

Слезы благодарности

Стремительно бьющееся сердце

- Какие эмоции вызвала музыка у Дагни?

- Какое впечатление произвела музыка на Дагни?

- Почему она плакала?

- За что Дагни была благодарна композитору?

- Что значит духовный подарок?

Учитель: Не всегда подарок представляет из себя что-то материальное. Не менее важен дар, обогащающий нас духовно, облагораживающий нашу душу.

Великий волшебник К.Г. Паустовский показывает, что музыка, передавая чувства композитора, будит в душе слушателей такие же сильные чувства

Работа в паре

- Сравните переживания Дагни и переживания Грига, когда он писал эту музыку. Что вы замечаете?

Дети: Григ описал музыкой лес в окрестностях Бергена таким, каким он его видел, когда встретил Дагни.

Учитель: Что поняла Дагни, когда услышала эту мелодию?

Дети: Дагни сразу поняла, кем был тот старик в лесу, и какой чудесный подарок он ей сделал.

- О чем жалела Дагни?

- Почему Магда послала приглядеть Нильса за Дагни?

- За что благодарила она композитора? Найдите строки в тексте. («…спасибо вам за то, что вы открыли передо мной то прекрасное, которым должен жить человек…»)

Учитель: Так что же это такое – прекрасное? (красота окружающего мира, любовь к родине, способность видеть чудеса в самых простых вещах)

Как, например, в девочке с корзиной еловых шишек…

Почему Нильс был теперь спокоен за Дагни?

Чем должен жить человек? Жизнь прекрасна. Всегда есть то, чему можно порадоваться. Надо только научиться в мелочах, которые нас окружают видеть красоту и радоваться возможности переживать и любить.

Дагни это поняла, а вы?

Итак, теперь вы можете ответить на вопрос, почему рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»?

«Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант», чьи это слова?

- Почему мы можем назвать Грига волшебником?

- Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком?

Почему?

- Можно ли сказать, что Григ жив?

-  Как вы думаете, что сделало  Грига вечным, бессмертным? (Музыка, талант, любовь к людям, к жизни, желание дарить себя, свою душу.)

 - Так чем же должен жить человек? Дагни это поняла. А поняли ли  вы? (Человек становится  по - настоящему счастлив, лишь даря себя и свое искусство людям.)

- Только ли к композитору Эварду  Григу мы можем отнести эти слова? Почему?

- К.Г. Паустовский подарил нам литературное произведение о великом норвежском музыканте  Э.Григе.

Оба они великие мастера: один словом, другой музыкой побуждают в нас чистые и добрые чувства.

Работа в парах. Работа с пословицами.  (Задание №3 )

- Выберете наиболее  подходящие пословицы  к произведению о музыке. Объясните свой выбор.

А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

Не вся та музыка, что звучит.

Под хорошую музыку и медведи пляшут.

Какая жизнь, такие и песни.

Таланты в музыке свои.

Без музыки мир бы был ошибкой.

Мир без музыки, что птица без крыльев.

Песней душа поет.

Песню играть – не поле пахать.

Без музыки, без дуды, идут ноги не туды.

Служенье муз не терпит суеты; прекрасное должно быть величаво.

- Почему вы выбрали именно эту пословицу?

13. Выставление оценок за работу на уроке.

-Ребята, на уроке за ответы и работу вы получали «умные монеты».

-Сосчитайте заработанные монеты и вы узнаете, какую отметку вы сегодня получили.

14.Рефлексия.  (Дети прикрепляют Смайлики – «Нотки » на нотный стан)

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами не только работали с прекрасным литературным произведением, попытались прикоснуться к искусству театра, но и прослушали много великолепной музыки.

-Я думаю, что никто из вас не уйдет сегодня равнодушным после нашего урока.

-Я предлагаю вам оценить свою работу, поделиться эмоциями и создать мелодию нашего творчества на уроке.

-Достаньте конверт с нотками. Выберите, ту, которая по –вашему мнению, отражает оценку вашей  работы  и впечатление от урока.

 15. Д/з.

-Задания сегодня будут разными, но творческими:

1. уважаемые музыканты, внимательно посмотрите на наш нотный стан. Возьмите карточки, на которых записана та же мелодия. Дома вам нужно будет проиграть эту мелодию. Она является ключом к завтрашнему уроку. С ее помощью вы сможете отгадать название произведения, с которым мы познакомимся на следующем уроке.

2. Иллюстрировать понравившийся эпизод.

3. Сочинить четверостишие на тему: Музыка, Чудо.

4. Сделать раскадровку фильма по мотивам произведения К. Паустовского.

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации); контроль и оценка результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Регулятивные УУД: понимание и принятие учащимися цели поставленной учителем, адекватное восприятие оценки своей деятельности.

Оркестр- группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на музыкальных инструментах.

Симфоническая музыка- музыкальное произведение, исполняемое симфоническим оркестром.

Музыкальная пьеса- небольшое музыкальное произведение.

Итак, мы выяснили значение музыкальных терминов, чтобы лучше понять содержание заключительной части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

        Среди произведений  литературных жанров, особое место занимают лирические. Для полноценного восприятия произведения учащиеся должны проникнуться эмоционал...

Презентация к уроку литературного чтения "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками".

В презентации представлены материалы из биографии  К. Паустовского и Э Грига. В конце урока проводится проверочная работа по изученному....

Урок литературного чтения в 4 классе. К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Тема"К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками". На уроке учащиеся познакомятся с жизнью и творчеством норвежского композитора Э.Грига....

Урок литературного чтения УМК "Гармония" по произведению К.Д. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Конспект урока литературного чтения  УМК "Гармония"  4 класс по произведению К.Д.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" , к уроку прилагается презентация....

урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Урок литературного чтения в 4 классе по программе Школа России К.Г. Паустовский "Корзина с еловими шишкми." Представлены коспект урока, презентация, тест для проверни домашнего задания...

Урок по литературному чтению К. Паустовский Корзина с еловыми шишками. Э.Григ -великий волшебник и музыкант.

Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС НОО. В разработке представлены новые формы и методы работы, а также современные образовательные технологии....

Конспект урока литературного чтения "Паустовский ""Корзина с еловыми шишками"

Конспект урока литературного чтения "Паустовский ""Корзина с еловыми шишками"...