Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Л.В.Занкова по теме «Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»)».
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Тема урока:  «Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка

 (по сказке «Серая Шейка»)».

Цель урока: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Планируемые результаты:

Предметные:

-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;

-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;

-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;

-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_seraya_sheyka.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов»

Методическая разработка урока литературного чтения

 в 3 классе по развивающей системе Л.В.Занкова

по теме «Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка

 (по сказке «Серая Шейка»)».

                                                           

                                                                                                                   Автор: учитель начальных классов,

Потемкина Лариса Анатольевна

                                                                                                                   

Губкин

2013 г

Тема урока:  «Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка

 (по сказке «Серая Шейка»)».

Цель урока: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Планируемые результаты:

Предметные:

-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;

-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;

-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;

-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Личностные:

- развитие чувства сопереживания, сострадания.

Метапредметные:

Познавательные

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-уметь выделять главное;

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

Регулятивные

-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;

-оценивать результаты работы;

Коммуникативные

-участвовать в учебном диалоге;

-выражать свои мысли в учебном диалоге;

-проявлять самостоятельность в парной работе;

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, задания для групповой работы, иллюстрации к сказке.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.

Настрой детей, проверка рабочих мест.

Показывают готовность к уроку

Самоорганизация.

2. Подготовка к активной познавательной деятельности

-Начинаем наш урок литературного чтения. Я думаю, вам будет на уроке интересно, вы узнаете что-то новое для себя. Чтобы легче нам работалось,  проведем разминку. Посмотрите на слайд, прочитайте. Какое задание можно выполнить по нему? (Найти лишнее название сказки, назвать общим словом)

Первый слайд:     1) «Петушок–золотой гребешок и жерновцы»

                                 2) «Сивка-бурка»

                                3) «Серая Шейка»

                                4) «Мороз, Солнце и Ветер»

Второй слайд:        1) «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза,    короткий хвост»

                            2) «Серая Шейка»

                            3) «Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и

            про мохнатого Мишу - короткий хвост»

                           4) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Третий слайд:      1) «Хаврошечка»

                              2) «Земля со дна океана»

                              3) «Серая Шейка»

                              4) «Хитрая лиса»

-Поставьте оценки те, кто были активны и правильно выполнили задания.

Подбирают задания к слайдам, выполняют их.

Упражнение на развитие аналитико-синтетической деятельности

3. Актуа-лизация опорных

знаний.

Игра «Крестики- нолики»

  1. Верно ли, что настоящая фамилия автора сказки «Серая Шейка» Мамин-Сибиряк?
  2. Верно ли, что из лап лисы Серую Шейку спасла мать-утка?
  3. Верно ли,  что правило «не вмешиваться в чужие дела» принадлежит Селезню?
  4. Верно ли позицию Селезня можно назвать обывательской?
  5. Верно ли, что утки, гуси, лебеди улетают, когда начинают замерзать водоемы?
  6. Верно ли, что перелет птиц в теплые края не труден?
  7. Верно ли, что молодых птиц обучают молодых птиц?
  8. Верно ли, что  природа изображена автором радостной, живой?
  9. Верно ли, что автор посмеивается над позицией Селезня и жалеет Серую Шейку?

Выполняют взаимопроверку по образцу. Выставляют оценки в лист достижений соседа.

-Дома вы должны были составить план 2 главы. (Один ученик записывает план на доске). Все проверяют. Оценивают. Оценка – в лист достижений.

Дети выставляют значки в соответствующие клетки.

Выполняют взаимопроверку.

Работа с опорой со знаково-символическим изображением

4. Сообщение темы урока и постановка цели.

Тема урока «Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»)»

-На прошлом уроке мы определили особенность  почерка Д. Мамина-Сибиряка в сказке «Серая Шейка». В чем эта особенность? ( Он точный наблюдатель природы). Почему сегодня такая же тема? (Что-то еще новое узнаем из его особенностей написания сказки).

Какова же цель нашего урока? (Выяснить особенности написания «Серой Шейки» Д.Маминым-Сибиряком)

Цель: продолжим знакомство с произведением Мамина-Сибиряка, определим его особенности е написания сказки «Серая Шейка»

Дети предполагают тему и цели урока

Целеполагание

5.Словарная работа

- Поскольку текст написан еще в 19 веке, в нем встретятся непонятные слова.

