Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"". УМК "Планета знаний" 1 класс.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок проведён в 1 классе по УМК "Планета знаний" и содержит основные этапы  анализа содержания сказки, поступков и слов героев, языка народной сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_narodnaya_skazka_lisa_i_teterev.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

«Русская народная сказка

«Лиса и тетерев»»

1-в класс

УМК «Планета знаний»

Учитель: Воронина В. М.

Тема: Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и тетерев"

Задачи:

1. Образовательные: познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами

 2. Развивающие: содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

3. Воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству.

                                                     Планируемые результаты:

Предметные:  Совершенствовать умения работы с текстом: читать сказку целыми словами, воспитывать интерес к сказкам и произведениям  устного народного творчества.

Метапредметные:                                  

  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.

  • Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.

  • Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поведение героев с нравственными нормами, стремление к самоизменению.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Каждый день – всегда, везде, на занятиях, в игре –

Смело, чётко говорим и тихонечко сидим.

II. Подготовка к основному этапу урока.  

1. Актуализация знаний.

- Какой раздел начали изучать?

- Как возникли народные сказки?

- Что такое народная сказка?

(Произведение устного народного творчества о вымышленных героях и событиях)                      

- Назовите главный признак сказок?

(В сказке обязательно есть фантастическое.)

- Что было фантастическим в сказках, которые вы читали дома с родителями?

- Сравните петушков из этих сказок. Какой тебе больше понравился?

- Кто ещё герои сказок «Петушок-золотой гребешок» и «Лиса и заяц»?

- Какие животные встречались вам в других русских народных сказках?

- Чему учат русские народные сказки?

2. Постановка учебной задачи

- Посмотрите на экран и назовите героев сказки, которую мы будем сегодня читать.

- Кто знает, как называется эта сказка?

- Какие задачи ставим перед собой на сегодняшний урок?

Познакомиться с ……………..(новой русской народной сказкой)

Определить черты ………….. (характера героев)

Дать оценку ………………. (поступкам героев)

Выяснить, чему ……………….. (учит эта сказка)

ІІІ.  Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Работа со словарём в конце учебника стр. 141.

- Что вы знаете о тетереве? Что сказано в словаре?

(Рассказ учителя о тетереве с использованием презентации.)

2. Словарная разминка: учебник стр. 62.

(чтение шёпотом, чтение хором вполголоса орфографически; орфоэпически)

-  Что может быть тетеревиный?

- Что означает слово тетеревёнок? (птенец тетёрки)

-Тетерев -  тетеревочек: когда мы так говорим?

3. Задание: информационный поиск. Толкование слова «указ».

 (Указ – распоряжение, постановление высшей власти).

Раньше все распоряжения властей шли из города и все жители должны были им подчиняться.

4. Знакомство со сказкой.

А) Подготовка к восприятию сказки.

- Чтобы лучше понять сказку, давайте подберём слова, характеризующие лису.

Какой мы знаем её по известным нам сказкам?

На слайде:

Лиса (какая?) хитрая, умная, лживая………

- Как народ называет лису в сказках за её хитрость?

(Плутовка)

- В каждой сказке лиса пытается перехитрить, обмануть героев. Удастся ли ей перехитрить нового героя?

Б) Чтение половины сказки учителем (стр. 62).

- Подтвердила ли лиса своё звание «плутовка»?

- Какую хитрость она придумала?

(Что объявлен указ, чтобы мир был на земле и  звери друг друга не трогали?)

Проблемный вопрос:

Сойдет тетерев на землю или нет? Почему?

В) Чтение окончания сказки в учебнике детьми. Беседа после чтения.

- Как поступил тетерев?

- Почему план лисы не удался?

(Тетерев оказался умнее и хитрее лисы)

- Понравилась ли вам сказка?

- Что было самым интересным?

5) Чтение сказки учениками.

Задание: Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю?

6) Работа со сказкой после чтения.

1. Как приветствовала лиса тетерева? Прочитайте. Передайте тон, интонацию.

Как она его называет? Каким голосом лиса говорит? Для чего?

2. Что и как ответил на ее приветствие тетерев? Передайте тон, интонацию.

3. Что  дальше придумала лиса, чтобы тетерев спустился на землю?

 (Притворилась глухой)

4.  На какую хитрость пошла лиса теперь?

(Придумала историю с указом)

- А что говорилось в указе? Прочитайте.

- Возвращаемся к вопросу, заданному перед чтением:

Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю?

(Говорила ласковым голосом, называла тетерева ласковыми словами, притворялась глухой, придумала историю с указом)

5. Почему тетерев не поверил, что такой указ появился?

