Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_porvatovoy_s.a.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкина

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС

Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина

Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Составила: Порватова Светлана Александровна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 12 с УИОП»

г. Губкин

2014 год


Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина

Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Обучающие цели:

  • Обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих переживаний и представлений;
  • организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживание  герою;
  • формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
  • содействие пониманию образного языка произведения, выразительных средств, создающих художественный образ;
  • расширение активного и пассивного словаря детей;
  • обучение динамическому чтению.

Цели, ориентированные на развитие личности ребёнка: Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам;

 Регулятивные цели: Создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её при разборе произведения; Создание условий для развития у школьников основных психических процессов - образного мышления, речи, памяти, внимания.

 Коммуникативные цели: Создание условий для развития речевой деятельности (говорение, чтение), формирование навыков сотрудничества (создание условий для работы в паре, в группе)

 Воспитательные цели: Создание условий для развития наблюдательности при  общении с животными; Воспитание бережного отношения к ним.

Задачи:

  • - Познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина.
  • - Учить динамическому чтению.
  • - Развивать навыки осознанного, беглого чтения.
  • – Развивать умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; умения чётко излагать свои мысли, наблюдательность и речь.
  • – Продолжить работу по обучению детей по уровням.
  • – Воспитывать любовь к животным и бережное отношение к ним.

Оборудование: 1.Демонстрационное: портрет Е.И.Чарушина, выставка художественных произведений, проиллюстрированных Е.И.Чарушиным, мультимедийный проектор, презентация сведений об авторе, экран, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой

2.Индивидуальное: памятки «Спринт», «Финиш», «Разведка»;

3.Для работы в паре, в группе: папки с материалом об авторе.

Этап урока

Ход урока

УУД, формируемые на данном этапе

1.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

2.Актуализа-

ция знаний. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Целеполагание урока.

 

3.Самоопределение к деятельности.

Введение в тему урока.

4.Физкульт

минутка

5.Работа над произведенем.

6.

Самостоятельная работа по теме урока:

 работа в парах (поисковая), проведение микро

исследования

(работа в группах)

7.Анализ прочитанного произведения (Ответы на вопросы по содержанию)

8.Обучение динамическому. чтению

9.Физкультминутка

10.Закрепление изученного материала

11.Итог урока.

12.

Информация о домашнем задании.

13. Рефлексия учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь (первыми садятся девочки). А теперь улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего хорошего настроения своему соседу. Прочитайте эпиграф, записанный на слайде: (Слайд 1)

«Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя родиной»

(Е. Чарушин)

- Кому посвящены эти строки?

- Чему они учат, на что настраивают вас?

- Сегодня на уроке мы  познакомитмся с творчеством Е.И.Чарушина.

-А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

В результате обсуждения формулируется план урока:

1. Чтение.

2. Давай подумаем.

3. Работа со словарём.

4.Запомни правописание.

5. Работа в парах.

6. Самооценка.

- В конце урока мы вернемся к плану и оценим нашу работу на уроке.

Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники, сформулируйте цель нашего урока:

Познакомимся…

Узнаем…

Научимся…

Подготовительная работа к восприятию текста.

А) Повторение правил посадки

Б) Знакомство с автором рассказа  Презентация (Слайды 2-8)

-Где родился Е.И.Чарушин ?

-Когда родился писатель?

-О чём писал свои рассказы этот автор ?

Сведения о биографии Чарушина вы узнаете, когда выполните задание.

В) Работа в группах по уровням:                                                             1 уровень (творческий):

– Прочитать сведения, выучить и рассказать их.

2 уровень (конструктивно – творческий): Прочитать сведения, пересказать их близко к тексту.                                           3 уровень (конструктивный):

- Прочитать сведения, пересказать их «с подглядкой»

4 уровень (воспроизводящий):

- Прочитать сведения вслух (Выразительно, соблюдая правильную интонацию)

(Текст биографии на карточках для каждой группы)

(Данная игра показана через ММ проектор)

Работа по учебнику. Первичное чтение учителем и хорошо читающими детьми.

Перед чтением повторим «Золотые правила быстрого чтения»

Развивай своё поле зрения.

Не допускай возвратного движения глаз.

Читай без проговаривания.

Читай внимательно, постарайся понять, о чем читаешь.

Читай, как можно больше различных текстов.

Дополнительные сведения:

Е.И. Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Писатель очень тонко видел красоту природы, выразительно и точно описывал её. Ему замечательно удавались портреты, и живописные и словесные.

