Конспект урока литературного чтения русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Дети знакомятся с русской народной сказкой " Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
На уроке работа над сказкой идет по частям, использую разные виды чтения. Учащиеся учатся кратко пересказывать.
Ведется словарная работа и работа над выражениями. На уроке дети сравнивают картину "Аленушка" и сказку
делают выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sestritsa_alenushka_i_bratets_ivanushka_.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Продолжать знакомство детей со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
совершенствовать навыки чтения учащихся, умение выделять главное в части, учить краткому пересказу;
продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения, воспитывать бережное отношение друг к другу; уважение к культуре русского народа.
Задачи:
- познакомить с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
- учить краткому пересказу;
Межпредметные связи: Изобразительное искусство, тема «Художники – иллюстраторы русских народных сказок»
Планируемые результаты
Предметные:
- рассказывать о книге на основе ее обложки, содержания;
- знать содержание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
Метапредметные:
- понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;
- находить информацию о персонажах на основе выборочного чтения;
Личностные:
- проявлять интерес к чтению русских народных сказок;
- ценить в героях русских народных сказок доброту, честность, верность.
Ход урока
1. Психологический настрой учащихся на урок.
Учитель: Прозвенел звонок на наш открытый урок. Добрый день, дорогие ребята. Добрый день, уважаемые гости. Добрый день, а что это значит?
1.Ученик: Значит день был по-доброму начат.
2.Ученик: Значит будет по-доброму прожит и умножит все наши дела.
3. Ученик
«Добро творить, как воздухом дышать –
Потребность, людям данная от Бога
Лучами солнца мир отогревать,
И отдавать, и не считать,
Что отдал много.»
2. Актуализация необходимых знаний
Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.
-Дети, что вы читали дома?
- Сказку « Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
3.Сообщение темы урока
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Сегодня на уроке будем работать над русской народной сказкой « Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Будем учиться кратко пересказывать сказку.
4. Цели урока:
Сформулируйте цели урока
Продолжить знакомиться …
Учиться читать …
Учиться отвечать на вопросы…
Учиться кратко…
Назовите героев сказки.
5.Звуковая разминка
Сейчас мы побываем в роли этих героев.
Проведем звуковую разминку
Смотрим на меня и делаем как я.
1.Аленушка плачет тихо а-а-а-а, а потом громко а-а-а-а
1.Купец едет на лошади, цокаем языком
6.Работа над содержание сказки.
Дети, а кто написал сказку?
Да. Это русская народная сказка. Она передавалась из уст в уста и дошла до нашего времени.
Прочитайте, как начинается сказка.
Что означают слова жили-были?
В каких еще сказках вы встречали эти слова? («Колобок, «Курочка Ряба» и др.)
А какие еще слова встречаются в сказках? (красна девица)
А что это значит?(красивая, скромная, добрая)
А кого в этой сказке можно назвать добрым молодцем?
Почему?
Читаем 1 часть по ролям, готовимся отвечать на вопросы и краткому пересказу.
Почему Аленушка и Иванушка остались дома одни?
Как понимаете выражение «одни- одинешеньки»?
Прочитайте повторы. О чем они говорят?
О чем просит Иванушка сестрицу?
Какие глаголы использует в своей речи?
Как понимаете выражение «мочи нет»?
Передайте смысл этой части кратко по плану?
1.С кем жили Аленушка и Иванушка?
2. Какое горе постигло детей?
3. Что случилось с Иванушкой?
Вторую часть читает …
-Подумайте, какие слова возьмем для сжатого пересказа.
-Как повела себя Аленушка, когда увидела вместо братца козленочка?
- Как понимаете выражение «залилась слезами»?
-Кого повстречала Аленушка?
-Что он ей предложил?
- Как понимаете выражение «в злато-серебро наряжу»?
-Что ответила Аленушка»?
-Какие слова возьмем для сжатого пересказа?
Залилась…
Рассказала…
Предложил…
Согласилась…
7.Физминутка.
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли, (руки на пояс)
За природой наблюдали. (повороты головы влево, вправо)
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели. (поднялись на носочки)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присели)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
8. Работа по частям сказки
Третью часть читаем все вместе «Буксир» ведет…
…читает быстро, правильно, выразительно, а вы дети читаете шепотом, но не отстаете от ведущего)
После чтения ответим на вопросы и составим аннотацию этой части.
-Куда звала ведьма Аленушку?
Как она ее звала?
Значит, как ведьма поступила с Аленушкой?
Расскажите кратко эту часть т.е. составим аннотацию.
4 часть будут дети читать в паре …
1ученик читает до слов… А ведьма ищет козленочка.
2ученик читает до конца 4-й части
После чтения ответим на вопросы и кратко перескажем эту часть.
Как понимаете выражение «было ведомо»?
Почему ведьма решила зарезать козленочка?
Что для этого она сделала?
Как понимаете значение слова «проведал»?
О чем попросил козленочек купца»?
О чем просил козленочек на берегу Аленушку?
Перескажите эту часть кратко?
Последнюю часть будем читать, используя «чтение спринт»
Губы и зубы плотно сжаты. Читаем, как можно быстро.
После чтения вас ждет сюрприз.
-А сюрприз, вот какой.
Краткий пересказ этой части я записала на доске и рассказ назвала
«рассказ провокация». А почему?
Ваша задача прочитать и найти ошибку.
«Слуга побежал домой, рассказал все купцу. Собрали народ, закинули сети, вытащили Аленушку. Сняли камень, окунули в ключевую воду, нарядили в платье. Аленушка ожила. А козленочек два раза перевернулся через голову и стал мальчиком Иванушкой»
Итак, мы с вами кратко пересказали каждую часть этой сказки. Дома вам нужно приготовить краткий пересказ всей сказки.
9.Работа с картиной.
Рассмотрите картину. Кого вы видите на картине? Что она делает? Почему она грустит?
Есть ли такой эпизод в сказке?
А что роднит картину и сказку? По этой картине вы писали сочинение. Послушайте одно из них.
10.Подведение итогов
Чему учит сказка, с которой мы ознакомились сегодня?
Почему это произведение можно отнести к волшебным сказкам?
11.Домашнее задание:
1. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
2. Краткий пересказ сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и журавль"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе (УМК Школа России) на тему "Русская народная сказка "Лиса и журавль"...
конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и Журавль", Н.Сладков "Лиса и мышь".
овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из тек...
Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"". УМК "Планета знаний" 1 класс.
Урок проведён в 1 классе по УМК "Планета знаний" и содержит основные этапы анализа содержания сказки, поступков и слов героев, языка народной сказки....
Конспект урока литературного чтения " Русская народная сказка "Петух и собака" 1 класс.
На уроке применяется технология критического мышления. Анализ произведения проводится по ромашке Блума (Ромашка вопросов и ответов). Так как урок проводится в 1 классе, то детей нужно снач...
Конспект урока литературного чтения "русские народные песенки. Английские народные песенки", 1 класс
Тема: Английские народные песенки. Потешки. Небылицы.Цели деятельности учителя: развитие умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формирование читательского и...
Конспект урока литературного чтения. Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».
Тип урока: урок систематизации знаний.Используемые технологии: системно-деятельный поход, игровые, групповые, проблемно- исследовательские, технологии критического мышления....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме:"Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе, УМК "Школа России"...