Урок литературного чтения по теме:" Как боролся русский богатырь".
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Урок литературного чтения в 3 классе по программе " Начальная школа 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_borolsya_docx.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема:  Былина "Как боролся русский богатырь"

Цели: познакомить с былиной Л. Н. Толстого, развивать учебные и читательские умения, умения правильно называть произведение, тему, жанр; развивать умение работать с текстом по заданию учителя;  воспитывать у детей чувство гордости и любви к своей Родине и ее истории.


Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок

Тихо в школе

Тихо в классе

Ну- улыбнитесь, здравствуйте, садитесь

  1. Разминка.
  1. Жужжащее чтение
  2. Упражнение « Задуй свечу».
  3. Чтение чистоговорки.
  4. Чтение скороговорки.
  1.  Проверка дом. зад.

- Что такое быль?

- Пересказ рассказа.

4. Постановка темы и цели урока.

- Сегодня я приглашаю вас продолжить работу над произведениями великого русского писателя.

5.. Актуализация знаний (работа с произведениями Л. Н.Толстого)

1) составление обобщающей схемы ( учитель работает на доске, дети - на листочках)

- Что такое былина? Это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. Герои былин - богатыри.) 

- Ребята, поиграем в игру « отгадай»

- Берегись . дитятко, Пучай-реки, не купайся в ней.

(былина «Добрыня и змея»)

- Мы с тобой как уговаривались? В поле один на один биться? А почему за тобой стоит войско целое?

(былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» )

- Сидит за рекой Соловей- разбойник на трёх дубах. на девяти суках ( Илья Муромец и соловей – разбойник)

- Послал Вольга пятерых своих дружинников – вывернуть сошку из земли.( Вольга и Микула)

- Прочитайте название произведения Л. Толстого?Цель –будем учиться работать с текстом произведения.

6.Чтение былины. Словарная работа.

- Понравилась вам былина? Чем?

Печенеги - кочевое племя, совершавшее набеги на Русь.

Сам-четверт - четвертый

Мне не показалось, как он это делает, я и побрани его.- Мне не понравилось, как он это делает, я и поругал его.

Побрани – поругал

князь – предводитель войска и правитель области;

покорись ты со всей своей землею – признай меня победителем;

однова мял воловью шкуру – однажды;

одолеет – победит;

сошлись, – встретились, подошли друг к другу;

поброни его – поругай;

кушаки – матерчатый, широкий пояс;

шмякнул – уронил или бросил со шлепающим звуком.

-Повторное чтение ( цепочкой)

7.Работа по содержанию:

- Где происходили события?

  1. Кто напал на русскую землю?
  2. О чем договорились печенегский и киевский князи?
  3. Кто выступил от русской дружины?
  4. Прочитайте о силе русского богатыря.
  5. Прочитайте, как выглядели русский и печенегский силачи.
  6. Прочитайте, как боролись силачи.
  7. Чем закончился поединок?

Рассмотреть иллюстрацию:

  1. Подберите из текста предложения, которые подходят для описания иллюстрации.

  1. Работа в группах. ( сравнить былины, найти сходство и различие)

Товарищей уважай

Другим не мешай.

Не согласен – предлагай.

1 гр. «Добрыня и змея» стр. 39

- Название , автор, главные герои, где происходили события? Как победили?

2 гр.  « Илья муромец и Соловей – разбойник»стр. 43

3 гр.  « Алёша Попович и Тугарин Змеёвич» стр. 49

Работа в тетрадях ( с. р)

8.Итог урока. Рефлексия.

- С каким жанром произведения Л. Н  Толстого  вы познакомились на уроке?

-Как называется эта былина? Зачем написана такая былина? ( показать , что русский народ непобедим, мужество, отвагу,силу нашего народа)

-Вам понравился урок?

-Что было интересным на уроке для вас?

-Оцените свою работу на уроке.

Пословицы:

С родной земли – умри, не сходи.

Прежде соберись, а потом дерись.

Русский ни с мечом, ни с калачом не учит.

Д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме  "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина  " Как Илья из Мурома богатырём с...

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства "Образ русского богатыря"

Интегрированный урок  литературного чтения и изобразительного искусства  "Образ русского богатыря" 4 класс по УМК  "Планета Знаний". На уроке проводится анализ картины В.Васнецова...

Презентация к итоговому уроку литературного чтения по теме "Люблю природу русскую.Зима" 2 класс

Презентация к итоговому уроку литературного чтения по теме "Люблю природу русскую.Зима" 2 класс УМК "Школа России"...

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Люблю природу русскую. Весна." 2класс

Презентация к  уроку литературного чтения по теме "Люблю природу русскую. Весна." 2класс...

Конспект урока литературного чтения по теме "Люблю природу русскую. Весна"

Конспект урока литературного чтения по теме "Люблю природу русскую. Весна" может быть полезен учителям начальных классов. Он построен в соответствиии с требованиями ФГОС. Включает в себя инд...

Презентация к уроку литературного чтения на тему "Богатыри земли русской"

Слава русской стороне!Слава русской старине!И про эту старинуЯ рассказывать начну,Чтобы дети знать моглиО делах родной земли....