Разработка урока литературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи» 4 класс
методическая разработка по чтению (4 класс)

Подробная разработка технологической карты урокалитературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова  «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи» 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению

УМК «Школа России»

Тема: «Стихотворение С.А. Клычкова  «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи»

4 класс

Учитель начальных классов: Исаргакова А.А.

    Дата проведения: 10. 04. 2019 г.

Задачи:

  • учить анализировать лирическое стихотворение, определять тему, настроение;
  • учить описывать картину;
  • учить сравнивать стихотворение и картину на одну тему.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты:

  1. Предметные:
  • Находить в стихотворении языковые средства, помогающие представить картины природы, услышать звуки;
  • Читать стихотворение, отражая чувства лирического героя;
  • Описывать картину художника;
  • Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
  1. Метапредметные:
  • Анализировать стихотворение с точки зрения использования языковых средств;
  • Описывать созданную поэтом картину, выделять фрагменты, озаглавливать их, объединять части в целое;
  • Сравнивать произведения литературы в живописи.
  • Формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
  1. Личностные:
  • Понимать особенности поэтического текста и выражать свои чувства;
  • Проявлять интерес к живописи;
  • Получать эстетическое удовольствие от знакомства с произведениями поэзии и живописи.

Оборудование:выставка книг С.А. Клычкова, его портрет, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник, портрет Н. Крымова.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Орг.момент. Мотивация.

- Добрый день, ребята!

- Улыбнитесь друг другу, и начинаем урок с хорошим настроением. А настроение хорошее ещё и потому, что за окном наступило долгожданное время года.

- встают, садятся,

2.Актуализация знаний.

Прочитайте слова А. Толстого:

«Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт»

.

- О каком времени года говорится в этих строчках?

– Какие виды искусства помогают нам увидеть красоту природы?

– Кто творцы этого искусства?

- Весной природа бывает очень красивой. Для многих поэтов и художников  она стала любимым временем года. Мы живём с вами в таком природном крае, где можно наблюдать Пушкинскую осень, Тютчевскую весну, Есенинскую зиму, услышать звуки из музыки Чайковского, наблюдать картины Левитана. А это значит, каждый день мы прикасаемся к великому творению великих поэтов, писателей, художниковикомпозиторов.

- о весне.

-Поэзия,Живопись, Музыка

-Поэты, художники, композиторы

3.Сообщение темы, целей и задач урока.

- Вы уже конечно поняли, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

- Мы сегодня пройдемся по весеннему лесу вместе с поэтом и и художником , может быть, откроем для себя что-то новое, увидим весеннюю природу глазами поэта и художника

-  Откройте учебник на странице 116, 117. Рассмотрите.

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Определим  задачи

- Составьте  план работы.

Анализ стихотворения Клычкова С.А.

Анализ картины Крымова Н.П.

Сравнение стихотворения и картины

- о весне.

-Познакомимся со стихотворением С.А.Клычков «Весна в лесу» и картиной Н. Крымова «К весне»

-Научиться выразительно читать произведение. Сравнивать произведения литературы и живописи

4.Работа по теме урока

1)Чтение и анализ стихотворения «Весна в лесу».

Цель: Обеспечить целостного восприятия и осмысления поэтического текста

- Ребята, а что вы уже знаете о жизни и творчестве С.А. Клычкова? (Портрет поэта на доске )

-Саша нам подготовила сообщение о поэте.

1. Краткое сообщение ученика о поэте.

Клычков Сергей Антонович (Лешенков) родился в 1889 году в семье башмачника и крестьянки, в деревне Дубровки Тверской губернии. С детства любил подолгу гулять и наблюдать за природой. Родная деревня стала местом действия прозаических произведений Клычкова. В 1911 году стихи молодого поэта были включены в сборник стихотворений наряду со знаменитыми поэтами.

– Ребята, какие чувства и какое настроение вызывает у вас время года – весна?

- Почему возникают именно такие чувства и такое настроение? Чему мы радуемся весной?

2. Давайте познакомимся со стихотворением С.А. Клычкова « Весна в лесу».

  - О чём нам  говорит название этого произведения?

- Сейчас послушайте   стихотворение  «Весна в лесу» в аудиозаписи. Попытайтесь представить,  какой изобразил весну Клычков.

- О чём это стихотворение?


- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? Почему?

- Как относится поэт к весеннему лесу?

3) Вторичное чтение.

 - Чтобы лучше понять стихотворение, прочитайте самостоятельно, подчеркивая непонятные слова.