«Борьба шла не на живот, а на смерть»

«полынья» - пространство чистой воды в ледяном покрове реки или в плавающих ледяных полях моря и озера.

«спесива» - высокомерная, заносчивая

«Са́жень» -  или саже́нь старорусская единица измерения расстояния равная 2,16 м.

Расширение словарного запаса.

6. Первичное восприятие.

Наши ученики подготовили выразительное чтение новой части главы.

(Дети оценивают их чтение и выставляют им оценки)

Подготовленные ученики читают текст.

Умение воспринимать текст на слух.

7. Проверка первичного восприятия.

О чем рассказала 3 часть?

Какова основная мысль?

Как озаглавите?

Появление у Серой Шейки друга.

Понимание сущности поведения героев

8. Художественный анализ.

- Есть в этой части подтверждение тому, что Мамин-Сибиряк тонко чувствовал и красиво описывал природу? Какие приемы применяет? (сравнение, олицетворение). (Дети  находят в тексте подтверждение, читают)

- С какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы? (Описание природы подводит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.)

-Какими словами заканчиваются первые 3 главы этой сказки?

1гл. «Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, -ведь все равно она должна погибнуть зимой». – Селезень.

2гл. «Уж лучше бы  было, если бы тогда Лиса меня съела…» . Серая шейка

3гл. «Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса…». – Заяц.

-Никто не верит в ее возможность выжить, даже сама уточка. Была ли Лиса единственной угрозой жизни Серой Шейки? (холод, голод)

Дети  находят в тексте подтверждение, читают.

Открытие духовных смыслов.

Определение собственного отношения к прочитанно-му. Развитие чувства сопереживания, сострадания.

9. Физминутка

Оцените свою активность в выполнении физминутки.

10. Анализ состояния главных героев. Работа в группах.

Поработаем в группах. Из предложенных карточек выбрать те, которые передают внутренне состояние героев: Серой Шейки, Зайца, Утки, Селезня. (бодрость, спокойствие, возмущение, тоска, восторг, тревога, грусть, любовь, нежность, счастье, ожидание, скорбь, печаль, страх, радость, волнение, одиночество, удивление, восхищение, сочувствие, беспокойство)

Что помогло вам понять внутренне состояние всех героев? (Мастерство автора)

На слайде: психолог – человек, который умеет анализировать переживания других людей. Сделайте вывод. (Мамин-Сибиряк – хороший психолог). Найдите в тексте слова о переживаниях Серой Шейки.

Взаимооценка работы в группе.

Анализ текст с позиции отношения автора к персонажам

11. Художественное творчество.  Работа в группах.

-Мы знаем, что любую книгу интереснее читать, если в ней есть иллюстрации.  Подберите текст из сказки к иллюстрациям.

Отметьте оценки в листах достижений за работу на этом этапе.

Каждая группа работает по одной иллюстрации.

12. Итог урока

Выполнили мы поставленные на урок цели?

Д.Мамин-Сибиряк очень тонко чувствовал  природу и был хорошим психологом передавая внутренне состояние главной героини. В этом и состоит его особенная манера написания сказки.

Ребята! Вы маленькие жители планеты Земля. Если вы научитесь видеть, понимать, ценить красоту природы, человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять её, украсить и подарить молодому поколению!

Умение самостоятельно делать выводы

13.Оценивание

-Посмотрите на свои листки достижений и скажите, чего не хватило, чтобы все оценки были высокими? Оценку за урок получают те ученики у которых 5 и более оценок. Нужно посчитать средний балл.

Самооценивание

14.Домашнее задание

На выбор:

1.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду

2.Найти материал о жизни диких уток

3.Пересказ описания природы близко к тексту.

Осуществление выбора.

15. Рефлексия.

Продолжите фразу:

-Мне сегодня удалось…

-Мне было интересно…

-Мне было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс развивающая система Л.В. Занкова Тема: Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).

Технологическая карта  предназначена для  проведения урока литературного чтения в 3 классе  по развивающей системе Л.В. Занкова  по теме :Творческий почерк писателя П.П. Занкова(ск...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".

Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; совершенствовать  навыки  выразительного  чте...

Конспект урока "Особый почерк писателя Д.Н Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка)", по системе Занкова, 3 класс

Цель урока: формировать умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста....