Урок внеклассного чтения для 2 класса. Рассказы о природе Н. И. Сладкова. «Лиса-плясунья».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Методическая разработка урока внеклассного чтения во 2 классепо теме «Рассказы о природе Н.И. Сладкова. «Лиса-плясунья»» знакомит детей с творчеством Н. И. Сладкова, формирует навыки работы с текстом и навыки групповой работы во взаимосвязи. Методическая разработка может быть использована учителями начальных классов, студентами педагогических вузов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения для 2 класса (слайд 1)

Тема: Рассказы о природе Н. И. Сладкова.  «Лиса-плясунья».

Цели:

  1. Образовательные: ознакомить обучающихся с творчеством Н.И. Сладкова; формировать умение понимать смысл прочитанного произведения;
  2. Развивающие: отрабатывать навыки выразительного, беглого и осознанного чтения; развивать речь, память, мышление, речь;
  3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; самостоятельность, активность.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация по теме урока, выставка книг по творчеству Н. И. Сладкова.

ХОД УРОКА:

  1. Позитивный настрой на рабочий лад. (слайд 2)

- Ребята! Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам успешных ответов, правильных высказываний своих мыслей.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Отгадывание загадки.

-Начнём наш урок с загадки.

Четыре ковра рукодельницы ткут.

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зелёный, пёстрый и жёлтый.

Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты? /Времена года/ (слайд 3)

-Какие времена года вам известны? Перечислите по порядку.

-Какое сейчас время года? (слайд 4)

-Назовите осенние месяцы.

2. Творческая работа (работа в группах).

-Я предлагаю выполнить вам следующее задание. Выбрать из текста предложения, которые относятся к описанию осени. Подчеркните эти предложения. (слайд 5)

Карточка 1.

Застучала за окошком звонкая капель. Потеплел воздух, потемнел и осел снег. На кустах и деревьях пожелтела листва. Около стволов из-под снега поднимаются робкие стрелы зелёной травы. Птицы готовятся к перелёту на юг. Скоро выбросят первые серёжки деревья. Поплывут по реке первые льдины. Насекомые начнут прятаться в щели. Скоро ручьи наполнят лес весенним журчанием.

Карточка 2.

Наступило жаркое лето. Дети бегут на речку поплавать в тёплой воде. Поспела в лесу земляника. По дорожкам ветер кружит сухие листья. Подули холодные ветры. В июле на лугу идёт сенокос. Трава выросла высокая, высокая. Птицы собираются в стаи и улетают на юг. Хлопья снега падают на деревья и кусты. Ягоды усыпали все лесные полянки. На снегу лисьи и волчьи следы. Дни становятся длиннее, а ночи короче. В небе ярко светят звёзды.

Карточка 3.

 Побелели поля. Подул тёплый свежий ветерок. По опушкам леса растут грибы. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Под ногами шуршат листья. Запорошила всё снегом, завалила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. А птицы стали строить гнёзда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься по гладкому льду. Трава заблестит от росы.

Карточка 4.

Трава пожелтела и завяла. Птицы тронулись на юг. По небу плывут серые тучи. Лесная поляна пестреет цветами. С огородов и полей убрали последние овощи. Снег одел деревья в тёплые шубки. Над цветами жужжат пчёлы. Над опустевшими полями уже ходят низкие осенние тучи. Весело распевают птицы. Только ветер шуршит сухими листьями.

Проверка. (слайд 6-9)

3. Проверка домашнего задания.

-Дома вы сочиняли стихи об осени. Сейчас мы проведём конкурс на лучшее стихотворение собственного сочинения об осени. (слайд 10)

  1. Постановка цели урока.

- Прочитайте загадку и узнайте, о каком животном мы будем сегодня читать.

Рыжая хозяйка

По лесу пошла.

Стёжки-дорожки

Хвостом подмела. (слайд 11)

-Прочитайте название рассказа. /Лиса-плясунья / (слайд 12)

-Какие сказки вы знаете о лисе? Охарактеризуйте героиню сказок.

-Творческая группа подготовила сообщение. Давайте предоставим им слово. (слайд 13)

Лисица - хищное млекопитающее из семейства псовых.  Морда узкая, уши стоячие, заострённые. Хвост длинный, пушистый. Мех густой, пушистый. Окраска преимущественно рыжая, разных оттенков, или серая с рыжиной.

Лисицы живут поодиночке, в норах,  в лесах или степях. Питаются главным образом мышевидными грызунами, а также зайцами, птицами, падалью.  Вредны истреблением дичи и домашней птицы, полезны истреблением мышей и других грызунов.

-Прочитайте, кто автор рассказа? /Николай Иванович Сладков/ (слайд 14)

-Ребята подготовили сообщение об авторе рассказа. Давайте их внимательно послушаем. (слайд 15)

Николай Иванович Сладков родился в обычной рабочей московской семье, учился и жил в Ленинграде. Выдумщик, сказочник, натуралист Сладков является автором целой библиотеки книг: «За пером синей птицы». «Дети радуги», «Жизнь на песке», «Подводная газета». Первая книга называлась «Серебряный хвост». Всего Николай Сладков написал более 60 книг.

