Главные вкладки

    Разработка урока внеклассного чтения "А.С. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде"
    методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

    Цели урока:

    1.      Формировать у обучающихся представление о творчестве А.С. Пушкина

    2.      Познакомить с историей создания «Сказки о попе…»

    3.      Формировать у учащихся тип правильной читательской деятельности

    4.      Развивать интерес к чтению, образное мышление, память, речь

    5.      Воспитывать уважительное отношение к прошлому своего народа, нравственные качества личности

    Оборудование:
    Мультимедиа, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, выставка книг А.С. Пушкина, рисунки детей к сказкам А.С. Пушкина

    Практическая значимость: материал урока может использоваться на внеклассных занятиях, посвященных творчеству А.С. Пушкина

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vneklassnoe_chtenie_skazka_o_pope....docx30.9 КБ
    Файл prezentaciya_k_uroku.rar723.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

    Цели:

    1. Закрепить знания учащихся сказок А.С. Пушкина
    2. Познакомить с историей создания «Сказки о попе…»
    3. Формировать у учащихся тип правильной читательской деятельности
    4. Развивать интерес к чтению
    5. Развивать образное мышление, память, речь
    6. Воспитывать уважительное отношение к прошлому своего народа, нравственные качества личности

    Оборудование: 
    Мультимедиа, проектор, выставка книг, рисунки детей

    Ход урока

    I. Орг.момент

    - Я знаю, вы любите игры,

    Песни, загадки и пляски,

    Но нет ничего интересней,

    Чем наши волшебные сказки.

    II. Сообщение темы урока

    - Ребята, сегодня мы с вами вновь отправляемся в путешествие в замечательный мир сказок А.С. Пушкина. Наш урок посвящён «Сказке о попе и о работнике его Балде».  

     В ходе урока за свои ответы вы будете получать жетоны, которые мне помогут в выставлении отметок.

    III.  Творчество А.С.Пушкина

    -  О жизни и творчестве  Александра Сергеевича Пушкина вы уже многое знаете. Сегодня на уроке мы расскажем о главном.  (Сообщения заранее подготовленных учеников)

    А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года.  Маленький Саша рано научился читать. Он с детства в совершенстве знал французский язык, читал по-французски, но особая любовь у него была к русской речи. (слайд 2)

    Бабушка поэта и его няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русским народным творчеством. Она рассказывала маленькому Саше сказки, пела колыбельные песни. Они запомнились ему на всю жизнь. (слайд 3)

    Прошли годы, Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихотворений о свободе, любви, дружбе, о природе.

    С августа 1824 по сентябрь 1826 года Пушкин жил в ссылке в псковском имении своих родителей селе Михайловском, где жила его няня.

    Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает ее. Сюжеты этих сказок Пушкин использует потом при создании своих литературных сказок.

     «Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!» Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна. (слайд 4)

    - А можем ли мы так же сказать про сказки самого Пушкина?  Есть ли среди ваших любимых книг сказки А.С.Пушкина? (ответы учащихся)

    - Кто сможет назвать сказки, написанные Пушкиным? (слайд 5)

    - Проверим, как хорошо вы знаете эти сказки. Я покажу вам иллюстрации к сказке, а вы должны назвать сказку. (слайды 6- 9)

    IV. Кроссворд «Герои сказок Пушкина»  (слайд 10)

    По горизонтали:

    1.Кем оборотился князь Гвидон в первый раз, когда полетел к отцу?

    2.Ядро золотого ореха.

    3.Одна из трёх девиц в сказке о царе Салтане.

    4.Имя царя из «Сказки о золотом петушке».

    5.Имя князя, сына царя Салтана.

    6. Имя царя в сказке А.С. Пушкина.

    7.Как звали пса из «Сказки о мёртвой царевне».

    8.Сеть для ловли рыбы.

    9.Жених юной царевны.

    10.Волшебный предмет из сказки А.С. Пушкина.

    11.Кто помог Дадону избавиться от неожиданных набегов врагов.

    12.Дядька прекрасных витязей.

    (Ответы по горизонтали:

    1.Комар. 2.Изумруд. 3.Ткачиха. 4.Дадон. 5.Гвидон. 6.Салтан. 7.Соколко. 8.Невод. 9.Елисей. 10.Зеркальце. 11.Звездочёт. 12.Черномор.

    По вертикали: 1. Михайловское.)

    V. Знакомство с созданием «Сказки о попе и работнике его Балде»

    -  Я предлагаю познакомиться с нашими гостями. (Инсценировка «Сказки о попе…»)

    Узнали, из какой сказки к нам пожаловали гости? (слайд11)

    - У вас на партах лежат разные издания «Сказки о попе…». Обменяйтесь с соседом по парте своими книгами и рассмотрите их.

    - Какие чувства вызвала сказка, её герои, когда вы её читали впервые? (рассмешила, растрогала, взволновала, удивила,..)

    - Какие моменты особенно запомнились? Почему?

    - Кто из героев понравился и почему?

    - Послушайте историческую справку о создании «Сказки о попе…»

    История создания сказки.

    «Сказка о попе и работнике его Балде» была написана А.С.Пушкиным в Болдине  13 сентября 1830 года. Основой послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском. (слайд 12)

    Пушкин прочитал эту сказку Гоголю в Царском Селе. Гоголь писал своему другу, что Пушкин читал ему «сказки русские народные … совершенно русские». И далее об этой сказке: «Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая».

