Методическая разработка урока литературного чтения. Д. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка". Герой художественного текста. Его особенности.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Семина Ольга Михайловна

Конспект урока литературного чтения по программе "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seraya_sheyka.docx61.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема:  Д. Мамин-Сибиряк.

«Серая Шейка».

Герой художественного текста.

Его особенности.

C:\Users\SOM\Pictures\серая шейка.jpg

Автор: Семина Ольга Михайловна, учитель начальных классов

 ГБОУ СОШ № 291 Красносельского района

Наименование раздела программы: Люби всё живое.

Количество часов: 2 часа.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомиться с литературной сказкой Д. Мамина - Сибиряка и ее автором.

Задачи:

  1.  Формировать мотивированный интерес к книге и чтению.
  2. Учить работать с текстом, формировать умение анализировать текст  (определять основную мысль произведения, последовательность событий в тексте, соотносить иллюстрацию с текстом, отбирать опорные ключевые слова, учить давать характеристику главному герою).
  3. Развивать диалогическую речь учащихся.
  4. Воспитывать чувство сострадания, сопереживания, добра, веру в чудеса, прививать интерес к познанию окружающего мира.
  5.  Учить работать с книгой (находить нужную книгу в библиотеке, прогнозировать произведение по обложке, учить находить нужное произведение в книге).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные: определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра, определять в художественном тексте средства художественной выразительности (олицетворение), выделять особенности литературной сказки.

Метапредметные: прогнозировать содержание произведения, работать в группе.

Личностные: проявлять доброту, милосердие.

Межпредметные связи: Окружающий мир «Водоплавающие птицы»,  Детская риторика  «Текст», «Кратко о книге», Русский язык « Лексическое значение слов».

Ход урока

1.Организационное начало урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их. Садитесь.

2. Актуализация знаний.

Учитель: В прошлый раз  вы сказали, что урок литературного чтения вам нужен для того, чтобы стать грамотными читателями.  Как вы понимаете фразу «быть грамотным читателем»? Что это значит?

Дети: Понимать содержание прочитанного текста.  

Учитель: Хорошо.

Возьмем математику – Реши задачу. Что это?

Берем русский язык – Выпиши слова с безударными гласными. Что это?

Литературное чтение – Приведи доказательства своих слов примерами из текста. Что это?

Окружающий мир – Подчеркни верный ответ. Обведи лишнее слово. Что это?

Дети: Разные задания.

Учитель: То есть, что нужно понимать, кроме содержания прочитанного текста?

Дети: Понимать смысл выполняемого задания.

Учитель: Кто из вас считает себя грамотным читателем? Предлагаю  выполнить тест в паре. Работаем быстро. Как можно тише. Окончание вашей работы – 2 ладошки вместе. Приступайте!

ТЕСТ

1.Подчеркни жанр литературы, построенного на ритме и рифме.

А) Былина

Б) Рассказ

В) Стихотворение

2. Кто из перечисленных писателей пишет о природе?

А) Д. Мамин - Сибиряк

Б) М. Зощенко

В)  С. Маршак

3. Как называется пояснение непонятного слова, встретившегося в тексте, находящееся в самом низу страницы?

А) Абзац

Б) Подзаголовок

В) Сноска

4. Среди перечисленных сказок выберите русскую народную.

А) «Дюймовочка»

Б) «Конек-горбунок»

В) «Летучий корабль»

5. Дополни высказывание, чтобы оно было правильным.

«Иллюстрации в книге нужны для того, чтобы…

А) заполнить лишние свободные листы

Б) не тратить время на чтение книги, а просто посмотреть на иллюстрации и понять, о чём идёт речь

В) привлечь внимание к книге и помочь читателю при чтении лучше представить происходящее

6. Выбери верное утверждение.

«Аннотация – это…

А) статья, рассказывающая об истории создания книги

Б) страницы книги, на которых расположено оглавление книги

В) небольшой текст, рассказывающий, о чём книга

ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТА

Учитель: Давайте  проверять. Читай задание и выбранный к нему ответ. Кто не согласен?

Учитель: Читай следующее задание. У кого другой ответ?

Учитель: Читай дальше. Всё ли верно?

Учитель: Продолжи читать. Кто считает иначе?

Учитель: Теперь ты читай. У кого такой же ответ.

Учитель: Кто хочет продолжить? Кто поддерживает это мнение?