4)Словарно-лексическая работа

- В стихотворении встречается устаревшая лексика:

•        Прочитайте 1 пятистишье. Какие слова непонятны?

- Что такое утренник? (утренник - начало дня)

•        Прочитайте 2 пятистишье. Какие слова непонятны?

Груда - большая куча чего-нибудь

 - Как вы понимаете ствол рудый? (рудый - рыжий, руда – рыжего цвета)

•        Прочитайте 3 строфу.  Как вы понимаете слово хребет? (Спина)

- Что значит влому? (бурелом)

- Дрем, как вы понимаете это слово? (дрем - полусон, состояние, при котором хочется спать)

•        Прочитайте следующее пятистишье.

- Что такое яр? (яр – глубокий, заросший овраг)

- Никнуть – как вы объясните? (никнуть- опускаться, пригибаться)

- Что такое истома? (истома-чувство приятной расслабленности)

•        Прочитайте последнюю строфу.

- Где гуляет страничек? Что такое бор? (бор - хвойный лес)

 - Кто такой странник?(странник (устар.)- человек, странствующий пешком, обычно на богомолье)

- Что такое нарукавница? (расшитая рубашка)

- Свирелка. Посмотрите значение в словаре. (дудка из тростника)

5.Работа по содержанию

-Через какие образы передает автор наступлении весны?

Рассвет, лес, Зайцы, дятел-красногрудый, медведь, сойки, глухари, странничек.

- Почему так много образов? Чтобы лучше передать как наступает весна)

- В какое время суток привел нас автор в весенний лес? (утро, утренник)

- Найдите признаки весны (мох, снег обтаял)

- Какие художественные средства использует поэт? (метафора – гаснут звезды на верху, как светильники)

б) Прочитайте следующие 2 пятистишья и скажите, кого вы увидели в весеннем лесу? (Зайцы, дятел, медведь)

- Прочитайте как поэт рассказывает о каждом герое.

в) – А кто еще радуется наступлению весны? (сои, глухари)

- Сои – это кто?  (Птицы-сойки клохчут как курицы:«Кло-кло»)

- Глухари кружатся. Как вы это представляете? (Танцуют друг перед другом)

- Почему автор смотрит на них? (Любуется ими).

- Как будем читать эти строки? (с любованием)

г) Прочитаем 5 отрывок.?

- Кого еще встретил автор в весеннем лесу он? (Страничка)

- Чудный страничек. Как вы думаете кто это? (Это месяц апрель). Автор олицетворяет его со странничком , то есть с путешественником.

 Очень часто в русских приметах, поговорках, стихотворениях весну называют красна девица и на картинах изображают её в образе красивой девушки.

6. Подготовка к выразительному чтению.

- Ребята, что значит прочитать выразительно?

- Заметьте, что в конце 3-4 строк в первых трёх столбцах нет ни точек, ни запятых. О чём это говорит? (Там нет пауз).

-Какую интонацию вы выберете: медленную, среднюю, быструю?

-Прочитайте выразительно сначала себе, затем соседу.

7.Выразительное чтение вслух.

- Ребята, а теперь кто-то прочитает выразительно стихотворение, соблюдая все,  о чем мы говорили ранее, настроение, темп, чтобы постараться передать чувство автора.

Оцениваться будет чтение по следующим критериям: выразительность, соблюдение интонации, правильный темп, правильная постановка ударений

-обучающийся рассказывает о поэте.

-высказывания уч-ся

- высказывания обучающихся.–(О весне, о весенних изменениях в лесу, о пробуждении природы, как лесные жители встречают весну)

- слушают.

- Как оживает природа в лесу с приходом весны.

- Бодрое, пробуждение, восхищение, радость

- С восхищением, любовью, он радуется пробуждению весеннего леса, ещё  ему нравится, он хочет уйти в лес до завтра.

- работают с незнакомыми словами, объясняют значение.

- читают стихотворение.

- И медведь с хребтом багровым  встанет, щуряся, в лому.

- высказывания учащихся.

- так поэт описывает образ Весны.

- рассказы по представлениям учащихся.

(Весна - это красивая молодая девушка.Волосы у нее золотистые, как весеннее солнышко, глаза синие, как чистое небо. Она изящная, шагает легкой таинственной походкой. Одета она в пышный, длинный зеленый сарафан. Желтая блузка расшита в красивые весенние цветы, на голове у нее венок из подснежников. На руке у нее волшебный посох. Где коснется ее волшебный посох, все оживает. Рядом с ней идут ее друзья: птицы, насекомые, животные.)