    При жизни поэта «Сказка о попе…» не печаталась. Впервые она была напечатана В.А.Жуковским в 1840 году. Но по цензурным причинам Жуковский заменил попа на купца: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму».

    Только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений сказка была напечатана по рукописи Александра Сергеевича, но в изданиях для народа до начала ХХ века печаталась с купцом Остолопом.

    VI. Словарная работа

    В сказке есть слова, которые не употребляются в современной речи. Это – устаревшие слова. Давайте прочитаем значение некоторых таких слов. (слайд 13)

    Толоконный – сделанный из толокна – из овсяной немолотой муки.

    Полба- разность пшеницы, каша из нее.

    Розь – разные, различные

    Подворье – дом с хозяйственными постройками

    Оброк – денижный или натуральный сбор.

    Супостат – противник, враг

    VII. Конкурс «Самый внимательный читатель» (слайд 14)

    - Сейчас мы проверим, кто из вас внимательнее всех читал сказку. Он сможет ответить на все вопросы

    1. Где встретил поп Балду? (слайд 15)

    А) на ярмарке

    Б) на базаре

    В) на рынке

    2. Какой работник  не нужен был  попу? (слайд 16)

    А) повар

    Б) гончар

    В) конюх

    3. Кто придумал средство, как спасти попа от расплаты? (слайд 17)

    А) Поповна

    Б) Попадья

    В) Поп

    4. Где жили черти? (слайд 18)

    А) в озере

    Б) в пруду

    В) В море

    5. Кого подослал Балде старый бес? (слайд 19)

    А) сына

    Б) племянника

    В) внука

    6. Чего не делал Балда в сказке? (слайд 20)

    А) Не ловил зайцев

    Б) Не бросал палку

    В) Не скакал на лошади

    7. Какое задание Балда выполнил сам? (слайд 21)

    А) Обежал вокруг моря

    Б) Поднял  коня

    В) высоко забросил палку

    8. После какого «щелчка лишился поп языка»? (слайд 22)

    А) Первого

    Б) Второго

    В) Третьего

    9. На что надеялся поп, когда брал Балду на работу? (слайд 23)

    А) На то, что Балда забудет уговор

    Б) На русский авось

    В) На совесть Балды

    10. Как продолжить фразу «Не гонялся бы ты, поп ….» (слайд 24)

    А) за мной

    Б) за самим Балдой

    В) за дешевизной

    (Выигрывает тот, кто получает больше звездочек за правильные ответы)

    VIII. Игра «Выбери слово» (слайд 25)

    А) Жил-был поп,

    Толоконный лоб.

    … поп по базару

    Посмотреть кой-какого товару. (слайд 26)

    Б) Поп ему в ответ «Нужен мне ….:

    Повар, конюх, плотник.

    Поживи-ка на моем подворье,

    Окажи свое усердье и проворье» (слайд 27)

    В) Живет Балда в поповом доме,

    …., ест себе на соломе,

    Ест за …. Четверых,

    Работает за семерых. (слайд 28)

    IX. Игра «Кто это сказал?» (слайд 29)

    1. «Ладно. Не будет нам обоим накладно

    Поживи-ка на моем подворье,

    1. Окажи свое усердье и проворье» (слайд 30)

    1. «Знаю средство, как удалить от нас такое бедство…» (слайд 31)

    1. Да вот веревкой хочу море морщить

    Да вас, проклятое племя корчить» (слайд 32)

    1. «Здравствуй, Балда-мужичок;

    Какой тебе надобен оброк?» (слайд 33)

         5. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!» (слайд 34)

    X. Работа в парах « Расшифруй имена героев сказки»

    - Из данных букв составьте слова – имена героев сказки

    ОПП

    ДАБАЛ

    КАЗАЙ

    НОКСЕБЕ

    ДЬЯПАПО

    XI. Определение типа сказки: авторская или народная

    - Сюжет какой народной сказки лег в основу «Сказки о попе …»?

    - Есть ли в сказке Пушкина признаки народной сказки? (повторы, устойчивые выражения и эпитеты, устаревшие слова, народная речь)

    - Внимательно изучите таблицу (слайд 35)  и объясните народной или авторской является «Сказка о попе…»

    - Сделайте вывод («Сказка о попе…» является авторской сказкой, но написана по сюжету народной сказки)

    XII. Главные герои сказки.

    - Назовите положительного героя сказки. Каким мы видим Балду в сказке? (слайд 36)

    (Добрый, трудолюбивый, хитрый, доверчивый, наивный….)

    - На какого героя русских народных сказок он похож? (Балда похож на Ивана-дурака, Емелю.)

    - Есть в сказке отрицательный герой? Какие отрицательные черты характера высмеиваются в образе попа? (Ненасытный, жадный, глупый.) (слайд 37)

    - Найдите отрывок и прочитайте, как был наказан поп?

    - Какие чувства вызвал у вас этот эпизод?

    XIII. Подведение итогов.  (слайд 38)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

    Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...

    Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

    Цели: •    выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; •   ...

    Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

    Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

    Разработка урока внеклассного чтения "Какие вопросы задают сказки?"

    Урок внеклассного чтения для 3класса в рамках раздела "Сказки народов мира"...

    Сценарий спектакля по сказке Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде" к празднику масленица для учеников 4 класса и родителей

    При подготовке спектакля учащиеся класса освоили приемы игры на деревянных ложках и исполняли игровые и музыкальные номера, играя роль скоморохов на ярмарке, а так же изготовили скоморошьи колпа...