Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Зюкова Наталья Николаевна

Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения работать с текстом; развивающая-способствовать развитию концентрации внимания, через организацию учебного диалога способствовать активизации словарного запаса, развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного и выразительного чтения; воспитательная-через содержание языкового материала воспитывать нравственные качества: вежливость, уважение к старшим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v._oseeva_volshebnoe_slovo.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Автор публикации: Зюкова Наталья Николаевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Тыр Тырского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края

Населённый пункт: п. Тыр Хабаровский край Ульчский район

Тип учебного материала: Методическая разработка урока литературное чтение в условиях реализации ФГОС  в 3 классе по теме: «В. Осеева «Волшебное слово»»

Предмет: Литературное чтение

УМК: « Гармония»

Тема: В. Осеева «Волшебное слово»

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока: 

обучающая: познакомить с произведением русской писательницы В. Осеевой «Волшебное слово», биографией писательницы; закреплять умение работать с текстом;

развивающая:  способствовать развитию концентрации внимания и через организацию учебного диалога способствовать активизации словарного запаса; развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;

воспитательная:  через содержание языкового материала воспитывать нравственные качества, вежливость, уважение к старшим; интерес к писателям и произведениям русской литературы.

Планируемые результаты обучения и формирования УУД:

Метапредметные:

регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы учителя; оценивать свои достижения на уроке;

познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Личностные: 

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Предметные:

соотносить содержание рассказа с пословицей; формулировать правила поведения.

Оборудование:

Учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» 3 класс, ч.1, «Ассоциация 21 век», 2013г

Выставка книг В. Осеевой;

Фигурки сердечек по количеству учеников в классе

Используемая технология: постановка и решение проблемного вопроса.

Приёмы работы:

Чтение по ролям; «цепочкой»; в парах; групповая работа;

Обращение к личному опыту учащихся;

Прогнозирование по названию;

Кластер;

Девиз урока: «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».

Подготовительная работа:

- оформление выставки книг В. Осеевой учеником;

- подготовка сообщения о биографии В. Осеевой учеником;

Ход урока:

  1. Мотивация.

- Доброе утро! Придумано кем-то

  Просто и мудро при встречи здороваться!

  Доброе утро солнцу и птицам!

  Доброе утро улыбчивым лицам!

  И каждый становится добрым, доверчивым,

  Пусть доброе утро длится до вечера!

- Повернитесь друг другу - улыбнитесь, пожалуйста.

Мы начинаем урок литературного чтения. Садитесь на свои места!

- Над произведениями какой главы мы работаем? («Ежели вы вежливы».)

- Какого человека можно назвать вежливым? (Человека, который соблюдает правила приличия)

  1. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.

- Проверим, как вы научились дома выразительно читать стихотворение про очень вежливого индюка. Оцените чтение одноклассника, обоснуйте оценку. (Чтение учащимися стихотворения, оценивание по критериям: выразительность, правильное чтение слов, чтение слоговое или целыми словами.)

- Был ли индюк вежливым? Докажите.

- Возможно ли, что такая ситуация может произойти среди людей? Докажите. (Да, потому что есть такие люди, которые считают себя вежливыми, но в разговоре позволяют себе оскорблять собеседника, обидно сравнивать его с чем-либо или кем-либо.)

- Как вы думаете, какая проблема может возникнуть при встрече с таким человеком? (Как вести себя с грубыми людьми во время беседы.)

- Проблема «Как вести себя с грубыми людьми во время беседы» актуальна для нашего времени: очень часто можно услышать грубость, оскорбления. Найти решение данной проблемы мы постараемся сегодня на уроке. Подумайте и предложите, как вести себя с таким человеком. (Запись ответов на доске: молча отойти; сделать замечание, что так нельзя разговаривать и вести себя; предложить образец для подражания поведения: лучше скажите вот так.)

- Я не буду комментировать ваши предположения: правильные они или нет – вы сделаете вывод сами, в конце урока, после ознакомления с произведением В. Осеевой «Волшебное слово». Предположите, о чём или о ком может быть рассказ с таким названием? (О волшебных словах.)

- Какие слова мы называем волшебными? (Эти слова помогают людям стать добрее, внимательнее друг к другу.)

- Я предлагаю выполнить вам задание в парах: прочитать стихотворение и дополнить его «волшебными» словами. (Приложение №1)

- Назовите слова, которые вы записали.

- Волшебные слова существуют. Мы ими пользуемся, а на уроках русского языка знакомимся с правильным написанием этих слов. Если каждый из нас будет добрым, вежливым с окружающими, то и к каждому будут относиться по добром. Поэтому девизом к нашему уроку я выбрала слова: «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». (Девиз записан  на доске.)

- С произведениями В. Осеевой мы встречались уже на уроках литературного чтения. Вспомните знакомые для вас произведения В. Осеевой. Поможет в этом выставка книг. («Сторож», «Кто наказал его?», «Плохо», «Три товарища», «Добрая хозяюшка», «Хорошее», «Все вместе»)

- Определите по обложкам книг на выставке, о чём или о ком книги В. Осеевой?

- Прослушаем сообщение о биографии В. Осеевой. (Выступление одного из учеников.) (Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в  1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей. Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том,  «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ – «Гришка». Первая книга – «Рыжий кот». За книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию. Книги В. Осеевой были переведены на многие языки народов нашей страны».)

