Главные вкладки

    Урок литературного чтения "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
    план-конспект урока по чтению (3 класс)

    Борзова Наталия Геннадиевна

    Урок литературного чтения  для 3 класса. "Школа россии"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №6»

    г. Сергиев Посад

    Конспект открытого урока литературного чтения

    «Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

    Составила и провела: Борзова Наталия Геннадиевна

    учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории

    2018год

    Тема: Русская народная сказка « Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Характеристика героя сказки.

    Тип урока: изучение нового материала

    Цель: Продолжать знакомство детей со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения, воспитывать бережное отношение друг к другу; уважение к культуре русского народа.

    Задачи:

    • познакомить с русской народной сказкой « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
    • учить характеризовать героя сказки по его поступкам;
    • учить рассказывать о книге на основе внетекстовой информации.

    Межпредметные связи: Изобразительное искусство, тема «Художники – иллюстраторы русских народных сказок»

    Планируемые результаты

    Предметные:

    • рассказывать о книге на основе ее обложки, содержания;
    • знать содержание русской народной сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
    • характеризовать героя произведения по его поступкам

    Метапредметные:

    • понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;
    • находить информацию о персонажах на основе выборочного чтения;
    • Учить работать в группе.

    Личностные:

    • проявлять интерес к чтению русских народных сказок;
    • ценить в героях русских народных сказок доброту, честность, верность.

    Ход урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности обучающихся

    Формируемые УУД

    1.Самоопределение к деятельности. Психологический настрой учащихся на урок.

    « Добро творить, как воздухом дышать –

    Потребность, людям данная от Бога

    Лучами солнца мир отогревать,

    И отдавать, и не считать,

    Что отдал много.»

    - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своем выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.

    Личностные:

    - настроить на работу;

    - организация рабочего места.

    Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

    1. На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и … внимательным.

    2. Всё пиши, не отставая,

    Слушай, … не перебивая.

    3. Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё … понятно.

    4. Если хочешь отвечать –

    Надо … руку поднимать.

    2. Актуализация необходимых знаний

    • Много жанров есть на свете

    Басня, повесть и рассказ,

    Но с рожденья любят дети

    Волшебство и мир прекрас.

     Узнайте героев и назовите, откуда они.

    Удивляется народ:

    Едет печка, дым идет,

    А Емеля на печи

    Ест большие калачи!

    Чай сам наливается

    По его хотению,

    А сказка называется...

    («По щучьему велению»).

    Сидит в корзине девочка

    У мишки за спиной.

    Он сам, того не ведая,

    Несет ее домой.

    Ну, отгадал загадку?

    Тогда скорей ответь!

    Названье этой сказки...

    («Маша и медведь»).

    Укатился он из дома

    По дороге незнакомой...

    Ты узнал его, дружок?

    Это самый непослушный,

    Говорливый, несмышленый

    И румяный...

    (Колобок).

    —  О ком эти стихи? (О героях сказок.)

    —  По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные.)

    – По авторству: на какие группы делятся сказки? (Народная; авторская)

    – По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.

    Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

    Сказки про животных – главные герои – животные.

    Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.

    • Элементы разных сказок
      Мы собрали в кузовок.
      Отгадай названье сказки
      Будь внимателен, дружок.

    3.В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать в какой сказке они встречаются.

    Костюм мальчика. - “Гуси-Лебеди”, “Мальчик с пальчик”, “Иванушка-Дурачок”.

    Кукла девочки. - “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Крошечка-Хаврошечка”.

    Камень. – “Иван-Царевич и серый волк”.

    Вода. – “По щучьему веленью…”, “Лягушка-путешественница”, “Золотая рыбка”.

    Козленок.– “Волк и семеро козлят”, “Волк и коза”.

    А все эти предметы в какой сказке встречаются? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

    4Сформулируйте цели урока:

    познакомиться …

    учиться читать……

    учиться отвечать на вопросы…

    • Самостоятельно определяют цели урока.

    Коммуникативные:

    - владение диалогической речью.

    Познавательные:

    - формирование умения извлекать информацию из текста;

    - развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельно выводы.

    Регулятивные:

    - планировать свои действия.

    Физминутка. Упражнения для глаз.

    5.Мотивация познавательной деятельности

    • Организация чтения русской народной

    Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

    - Прочитайте начало сказки.

    - Какие сказки начинаются так же? Как они называются?

    - Могли ли события, описываемые в первой части, произойти в реальной жизни?

    - С какого действия начинается сказочное повествование?

    - Прочитайте, что случилось в сказке?

    - Чем закончилась сказка?

    - Как можно объяснить такой конец?

    6.Обсуждение высказывания «Все сказки похожи друг на друга» (работа в парах)

    • Читают сказку с остановками, отвечают на вопросы по содержанию сказки, какая беда случилась, куда отправилась Аленушка, о чем просил ее братец, почему Аленушка не разрешала ему испить водицы из копытца, почему купец не распознал ведьму в Аленушке, а козленочек узнал, почему ведьма приказала зарезать козленочка. Читают заданные фрагменты сказки.

    • Выясняют, чем похожи сказки.

    Коммуникативные:

    - работа в парах;

    - контроль оценки действия партнера;

    - сотрудничество с товарищем;

    - умение читать выразительно.

    - самооценка.

    Познавательные:

    - развитие умения находить ответы на вопросы, используя текст произведения.

    Личностные:

    - формировать умения видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания.

    7.Физминутка.

    Мы немножко отдохнём.

    Встанем, глубоко вздохнём.

    Руки в стороны, вперёд.

