Урок литературного чтения. Русская народная сказка "Самое дорогое" 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Холмогорова Елена Андреевна

Русская народная сказка  "Самое дорогое"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: “Русская народная сказка “Самое дорогое”

Цель: изучение русской народной сказки “Самое дорогое”, определение ее вида.

Задачи урока:

  1. образовательные:  изучить русскую народную сказку “Самое дорогое”, как вида «бытовой» сказки, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее сказки;
  2. развивающие:  содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, оценивать прочитанное, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся;
  3. воспитывающие:  способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству, способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления изученного.

Формы организации обучения на уроке: фронтальная, групповая.

Методы и приемы обучения на уроке:  демонстрация книг для детей младшего школьного возраста, словарная работа, артикуляционная гимнастика, комбинированное чтение, игра «Внимательный читатель», проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, ноутбук, карточки для групповой работы, учебник, выставка книг, рисунки детей.

Структура урока:

  1. Мотивационно-ориентировочный этап: орг.момент, психологический настрой, обобщение и систематизация имеющихся знаний, определение и формулирование познавательной цели на урок.
  2. Операционно-исполнительский этап: изучение нового материала (словарная работа, комбинированное чтение, чтение по цепочке); закрепление знаний.
  3. Рефлексивно-оценочный этап: итог урока, дом.задание, рефлексия.

УУД, формируемые на уроке:

  1. Личностные УУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
  2. Регулятивные УУД – принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя.
  1. Познавательные УУД – выявление и формулирование  познавательной цели с помощью учителя, строить сообщения в устной форме, приводить сравнения классифицировать по заданным критериям, строит рассуждения в форме связи простых суждений.
  2.  Коммуникативные УУД – уметь слушать и слышать учителя и речь других, формулировать собственное мнение, читать вслух и про себя текст и понимать прочитанное, выполняя различные роли в группе сотрудничать в совместном решении проблемы.

Средства активизации на уроке:

  1. поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию
  2. предоставить возможность для коллективного делового общения
  3. способствовать созданию внутреннего комфорта
  4. обеспечить формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей
  5. использование компьютера

Урок литературного чтения по теме Русская народная сказка «Самое дорогое» во 2 классе соответствует тематическому планированию по данному предмету. Этот урок в разделе: Учимся читать, читая, думаем.

Этап урока

Деятельность учителя

Деят-ть учащихся

Мотивационно-ориентировочный этап

Психологический настрой

Работа с выставкой книг

Работа по группам

(4 группы)

Целеполагание

- На нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их, мы вам очень рады.

И с таким хорошим настроением и начинаем наш урок.

Урок литературного чтения.

Чтение – вот лучшее учение! Тот, кто читает становится умнее. Сегодня мы с вами станем еще умнее.

Хотите стать еще умнее?

 На уроках литературного чтения мы с вами изучили некоторые сказки, многие сказки вы читали самостоятельно дома.

Посмотрите, на этой выставке книг вам представлены различные сказки. Есть сказки, которые сочинили писатели. Как они называются?

Также есть сказки, которые сочинил народ. А как они называются?

Ребята, а как мне отличить книгу с авторскими сказками от народных?

Правильно!

А кто мне покажет книгу с русской народной сказкой?

Посмотрите, на урок к нам прикатился…

Из какой он сказки?

Есть ли эта сказка на выставке?

Вы знаете эту сказку?

А знаете еще какие-нибудь сказки?

Колобок вот сейчас это и проверит.

Перед вами карточки. Прочитайте ее в группах и по отрывку узнайте сказку. Если готовы – поднимите руку.

Ответы сопровождаются показом текста карточки и иллюстрациями к сказкам.

После трех сказок: к какому виду относятся эти сказки?

Молодцы!

А сказка Два Мороза к какому виду относится?

А вот сложное задание от Колобка на слайде. Попробуйте угадать эту сказку. Не знаете?

Да, ребята, этот отрывок вы не узнали, так как он из новой русской народной сказки.

А хотите её прочитать?

Значит, чем будем заниматься на уроке?

Дополните: Сегодня на уроке мы…

        

А чтобы узнать какую, откройте учебники на стр. 72.

Прочитайте название и дополните цель урока.

Повторите.

Сказка ложь, да в ней намек —

 добрым молодцам — урок.

Чтобы сказку нам понять – нужно вдумчиво читать!

Какая еще задача на урок?

Вы уже знаете два вида сказок: о животных и волшебные.

Есть еще один вид сказок. Сформулируйте еще одну задачу на урок?

Колобок предлагает нам поиграть с ним.

Приветствуют.

Да.

Авторскими или литературными.

Народными.

На авторской книге есть фамилия писателя.

Колобок.

Из рус.нар. сказки «Колобок»

Да.

