Конспект урока "Особый почерк писателя Д.Н Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка)", по системе Занкова, 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тарасевич Ольга Сергеевна

Цель урока: формировать умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature_seraya_sheyka.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Особый почерк писателя Д.Н Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка)

Цель темы

Формировать умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Обучающиеся научатся:

-  определять эмоциональное состояние героя через анализ текста;

Личностные:

- формирование интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

Регулятивные:

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; самостоятельно работать с учебником.

Познавательные:

- выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания.

Коммуникативные:

работать в группах;

- договариваться, приходить к общему решению;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- использовать в общении правила вежливости;

- принимать другое мнение.

Тип урока

ОНЗ

Ресурсы

Система Л.В. Занкова Учебник Литературное чтение 3 кл., автор В.А. Свиридова, пособие к учебнику, презентация.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация

Здравствуйте дети. 
Со сказкой всегда интересно 
Сказки все любят читать. 
Сегодня попробуем вместе 
Смысл авторской сказки понять.

Актуализация знаний

УЗУ: Повторить с детьми первую часть

Д.Н Мамина - Сибиряка  «Серая Шейка».

УЗу: Ребята, давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке.

ПЗ:  Для этого, посмотрите на иллюстрации.

СУЗ:

- С каким из этих героев вы познакомились на предыдущем уроке литературного чтения.

- Кто такая Серая Шейка? 
- Почему оба слова с большой буквы?

- Серая шейка была взрослой уткой или ребенком?

- У неё были родители?

- Одинаково ли родители относятся к своей дочери?

- Дайте характеристику этим героям, пользуясь опорными словами (опорные слова на слайде)
Утка                           Селезень 
ДобротаЭгоизм 
Забота Равнодушие 
Любовь Не способность к жертве 
Храбрость           Не тревожит   себя                 грустными мыслями 

- Посмотрите на их жизненные позиции. Одинаковы ли они?

- «Серая Шейка»

- Серая Шейка- это утка.

- Потому что так называли маленькую уточку. Это ее имя.

- Ребенком.

- Да. Старая Утка и Селезень.

- Селезень о ней не заботился.

Постановка целей и задач урока

УЗУ: Сообщить цели и задачи урока учащимся, настроить их на работу.

УЗу: Ребята, мы продолжаем изучать сказку « Серая Шейка».

ПЗ: Посмотрите на доску. Прочитайте тему нашего урока. Особый почерк писателя Д.Н Мамина - Сибиряка (по сказке «Серая Шейка).

СУЗ: - Как вы понимаете « Особый почерк писателя…»?

- На доске изображены 2 смайлика (грустный и веселый)

- Какое настроение передает 1 смайлик? Какое – второй?

- Какие  еще эмоции бывают?

- Ребята, цель нашего урока: Определить эмоциональное состояние героя через анализ текста второй части произведения.

- Как вы думаете, какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?

- 1 – веселый, 2 -грустный

- Радость, грусть, тоска, страх, удивление…

- Продолжить работу с текстом большого объема: ознакомиться с содержанием II главы сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»; 

- Определить эмоциональное

состояние Серой шейки во второй части произведения.

Подготовка к восприятию

УЗУ:Отработать технику чтения, подготовить речевой аппарат к чтению.

УЗу: Сначала подготовим свой речевой аппарат к чтению.

ПЗ:  Для этого поработаем со скороговоркой:  

СУЗ: Сидел воробей на сосне,

Заснул – и свалился во сне.

ОРД: Читаем сначала медленно по слогам вместе со мной.

- Теперь читаем чуть быстрее и громче целыми словами, четко выговаривая звуки.

- Теперь читаем еще быстрее.

- И совсем быстро.

- А теперь спокойно как говорим.

- (…), прочитай вслух скороговорку быстро.

КВ: Соблюдаем заданный темп проговаривания.

ИВ: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Это поможет нам прочитать текст выразительно, соблюдая интонацию.

Восприятие

Физкультминутка

УЗ№1. Словарная работа.

УЗУ: Снять речевые трудности в прослушивании текста.

УЗу:- Вам в сказке встретятся незнакомые слова. Давайте их отчитаем и поймем их значение.  

СУЗ:

Какие слова нуждаются в пояснении?

- Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический для Серой Шейки. Рок- понятие греческой мифологии – означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.

-А, что вы можете сказать о слове ключ?  

- Ребята, вы можете объяснить, что обозначает слово поросль?

- Подберите синоним к слову курлыкали. 

- Бывалые - опытные, много видавший и испытавший.

- Партии- группы лиц объединяющихся с какой-нибудьцелью.

-Косяк – стая рыб, птиц.

УЗ№2. Первичное восприятие (чтение учителем)

УЗУ: Провести первичное восприятие текста и вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.

УЗу:- А теперь внимательно послушайте 2 часть  сказки  «Серая Шейка» и потом поделитесь своими чувствами, мыслями, которые у вас появились во время прослушивания этой истории.  После прослушивания сказки, вы мне должны будете ответить на вопросы, которые у вас на карточках.

СУЗ: Текст произведения.

УЗ№3. Беседа по целевому вопросу.

УЗУ: Выявить  уровень  эмоционального  восприятия  текста.