 (Тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть)

6. Зачем он сказал лисе о собаках?

7. Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего»

 (Тетерев посмеивается над лисой,  разоблачает её лживость)

8. Как отреагировала на эти слова лиса?

(Навострила уши и хотела бежать)

- Что значит «навострила уши»?

(Навострить уши - это значит,  насторожиться, прислушаться, а когда животное прислушивается, ушки у него приподнимаются)

Физминутка.

На охоту лиска шла.

И следы хвостом мела.

На лугу тетеревок,

От лисицы скок-поскок.

Осторожно, не зевай,

Вверх на дерево взлетай.

7) Самостоятельная работа.

Задание №7 стр. 65 учебника.

Как говорит лиса и как говорит тетерев? Выбрать подходящие слова из предложенных.

 (Каждый ученик сам выбирает персонажа)

На слайде появляется правильный ответ.  Проверяют правильность по образцу.

8) Чтение сказки по ролям.

Задание: попробуйте передать при чтении характер зверей.

9) Работа в парах

- Какой была лиса, каким был тетерев? Соедините стрелками.

Легкомысленная

Хитрая

Умный

Ловкая

Беззаботная

Льстивая

Лиса                                                     Рассудительный                            Тетерев

Добрая

Мудрый

Смышленый

Лживая

Находчивый

Жестокая

Правдивая

9) Итоговая беседа.

- О чём думала лиса, когда начала говорить с тетеревом?

- О чём она думала, когда убегала?

- Зачем народ  создал эту сказку?

-  Какой урок для себя вы вынесли из этой сказки?

ІV. Работа с пословицами и поговорками.

На столах карточки (по одной пословице)

- У кого пословица подходит к сказке – встаньте и прочитайте её.

Слайд:

1. Семь раз примерь – один отрежь.

2. Язык мягок – что хочет, то и лопочет.

3. Семь раз примерь, один раз отрежь.

4. Чего себе не хочется, того и другому не делай. 

 (Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе)

5. Правда, как ни прячь, наружу выйдет.

( Тетерев раскусил замысел Лисы)

6. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

7. Не рой другому яму – сам в неё попадёшь.

(Если ты хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, то не желай никому зла)

- Какие пословицы подходят к сказке? Почему вы так думаете? Объясните.

 V. Работа с языком сказки.

- Что волшебного в этой сказке?

(Животные разговаривают друг с другом, совершают поступки как люди,  обманывают, хитрят)

- Какие значения могут быть у слова «язык»?

(У колокола язык, язык пламени, у ботинка язык и т. д.)

-  Это разные значения одного слова «язык». В сказках свой, особый язык – народный. И у каждого народа он неповторим.

На слайде:

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно!

В огромном море –

Море слов –

Купаться ежечасно!

Например, в нашей сказке.

Прочитайте слова первого столбика - это слова обыденные, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Во втором столбике – слова, которыми пользуются герои русских народных сказок.

На слайде:

тетерев                                  тетеревочек

друг                                       дружочек

голос                                     голосочек

трава                                     травушка

теперь                                   нынче

слышал                                 слыхал

Сравните эти слова и скажите: что свойственно языку русских народных сказок?

(Много ласковых слов и слов старинных)

VI. Рефлексия деятельности.

- Возвращаемся к началу урока. Какие задачи мы ставили? Какие удалось решить?

На слайде:

Познакомиться с новой русской народной сказкой.

Определить черты характера героев.

Дать оценку поступкам героев

Выяснить, чему учит эта сказка.

Оцените свою работу на уроке. Закончите предложение.

На слайде:

Мне было…..

Я сегодня узнал….

Я захотел…..

На слайде:

Читайте с радостью, друзья.

Читайте сказки!

И будет жизнь ваша полна

Добра и ласки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Конспект урока литературного чтения "Народные промыслы в литературе"

Конспект урока построен по технологии развития критического мышления. Работа ведется по учебнику Романовской...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ: «Грачи открыли весну» 3 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТехнология формирования правильного типа читательской деятельности...

Конспект урока литературного чтения "В.Г.Сутеев "Под грибом", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока литературного чтения "В.Г.Сутеев "Под грибом", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока литературного чтения С. Козлов "Звуки и голоса" 3 класс

Технологическая карта и презентация урока литературного чтения по теме С. Козлов "Звуки и голоса" УМК Перспективная начальная школа...

Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой щенок» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок»Цели урока:- расширять знакомство детей с творчеством СВ. Михалкова;- учить анализировать текст, подтверждать высказывания цита...