Главные вкладки

    Разработка урока литературного чтения по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сердце"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    В материале представлен конспект урока литературного чтения в 3 классе с презентацией и приложениями по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сербце". Цель работы учителя на уроках с подобным содержанием - вызвать эмоциональный отклик в сердце ученика, помочь понять ребёнку, как важно для человека не терять связь с местом, где он родился.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное

    учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2

     р. п. Красные Баки»

    Разработка

                                                урока литературного чтения.

    3 класс.

                                Система развивающего обучения Л. В. Занкова.

    Тема: Образ родины в художественных произведениях.

    Роберт Бёрнс « В горах моё сердце».

                                                   Разработала Трусова Н. А.

                                                                                               учитель начальных    

                                                                                               классов.

     

    Красные Баки

    2015 год

    Урок литературного чтения в третьем классе.

    Система развивающего обучения Л. В. Занкова.

    Тема: Роберт Бёрнс « В горах моё сердце».

    Цель: создание условий для эмоционального восприятия художественного произведения; развитие способности выражать свои чувства и отношение к  прочитанному.

    Задачи:

         - формирование навыка анализа литературного произведения;

         - формирование умения выделять строфы (смысловые единицы) в      

           стихотворном тексте;

         - и определять чувства автора;

         - воспитание патриотизма, уважительного отношения к родине;

         - формирование учебного действия целеполагания, сравнения, анализа,  

            коммуникативных навыков,

         - Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Любознательные дети

    Много знать хотят о свете.

    Чтобы многое узнать,

    Нужно много нам   …..   (читать)

    1. Подготовка к работе.

    1.Проверка домашнего задания.

                 — Как называется раздел учебника, над которым мы сейчас работаем?

    СЛАЙД № 1.

                 — Как можно по-другому сказать то же самое?

                     ( Родная сторона – родина, отчизна, отечество, матушка Россия…)

    Слова записываются на доске в столбик.

    Несколько человек читают письменный ответ на вопрос «Что такое Родина?»

    Обучающиеся высказывают свои мнения  по данному вопросу.

                 2.  Конкретизация смысла слова «родина».

                      — Почему наш край мы называем по-разному?

                      ( Родина, так мы здесь родились, здесь говорят родным языком;

                       Отечество и Отчизна, потому что в ней жили наши отцы, деды;

                       и как мать родина бережёт нас, защищает нас от врагов.)

           СЛАЙД № 2.

                 3. Известный писатель Вольтер (псевдоним, Франсуа́-Мари́ Аруэ́)   однажды написал так, прочитайте его

                     Слова на слайде № 2.

                     ( Отчизна это край, где пленница душа…)

                     — Как вы понимаете слова Вольтера? О чём он сказал?

    1.  Работа над новым материалом.

     1.Тема урока, цель, задачи.

                СЛАЙД № 3.

                —Сегодня на уроке мы узнаем, как другой поэт рассказал, что такое  

               Родина.

                Итак, Роберт Бёрнс « В горах моё сердце».

                Цель нашей работы с текстом стихотворения это…Помогите назвать  

                     их.

                ( Понять, о чём хотел рассказать автор, его чувства, мысли, научиться

                 выразительно читать стихотворение, узнать что-то новое.)

             2. О поэте. СЛАЙД № 4. Роберт Бёрнс шотландский поэт родился 25  

                 января

                 1759 года.

                 Жизнерадостная, мудрая поэзия Бёрнса привлекла Самуила

                 Яковлевича Маршака. Он перевёл стихи на русский язык. «Много

                 чудесных часов и минут провёл я за этой работой…», — писал потом

                 С.Я.Маршак. В его стихах гордая независимость, сыновняя  

                 преданность своей  родине, уважение к честному труду, умение

                 любить и быть другом, хотя жили в бедности, его отец был пахарем,

                 арендовал небольшой участок земли.

                      СЛАЙД № 5 – дом , в котором жил Роберт Бёрнс.    

                      Став взрослым, Роберт Бёрнс тоже обрабатывал землю выращивал

                      зерно и овощи на продажу, чтобы прокормить семью ( у него было

                      пятеро детей) , но при этом он  писал удивительные стихи.

                   3. Чтение стихотворения Роберта Бёрнса « В горах моё сердце» (

                      Читает учитель). СЛАЙД № 6.

                   4. Пауза. (Ученики после осознания услышанного текста и своих

                       ощущений должны иметь возможность высказаться.)

