конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и Журавль", Н.Сладков "Лиса и мышь".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Кузьмина Юлия Владимировна

овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ».
Н. СЛАДКОВ «ЛИСА И МЫШЬ»

Цели: ознакомить с содержанием русской народной сказки «Лиса и журавль» и рассказа Н. Сладкова «Лиса и мышь»; создать условия для совершенствования техники чтения; активизировать мыслительную деятельность – умения ставить вопросы, выделять главное, видеть смысл в информации, аргументированно высказываться, делать логические умозаключения; ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности; способствовать привитию любви к устному народному творчеству.

Планируемые результаты:

Предметные: умеют пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать небольшие по объёму тексты; получают возможность овладеть приёмами инсценировки несложных произведений.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «Что я не знаю и не умею?»); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Коммуникативные: уметь воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Личностные: осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

О чём-то скрипит половица,

И спицам опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

II. Включение в систему знаний.

Игра «Чей это голос?».

Учитель:– Узнайте героев сказок о животных по их голосам:

•  тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);

•  низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);

•  хриплый, грубый, «толстый» (волк);

•  вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса).

Учитель: Смотрите, появилась лиса. Она хочет рассказать сказку.

На доске: рисунок с изображением сказочной лисы.

– Здравствуйте, дорогие ребятушки! Люблю я сказки о себе рассказывать. Послушайте слова и догадайтесь, о какой сказке идёт речь: лиса, журавль, в гости, угощу, тарелка, кувшин, несолоно хлебавши, дружба кончилась.

III. Открытие нового знания.

Учитель: – Заглянем в волшебный мир сказки.

1. Пантомима сказки.

Заранее подготовленные учащиеся изображают сценки, как лиса и журавль приходят друг к другу в гости.

Учитель: – Какую сказку вам показали ребята? («Лиса и журавль».)

2. Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль» учителем.

3. Беседа по содержанию сказки.

Учитель: − Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости?

− Вам понравилось, как вела себя лиса? Почему?

– Как вы думаете, правильно ли поступил журавль? Почему?

– Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?

− А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса – из кувшина?

Учитель: -если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть.

4. Словарная работа.

Учитель: – Объясните значения слов:

Куманёк (кум) – крёстный отец по отношению к родителям крестника.

Сама стряпала – сама приготовила пищу.

Потчевать – угощать.

Несолоно хлебавши – обманулась в ожидании.

Учитель: – Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки? Попытайтесь объяснить.

5. Повторное чтение сказки.

– Что делает эту сказку сказкой?

6. Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм.

− Объясните смысл пословиц.

– Как вы думаете, какая пословица может быть названием сказки?

7. Работа по карточкам.

Карточка 1.

  Соедините черты характера со сказочным героем из сказки «Лиса и журавль»:

добрая

ЛИСА

грубая

находчивая

умная

хитрая

льстивая

коварная

жадная

глупая

злая

Карточка 2.

Соедините черты характера со сказочным героем из сказки «Лиса и журавль»:

умный

ЖУРАВЛЬ

находчивый

простак

добрый

хитрый

доверчивый

жадный

злой

Карточка 3.

  Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Найдите соответствующий отрывок к сказке «Лиса и журавль». Прочитайте выразительно.

Физкультминутка

Вот красавица лиса,

Перекаты с пятки на носок, стоя на месте.

У ней шубка хороша.

Вот проснулась,потянулась,

Потягиваются, прогибают спину.

С боку на бок повернулась.

Тянутся за руками вправо-влево.

А потом притопнет лапкой,

Топающий шаг по кругу.

И вот эдак, и вот так.

И по кругу все бегом,

Подскоки.

И вприпрыжку, и ползком.

Ходьба вприсядку.

Притаилась под окном,

Показывают, как лиса подслушивает:

Хочет знать, пришел кто в дом.

 голову наклоняют в сторону, руку к уху, ногу выставляют вперед, корпус тела слегка наклоняют.)

8. Чтение произведения Н. Сладкова «Лиса и мышь». Работа в парах.

Учитель: − Прочитайте название следующего произведения, рассмотрите иллюстрацию. Кто герои произведения?

Прочитайте диалог по ролям.

9. Работа по вопросу в учебнике.

На доске: «Ни __________________ не боюсь!»

Учитель: − Чьи слова записаны на доске? Прочитайте ответ мышки, добавляя пропущенное слово. Каким словом можно заменить слова: ни крошечки, ни капельки, нисколечко? (Совсем, совершенно… не боюсь!)

IV. Рефлексия деятельности.

− Какие произведения прочитали на уроке?

– Что полезного вы узнали из сказки «Лиса и журавль»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Народные промыслы в литературе"

Конспект урока построен по технологии развития критического мышления. Работа ведется по учебнику Романовской...

Конспект урока литературного чтения по произведениям Л.Н.Толстого "Муравей и Голубка" и "Лев и Мышь"

В конспекте урока даётся понятие "басня", сравниваются две басни, персонажи и их поступки; рассматривается роль иллюстрации для характеристики персонажей....

Конспект урока литературного чтения "Журавль и цапля"

Конспект урока литературного чтения "Журавль и цапля"...

Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе (УМК Школа России) на тему "Русская народная сказка "Лиса и журавль"...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме : Русская народная сказка "Лиса и Журавль"

Урок помогает раскрыть учащимся главный вопрос сказки: "Почему у лисы и журавля не получилась дружба?". А также раскрывает секреты крепкой дружбы, а не ложной как в данной сказке....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»

Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...