УЗу: - Итак, что вы чувствовали, когда слушали сказку?

СУЗ:

- Кто является героем 2 части?

- Хотели бы вы оказаться на месте Серой Шейки? Почему?

УЗ№4. Повторное восприятие текста (чтение учащимися)

УЗУ: Обеспечить самостоятельное чтение текста, подготовиться к анализу.

УЗу: Вы послушали правильное чтение текста. И сейчас вы сами прочитаете его.

ПЗ: Для того, чтобы нам его прочитать выразительно, посмотрите на доску и прочитайте правила выразительного чтения.

ОРД: Даша сейчас начинает читать вслух. Остальные слушают и внимательно следят. Я ее в любой момент могу остановить и дальше будет читать, тот на кого я укажу.

СУЗ: текст в учебнике.

КВ: Учитель контролирует правильность чтения, исправляет речевые ошибки, подмечает, кто как следит за читающим и просит прочитать того, кто не следит.


К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре!

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

- Роковой день

- Ключ – (многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник.

- Поросль – молодые побеги растений. 

- Курлыкали – о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы». 

- Старая утка и Серая Шейка.

Осмысление

УЗУ: Подвести к осознанию прочитанного в процессе анализа стихотворения.

УЗу: Сейчас пришло время поработать над осознанием прочитанного.

ПЗ: Для этого давайте ответим на вопросы, которые у вас в карточках. Но перед этим, давайте вспомним правила работы в группе. (правила на презентации).

СУЗ:

Вопросы на карточках:

1 группа:

Почему Серая Шейка пришла к мысли о том, что лучше было бы, если бы Лиса ее съела?

2 группа:  

С какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы? Найдите это описание в тексте.
3 группа:

Перечитайте моменты, описывающие переживания матери и её действия по отношению к Серой Шейке. 

4 группа:

Какие птицы первыми тронулись в дальний путь? Почему? Найди слова из текста.

5 группа:

Как вы думаете, почему автор во второй части ни разу не упомянул селезня, но так много говорил о старой утке? 
6 группа:

Как автор описывает  состояние Серой Шейки через природу?

«…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке?

«…берега оголились…» -

«…мелкий осенний дождь…» -

ОРД: Ребята, объединитесь на 6 групп,  по 5 человек. Ваша задача ответить на мои вопросы, которые у вас в карточках. На всю работу даю вам 5 мин. После того, как ответите, определитесь, кто озвучит этот ответ.

КВ: По правильности ответов детей.

ИВ: Итак, ребята, какой мы можем сделать вывод по этой части произведения?

- Она бы не мучилась.

- Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму. 

- страшно, одиноко, жутко

- Ей  некуда спрятаться. Она совсем одна осталась на реке.

- Дождь плачет.  А вместе с ним Серая Шейка плачет, её мама-утка.

- Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой 

Закрепление

УЗУ: Дать представление о понятии «Синквейн» и попробовать составить его самостоятельно по образцу.

Узу: Чтобы сделать вывод по 2 части, мы составим синквейн к ней.

ПЗ: Для того, чтобы составить синквейн, я вам сделала подсказку на слайде. Правило написания синквейна.

СУЗ:Вы знаете, что такое синквейн?

- Синквейн – это свободное творчество, но записанное по определённым правилам.

- Сейчас мы составим синквейн на тему «Эмоциональное состояние Серой Шейки» (на слайде правила составления синквейна)

ОРД:  Вы будете писать его на листах. Подпишите их.

КВ: Устный опрос учащихся.

Итог

- Ребята, давайте вернемся к нашим поставленным задачам на уроке. Мы их достигли?

-Скажите, что вас тронуло в этой сказке?

 - Что поразило?

- Что порадовало?

- Что вызвало недовольство и возмущение?

- Но я то уверена , что, вы , ребята , добрые и отзывчивые.

Да. Мы определили эмоциональное состояние Серой Шейки…



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока-чтения по сказке "серая шейка", автор Мамин-Сибиряк.

конспект урока чтение в специальном 9 классе...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Л.В.Занкова по теме «Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»)».

Тема урока:  «Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»)».Цель урока: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нравственной отзывчивости....

литературно-методический анализ и конспект урока по сказке "Серая Шейка" Д.Н. Мамина-Сибиряка

В материале представлен полный литературно-методический анализ и конспект урока по сказке "Серая шейка" Д.Н. Мамина-Сибяряка по программе "Школа России", 2 класс. Соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока по теме "Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго Зайца -длинные уши, косые глаза, короткий хвост". 3 класс.

Тип урока - открытие новых знаний. Урок составлен  с использованием активных методов обучения. Нестандартные названия этапов урока. Урок по ФГОСу 2 поколения. Поставлены цели, подведены итоги. На...

Тест по сказке "Серая Шейка" Д. Мамин - Сибиряк

Данный тест позволяет учителю просвести корректировку знаний учеников третьего класса по сказке Д. Мамина - Сибиряка "Серая Шейка"....

Тест по сказке "Серая Шейка" автор Д.Н. Мамин - Сибиряк

Тест по сказке Д.Н. Мамина - Сибиряка "Серая Шейка" для учащихся 3 класса по предмету "Литературное чтение на родном языке"...