- Лесную опушку, зайцев грудой, как медведь просыпается от зимней спячки, как весело стучит дятел по дереву

5.Физ.минутка

Физкультминутка.(на фоне музыки А. Вивальди «Весна»)

Ранней весною дети гуляли,

И за природой они наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Грачи прилетали,

Крыльями помахали.

И медведь в лесу проснулся,

В ручеёк он окунулся.

Кругом такая красота-

Значит, к нам пришла весна.

2) Работа по картине Н. Крымова «К весне».

3) Сравнение

картины Н. Крымова «К весне» и стихотворения С.А. Клычкова  «Весна в лесу».

- Рассмотрите репродукцию картины Н. Крымова на с. 117 учебника.

  • Что и как изобразил на ней художник?

     Работа в группах

Каждая группа описывает свою часть картины.

-Рассматривать картину нам помогут незаконченные предложения.

Для каждой группы – своё.

1.На переднем плане картины мы видим ….

2.Левую часть картины занимает…..

3.За деревьями изображены…..

4.На крыше дома…

5.На заднем фоне….

6.Художник использует…..краски, для того, чтобы….

- Сравнение произведений.

-Ребята, а сейчас давайте сравним картину Николай Петровича Крымова «К весне» и стихотворение Сергея Антоновича Клычкова «Весна в лесу»

  • Почему авторы учебника поместили ее именно здесь, на этой странице?
  • - Подумайте, полностью подходит репродукция картины к стихотворению?

--Что общего можно выделить?

  • Выберите из стихотворения строки, которые соответствуют содержанию картины.

-Давайте найдем отличая

- Каждая группа описывает свою часть картины. В целом складывается описание по картине.

- сравнивают картину и стихотворение, находят сходства и различия.

-Тема – ранняя весна, главная мысль – радость от приближения весны

-Уч-ся называют отличая

6.Подведение итогов урока

- Итак, наш урок подходит к концу, так о каком времени года мы с вами сегодня беседовали на уроке?

- Ребята, с каким поэтом и художником вы сегодня познакомились на уроке?

- Какие мысли и чувства выразили авторы в своих произведениях?

Уч-ся отвечают на вопросы

7.Рефлексия

Молодцы, ребята! А сейчас, продолжите предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • На этом уроке я похвалил бы себя за …
  • После урока мне захотелось …
  • Сегодня я сумел …

Уч-ся оцениваю свою работу на уроке с помощью незаконченных предложений.

8.Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить наизусть, нарисовать рисунки к стихотворению с.116-117.

Приложение 1. Портрет С.А. Клычкова

http://sergeyesenin.ucoz.ru/_ph/3/423602720.jpg

Клычков Сергей Антонович      1889 - 1937

Приложение 2. Портрет Н. Крымова.

http://krimov.ru/kartiny/krimov-robert-yohanson-1921.jpg

Приложение 3.

Картина Н.П. Крымова «К весне» поражает чистотой и свежестью самых первых, еще несмелых солнечных лучей. Этот слепящий свет дарит невероятно радостное, бодрое настроение, он пронзает полотно и буквально захлестывает все сущее, вовлекая в бурную весеннюю волну и дома, и деревья.

      Цветовая гамма, использованная художником, примечательна. Слегка размытые контуры, нечеткость линий и осветленные предметы создают удивительное впечатление необъяснимой легкости, свойственной самой ранней весне. Благодаря такому приему даже простоватые деревянные домики с их дымовыми трубами, чердаками и соломенными крышами кажутся красивыми и милыми, а деревья с голыми стволами - хрустально невесомыми.

     Пришедшая в скромный пригород весна своим неуловимым волшебством способна украсить даже этот неприметный уголок. Уже сходящий с покатых крыш сероватый снег отживает свои последние деньки, чудесным образом превращаясь в стройную шеренгу сосулек, чьи бодрые и веселые капли оживляют и освежают картину. Еще виднеется высокий сугроб у самой стены дома, но и его дни уже сочтены, он очень быстро растает под влиянием весеннего настроения природы.

     Так оживает и радуется весне вся земля, пока еще застывшая в ожидании настоящего тепла. И кот, коварно крадущийся по крыше, и птицы, яркими пятнами выделяющиеся на фоне однообразных деревьев, оживляют картину, даря ей неповторимое очарование и динамику. Алый окрас снегирей и желтые перья синичек помогают художнику внести разнообразие в эту залитую ровным светом картину. Они притягивают внимание и служат искусными штрихами в этой равномерной и сдержанной гамме.