                   5. Беседа по содержанию.

                       — Что для поэта значит родина?

                       — Какое воспоминание из детства есть в стихотворении?

                           (Перечитайте первую строфу.)

                            (В детстве поэт любил бегать по горным тропинкам, где ходят

                            олени, он везде побывал, заглянул во все уголки, всё в этих

                            местах родное.)

                       — В чём признаётся поэт? ( Если человек говорит, что его сердце

                             осталось с кем-то, то в чём он признаётся? )

                            (Он признаётся в любви, горы – его любимый край, родные места,

                            их образ в его сердце.)

                       — Когда Бёрнс пишет это стихотворение, он дома, на родине или

                            обращается к ней издалека? Прочитайте вторую строфу, найди  

                            слова, которые вам помогут правильно ответить.

                            (Поэт пишет «По белому свету судьбою гоним…», значит он

                             Далеко от дома.)  

                       — Что ещё поэт пишет о своей родине и о своих чувствах к ней?

                            («Отечество славы и доблести край…», значит его родной край –

                            место, где живут отважные, храбрые люди. Поэт гордится своей

                            страной и называет себя её сыном. Гордость и уважение.)

                      —  Какие чувства вызывает у поэта воспоминание о горном северном

                            крае? Прочтите строфу, которая поможет ответить на вопрос.

                            ( Поэт восхищается красотой родного края.)

                      —  Прочитайте последнюю строфу. Что заметили?

                            (Повторяется первая строфа. Поэт снова говорит о любви к    

                            родному

                            краю. )

                            В ходе беседы на доске появляется запись:

                                                                                                     любовь

                                                                                                     гордость

                                                                                                     восхищение красотой

                                                                                                     любовь

                      — Хотите понять, почему Роберт Бёрнс так любит свою родину    

                           гордится и восхищается ею?

                           Посмотрите фотографии с видами Шотландии, при этом

                           постарайтесь назвать соответствующие строки стихотворения.

                           СЛАЙДЫ №  7-11.

    1. Продолжение анализа стихотворения. Работа в группах.

    Задания для работы групп.

    1 группа.  Какие строки говорят, что между поэтом и его родиной расстояние,  

                      он не дома, и пока не может вернуться ? Какие строки повторяются в

                      тексте. О чём они говорят?

                      Приложение № 3.

    2 группа. (Повыш. сложн.). Прочитайте другой перевод стихотворения.

                      Сравните их. Найдите отличия. СЛАЙД № 12.

                      Приложение № 2.

    3 группа.  В каких строках понятно, что по своей воле поэт никогда бы

                      не  покинул родину.

                                  Приложение № 1.

                Работа групп проходит по плану:

    • члены группы выбирают чтеца, записывающего, выступающего;
    • чтец читает задание (члены группы, если нужно, читают задание ещё раз «про себя»)
    • обсуждение, выбор варианта ответа, записывающий заносит итоговый ответ на карточке (варианты ответов, если необходимо, тоже)

    1. Подведение итогов работы групп. Выступающие от каждой группы читают вопрос и ответ, обучающиеся  высказывают своё мнение, дополняют ответ.

    1. Подведение итогов работы.

    Что из урока запомнилось больше всего, удивило? Что лучше получалось?

    Что понравилось делать?   Что для вас было самым главным, пригодится в жизни?

        Домашнее задание (выбрать):

    1. подготовить выразительное чтение стихотворения;
    2. выучить стихотворение наизусть;
    3. найти и подготовить чтение другого перевода стихотворения.

                     

                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения по теме: "Образ зимы в произведениях разных видов"

    Урок литературного чтения по теме" Образ зимы в произведениях разных видов"...

    Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

    Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творч...

    Разработка урока литературного чтения по теме: «Квартет» И. А. Крылов. Инсценирование произведения. «Перспектива», 3 класс (С применением Сингапурских технологий)

    .Цели:-уяснить с учащимися жанровую особенность произведения;- определить характеры героев, увидеть положительные и отрицательные их стороны.Задачи:- познакомить учащихся с литературным тропом «аллего...

    Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

    Цель данной методической разработки: исходя из общей задачи развития личности ребенка, создать условия для формирования младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, вл...

    презентация на тему: Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

    презентация на тему: Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения. Под творческой работой понимают особ...

    Разработка урока литературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи» 4 класс

    Подробная разработка технологической карты урокалитературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова  «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение п...