С детства Сладков любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. Вместе с Бианки много лет готовил радиопередачу «Вести из леса», отвечал на многочисленные письма слушателей.

Сладков был настоящим исследователем природы. Вёл дневник наблюдения, он понял, что «загадки  в лесу – на каждом шагу». Он вслушивался, всматривался. Приходя в лес, он всегда имел с собой фотоаппарат для съёмки, тетрадь для записей, альбом и краски для зарисовок, бинокль для наблюдений.

Начало всех рассказов Сладкова лежало в его дневниках наблюдений. Он очень любил природу, животных и призывал людей: «Откройте глаза – и красота земли хлынет  в вас водопадами красок. Всё живое пропитано поэзией и красотой».

- О чём писал Н.Сладков?

-Как он относился к природе, животным? (Всю свою жизнь Н.И. Сладков был защитником природы)

Физминутка. Упражнение «Листопад». (слайд 16)

  1. Изучение нового материала.
  1. Отработка речевых умений, техники чтения.

- Чтобы красиво говорить, давайте,  выполним следующее упражнение. Прочитайте предложение. (слайд 17)

Бежит лиса по лесочку,

Лизни, лиса, песочку.

- Что это? (Скороговорка).

- Что такое скороговорка? (Короткое шуточное стихотворение, в котором часто повторяются какие - то трудные для произношения звуки)

- Какие звуки повторяются?

- Прочитайте не спеша, выделяя эти звуки.

- Прочитаем под счёт, прохлопывая ритм.

- Прочитаем тихо (по секрету), громко, очень громко.

  1. Словарная работа.

-В рассказе встретятся слова, значение которых мы с вами сейчас попробуем объяснить. Моим помощником сегодня будет Лера, которая поработала с толковым словарём и выяснила значение слов. (слайды18-20)

Жнивьё – поле, где срезаны злаки (пшеница, рожь)

Околица – край деревни

Коромысло-предмет для ношения двух вёдер на плече, обычно толстая изогнутая деревянная планка с крючками.

  1. Чтение рассказа «Лиса-плясунья» /с диктором/. (слайд 21)

-Откройте хрестоматию на странице 206. Сейчас мы будем читать вместе с диктором рассказ Н.И. Сладкова «Лиса-плясунья».

  1. Проверка понимания прочитанного.

- Понравился рассказ? (Интересный)

-Что особенно показалось удивительным?

-Что узнали нового?

   5. Цифровой диктант.

-Предлагаю выполнить цифровой диктант.

  1. Повествование в рассказе идёт от имени лисы.
  2. Автор пошёл гулять в лес.
  3. Автор гулял в лесу  собакой.
  4. Погода была очень хорошая.
  5. Автор встретил в лесу кабана.
  6. Мышей ловил лось.
  7. Лиса в лесу пела.
  8. Лиса ловила мышей.
  9. Автор ловил мышей вместе с лисой.

Проверка (слайд 22).

Электронная физминутка для глаз «Листья». (слайд 23)

    6. Беседа по содержанию с выборочным чтением. (слайд 24)

-От чьего имени идёт повествование в рассказе? (от имени автора)

-Где происходят события, описанные автором? (В лесу)

-Какая была погода? Прочитайте, как автор её описал? (Чтоб ей ни дна, ни покрышки)

-Зачем автор пошёл  в лес?

-Кого он встретил в лесу? (Лису)

-Что делала лиса?

-Как вы понимаете слово «мышкует»? (ловит мышей)

-Прочитайте, как лиса ловила мышей.

-Сразу автор понял, что делала лиса?

-Прочитайте, как он догадался, что делала лиса?

-Пожалел ли автор, что спугнул лису?

-Как вы думаете, почему автор назвал лису плясуньей?

-Что нового вы узнали о лисе?

7. Тест.

-Предлагаю выполнить тест (работа в парах).

  1. В какое время года происходили события в рассказе?

а) осенью                   б) летом                 в) зимой

                        2. Какая погода стояла на дворе?

                    а) холод                     б) жара                   в) снегопад

                3. С кем охотник пошёл в лес?        

                   а) с собакой                б) пошёл один       в) с лисой                

4. Какое оружие взял с собой охотник?

                   а) пистолет                 б) ружьё                 в) нож

                5. Куда пошёл охотиться автор?

                   а) в лес                      б) на поляну             в) на речку

                6. Какое животное он встретил в лесу?

                  а) волка                     б) медведя               в) лису

                7. Что делала лиса?

                   а) спала                     б) плясала               в) пела

                8. На кого охотилась лиса?

                   а) на волка               б) на охотника          в) на мышей

                9. Что сделала лиса, когда заметила охотника?

                  а) убежала                  б) напала                 в) умерла

                   Проверка (слайд 25)

  1.  Рефлексия деятельности на уроке.

-С каким рассказом познакомились на уроке?

-Кто его автор?

         - Можем ли мы назвать этот рассказ познавательным? Почему?

-Что нового узнали из рассказа?

   VIII. Задание на дом: по выбору - пересказать текст, как в учебнике или пересказать текст, вообразив, что автор наблюдал за лисой не один, а взяв с собой собаку.

Выставление оценок.

Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Урок окончен.