В 1930 году вышел его первый небольшой рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в изображениях животных.

Разносторонне одарённый: играл на скрипке, изобретал, увлекался актёрством, занимался живописью и скульптурой. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.

- Что нового узнали о писателе?

Словарно – лексическая работа.   (Слайды 9 -11)

- Сегодня мы с вами познакомились с новым рассказом Чарушина. Чтобы его содержание вам было более понятно, поработаем над словами.

Работа со словарями, которые лежат для каждой группы в разных местах. Сначала находят их глазами, затем разбиваются по группам, знакомятся со значением новых слов.

Те, кто справился раньше, рассматривают выставку книг М.Пришвина, С. Маршака, В.Бианки,   проиллюстрированные Е.Чарушиным -Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

-Можно ли назвать его юмористическим?

-Где и когда происходят эти события?

Назовите, какую птицу увидел автор?

-Что же произошло с Женей?

-Какие чувства могли быть у вас в такой ситуации?

-От какого лица идёт повествование в рассказе?

Повторное чтение

а) Выборочное

б) Чтение с простукиванием ритма

в) «Жужжащее» чтение

г) Наращивая скорость чтения

д) Выразительное чтение

Чтение «финиш»

  • плотно сожми губы и зубы.
  • читай только глазами
  • читай быстрее до слов

Чтение «разведка» 

  • плотно сожми губы и зубы.
  • поставь пальцы на начало и конец строки
  • читай только глазами.
  • найди ответы на вопросы:

Чтение «Спринт»

  • крепко сожми губы и зубы
  • читай только глазами
  • читай, как можно быстрее
  • ответь на вопросы к тексту

-Представьте, что наш класс должен помочь Жене справиться с ситуацией, описанной в рассказе.

 Дети повторяют задания направленные на развитие артикуляционного аппарата «Вкусное варенье», «Тик – так» и др.

Повторное чтение

а) Выборочное

(Прочитайте заинтересовавшие вас эпизоды)

б) Чтение в парах

в) Чтение за диктором

г) Наращивая скорость чтения

д) Выразительное чтение

-Посмотрите на наш план работы. Как вы думаете, мы успешно решили поставленные задачи?

– Продолжи предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Я учился (училась)…

Мне пригодится это для…

Домашнее задание (по уровням)

1 уровень. - Приготовить пересказ рассказа от лица автора. Найти в тексте 5-сложные слова.                                                                                    2 уровень. - Приготовить вопросы по содержанию рассказа. Найти в тексте 4- сложные слова.

3 уровень. - Прочитать текст. Найти в тексте 3- сложные слова.

4 уровень. - Прочитать текст.

Попробовать свои силы в качестве художника-анималиста, нарисовав рисунки к произведению.

 Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика.

Улыбающийся смайлик – я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял.

 Грустный – мне было трудно.

Личностные: действие смыслообразованияРегулятивные: волевая саморегуляция, настрой на урок.

Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познавательные: умение

из услышанной информации

выделять главное.

Регулятивные: умение сравнивать, обобщать, делать выводы,

мотивация к учебной деятельности.

Познавательные: анализ с целью выделения признаков.

Регулятивные: подготовка к самостоятельной формулировке темы урока.

Регулятивные:

мотивация к самостоятельному добыванию знаний.

Коммуникатив-ные: работа по уровням по изучению учебного материала, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.

 

Познавательные общеучебные:

умение осознанно и выразительно читать, повышать технику чтения, строить речевое высказывание

Познавательные, регулятивные: умение обобщать знания

Познавательные: общеучебные-извлекают необходимую информацию из услышанного и прочитанного;

логические-осуществляют поиск необходимой информации из других источников

Познавательные общеучебные:

умение беззвучно артикуляционно осознанно читать, анализировать, повышать технику чтения, строить речевое высказывание

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Личностные:

осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха, связывая успехи с усилием, трудолюбием.

Литература.

1.Быстрова Н.Л., Памятки. (Из опыта работы), Белгород, 1995

2.Кларк Л., Изучаем скорочтение.–World Wide Printing, Duncanville USA, 1997

3.Савинова С.В., Гугучкина Е.Е., Нестандартные уроки в начальной школе. Издательство «Учитель», 2003

4.Лазарева В.А., Литературное чтение в современной школе: дополнительные материалы к курсу лекций. – М. Педагогический Университет «Первое сентября», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"

Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку....

Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс А Митта. Шар в окошке

Программа "Школа XXI века". Конспект и презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. Тема: А Митта "Шар в окошке"....