  1. Осмысление.

- Чтение учителем текста по учебнику стр. (до слов «…Он вскочил и побежал домой» стр. 182)

- О ком этот рассказ? (О мальчике Павлике) (На доске прикрепить слово «Павлик».)

- Что случилось с Павликом? (Сестра, бабушка, брат отказали Павлику в его просьбах)

- Как мальчик вёл себя с родными? (Зло и раздражённо)

 - Как об этом узнал старик? ( Старик увидел красное, сердитое лицо мальчика и расспросил его о том, что случилось.)

 - Как разговаривал Павлик со стариком? (Зло, сердито, раздражённо.)

- Давайте охарактеризуем поведение Павлика до знакомства с волшебным словом. ( Учитель записывает слова, характеризующие поведение мальчика на доске под словом «Павлик»)

- Слова, характеризующие поведение мальчика говорят о том, что Павлик был невежливым по отношению к родным. Как вы думаете, какое слово шепнул старик на ухо мальчику? (Пожалуйста.)

- Напомните мне, пожалуйста, как нужно произносить это волшебное слово? (Говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.)

- Давайте попробуем произнести это слово так, как научил старик. Повернитесь друг к другу - произнесите это слово так, как научил старик.

  1. Физминутка.

- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, вы должны их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите этого слово, то выполнять действие не нужно:

- Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза.

- Руки на пояс.

- Пожалуйста, положите руки на пояс.

- Выполните 3 раза приседания.

- Попрыгайте, пожалуйста, как зайчики.

- Пожалуйста, сделайте вдох и выдох.

- Пожалуйста, сядьте на свои места.

- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

  1. Осмысление.

- Объясните значение слова «пустяки».

- Объясните значение выражения «чуть не поддал хорошенько».

- Распределите роли в группах и подготовьте чтение первой части рассказа по ролям. (Проверка выполнения работ детьми, оценивание чтения.)

- Давайте прочитаем только диалог мальчика и дедушки.

- Что вы думаете о развитии событий в рассказе дальше? (Дети предполагают дальнейшее развитие событий.)

- Чтение текста: часть 2 «цепочкой». Слово «пожалуйста» необходимо читать так, как сказал старик.

- Наши предположения о том, как закончится рассказ, оказались верными. Как подействовало волшебное слово на родных Павлика? (Услышав волшебное слово из уст мальчика, родные оценили изменившееся поведение Павлика и не отказали ему в просьбах.)

- Уважение, вежливость – необходимое условие для доброжелательных отношений. Давайте охарактеризуем поведение Павлика после его встречи со стариком. ( Учитель записывает слова, характеризующие поведение мальчика на доске под словом «Павлик» во вторую колонку.)

- Сравните поведение Павлика вначале рассказа и в конце. (Был грубым и злым, стал вежливым и добрым.)

- Что повлияло на поведение мальчика? (Употребление в своей речи волшебного слова «пожалуйста».)

- В чём секрет этого слова? (Секрет «волшебного» слова в вежливом обращении к собеседнику.)

- Девизом к уроку я выбрала слова «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». Кому из героев рассказа они подходят? Почему? (Эти слова подходят Павлику. Когда мальчик грубо обращался к родным, они отвечали ему так же грубо, отказывали в просьбе. «Волшебное» слово, произнесённое Павликом, не оставило никого равнодушным и безучастным.)

- Выберите пословицу, которая подходит по содержанию к этому рассказу – учебник стр. 183. Докажите. («Доброе слово путь к сердцу открывает», «Вежливость украшает человека»)

- Я надеюсь, что вы запомните эти слова и прежде, чем к кому-то обратиться, подумаете, как это правильно озвучить.

- Вернёмся к выделенной проблеме: «Как вести себя с грубыми людьми во время беседы?». Какой из предложенных выходов из проблемы подтвердился в тексте В. Осеевой «Волшебное слово»?

- У нас остались ещё варианты выходов из данной проблемы. Какой из них никогда нельзя применять на практике при встрече с грубым человеком? Почему?

- Я надеюсь, что если вам встретится человек, поведение которого будет похоже на поведение Павлика из рассказа, вы обязательно подскажите ему, как правильно и уважительно нужно обращаться, просить.

  1. Рефлексия.

- Посмотрите внимательно на доску: перед вами три высказывания. Прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, прикрепите своё сердечко рядом с этим высказыванием.

Я уважителен и доброжелателен к людям.

Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.

Мне трудно быть уважительным и вежливым.

- Честно оценить своё поведение – это очень хорошая черта человека. Я вижу, что рассказ В. Осеевой заставил вас не только подумать над отношением Павлика к родным, но и над своим

 отношением к окружающим. Некоторые из вас поняли, что им есть, что исправить в своём отношении к окружающим.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Используемая литература:

О.В. Кубасова «Литературное чтение» 3 класс, ч.1, «Ассоциация 21 век», 2013г

Приложение №1

Растает даже ледяная глыба

От слова доброго …

Зазеленеет старый пень

Когда услышит …

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, …

Когда вас бранят за шалости,

Говорим …

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....

Методическая разработка урока литературного чтения. Валентина Александровна Осеева «Волшебное слово»

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В.А. Осеевой «Волшебное слово»; закреплять умение работать с текстомЗадачи урока:Образовательные:  обеспечить полноценное восприятие текст...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...