 

Учитель: Какое задание вызвало затруднение?

АННОТАЦИЯ СВОЕЙ КНИГИ

Учитель: Раз уж мы заговорили про аннотацию, представьте свою книгу. (3-5 человек)

Учитель: На прошлых уроках вы испытывали затруднение рассказать о своей книге. Что изменилось сегодня?

Дети: Мы поняли, как это делается. Некоторые из нас научились это делать.

 

3.Сообщение темы и постановка  целей урока.    

Учитель: Предлагаю литературную викторину. Ваши правильные ответы будут являться подсказкой  для темы сегодняшнего урока.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

1.Птица, которая своим чудесным пением спасла китайского императора. (Литературная сказка  Г. Х. Андерсена «Соловей»).

2.Птичка – верная подруга Дюймовочки. ( Ласточка).

3.Птичка, которая превратилась в прекрасного лебедя. (Литературная сказка  Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»).

4.Главный герой охранял царство и сидел на шпиле.  (Литературная сказка  А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»).

«Чуть опасность где видна,

 Верный сторож, как во сне,

Шевельнется, встрепенется

 К той сторонке обернется».

Учитель: Кто этот предсказатель беды?

5.Принцесса Элиза расколдовала своих братьев и они превратились в …

(Литературная сказка  Г. Х. Андерсена « Дикие лебеди»).

6.История парня по прозвищу Дурень. За то, что он пожалел бедного старичка, тот подарил ему волшебную птицу. Дурень оказался не таким уж и простачком, прошел все испытания и женился на прекрасной королевне.  (Литературная сказка Братьев Гримм « Золотой гусь»).

НА ДОСКЕ КАРТИНКИ: соловей, ласточка, утенок, петушок, лебеди, гуси.

Учитель: Что общего заметили?

Дети: В каждом произведении говорится о птице.

Учитель: Назовите жанр этих произведений.

Дети: Литературная сказка.

Учитель: Чем занимаются птицы осенью?

Дети: Готовятся к отлету.

Учитель: Все ли улетают?

Дети: Петух не улетает, он домашняя птица. А все остальные улетают.

Учитель: Какие птицы улетают позже и почему?

Дети: Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замерзнут водоемы.

Учитель: Предположите тему нашего урока, пользуясь подсказкой.

ПОДСКАЗКА: Какая водоплавающая птица не могла улететь вместе с другими птицами в теплые края?

Дети: Утка.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Дети: Тема урока: Литературная сказка Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

Учитель: Кто знает, почему Серая Шейка не улетела на юг?

Дети: Лиса повредила ей крыло.

Учитель: Откройте учебник на странице  120. Проверим, совпадают ли ваши предположения с тем, что предлагают авторы учебника. Повторите еще раз тему урока. Какова цель урока?

Дети: Познакомиться с литературной сказкой «Серая Шейка» и ее автором.

4.Краткий обзор биографии и творчества автора.  

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Учитель: Прочитайте имя и фамилию писателя, с творчеством которого мы сегодня знакомимся, рассмотрите его портрет. Что вы о нем знаете?

Дети: Во 2классе мы читали произведение из сборника «Аленушкины сказки» - «Сказку про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Учитель: Для тех, кто забыл, давайте обратим внимание на некоторые факты из биографии автора.

ВЫСТАВКА КНИГ: «Аленушкины сказки», «Серая шейка», «Зимовье на студеной».

Учитель: Вот мы и вернулись  теме нашего урока.

5.Физминутка.   Стихотворение «Олень»  (игра со словами)

1.У оленя дом большой,

Он глядит в свое окошко.

Зайчик по лесу бежит

В дверь к нему стучит: Тук, тук.

-«Дверь открой! Там в лесу охотник злой».

-«За, за, забегай. Лапу мне давай!»

2.Быстро дверь олень открыл,

Зайку в дом к себе впустил.

-«Зайка, зайка, ты не трусь. Мы закроем дверь!»

-«Ой, ой! Страшно мне. Что-то мне не по себе.

Сердце в пятки ушло и не отошло!»

Учитель: Какой по характеру олень, заяц и охотник?

Дети: Олень добрый, заяц трусливый, охотник злой.

Учитель: Какие из этих персонажей встречаются в сказке «Серая Шейка»? Какие они по характеру?

Дети: Заяц трусливый, лиса хитрая, охотник добрый.

Учитель: Мы сегодня при чтении сказки будем обращать внимание на характеристику героев.