Да.

Да.

Зачитывают.

Называют сказку.

К сказкам о животных.

К волшебным.

Читают.

Не узнают сказку.

Да.

Будем читать.

Прочитаем новую русскую народную сказку.

Сегодня на уроке мы прочитаем  русскую народную сказку

«Самое дорогое»

Нужно определить главную мысль в сказке.

Узнаем еще один вид сказок.

Физкультминутка

Офтальмологическая

про колобка

Операционно-исполнительский этап

Словарная работа

Артикуляционная гимнастика

Комбинированное чтение

Сказка называется «Самое дорогое». Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке, судя по её названию?

Вот мы это и проверим.

В тексте нам встретятся слова, смысл которых может быть вам непонятен. Давайте с ними поработаем.

Скороговорка.

Кошка Крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

Начинаем сказку читать. И не забываем о том, чтобы сказку нам понять, нужно вдумчиво читать!

Чтение сказки хорошо читающими детьми.

Ответы.

Слушают.

Проговаривают.

Читают, следят.

Физкультминутка

Поработали мы дружно

Отдохнуть теперь нам нужно!

Руку правую вперед…

Повторное чтение сказки по «цепочке»

Беседа по содержанию

Вопросы по учебнику

Выборочное чтение

Главная мысль сказки

Сейчас мы прочитаем эту сказку еще раз по цепочке друг за другом.

(если позволяет время)

Игра «Внимательный читатель»

- Где жили старик со старухой? Подтвердите свой ответ чтением отрывка из текста.

- Чем занимался старик?

- Что делала старуха?

- Для чего старик пошел в лес?

- Кого он там встретил?

- Как выглядел Лесной Дед?

Стр. 75

вопрос №2: найди и прочитай о том, что попросил старик у Лесного Деда?

вопрос №3: Что, по мнению старика, главное в жизни?

Самым главным в жизни, по мнению старика, является здоровье, а именно здоровые руки.

Здоровье нужно беречь, заботится о себе и о своих близких; трудом создавать необходимое для себя, тогда и счастливым станешь!

Согласны?

Вопрос № 4: Чего бы тебе хотелось попросить у Лесного Деда? если позволяет время.

Читают, следят.

Находят ответы из текста – зачитывают их.

Отвечают, зачитывая.

Отвечают, зачитывая.

Выбирают.

Зачитывают.

Обосновывают.

Рефлексивно-оценочный этап

Итог урока

Какую сказку изучали сегодня?

О жизни кого узнали из сказки?

Сказки, в которых рассказываются о жизни простых людей, и описывается их быт, т.е. повседневная жизнь, называются бытовыми.

Словарная работа. Быт – уклад жизни людей, их повседневная жизнь.

 Итак, дополним наши знания. Сказки бывают трех видов: о животных, волшебные и бытовые.

К какому виду относится рус. нар. сказка «Самое дорогое»?

Почему?

Правильно!

Вы сегодня очень хорошо читали, отвечали, работали на уроке. Я вами очень довольна!  Посмотрите, как улыбается нам Колобок! Он тоже рад, что побывал у нас в гостях, узнал новую сказку. И для вас приготовил иллюстрации из известных вам сказок.

«Самое дорогое»

О жизни старика и старухи.

К бытовым.

Она о жизни людей.

Дом. зад.

с. 72-75 чит., раб. тетр. с. 39 №1 - рис. Лесного Деда.

Записывают в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Русские народные песни" 3 класс

Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен....

Урок литературного чтения. "Русские народные сказки" 1 класс

В процессе урока ребята знакомятся с определением слва "сказка", а также узнают какие сказки относятся к народным, а какие к авторским....

Урок литературного чтения. Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" 2 класс

Разработка  урока литературного чтения "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Русская народная сказка". во 2 классе...

Конспект урока по литературному чтению "Русские народные сказки" (1 класс)

Учитель начальных классов: Фризен Адолина АндреевнаКласс: 1Предмет: литературное чтениеТип урока: повторениеТема Русские народные сказки. Цель углубленное изучение жанра русского народн...

Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"". УМК "Планета знаний" 1 класс.

Урок проведён в 1 классе по УМК "Планета знаний" и содержит основные этапы  анализа содержания сказки, поступков и слов героев, языка народной сказки....

Конспект урока литературного чтения " Русская народная сказка "Петух и собака" 1 класс.

На уроке применяется технология критического мышления. Анализ произведения проводится по ромашке Блума (Ромашка вопросов и ответов). Так как  урок проводится в 1 классе, то детей  нужно снач...

Конспект урока литературного чтения "русские народные песенки. Английские народные песенки", 1 класс

Тема: Английские народные песенки. Потешки. Небылицы.Цели деятельности учителя: развитие умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формирование читательского и...