    Дети по лесу гуляли, (руки на пояс)

    За природой наблюдали. (повороты головы влево, вправо)

    Вверх на солнце посмотрели,

    И их всех лучи согрели. (поднялись на носочки)

    Чудеса у нас на свете:

    Стали карликами дети. (присели)

    А потом все дружно встали,

    Великанами мы стали.

    8.. Чтение по ролям.

    —  Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.

    —  Найдите слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть троекратный повтор. Это признак сказки.)

    9.. Выборочное чтение.

    (Дети зачитывают отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».)

    —  Сколько раз просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? (Он просил воды три раза. Беда случилась на третий раз.) 

    - Проследите по сказке, какие несчастья случились с Иванушкой и Аленушкой. (Дети зачитывают отрывки: «Сначала они остались одни», «Иванушка превращается в козленочка», «Ведьма топит Аленушку», «Ведьма хочет зарезать козленочка».)

    —  Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга? (Они не оставляли друг друга в беде.) (Дети зачитывают предложения.)

    —  Как жилось Аленушке и Иванушке в доме купца? Как вы понимаете выражение «наряжу в злато-серебро»? (Им жилось там хорошо. Жили они в достатке, богато.)

    —  Какую неосмотрительность допустила Аленушка и что из этого вышло? (Аленушка пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.)

    —  Можно ли идти куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет, это очень опасно.)

    —  Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?

    10.   Найдите вопрос 7 на с. 27. Ответьте на него. (Аленушка добрая, ласковая, преданная, доверчивая.)

    —  А какая была ведьма? Расскажите о ней.

    —  Какие слова характеризуют Аленушку, а какие — ведьму? Соедините линиями.

                                                           добрая

                                                           злая

    АЛЕНУШКА                                ласковая

                                                           преданная

                                                           доверчивая

                                                           заботливая

    ВЕДЬМА                                       грубая

                                                           хитрая

                                                          жестокая

    Познавательные:

    - развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельно выводы.

    Коммуникативные:

    - умение формировать собственное мнение.

    11.Первичное закрепление нового знания.

    1. Определение вида сказки.

    —  К какому виду сказок мы ее отнесем?

    —  Что же в этой сказке волшебного?

    —  Какие волшебные предметы есть в сказке?

    —  Найдите в сказке троекратный повтор.

    —  Где в сказке добро, а где зло? Что победило?

    Признаки сказки (повторяем, записываем в рабочую тетрадь):

    1)зачин;

    2) волшебные предметы;

    3) сказочные слова и выражения;

    4) троекратный повтор;

    5) борьба добра и зла;

    6) добро побеждает зло;

    7) концовка.

    2. Беседа по иллюстрации

    —  Ребята, только что вы дали описание Аленушки, ее характера. А сейчас подумайте и скажите, как она выглядит, какой вы себе ее представляете? (Аленушка красивая, стройная, в стареньком сарафане, так как она бедная.)

    —  А вот какой представлял ее себе художник Иван Яковлевич Билибин, можно видеть на с. 23 учебника. Такой ли вы ее себе представляли? (Ответы детей.)

    Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова "Алёнушка".

    Какай же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его.

    "Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет".

    - Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу)

    Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени.

    Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда.

    А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый? (именно с водой связаны все грустные события сказки)

    - Какие грустные моменты в сказке связаны с водой? (найдите эти строчки и прочитайте)

    Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца. Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.

    - Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки (эти поэтические тексты должен ещё раз вслух прочитать учитель. С.123. -Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца: .Напился и стал козлёночком. СТР.123. Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду. Стр. 124 .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнонёхонько закричал.).

    Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.

    Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное; Ключевая вода оживляет Алёнушку).

    - Так что же роднит сказку и картину?

    - Грустное настроение, лирическая тональность.( Пояснение: "лирический", "поэтический" могут обозначать сферу чувств и переживаний человека. Когда говорят, что человек "лирически" настроен, имеют ввиду, что его душа открыта самым тонким восприятия и чувствам, что он поэтически смотрит на мир).

    - Какими же средствами переданы эти два произведения? Литературное произведение - словом. Картина - красками.

    12.Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

    - Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?

    Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

    - Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?

    Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

    - Кто испытывал трудности?  

    Закончи фразу « Мне было трудно…»

    13.Подведение итогов

    - Докажите, почему данное произведение является сказкой, какой?

    - Вспомните другие волшебные сказки.

    - Чему учит сказка, с которой мы ознакомились сегодня?

    • Объясняют, почему это произведение можно отнести к волшебным сказкам, называют другие волшебные сказки.
    • Ответы детей.

    Личностные:

    - подведение итога урока;

    - самооценка критериев успешности.

    Коммуникативные:

    -- выражение своих мыслей;

    - использование критериев для обоснования суждений.

    Регулятивные:

    - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

    Познавательные:

    умение сформировать вывод по всему уроку.

    Домашнее задание:

    1. Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без ошибок.
    2. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
    3. Выразительное чтение сказки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по чтению "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

    Конспект урока по чтению. На уроке используются карточки при повторении пройденного ранее материала. Проводится работа по картине и иллюстрации....

    Урок литературного чтения. Тема "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

    Данный урок по литературному чтению предназначен для изучения во 2 классе в разделе "Устное народное творчество". К уроку прилагается красочная презентация....

    Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

    Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

    Урок литературного чтения. Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" 2 класс

    Разработка  урока литературного чтения "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Русская народная сказка". во 2 классе...

    русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

    русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....

    Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

    Цель: уметь выявлять закономерности сказочного жанра на примере сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»Задачи:- помочь разобраться в развитии сюжета сказки;- способствовать развитию умения анализ...

    Литературное чтение 2 класс Школа России "Добро и зло в русской народной сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка""

    Изучая русскую народную сказку "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" перед читателем возникает проблема борьбы добра и зла. Рассматривая черты характера героев и давая оценку их поступкам, учащиеся ра...