6.Знакомство с текстом «Серая Шейка».     

Учитель: Давайте разберем значение непонятных слов, без понимания  смысла которых, восприятие текста будет затруднено.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Роковой день-неизбежный, драматический для Серой Шейки.

Косяк - стая рыб, птиц.

Ключ-вытекающий  из земли источник.

Душа в пятки ушла - испугаться.

Полынья - незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.

Спесива – надменная, высокомерная.

Поросль - молодые побеги растений.

Бывалые – опытные, много видавшие и испытавшие.

ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ДЕТЬМИ

7.Работа над текстом.

Учитель: Быть грамотным читателем – это понимать содержание прочитанного  текста. Какие виды заданий могут быть направлены на понимание прочитанного текста?

Дети:

1.Разбить текст на части, озаглавить, пересказать.

2.Определить жанр.

3.Подобрать пословицу.

4.Объяснить значение непонятных слов.

5.Установить последовательность событий в тексте.

6.Назвать средства языковой выразительности, которые использует автор.

7.Предположить, в какой сборник может быть помещен текст.

8. Определить главную мысль произведения.

9.Дать характеристики героям.

10. Подготовить текст к драматизации.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА

Учитель: определите жанр произведения. Назовите особенности сказки.

Дети: Сказка - это вымышленные герои, волшебство, чудеса.

Учитель: назовите особенности рассказа.

Дети: Рассказ - это реальные события, реальные герои, реальные предметы.

Учитель: Сделайте вывод.

Дети: В сказке о животных нет описания природы, авторских переживаний. В рассказе о природе не может быть диалогов животных. Вывод: это авторская сказка.

Учитель: Почему, по-вашему, реальный случай автор изложил в форме сказки? Чего он этим достиг?

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ

Учитель: Назовите героев сказки.

Дети: Серая Шейка, Лиса, Заяц, Старая утка, охотник.

Учитель: Кто такая Серая Шейка? Расскажите о ней. Когда вам было особенно ее жалко? Найдите в тексте этот эпизод. Прочитайте.

Дети: читают

Учитель: Вспомните: вспомните, у нее были родители. Одинаково ли родители относились к своей дочери?

(просмотр видеофрагмента)

Учитель: Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностью и опасностью?

Дети: Утка всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг. Она плачет и печалится. Даже решается остаться с ней зимовать.

Учитель: А Селезень (отец Серой Шейки)?

Дети: Предпочитает не тревожить себя грустными мыслями. Старался замять разговор, когда речь шла о Серой Шейке. Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса ее съела: все равно ей суждено погибнуть зимой.

Учитель: Выберите: какие черты характера присуще Утке, а какие Селезню.

НА ДОСКЕ: Доброта, равнодушие, эгоизм, самоотверженность, сочувствие, безразличие.

Дети: Утка – самоотверженная, заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный, равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких.

Учитель: Охарактеризуйте Зайца и Лису. Охотника.

Дети: Заяц - трусливый. Лиса- хитрая. Охотник – добрый, сопереживает Серой Шейке, пожалел ее, взял к себе в дом.

Учитель: С кем из них хорошо находиться рядом?

 

8.Рефлексия.

Учитель: Выберите и продолжите любое предложение.

-На сегодняшнем уроке я узнал…

- На этом уроке я похвалил бы себя за …

- После урока мне захотелось …

- Сегодня я сумел …

9. Подведение итогов урока.

Учитель: С творчеством какого писателя вы познакомились на уроке? Назовите его имя. Что вы узнали о его жизни и творчестве?

10.Домашнее задание.

Учитель: Прочитайте еще раз эту сказку с 120-127.

Предлагаю найти в библиотеке  эту книгу и прочитать ее целиком. А для тех, кто хорошо знаком с этой сказкой – предлагаю продолжить изучать творчество этого автора и прочитать книгу «Аленушкины сказки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Л.В.Занкова по теме «Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»)».

Тема урока:  «Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»)».Цель урока: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нравственной отзывчивости....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Разработка урока литературного чтения по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сердце"

В материале представлен конспект урока литературного чтения в 3 классе с презентацией и приложениями по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сербце". Цель работ...

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: «Особенности диалогического общения по произведению В.А.Осеевой «Почему?»

Цели урока:  Продолжить знакомство учащихся с произведением В. Осеевой, развивать умения прогнозировать текст.Задачи:- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении им...