     Веселым и сказочным видится сквозь ветви высокое весеннее небо. И вдруг набежавшие белые облака уже не смогут оградить землю от светлых и праздничных солнечных лучей, пробуждающих все живое, преображающих унылый пейзаж.

     Мягкость прохладной ранней весны, ее первые ласки и красоты в полной мере предстают перед зрителями в картине Крымова «К весне». Все человеческие стремления, желания и мечты, живущие даже в этом маленьком, неприглядном пригороде, дарят ощущение свежести, радости и подлинного счастья.

Приложение 4.

1. Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

2. Уходи, Зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горней вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,

С ней - царицею цветов,

С целой армией воздушной

Благовонных ветерков

3. Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

4. Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала

(На переднем плане картины мы видим ….

Левую часть картины занимает…..

За деревьями изображены…..

На крыше дома…

На заднем фоне….

Художник использует…..краски, для того, чтобы….

ствол дерева, такой же ствол тянется из левой части картины, как бы случайно попадая на полотно. Ветви этих деревьев причудливо сплетаются в вышине. Деревья по-весеннему голые, на них нет ни листьев, ни даже почек. Природа только пробуждается от долгого зимнего сна.

На ветвях расположились птицы, одни из главных предвестников наступающей весны. Но присмотритесь! Это красногрудые снегири и синички с ярко-желтыми красками в оперении. Да, зима не спешит сдавать свои позиции.

За деревьями изображены фасады и крыши домов. Кажется, что всю картину Крымов рисовал с натуры, находясь на крыше соседнего дома. Левую часть картины занимает обыкновенный дровяной сарай, серый и ничем не примечательный. А вот на доме справа невольно хочется задержать взгляд. Яркие краски, в которые художник раскрасил стены дома и флигеля, привлекают внимание и вносят свой вклад в общее весеннее настроение картины.

На крышах до сих пор лежит снег, но видно, что он доживает последние деньки. Еще немного и весеннее солнце окончательно уничтожит эту зимнюю примету. Сквозь голые ветви деревьев мозаичными фрагментами проглядывает весеннее бирюзовое небо с белоснежно-чистыми облаками. По крыше, наслаждаясь первыми солнечными лучами, важно прогуливается кот. На заднем фоне снова видны деревья, по цвету сливающиеся с серыми крышами.

Контуры картины кажутся немного размытыми, а линии нечеткими. Все вместе это создает впечатление легкости, прозрачности и хрустальной невесомости, свойственной ранней весне).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение В. Маяковского «Тучкины штучки".

Представлен урок,  выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Предмет. Литературное чтение, 4 класс Н.А.Чурако...

Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение Давида Самойлова «Красная осень».

Представлен урок,  выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова и презентация. Предмет. Литературное чтение, 4 кл...

Разработка урока литературного чтения по теме: "Весна в творчестве С. Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш». "

В методической разработке дан подробный план проведения урока литературного чтения с указанием целей урока и его этапов. На уроке использованы современные приемы  - синквейн, рефлексия эмоциональ...

Разработка урока литературного чтения по теме: «Квартет» И. А. Крылов. Инсценирование произведения. «Перспектива», 3 класс (С применением Сингапурских технологий)

.Цели:-уяснить с учащимися жанровую особенность произведения;- определить характеры героев, увидеть положительные и отрицательные их стороны.Задачи:- познакомить учащихся с литературным тропом «аллего...

Урок литературного чтения 4 кл Стихотворение Клычкова А.С."Весна в лесу". Картина Крымова Н.П. "К весне". Сравнение произведений литературы и живописи

МАТЕРИАЛ ПРЕДСТАВЛЕН С ВИДЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА, СОПРОВОЖАЕТСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. УЧИТЕЛЬ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ В ОДНОИМЁННОЙ ПАПКЕ. ТИП УРОКА: УРОК-ИССЛЕДОВАНИ...

Разработка урока литературного чтения по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сердце"

В материале представлен конспект урока литературного чтения в 3 классе с презентацией и приложениями по теме: Образ родины в художественных произведениях. Роберт Бёрнс "В горах моё сербце". Цель работ...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "А. С. Пушкин. Опрятней модного паркета... П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведений литературы и живописи".

Литературное чтение 3 класс, «Перспектива» Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В. Г. Горецкий. Технологическая карта, конспект урока, раздаточный материал....